Русская культура 14-17 веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 08:49, реферат

Краткое описание

С X в. Почти половина Европейской части России вошла в состав
феодального Древнерусского государства, где сложилась самобытная
художественная культура с рядом местных школ (юго-западные, западные,
новгородско-псковская, владимиро-суздальская), накопившая опыт
строительства и благоустройства городов, создавшая замечательные
памятники древнего зодчества, фрески, мозаики, иконопи

Содержание

1. Введение.
2. Архитектура.
3. Изобразительное искусство.
4. Декоративно прикладное искусство.

Вложенные файлы: 1 файл

русская культура.docx

— 55.56 Кб (Скачать файл)

Реутовская школа  № 4 
 
 

                         Реферат по истории на тему:

                     Русская культура XIV – XVII веков. 
 
 

                         Выполнил:      Стерин В.Я. 
 
 

                                 Реутов 2000 
 
 

                                 Содержание: 
 
 

   1. Введение.

   2. Архитектура.

   3. Изобразительное  искусство.

   4. Декоративно  прикладное искусство. 

   С X в.  Почти половина Европейской части  России вошла в состав

   феодального  Древнерусского государства, где  сложилась самобытная

   художественная  культура с рядом местных школ (юго-западные, западные,

   новгородско-псковская,  владимиро-суздальская), накопившая  опыт

   строительства  и благоустройства городов, создавшая  замечательные

   памятники  древнего зодчества, фрески, мозаики,  иконописи. Её развитие

   было прервано  монголо-татарским нашествием, приведшим  Древнюю Русь к

   экономическому  и культурному упадку и к  обособлению юго-западных земель,

   вошедших  в состав польско-литовского государства.  После полосы застоя в

   размещавшихся  на территории России Древнерусских  землях с конца XIII в.

   начинает  складываться собственно русская  (Великорусская) художественная

   культура. В ее развитии ощутимее, чем  в искусстве Древней Руси,

   проявилось  воздействие городских низов,  ставших важной общественной

   силой в  борьбе за избавление монголо-татарского  ига и объединение

   русских  земель. Возглавившая уже в XIV в. Эту борьбу великокняжеская

   Москва  синтезирует достижения местных  школ и с XV в. становится  важным

   политическим  и культурным центром, где складываются  проникнутое глубокой

   верой в  красоту нравственного подвига  искусство Андрея Рублева и

   соразмерная  человеку в своем величии архитектура  Кремля. Апофеоз идей

   объединения  и укрепления русского государства  воплотили храмы-памятники

   XVI в. С  развитием экономических и общественных  отношений в XVII в.

   окончательно  ликвидируется обособленность отдельных  областей, и

   расширяются  международные связи, в искусстве  нарастают светские черты.

   Не выходя  в целом почти до конца XVII в. за рамки религиозных форм,

   искусство  отражало кризис официальной  церковной идеологии и постепенно

   утрачивало  цельность мировосприятия: непосредственные  жизненные

   наблюдения  разрушали условную систему церковной  иконографии, а

   заимствованные  из западноевропейской архитектуры  детали вступали в

   противоречие  с традиционной композицией русского  храма. Но этим отчасти

   подготовлялось  решительное освобождение искусства  от влияния церкви,

   совершившееся  к началу XVIII в. в результате  реформ Петра I.

       После монголо-татарского нашествия  долгое время летописи упоминают

   лишь о  строительстве недошедших до  нас деревянных сооружений. С  конца

   XIII в. в  избежавшей разорения Северо-западной  Руси возрождается и

   каменное  зодчество, прежде всего военное.  Возводятся каменные городские

   укрепления  Новгорода и Пскова, крепости  на приречных мысах (Копорье)  или

   на островах, порой с дополнительной стеной  у въезда, образующей вместе с

   основной  защитный коридор – «захаб»  (Изборск, Порхов). С середины XIV в.

   стены усиливаются  могучими башнями, в начале  над воротами, а затем и по

   всему периметру  укреплений, получающих в XV веке  планировку, близкую к

   регулярной. Неровная кладка из грубо отесанного  известняка и валунов

   наделяло  сооружение живописью и усиливало  их пластическую

   выразительность.  Такой же была кладка стен  небольших однокупольных

   четырехстолпных  храмов конца XIII – 1-й половины XIV вв., которым

   обмазка  фасадов придавала монолитный  облик. Храмы строились на средства

   бояр, богатых  купцов. Становясь архитектурными  доминантами отдельных

   районов  города, они обогащали его силуэт  и создавали постепенный переход

   представительного  каменного кремля к нерегулярной  деревянной жилой

   застройке,  следующей естественному рельефу.  В ней преобладали 1-2

   этажные  дома на подклетах, иногда трехчастные,  с сенями посередине.

