Балет как феномен русской культуры XVII - начала XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 15:44, реферат

Краткое описание

Балет — синтетическое искусство, в котором танец - главное выразительное средство балета, тесно связан с музыкой, с драматургической основой — либретто, со сценографией, с работой костюмера, художника-осветителя и т.д. Балет многообразен: сюжетный — классический повествовательный многоактный балет, драмбалет; бессюжетный — балет-симфония, балет-настроение, миниатюра. По жанру балет может быть комическим, героическим, фольклорным.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. У колыбели русского балета………………………………………….5
1.1 Первые шаги русского балета………………………………………………5
1.2 Крепостной балет……………………………………………………………10
1.3 Первый русский балетмейстер……………………………………………13
Глава 2. «Любовь к Отечеству» на сцене………………………………………18
2.1 Творчество Дидло………………………………………………………….19
2.2 Первая русская Терпсихора…………………………………………………21
2.3 Романтизм в русском балете………………………………………………..24
Глава 3. Симфонические балеты………………………………………………..27
3.1 Балеты П.И. Чайковского…………………………………………………28
3.2 Балетный академизм М. Петипа………………………………………….30
3.3 Творческие принципы А.А. Горского……………………………………34
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы………………………………………………………………39

Вложенные файлы: 1 файл

Карвелис.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство культуры РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств»

  в г. Санкт-Петербург

 

 

 

Кафедра социально-культурной деятельности

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По курсу: «Теория и история культуры»

Тема: «Балет как феномен русской культуры XVII - начала XX века»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 4 курса

Рябцова И.В.

    Проверил:

                              К.п.н., доцент

Карвелис  М.А.

 

 

 

 

 

 

 

 Санкт-Петербург

2014

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. У колыбели русского балета………………………………………….5

1.1 Первые шаги русского  балета………………………………………………5

1.2 Крепостной балет……………………………………………………………10

1.3 Первый русский балетмейстер……………………………………………13

Глава 2. «Любовь к Отечеству» на сцене………………………………………18

2.1 Творчество Дидло………………………………………………………….19

2.2 Первая русская Терпсихора…………………………………………………21

2.3 Романтизм в русском балете………………………………………………..24

Глава 3. Симфонические балеты………………………………………………..27

3.1 Балеты П.И. Чайковского…………………………………………………28

3.2 Балетный академизм М. Петипа………………………………………….30

3.3 Творческие принципы А.А. Горского……………………………………34

Заключение……………………………………………………………………….37

Список литературы………………………………………………………………39

 

 

 

 

Введение

Балет - высшая ступень  хореографии, в котором танцевальное искусство поднимается до уровня музыкально-сценического представления. Термин «балет» появился в ренессансной Италии в XVI веке и обозначал не спектакль, а танцевальный эпизод.

Балет — синтетическое  искусство, в котором танец - главное  выразительное средство балета, тесно  связан с музыкой, с драматургической основой — либретто, со сценографией, с работой костюмера, художника-осветителя и т.д. Балет многообразен: сюжетный — классический повествовательный многоактный балет, драмбалет; бессюжетный — балет-симфония, балет-настроение, миниатюра. По жанру балет может быть комическим, героическим, фольклорным.

Прошло много лет, исторических эпох, прежде чем из примитивных  пластических движений человека возник один из сложнейших видов искусства – балетный спектакль. Постепенно рождались хореографические формы, передающие в живых картинах пластическую красоту движений, создавались и ломались традиции.

Балетный спектакль  как таковой начал формироваться в Европе в XVI веке. С тех пор искусство балета прошло долгий и сложный путь становления и развития.

В переводе с латинского языка само слово «классический» означает «образцовый». Классическими  мы называем образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. Классическими мы называем и лучшие, первоклассные балетные спектакли – зарубежные, русские, советские. А их создателей балетмейстеров причисляем к классикам хореографии.

Классический танец  формировался путём долгого и  тщательного отбора, отшлифовки многообразных  выразительных движений и положений  человеческого тела. Он вбирал в  себя достижения различных танцевальных культур, перерабатывал движения разнообразных народных плясок, пантомимных действий – искусства мимов и жонглёров, движения трудовых и бытовых танцев.

Развиваясь в течение  длительного времени, классический танец обрёл точные и узаконенные  формы, сосредоточил в себе огромное количество разнообразных движений человеческого тела.

