Русская культура 18 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 13:06, реферат

Краткое описание

Актуальность проблемы заключается в том, что в сегодняшней жизни слово “культура” все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием. Но до сих пор для нас культура не стала нормой жизни. Исходной формой и первоисточником развития культуры является человеческий труд, способы его осуществления и результаты. В данной работе буду рассмотрены изменения нашей страны в XVIII в., какие успехи в развитии наша страна совершила всего за один век, переход от религиозной культуры к светской. Задачами реферата являются изучение стремительного развития культуры в XVIII в. и влияния Запада.

Вложенные файлы: 1 файл

Referat_po_kulturologii.docx

— 48.55 Кб (Скачать файл)

Введение

На протяжении всей истории развития философской  мысли культура в том или ином аспекте являлась предметом изучения различными мыслителями, литераторами, историками. Само слово “культура” происходит от латинского слова "colere", что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин "agriculture" или искусство земледелия. Но в XVIII в. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово "Kultur" также означало высокий уровень цивилизации. 

Актуальность  проблемы заключается в том, что в сегодняшней жизни слово “культура” все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием. Но до сих пор для нас культура не стала нормой жизни.   Исходной формой и первоисточником развития культуры является человеческий труд, способы его осуществления и результаты. 

В данной работе буду рассмотрены изменения  нашей страны в XVIII в., какие успехи в развитии наша страна совершила  всего за один век, переход от религиозной  культуры к светской.

Задачами  реферата являются изучение стремительного развития культуры в XVIII в. и влияния  Запада.

 

 

 

 

 

 

 

Учебные заведения

В новой  культуре появилась тенденция к  демократизму. Большую роль в этом сыграли реформы в области  образования. Создается система  светских школ. На грани XIX в. в России числилось 550 учебных заведений и 62 тыс. учащихся. Социальный состав учащихся к этому времени в общеобразовательных  школах был чрезвычайно пестрым. В народных училищах преобладали  дети мастеровых, крестьян, ремесленников, солдат, матросов и т.д. Неодинаков был  и возрастной состав учащихся —  в одних и тех же классах  обучались и малыши и 22-летние мужчины. 

 Общераспространенными учебниками в училищах были азбука, книга Ф. Прокоповича “Первое учение отрокам”, “Арифметика” Л. Ф. Магницкого и “Грамматика” М. Смотрицкого, часослов и псалтырь. Обязательных учебных программ не было, срок обучения колебался от трех до пяти лет. Прошедшие курс учения умели читать, писать, знали начальные сведения из арифметики и геометрии.

Немалую роль в развитии просвещения в  России сыграли так называемые солдатские школы — общеобразовательные  училища для солдатских детей, преемники  и продолжатели цифирных школ петровского  времени. Это — наиболее рано возникшая, самая демократическая по составу  начальная школа того времени, обучавшая  не только чтению, письму, арифметике, но и геометрии, фортификации, артиллерии. Солдатские дети составляли основную массу студентов Московского  и Петербургского университетов. К  типу солдатских, принадлежали также национальные военные школы, открытые во второй половине XVIII в. на Северном Кавказе (Кизлярская, Моздокская и Екатериноградская). 

Второй  тип школ в России XVIII в. — это  закрытые дворянские учебные заведения: частные пансионы, шляхетские корпуса, институты благородных девиц  и т.д., всего более 60 учебных заведений, где обучалось около 4,5 тыс. дворянских детей. Хотя в шляхетских корпусах (Сухопутном, Морском, Артиллерийской, Инженерном) готовили, главным образом, офицеров для армии и флота. В них учились первые русские актеры братья Волковы и драматург Сумароков; ученики участвовали в спектаклях придворного театра. Сословными учебными заведениями были и благородные пансионы — частные и государственные: Смольный институт благородных девиц, Благородный пансион при Московском университете и т.д. Из них выходили хорошо образованные дворяне, воспринявшие идеологию своего класса. Эти учебные заведения пользовались наибольшей финансовой поддержкой правительства: на один Смольный институт отпускалось 100 тыс. руб. в год, в то время как на все народные школы давалось по 10 тыс. руб. на губернию, да и эти деньги шли не только на народное образование, но и на нужды “общественного призрения” — больницы, богадельни и пр. 

К третьему типу учебных заведений относятся  духовные семинарии и школы. Их насчитывалось 66, в них обучалось 20 393 человека (имеются  в виду только православные школы). Это были также сословные школы, предназначаемые для детей духовенства; разночинцев в них, как правило, не принимали. Главной задачей этих школ была подготовка преданных церкви и царю священников, но воспитанники семинарий получали и общее образование и нередко становились проводниками грамотности в своих приходах. 

