Русская культура XVIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 23:45, доклад

Краткое описание

XVIII век - новый этап в истории России и в развитии русской культуры. Изменения в области культуры во многом были обусловлены социально-экономическими и политическими изменениями - прежде всего вызреванием в недрах феодализма капиталистического уклада и завершением процесса формирования абсолютной монархии. Важнейшей характеристикой русской культуры XVIII века был ее светский характер; происходит складывание светской культуры России. В рассматриваемый период активно идет процесс формирования национального самосознания и национальной культуры; наблюдается значительное расширение культурных контактов со странами Европы. Существенным качеством новой культуры стала ее открытость. Оно дало ей гибкость, восприимчивость к включению в свою систему опыта и результатов развития других культур.

Вложенные файлы: 1 файл

ОКЦ.docx

— 44.36 Кб (Скачать файл)

Русская культура XVIII века

XVIII век - новый этап  в истории России и в развитии  русской культуры. Изменения в  области культуры во многом  были обусловлены социально-экономическими  и политическими изменениями  - прежде всего вызреванием в  недрах феодализма капиталистического  уклада и завершением процесса  формирования абсолютной монархии. Важнейшей характеристикой русской  культуры XVIII века был ее светский  характер; происходит складывание  светской культуры России. В рассматриваемый  период активно идет процесс  формирования национального самосознания  и национальной культуры; наблюдается  значительное расширение культурных  контактов со странами Европы. Существенным качеством новой  культуры стала ее открытость. Оно дало ей гибкость, восприимчивость  к включению в свою систему  опыта и результатов развития  других культур.

Начало XVIII века ознаменовано реформами Петра I, которые коснулись  всех областей жизни, но, пожалуй, самыми впечатляющими были в сфере культуры. Они охватили образование, организацию  науки, книгоиздательское дело, печать, градостроительство, архитектуру, даже одежду и развлечения. Целью всех петровских реформ была европеизация русской культуры. Вместе с тем  целый ряд культурных нововведений диктовался практическими задачами развития торговли и промышленности, перестройки армии и флота, государственных  структур.

Речь идет о реформе  системы образования, подготовке большего числа квалифицированных специалистов. Уже в 1699 г. в Москве была основана Пушкарская школа, а в здании Сухаревой  башни открылась Навигацкая школа (математических и навигацких наук). За Навигацкой школой (в 1715 г. преобразована в Морскую академию) появились Артиллерийская (1701) и Инженерная (1712) школы, Медицинское училище (1707). При Посольском приказе была создана школа для подготовки переводчиков. В петровское время были открыты также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы. В провинции начальное образование осуществлялось в трех типах школ: цифирных - для подготовки местных чиновников; епархиальных - готовящих священнослужителей; гарнизонных - для обучения солдатских детей.

Развитие светского образования  вызвало появление новых учебников. Самый знаменитый - "Арифметика, сиречь наука числительная" Леонтия Магницкого, вышедшая в 1703 г. Полстолетия обучались  по ней математике российские школяры. В 1708 г. Петр I ввел вместо церковнославянского новый гражданский шрифт. Для печатания светской учебной, научной и специальной литературы были созданы новые типографии в Москве, Петербурге и других городах. В годы правления Петра I было напечатано свыше 600 названий книг. Развитие книгопечатания привело к возникновению организованной книготорговли, а в 1714 г. в Петербурге была открыта первая публичная библиотека, заложившая основу для библиотеки Академии наук. С 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета "Ведомости".

Практические потребности  государства диктовали необходимость  развития науки и техники. Большие  успехи были достигнуты в геодезии, гидрографии и картографии, в  изучении недр и полезных ископаемых. Русские моряки - гидрографы много  сделали для составления карт Азовского, Каспийского, Балтийского  и Белого морей. Были предприняты  экспедиции в Сибирь, на Дальний  Восток, в Среднюю Азию. В 1725 г. Петр I подписал указ об отправке первой Камчатской морской экспедиции под командованием  В.И. Беринга и А.И. Чернигова (эта  экспедиция состоялась уже после  смерти Петра I).

Широкий размах приобрели  геологические изыскания. Велись поиски железных руд на Урале и в Сибири, каменного угля, нефтяных месторождений  в западных и восточных районах  страны. Известны имена русских изобретателей  петровской эпохи: А. Нартов, Я. Батищев, Е. Никонов и др. Андрей Константинович Нартов (1693-1756), "личный токарь" Петра I, был выдающимся механиком своего времени. Он усовершенствовал станки монетного дела, улучшил технику сверления пушечных стволов, проектировал устройство для подъема и установки Царь-колокола в Московском Кремле. Из всех его изобретений особенно выделяются токарные станки.

