SWOT-анализ авиакомпании ЮТэйр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 13:52, курсовая работа

Краткое описание

С 60 - х годов и по сей день SWOT анализ широко применяется в процессе стратегического планирования. В каждом бизнес-плане, в каждом плане маркетинга должен быть раздел "SWOT-анализ".
Первоначально SWOT анализ был основан на озвучивании и структурировании знаний о текущей ситуации и тенденциях.
Позднее SWOT анализ стал использоваться в более широком приложении - для конструирования стратегий.
С появлением SWOT модели аналитики получили инструмент для своей интеллектуальной работы. Известные, но разрозненные и бессистемные представления о фирме и конкурентном окружении SWOT анализ позволил сформулировать аналитикам в виде логически согласованной схемы взаимодействия сил, слабостей, возможностей и угроз.

Вложенные файлы: 1 файл

мой курсач SWOT.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

SWOT-анализ. 

Разработчики  технологии SWOT-анализа. 

В 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам  бизнес политики профрофессор K.Andrews впервые  публично озвучил акроним SWOT:

Strengths (Cилы) Weaknesses (Слабости)

Opportunities (Возможности) Threats (Угрозы)

Этот  акроним был представлен визуально  в виде SWOT матрицы: 

Strengths Weaknesses
Opportunities Threats

 

С тех  пор понятие SWOT анализа стало известно в академических кругах и среди практиков.

С 60 - х  годов и по сей день SWOT анализ широко применяется в процессе стратегического планирования. В каждом бизнес-плане, в каждом плане маркетинга должен быть раздел "SWOT-анализ".

Первоначально SWOT анализ был основан на озвучивании и структурировании знаний о текущей ситуации и тенденциях.

Позднее SWOT анализ стал использоваться в более широком приложении - для конструирования стратегий.

С появлением SWOT модели аналитики получили инструмент для своей интеллектуальной работы. Известные, но разрозненные и бессистемные представления о фирме и конкурентном окружении SWOT анализ позволил сформулировать аналитикам в виде логически согласованной схемы взаимодействия сил, слабостей, возможностей и угроз.

В ряде подходов структурированная информация по каждому из направлений - силы, слабости, возможности, угрозы - оценивается количественными мерами, на основе которых с помощью функций полезности вычисляется потенциал изучаемого объекта по каждому направлению.

В 1982 году профессор Heinz Weihrich опубликовал работу [Weihrich, 1982] , в которой предложил новый вид SWOT модели. Свою SWOT модель он называет как TOWS матрицу и рассматривает ее как «концептуальную основу систематического анализа, который облегчает сопоставление внешних угроз и возможностей с внутренними слабостями и силами организации» [Weihrich, 1982]. Профессор Weihrich предложил строить стратегии поведения фирмы на основе систематического сопоставления заранее созданных списков внешних факторов с внутренними силами и слабостями. Он также указал на необходимость построения SWOT матриц с определенной периодичностью. Это должно позволить отслеживать изменения конкурентной среды при построении стратегий.

В последующем, в работах других исследователей эта модель называется как расширенная SWOT модель (extended SWOT matrix), или как интегрированная SWOT модель (integred SWOT matrix). Однако в большинстве работ по стратегическому планирования по-прежнему можно встретить термин «SWOT анализ», хотя они используют модель Weihrich'а.

Процесс стратегического планирования с  применением расширенной SWOT матрицы  было предложено организовать как последовательность шагов:

  • Анализ внешнего окружения
  • Анализ внутреннего окружения
  • Построение стратегий и тактических действий

Цель  построения расширенной SWOT матрицы состоит в том, чтобы сфокусировать внимание аналитика на построении четырех групп, различных стратегий. Каждая группа стратегий использует определенную парную комбинацию внутренних и внешних обстоятельств . Совместному анализу подвергаются пары следующих показателей:

  • Силы - возможности (S-O)
  • Силы - угрозы (S-T)
  • Слабости - возможности (W-O)
  • Слабости - угрозы (W-T)

В результате анализа показателей из каждой пары формируется набор стратегий. Стратегии  именуются по названию анализируемых  внутренних и внешних обстоятельств. Так при анализе пары факторов «Силы - возможности» формируется группа стратегий, которая относится к типу «стратегии SO». Для другой пары факторов «Силы - угрозы» создается группа «стратегии ST» и т.д.