       В Новгороде развивалось его  прежняя планировка, прибавилось  улиц,

   ведущих  к Волхову. Каменные стены Детинца  и Окольного города, а так же

   церкви  построенные на средства отдельных  бояр, купцов, и групп горожан,

   изменили  облик Новгорода. В XIII-XIV вв. зодчие  переходят в завершениях

   фасадов  церквей от полукружий-«закомар»  к более динамичным фронтонам  –

   «щипцам»  или чаще к трехлопастным кривым, отвечавшим форме сводов, более

   низких  над углами храма. Величественны  и нарядны храмы 2-й половины XIV

   в. –  поры расцвета новгородской республики, - полнее отражавшее

   мировоззрение  и вкусы горожан. Стройные, удлиненных  пропорций, с

   покрытием  на восемь скатов по трехлопастным  кривым, которое позднее

   часто переделывалось  на пощипцовое, они совмещают  живописность и

   пластическое  богатство архитектурного декора (уступчатые лопатки на

   фасадах,  декоративные аркады на апсидах,  узорная кирпичная кладка,

   рельефные  «бровки» над окнами, стрельчатые  завершения перспективных

   порталов) с тектонической ясностью и  компактностью устремленной вверх

   композиции. Широкая расстановка столбов  внутри делала просторнее

   интерьеры.  В XV в. Новгородские храмы становятся  интимнее и уютнее, и

   них появляются  паперти, крыльца, кладовые в  подцерковье. С XIV-XV вв. в

   Новгороде  появляются каменные жилые дома  с подклетками и крыльцами.

   Одностолпная  «Грановитая палата» двора архиепископа  Евфимия,

   построенные  при участии западных мастеров, имеет готические нервюрные

   своды. В  других палатах стены членились  лопатками и горизонтальными

   поясками, что перешло в монастырские  трапезные XVI в.

       В Пскове, ставшем в 1348 г. независимым  от Новгорода, главный,

   Троицкий  собор имел, судя по рисунку  XVII в., закомары, расположенные на

   разных  уровнях, три притвора и декоративные  детали, близкие

   новгородским. Поставленный в кремле (Кром) на  высоком мысу при слиянии

   Псковы  и Великой, собор господствовал  над городом, который рос к  югу,

   образуя  новые, огражденные каменными  стенами части, прорезанные улицами,

   ведущими  к кремлю. В дальнейшем псковичи  разрабатывали тип

   четырехстолпной  трехапсидной приходской церкви  с позакомарным, а позднее

   и восьмискатным  пощипцовым покрытием. Галереи,  приделы, крыльца с

   толстыми  круглыми столбами и звонницы  придавали этим, словно вылепленным

   от руки  приземистым постройкам, возводившимся  вне кремля, особую

   живописность. В псковских бесстолпных одноапсидных  церквях XVI в.

   барабан  с куполом опирался на пересекающиеся  цилиндрические своды или на

   ступенчато  расположенные арки. В Пскове, как  и в Новгороде улицы, имели

   бревенчатые  мостовые и были так же застроены  деревянными домами.

       С началом возрождения Москвы  в ней в 1320-1330-х гг. Появляются

   первые  белокаменные храмы. Не сохранившийся  Успенский собор и собор

   Спаса на  Бору с поясами резного орнамента  на фасадах восходили по типу  к

   четырехстолпным  с тремя апсидами владимирским  храмом домонгольской поры.

   Во второй  половине XIV в. строятся первые  каменные стены Кремля на

   треугольном  в плане холме при впадении  Неглинной в Москву-реку. На

   востоке  от Кремля расстилался посад  с параллельной Москве-реке главной

   улицей. Схожие  по плану с более ранними,  храмы конца XIV – начала XV вв.

   благодаря  применению дополнительных кокошников  в основании барабана,

   приподнятого  на подпружных арках, получили  ярусную композицию верхов.

   Это придавало  зданиям живописный и праздничный  характер, усиливавшийся

   килевидными  очертаниями закомар и верхов  порталов, резными поясками и

   тонкими  полуколонками на фасадах. В  соборе московского Андроникова

   монастыря  угловые части основного объема  сильно понижены, а композиция

   верха особенно  динамична. В бесстолпных церквах  московской школы XIV-

   начала XV вв. каждый фасад иногда увенчивался  тремя кокошниками. В

   формировании  к концу XV в. централизованного  государства выдвинуло

   задачу  широко развернуть строительство  крепостных сооружений в городах  и

   монастырях, а в его столице – Москве  – возводить храмы и дворцы,

   отвечающие  ее значению. Для этого были  приглашены в столицу зодчие  и

   каменщики  из других русских городов,  итальянские архитекторы и инженеры

   по фортификации. Основным строительным материалом  стал кирпич.

   Московский  Кремль, вмещавший резиденции великого  князя, митрополита,

   соборы, боярские  дворы, монастыри, был во второй  половине XV в. расширен

   до нынешних  размеров, а посад охватил его  с трех сторон и был прорезан

   радиальными  улицами. На востоке от Кремля  возникла Красная площадь,

   часть посада  была окружена в 1530-х гг. каменной  стеной, а затем

   каменная  стена Белого города и деревоземляная  стена Земляного города

   окружили  столицу двумя кольцами, что и  определило радиально - кольцевую

   планировку  Москвы. Монастыри-крепости, защищавшие  подступы к городу и

   созвучные  Кремлю по своему силуэту, со  временем стали композиционными

   центрами  окраин Москвы. Радиальные улицы  с бревенчатыми мостовыми вели  к

Информация о работе Русская культура 14-17 веков