По инициативе Петра I в  России было положено начало собиранию  научных коллекций. В 1718 г. вышел  указ, предписывавший населению доставлять в Кунсткамеру все, что "зело старо  и необыкновенно". В Кунсткамере  можно было увидеть скелеты вымерших животных, древние рукописи, старинные  пушки и многое другое. Основу собрания Кунсткамеры составила анатомическая  коллекция, привезенная Петром I из Голландии. В 1719 г. Кунсткамеру открыли  для свободного посещения.

Итогом достижений петровского  времени в области науки и  образования стало создание (по указу 1724 г) в Петербурге Академии наук, открытой уже после смерти Петра I в 1725 г. Академия создавалась не только как общенациональный научный центр, но и как база для  подготовки научных кадров. При ней  были открыты университет и гимназия.

В петровскую эпоху в градостроительстве осуществляется переход к регулярной застройке городов, созданию крупных  архитектурных ансамблей, в основном гражданского, а не культового назначения. Наиболее ярким примером этого является строительство Петербурга. Замечательными памятниками архитектуры стали  комплекс зданий и сооружений Петропавловской  крепости, летний дворец Петра, построенные  знаменитым итальянским архитектором Доменино Трезини. Выдвигаются и отечественные зодчие: М.Г. Земцов (здание Двенадцати Коллегий), И.К. Коробов (Адмиралтейство), И.П. Зарудный (Сухарева и Меньшикова башня в Москве).

Начало XVIII века - время постепенного утверждения светской живописи, приходящей на смену иконописи. В отличие  от парсун XVII в. портреты начала XVIII столетия окончательно освободились от канона; художники стремятся передать индивидуальные черты, внутренний мир героев. Выдающимися  портретистами того времени были Иван Никитич Никитин (1690 - 1742), который неоднократно писал портреты Петра I, и Андрей Матвеев(1701-1739).

Новым явлением в русской  культуре стало распространение  скульптурных композиций. Поскольку  в православной России традиционно  не развивалась скульптура, то статуи для дворцово-парковых ансамблей  закупали за границей, в основном в  Италии.

Первая четверть XVIII века стала временем превращения театра в общедоступное зрелище с  воспитательными, а не развлекательными задачами. Первый в стране общедоступный  театр был открыт в Москве на Красной  Площади в 1702 г. В сооруженной "комедийной хоромине" немецкие актеры разыгрывали  пьесы иноземных авторов. Позднее  возник театр, где ставились спектакли  на современные темы, прославлялись  победы российского оружия в Северной войне.

В эпоху Петра I коренной ломке  подверглись все традиционные представления  о бытовом укладе российского  общества. Царь в приказном порядке  ввел брадобритие, европейскую одежду, обязательное ношение мундиров для  военных и гражданских чиновников. Поведение молодых дворян в обществе регламентировалось западноевропейскими  нормами, изложенными в переводной книге "Юности честное зерцало".

Важным нововведением  петровской эпохи стало принятие в России юлианского календаря. С 1700 г. началом года стало считаться  не 1 сентября, а 1 января, а счет лет  стал вестись от Рождества Христова, а не от Сотворения мира, как было до этого принято в России.

Патриархальный образ  жизни постепенно уступал место "светскости" и рационализму. В 1718 г. Петр I издал указ о проведении ассамблей с обязательным присутствием женщин. Ассамблеи устраивались не только для забав и увеселений, но и для деловых встреч. В законе расписывался детальный распорядок проведения ассамблей. Поощрялось употребление в беседах иностранных слов, преимущественно  французских.

В результате реформ первой четверти XVIII века в культуре России произошли большие изменения. Они  коснулись не только науки, системы  образования, искусства, но и духовных ценностей и внешнего облика представителей привилегированного сословия. Однако преобразования практически не затронули  крестьян и низшие слои города. Более  того, петровская "европеизация" положила начало глубочайшему разрыву  между образом жизни народа и  привилегированных слоев. Многие исследователи  говорят о культурном конфликте  как следствии петровских реформ. Непонимание, противостояние двух культур - важнейший фактор, определивший развитие России в XVIII - ХIХ веках.

Фундамент заложенной Петром I светской системы образования и  науки продолжал укрепляться  при его преемниках, хотя и не с такой интенсивностью. Накопление знаний и растущие потребности государства  в квалифицированных специалистах ставили новые более сложные  задачи в области образования. В 1731 г. был учрежден Сухопутный шляхетский кадетский корпус - сословное военно-учебное  заведение закрытого типа. Корпус готовил не только будущих офицеров российской армии, но и гражданских  чиновников; помимо военных дисциплин  в программу были включены иностранные  языки, география, юриспруденция. В  дальнейшем были образованы Морской, Артиллерийский, Инженерный корпуса. Иначе говоря, формируется система сословного дворянского образования (при Петре I дворяне могли обучаться вместе с выходцами из других сословий).