Небольшое количество (около двух десятков) специальных  школ (горные, медицинские, штурманские, межевые, коммерческие и др.), а также  основанная в 1757 г. Академия художеств, представляли четвертый тип учебных заведений. Хотя в них училось всего около 1,5 тыс. человек, они играли важную роль в подготовке специалистов, в которых Россия тогда особенно нуждалась. 

Наконец, подготовка специалистов велась и через  университеты — Академический, учрежденный  в 1725 г. при Академии наук и существовавший до 1765 г.  Московский, основанный в 1755 г. по почину Ломоносова. Виленский, который формально был открыт лишь в 1803 г., но фактически действовал как университет с 80-х годов XVIII в. Студенты философского, юридического и медицинского факультетов Московского университета, помимо наук по своей специальности, изучали также латынь, иностранные языки и русскую словесность. 

Московский  университет был крупным культурным центром. Он издавал газету “Московские  ведомости”, имел собственную типографию; при нем работали различные литературные и научные общества. Из стен университета вышли Д. И. Фонвизин, позднее А. С. Грибоедов, П. Я. Чаадаев, будущие декабристы Н. И. Тургенев, И. Д. Якушкин, А. Г. Каховский. 

Выдающиеся  открытия в области физики, химии, астрономии совершил Ломоносов. Е. Р. Дашкова, глава Академии наук, много сделала  для организации исследований. И. П. Кулибин создал семафорный телеграф, винтовой лифт, 300-метровый одноарочный мост, И. И. Ползунов — первый в мире паровой двигатель. М. М. Щербатов написал «Историю Российскую...» в 7-ми томах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архитектура

Своеобразно нарастает и динамика стилевого  развития русской архитектуры XVIII века. В стране, с запозданием выходившей на общеевропейский путь развития, освоение западноевропейских стилей неизбежно протекает ускоренными темпами.

Неоценимую  роль в этом сыграли великие русские  и иностранные архитекторы. Одним  из известнейших представителей западной архитектурной школы, работавший в  России был Растрелли Франческо Бартоломео (1700-1771 г.), сын итальянского скульптора К. Ф.  Растрелли, служившего при дворе французского короля Людовика XIV,  который  однако архитектурно-строительный опыт приобрел в России. Будучи одаренным художником, он сумел проявить себя как искусный зодчий и занял наивысшее в архитектурном мире России положение “обер-архитектора”. Наиболее известные его творения — это и ансамбль Смольного монастыря в Петербурге (1748-1764 г.), созданный в традициях русских монастырских ансамблей предыдущих столетий, и дворцы елизаветинских вельмож М. И.  Воронцова и С. Г.  Строганова в Петербурге.

Но в  наивысшей степени его талант проявился в создании таких шедевров как Зимний дворец (1754-1762 гг.) в столице, Большой дворец в Царском Селе и Петергофе (Петродворце). Все они  ярко характеризуют стиль барокко  середины XVIII в. и эволюцию творчества замечательного зодчего.

Еще одним  ярким иностранным представителем, работавшим в России, был Антонио  Ринальди (1710-1794 гг.) — представитель раннего классицизма. К его творениям относятся Китайский дворец (1762-1768 гг.), построенный для великой княгини Екатерины Алексеевны в Ораниенбауме, Мраморный дворец в Петербурге (1768-1785 гг.), относимый к уникальному явлению в архитектуре России, Дворец в Гатчине (1766-1781 гг.), ставший загородной резиденцией графа Г. Г.  Орлова.

Известным русским представителем эпохи раннего  классицизма в архитектуре был  ученик архитектора Коробова — Кокоринов А. Ф. (1726-1722 гг.). К известным его произведениям, где с наибольшей отчетливостью проявился стиль классицизма, принято относить здание Академии художеств в Петербурге, выстроенного на Невской набережной Васильевского острова (1764-1788 гг.). Необычайно красивый фасад и многофункциональные кабинеты и залы этого здания соответствовали все возрастающему престижу русского искусства.

Известным московским архитектором, украсившим облик Москвы по праву считается Баженов В. И. (1737-1799 гг.). К первым работам В. И.  Баженова относятся строительство здания петербургского Арсенала (ныне не существует) и до сих пор не разгаданный проект Смольного института (не осуществлен). С 1767 г. все внимание широко образованного зодчего поглотило ответственное поручение – проектирование и строительство колоссального сооружения – Большого Кремлевского дворца и здания коллегий на территории Московского Кремля. В связи с этим в 1768 г. была создана специальная Экспедиция кремлевского строения, главным архитектором которой был назначен В. И.  Баженов. В 1772 г. были завершены все проектные работы, а 1 июня 1773 г. произведена официальная закладка дворца. Однако дальше торжественной закладки строительство дворца дело не пошло. Широко разрекламированный проект и строительство дворца были средством укрепления государственного престижа Екатерины II, которая стремилась показать, что Россия под ее властью способна вести изнурительную войну и одновременно затевать грандиозное строительство. К наиболее значимым строениям этого периода стоит отнести ансамбль усадьбы и господского дома Пашкова в Москве (1784-1786 гг.), неподалеку от Кремля. Это определило компактную и в высшей степени оригинальную планировочную композицию. При проектировании дома Пашкова Баженов выступил блестящим последователем идей французского классицизма. Из усадебных городских домов в Москве, созданных в последний период жизни Баженовым, следует отметить дом Юшкова на Мясницкой. Завершением творчества В. И.  Баженова предстает проект Михайловского замка в Петербурге, однако закончить его Баженову не удалось, и со значительными изменениями дворец был достроен архитектором В. Ф.  Бренном. 