Россия узнала балет  в XVII веке, а первые балетные представления  в XVIII столетии. С тех пор в нашей  стране выросла великая культура классического балета. Русскими балетмейстерами  созданы своеобразные, неповторимо  прекрасные спектакли. И не случайно многие театры мира включают в свой репертуар такие балеты, как «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Шопениана» и другие.

В своей работе я хотела бы рассмотреть развитие русского классического  балета через призму истории нашей страны, понять как исторические события, культурные, социальные изменения влияют на данный вид искусства. Также я бы хотела проследить, как великие балетмейстеры через свои творения отражали жизнь народа, и как с их же помощью влияли на умы современников.

 

 

 

 

Глава 1. У колыбели русского балета

В течение XVII—XVIII веков  русский балет прошел большой  и сложный путь формирования, стремясь определиться как самостоятельный  жанр театрального зрелища, независимый  от оперы или драмы.

Являясь по преимуществу придворным искусством, ориентируясь в вопросах репертуара и исполнительского стиля на вкусы дворянской публики, русский балет тем не менее сохраняет отдельные самобытные качества и черты, которые обосабливают его от западноевропейского балета. Национальные особенности русского балета больше всего сказываются в интермедиях и дивертисментах, входящих в представления русской комедии и комической оперы. Искусство народной пляски постоянно влияет на исполнительскую манеру русских танцовщиков.

Помимо частных и  казенных балетных трупп Петербурга и Москвы, по всей стране существовала разветвленная сеть крепостных театров, нередко соревновавшихся со столичными. Здесь также росли национальные кадры танцовщиков, балетмейстеров, живописцев.

Будущее русского балета обеспечивалось и солидной организацией балетного образования, постоянным воспитанием молодых артистических сил.

К исходу XVIII века русский  балет занял позиции, способствовавшие его дальнейшему совершенствованию  и росту. А на рубеже XVIII— XIX веков  в нем появились уже такие хореографы и танцовщики, чьи имена прославились в русской и мировой истории балетного театра.

1.1 Первые шаги  русского балета

В XVII веке были предприняты  первые попытки создать балетный театр в России. С самого начала этот театр принадлежал правящим классам и в очень незначительной степени испытывал влияние народного танцевального искусства. Однако весь ход дальнейшего поступательного движения русского балетного театра раскрывает перед нами картину постепенного плодотворного сближения двух некогда разобщенных начал. Этот процесс не был равномерным и гладким, что объяснялось конкретно-историческими особенностями развития самой действительности.

В XVII веке еще интенсивнее  чем прежде протекал процесс экономического, политического и культурного  подъема России как могучей многонациональной державы. К торговле с Москвой, которая уже с XIV века стала центром политической жизни страны, стремились теперь все западноевропейские страны. Расширялись международные отношения страны, росли ее культурные связи с зарубежными государствами. Русские дипломаты, купцы и просто вольные путешественники в своих заграничных поездках знакомились с состоянием театрального дела на Западе. Наряду с драматическими спектаклями, у них вызывали интерес и представления музыкального, в частности балетного театра. Здесь немалую роль играло то обстоятельство, что в балете не приходилось разбирать иноземную речь: при всех национальных оттенках, язык музыки, танца и пантомимы доступен каждому. Кроме того, балетный спектакль обставлялся с большой пышностью. Быстрые смены декораций, выезды разнообразных персонажей на разукрашенных колесницах, полеты и превращения, а также роскошь и красочность костюмов — все это русские творчески перенимали, чтобы еще более прославить могущество централизованного Российского государства. Такое прославление было тогда делом исторически прогрессивным, ибо вело к укреплению национальной сплоченности и независимости Родины. Передовые люди страны прежде всего учитывали эту политическую цель театра, прекрасно понимая его воспитательную силу.

Именно такого рода спектакль  был представлен 8 февраля 1673 года в  подмосковном селе Преображенском для  царя Алексея Михайловича, членов его  семьи и придворных. Это был  первый балетный спектакль на сцене  русского театра. Назывался он «Балет об Орфее и Евридике».

Спектакль начинался  прологом – своего рода арией –  речью, которую пел исполнитель  роли Орфея. Она была обращена к царю и восхваляла его добродетели  и доблести.