В Петербургской Академии наук существовало два учебных заведения - гимназия и университет. Но скудная  материальная база, неудачный подбор преподавателей из иностранцев, не владевших  русским языком, самовластие и  нечистоплотность в финансовых вопросах И. Шумахера, одного из руководителей  Академии наук отрицательно сказывались  на качестве преподавания и подготовки учащихся. Борьбу с "шумахерщиной", по выражению Ломоносова, вели многие деятели науки, в том числе и великий русский ученый. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) возглавил в 40-50-х годах XVIII века борьбу за улучшение учебной деятельности Академии наук и за создание первого русского университета в Москве.

Открывшийся в 1755 г. Московский университет имел три факультета: философский, включавший физико-математическое и словесное отделения, медицинский  и юридический. Характерно отсутствие в структуре университета богословского  факультета, традиционного для европейских  учебных заведений такого типа. Таким  образом, возникновение светского  образования и светских школ в  России увенчалось созданием светского  высшего учебного заведения.

В Московском университете воплотилась  идея Ломоносова о преемственности  связи различных ступеней образования: при университете создавались две  гимназии, одна - для дворянских детей, другая - для детей из других сословий. Московский университет с самого начала выступал и в роли распространителя научных знаний: в нем проводились  общедоступные лекции, устраивались публичные диспуты, издавалась научная  и учебная литература.

Попытки реформирования системы  образования были предприняты во второй половине XVIII века. Екатерина II, считая себя " просвещенным монархом", задумала создать "новую породу людей". Осуществление этой задачи было поручено И.И. Бецкому. В 1764 г. императрица утвердила разработанное Бецким "Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества". Основываясь на идеях французских просветителей, Бецкой полагал, что изолированный от семьи и переданный на попечение воспитателей ребенок может вырасти идеальным человеком. Поэтому его проект предусматривал создание закрытых учебных заведений интернатского типа, принимающих детей в 5-6 летнем возрасте и выпускающем их в жизнь к 18-20 годам. Строго соблюдался сословный принцип. Для дворянских детей предназначались привилегированные кадетские корпуса, "училища для благородных девиц". Для разночинцев - училище при Академии художеств, воспитательные дома во всех губерниях. Об образовании и воспитании крестьянских детей не было сказано ничего.

Задуманное создание "породы новых людей", несомненно, было утопией  и поэтому не могло быть реализовано. Однако в соответствии с проектом в России был открыт ряд учебных  заведений: училище при Академии художеств, воспитательные дома в Москве и Петербурге, коммерческое училище; преобразованы кадетские корпуса. Открытием общества двухсот благородных  девиц в Петербурге (1764) было положено начало женскому образованию в России.

Екатерина II, продолжающая верить в силу воспитания, осуществила еще  одну реформу в образовании. В 1782-1786 гг. в России была проведена школьная реформа, создавшая систему единообразно организованных учебных учреждений с едиными учебными планами и  общей методикой. Это были "народные училища" - главные в губернских городах и малые в уездах. Первые являлись четырехклассной школой, где  помимо начальных дисциплин преподавались  русский язык, арифметика, геометрия, география, история, естествознание, архитектура, механика и физика. Вторые являлись двухклассной школой и давали элементарные знания. В конце XVIII века в России насчитывалось 288 народных училищ, в  которых обучались 22 тыс. человек.

Таким образом, в XVIII веке был  сделан огромный шаг вперед по сравнению  с предшествующим периодом - создана  система светских учебных заведений. Однако следует констатировать, что  большинство народа (прежде всего  крестьянство) продолжало оставаться вне стен школ, училищ, университетов.

Для развития русской науки  ключевое значение имело открытие в 1725 г. Академии наук. По своему статусу  Петербургская Академия наук была близка Парижской и Берлинской академиям, пользовавшимися государственной поддержкой, однако зависимость научного учреждения от государственной власти в России была более тесной, чем на Западе. Петербургская Академия фактически подчинялась Сенату и страдала от бюрократического вмешательства в ее внутренние дела. Так, почти безграничным влиянием в течение 35 лет пользовался советник Канцелярии и библиотекарь Академии И.Д. Шумахер, чинивший немало препятствий в работе М.В. Ломоносову и другим ученым. В то же время Академия на средства, выделяемые из государственного бюджета, была неплохо технически оснащена. В ней имелись Кунсткамера, обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека.

В Академии наук сосредоточились  крупные научные силы: математики Л. Эйлер и Д. Бернулли, астроном Ж. Делиль, физики Г. Рихман и Ф. Эпинус. Долгие годы здесь работал гениальный Леонард Эйлер (1707-1783), который приехал в Россию в 1727 г. Только в изданиях Петербургской Академии он напечатал свыше 460 книг (а всего им было создано 800 книг, учебников, статей). Его научные интересы были широки: техника и теория машин, логика, конструкция оптических линз, расчеты движения небесных светил и многое другое. Но почти 40% его работ посвящено арифметике, алгебре и математическому анализу. Роль Эйлера в истории русской науки велика. Он поддерживал Ломоносова в его борьбе с "неприятелями наук российских". На его трудах воспитывалось не одно поколение русских математиков.

Информация о работе Русская культура XVIII века