Cтратегии WT слабости - угрозы (mini-mini)

Цель  любой из стратегий вида WT состоит  в том, чтобы минимизировать слабости и угрозы.

Стратегии WO слабости - возможности (mini-maxi)

Стратегии данной группы пытаются минимизировать слабости и одновременно максимизировать  возможности.

Стратегии ST cилы - угрозы (maxi-mini)

Цель  данных стратегий состоит в том, чтобы максимально развить силы, и минимизировать угрозы.

Стратегии SO cилы - возможности (maxi-maxi)

Любая компания должна стремиться к тому, чтобы максимизировать одновременно как силы, так и возможности.  

Использование SWOT-анализа для стратегического планирования. 

Обсуждение  концептуальных основ стратегического  планирования на основе применения SWOT анализа профессор Heinz Weihrich проиллюстрировал на примере. Для иллюстрации возможностей своего подхода он выбрал пример формирования стратегии компанией Volkswagen, с которой профессор активно сотрудничал.

Компания Volkswagen (Германия) испытывала трудности  в начале 1970-х годов. Однако она  сумела применить такие стратегии, которые позволили ей занять выгодную рыночную позицию к концу того же десятилетия.

SWOT анализ во всех своих модификациях наиболее удобный и надежный инструмент стратегического планирования. В курсах стратегического маркетинга SWOT анализу уделяется самое пристальное внимание. Хотя после создания SWOT анализа появилось много других подходов к изучению стратегического поведения фирм и их конкурентного окружения, тем не менее SWOT анализ продолжает активно и продуктивно использоваться и совершенствоваться.

Основные  направления развития SWOT анализа:

  • отображение в модели динамических изменений фирмы и ее конкурентной среды.
  • учет результатов анализа фирмы и ее конкурентной среды с использованием классический моделей стратегического планирования.
  • разработка SWOT моделей с учетом различных сценариев развития ситуаций на рынке
 

Подробно о SWOT-анализе. 

Любое сегментирование начинается со всестороннего  изучения рыночной ситуации, в которой  работает компания, и оценки типов  возможностей и угроз, с которыми она может столкнуться. Отправной  точкой для подобного обзора служит SWOT-анализ, один из самых распространенных видов анализа в маркетинге. Проще говоря, SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет того, что менеджеры должны сравнивать внутренние силы и слабости своей компании с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия, делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам. 

Простейшая  форма представления результатов SWOT-анализа приведена на рис.: перечисляются  сильные и слабые стороны, возможности  и угрозы. Благодаря своей концептуальной простоте SWOT стал легко применимым для менеджеров. Для его проведения не требуются ни обширные базы данных, ни формальная подготовка. Любой, кто хоть немного знаком с компанией и имеет представление о рынке, может составить простой SWOT. 

Рис.. SWOT-анализ

Элементы  внутренней среды: сильные  и слабые стороны

Под сильными и слабыми сторонами  могут скрываться самые разнообразные  аспекты деятельности компании. Ниже приводятся категории, наиболее часто  включаемые в анализ. Каждый SWOT уникален и может включать одну или две из них, а то и все сразу. Каждый элемент в зависимости от восприятия покупателей может оказаться как силой, так и слабостью.