Следует отметить, что  балет того времени, кроме танца  и пантомимы, включал в себя также сценическую речь и пение. Только к концу XVIII века действие балетного спектакля в России перестало сопровождаться речью. Правда, как пережиток, еще и в середине XIX века сохранялись титры — плакаты с пояснительными надписями, появлявшиеся на сцене в сложных для понимания местах действия.

Исполнителями первых балетов  все чаще являлись русские актеры. В 1673 году, то есть в год постановки «Балета об Орфее и Евридике», первый режиссер придворного театра пастор Иоганн Грегори набрал в труппу молодежь из московских мещан и подьячих, которую одновременно обучал театральному искусству и занимал в спектаклях.

Так уже на ранних порах  выявилась одна характерная особенность  русского балетного театра. При наличии  иностранных постановщиков, при интересе придворной публики к чужеземным сюжетам, основное ядро труппы всегда составляли русские актеры.

В 1676 году умер царь Алексей  Михайлович, и всякие театральные  представления надолго прекратились. Однако, Россия уже практически освоила  жанр балетного спектакля, и этому жанру суждено было здесь впоследствии занять значительное место в ряду других театральных искусств.

Новые сведения о балетном театре в России появляются более  чем через полвека. Если при Петре I и ставились балеты, то данных о  них не сохранилось.

Но годы царствования Петра I были отмечены другим явлением, важным для истории русского балетного  искусства. В быт верхних слоев  общества широко вошла новая для  России танцевальная музыка и неизвестный  до той поры бальный танец. В 1718 году Петр издал указ об ассамблеях — собраниях, которые обязано было посещать Петербургское дворянство. Здесь непременным для всех приглашенных было участие в танцах. Западноевропейский бальный танец внедрялся в дворянский быт путем личного примера царя и даже в приказном порядке, если примеру следовали не слишком охотно.

Потребность в балетном театре возникала изнутри самого жизненного уклада, а не внедрялась в него извне. Балетный театр в  России получил прочную основу для  своего дальнейшего существования  и развития.

В XVIII веке балет существовал  при опере. Но зависел он от оперы  в разной степени.

1. Танцевальные эпизоды  продолжали действие оперного  спектакля, были составной частью  этого действия, хотя исполнялись  не оперными, а балетными артистами.

2. Балет представлял собой дивертисмент — цепь танцевальных номеров, часто не связанных содержанием ни между собой, ни с оперным действием. Дивертисментная сюита — закономерная, живущая поныне структурная форма балетного эпизода.

3. Балет включался  в оперу на правах танцевальной интермедии — развернутой сценки с четким самостоятельным драматическим сюжетом и действенным танцем, но также не связанной с событиями оперного спектакля и исполняемой персонажами, не имеющими отношения к персонажам оперы.

4. Балет или пантомима коротко повторяли содержание только что показанной оперы.

5. Балет ставился наряду  с оперой, как отдельное и не  зависящее от нее произведение.

В XVIII веке русский балетный театр переходил от эпизодических  спектаклей гастролеров к более  или менее регулярным выступлениям собственной труппы русских танцовщиков совместно с гастролерами. Это обстоятельство, а также учреждение в Петербурге первой русской балетной школы, от которой ведет свою более чем двухвековую родословную хореографическое училище имени А. Я. Вагановой,— таковы главные, наиболее плодотворные итоги развития русского балета той поры.

В истории российского  театрального искусства 1756 год отмечен  крупнейшим событием: 30 августа был  официально учрежден, а к концу  года начал свои общедоступные спектакли первый русский публичный театр в Петербурге. Его основателем был великий русский драматический актер Федор Григорьевич Волков.

Балет постепенно утверждался  как крупное самостоятельное  явление отечественного театра. Театральная  критика конца XVIII века провозглашала его равноправие в ряду смежных искусств.

Балетный спектакль XVIII века значительно отличался от спектакля  позднейших времен своим содержанием  и формой, а также характером выразительных  средств самого танца. Эстетические требования придворного театра, галантного и регламентированного, подчиненного этикету, наложили на балет свой специфический отпечаток. 
Крепостной балет  

Русский балетный театр  многообразно развивался в обеих  столицах, утверждаясь на путях национальной самобытности. Это был широкий, всеобъемлющий процесс. Но самобытность русского балетного искусства заявляла о себе в конце XVIII века не только на профессиональной сцене.

Информация о работе Балет как феномен русской культуры XVII - начала XX века