Еще один выдающийся русский архитектор –  Казаков М. Ф. Творческим кредо сформировавшегося Казакова был классицизм в его строгом проявлении. Ярким примером этому служит огромное здание Сената в Московском Кремле, искусно сооруженное им в 1776 – 1787 гг. Следующим крупным общественным зданием, возведенным Казаковым в Москве, было четырехэтажное здание Университета на Моховой улице (1786 – 1793 г.). Это здание является прекрасным образцом классицизма, соответствующее престижу русской науки, имеющее строгий и репрезентативный вид. Важное место в архитектуре московского классицизма и в творчестве М. Ф.  Казакова занимает известное общественное здание – дом Благородного Собрания, мастерски перестроенный архитектором. Также Казаковым была выстроена церковь Филиппа Митрополита на Второй Мещанской улице (1777-1788 гг.). 

 В нач. XVIII в. еще живо нарышкинское барокко (Меншикова башня). Начинается регулярная застройка городов (прежде всего, Петербурга). В. Растрелли (сын) возводит Зимний дворец в Петербурге, Петергофский, Екатерининский дворцы в пригородах столицы.  И. Е. Старое — Таврический дворец. В Москве М. И. Казаков строит здание Сената, В. И. Баженов — дом Пашкова.

 Но классицизм завоевывает господствующее положение в архитектуре и изобразительном искусстве. Он определил облик Петербурга, где строили В. И. Баженов, А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, а также иностранные архитекторы — Г. Камерон, Д. Кваренги и др. Русские архитекторы успешно решали важнейшие задачи градостроительства Их постройки отличаются ясностью и логичностью замысла: строгость и лаконизм сочетались в их творчестве со стремлением к монументальным торжественным образам. Особо следует отметить старое здание Библиотеки имени В. И. Ленина (бывший дом П. Е. Пашкова) в Москве — высшее достижение творчества Баженова, блестящий образец классицизма, совершенный по архитектурному образу и изобретательности в убранстве. Патриотической гордостью, идеями триумфа и мощи России проникнуты ансамбли и общественные здания, созданные русскими архитекторами второй половины XVIII в., например здание Сената в Московском Кремле (М. Ф. Казаков), Таврический дворец в Петербурге (И. Е. Старев). Величественная простота и оригинальность композиции совмещаются в них с компактностью объемов, светлой окраской, богатством отделки фасада здания и ограды. 

Влияние сентиментализма отразилось в парковой архитектуре с различными “гротами уединения”, таинственными, скрытыми в полумраке беседками, в стилизации “дикой” природы. Одна из работ  агронома и дворянского мемуариста А. Т. Болотова так и называется: “Некоторые общие примечания о садах нежно-меланхолических”. Большинство усадеб XVIII в. было создано при участии или по проектам крепостных архитекторов и садоводов. 

Еще очень  и очень многие выдающиеся русские  и иностранные зодчие трудились  на благо России, именно их стараниями по красоте городов и величию  зданий, Россия в XVIII встала в один ряд  с западноевропейскими странами. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скульптура

До XVIII в. искусства скульптуры в России не было. Его зачинатель - итальянец  Б. Растрелли. Мастера 2-й пол. XVIII в. —  М. И. Козловский, Ф. И. Шубин, француз  Э. Фальконе. В XVIII веке в России происходил небывалый размах развития ваяния, появления новой, западноевропейского типа скульптуры, какой еще не знала Россия. Заметную стилевую перемену в развитии русской пластики принесла новая эстетика классицизма эпохи Просвещения. Важную роль в освоении классической скульптуры в России сыграл приглашенный на русскую службу французский скульптор Н.  Жилле, долгое время возглавлявший скульптурный класс Академии трех знатных художеств. Школу Н.  Жилле, заложившую основы классического ваяния в России, прошли все ведущие русские скульпторы второй половины XVIII века, окончившие Петербургскую Академию художеств: Ф.  Гордеев, М.  Козловский, И.  Прокофьев, Ф.  Щедрин, Ф.  Шубин, И.  Мартос и другие. 

Информация о работе Русская культура 18 века