  • Маркетинг. 
    Продукт 
    Ценообразование 
    Продвижение 
    Маркетинговая информация/разведка 
    Сервис/персонал 
    Распределение/дистрибьюторы 
    Торговые марки и позиционирование
  • Инжиниринг и разработка новых продуктов. Чем теснее становится связь маркетинга и технического отдела, тем важнее будут данные элементы. Например, прочная взаимосвязь между командой разработки нового продукта и отделом маркетинга позволяет напрямую использовать обратную связь от покупателей в проектировании новых изделий.
  • Оперативная деятельность. 
    Производство/инжиниринг 
    Сбыт и маркетинг 
    Обработка заказов/сделки
  • Персонал. 
    Исследования и разработки 
    Дистрибьюторы 
    Маркетинг 
    Сбыт 
    Послепродажное обслуживание/сервис 
    Обслуживание/сервис покупателей

Сюда  входят навыки, заработная плата и  премии, обучение и развитие, мотивация, условия труда людей, текучесть  кадров. Все эти элементы имеют  центральное значение для успешного внедрения ориентированной на покупателя философии маркетинга и маркетинговой стратегии.

  • Менеджмент. Чувствительные и зачастую спорные, но иногда требующие изменений структуры управления напрямую определяют успех внедрения маркетинговой стратегии. Подобные аспекты должны быть отражены в анализе.
  • Ресурсы компании. Ресурсы определяют наличие людей и финансов, и тем самым сказываются на способности компании извлечь выгоду из конкретных возможностей.

Элементы  внешней среды: возможности и угрозы .

Возможности и угрозы находятся вне зоны контроля организации. Таким образом, они  могут рассматриваться как внешние, относящиеся к элементам рыночной среды. Анализ среды, который к данному  моменту уже должен быть проведен (см. анализ 2), может послужить отличной отправной точкой для этой части SWOT-анализа. Основные элементы, которые нужно рассмотреть, включают в себя:

  • законодательные/регулирующие/политические силы. Действия властей в виде исполнения политики, а также требования законодательного и регулирующего характера, которым должны подчиняться компании;
  • общественные силы (культура). Напрямую затрагивают компанию, когда недовольные покупатели оказывают давление на организации, чья деятельность воспринимается как недопустимая;
  • технологические силы. Технологические способности, помогающие компании достигать своих целей, влияют на продукты, которые предлагаются покупателям, и на их ответную реакцию;
  • экономическая ситуация. Влияние общего состояния экономики, под воздействием которого формируются покупательский спрос и манеры тратить деньги;
  • конкуренция. Природа и масштаб конкурентной угрозы. Особого внимания заслуживают следующие моменты:

Интенсивность конкуренции 
Угроза появления новых конкурентов 
Потребности покупателей на рынке 
Рыночная власть покупателей, дистрибьюторов, поставщиков 
Конкурентоспособность 
Давление со стороны товаров-заменителей

  Некоторые правила составления  SWOT-анализа:

Правило 1. Поймите различия между элементами SWOT: силами, слабостями, возможностями и угрозами. Сильные и слабые стороны — это внутренние черты компании, следовательно, ей подконтрольные. Возможности и угрозы связаны с характеристиками рыночной среды и неподвластны влиянию организации.

Правило 2. Сильные и слабые стороны могут считаться таковыми лишь в том случае, если так их воспринимают покупатели. Нужно включать в анализ только наиболее относящиеся к делу преимущества и слабости. Помните, что они должны определяться в свете предложений конкурентов. Сильная сторона будет сильной только тогда, когда таковой ее видит рынок. Например, качество продукта будет силой, только если он работает лучше, чем продукты конкурентов. И наконец, таких сильных и слабых сторон может набраться очень много, так что и не поймешь, какие из них главные. Во избежание этого преимущества и слабости должны быть проранжированы в соответствии с их важностью в глазах покупателей.

Правило 3. Будьте объективны и используйте разностороннюю входную информацию. Конечно, не всегда удается проводить анализ по результатам обширных маркетинговых исследований, но, с другой стороны, нельзя поручать его одному человеку, поскольку он не будет столь точен и глубок, как анализ, проведенный в виде групповой дискуссии и обмена идеями. Важно понимать, что SWOT-анализ — это не просто перечисление подозрений менеджеров. Он должен в как можно большей степени основываться на объективных фактах и данных исследований.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе SWOT-анализ авиакомпании ЮТэйр