Этика бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности этики бизнеса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Понятие «этика бизнеса»;
Этика и управленческие решения;
Роль ответственности в процессе управления;
Управление этикой и социальной ответственностью компании;
Принципы корпоративной этики ведения бизнеса;
Критерии выбора модели поведения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основы этики бизнеса………………..…………………………..……..5
1.1. Понятие «этика бизнеса»………………………………...…………5
1.2. Этика и управленческие решения……………………………….....7
Глава 2. Ответственность в системе менеджмента………………………….…17
2.1. Роль ответственности в процессе управления……...…………...17
2.2. Управление этикой и социальной ответственностью компании.26
Глава 3. Этика ведения бизнеса………………………………………………...30
3.1. Принципы корпоративной этики ведения бизнеса……………..30
3.2. Критерии выбора модели поведения…………………………….38
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………...42

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент курсовая.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

Указанные принципы определяют характер взаимоотношений между макросубъектами социальной и экономической структуры общества, т.е. между организациями, государством, обществом в целом. Макроуровневый подход особенно значим для экономик переходного периода, когда происходит трансформация основных экономических институтов.

Несоблюдение этических  принципов на макроуровне, как правило, приводит к бесполезной трате  усилий на решение частных этических  проблем на уровне трудового коллектива.

В Декларации Ко предложены также ключевые принципы взаимоотношений на микроуровне, т.е. организации с покупателями, владельцами (инвесторами), персоналом, поставщиками, конкурентами.

Так, в основу взаимоотношений  организации с покупателями должны быть положены ключевые принципы. Они предполагают:

      • обеспечивать своих клиентов товарами и услугами высшего качества в соответствии с их требованиями;
      • обходиться с ними честно во всех аспектах коммерческой деятельности компании, обеспечивая высокий уровень обслуживания, удовлетворяя потребности клиентов;
      • принимать необходимые усилия для гарантии того, что товары и услуги будут поддерживать или улучшать здоровье и безопасность клиентов, а также состояние окружающей среды;
      • гарантировать уважение человеческого достоинства, предлагая товары, занимаясь маркетингом и рекламой; уважать целостность культуры клиентов.

Отношения организации  с владельцами (инвесторами) должны строиться на определенных принципах. В основу этих принципов положена необходимость:

обеспечивать профессиональный и тщательный менеджмент для гарантирования справедливой и конкурентоспособной прибыли на капитал владельцев и инвесторов;

гарантировать владельцам и инвесторам открытый доступ к информации, ограниченный только рамками закона и условиями конкуренции;

сохранять, защищать и приумножать активы владельцев и инвесторов;

относиться со вниманием  к их требованиям, предложениям, резолюциям.

Отношения организации  с персоналом рекомендуется строить  на следующих принципах:

обеспечивать работников работой и заработной платой, которые повышают их уровень жизни;

создавать условия труда  для работников, не наносящие ущерба их здоровью и человеческому достоинству;

быть честным в общении  со своими работниками и обеспечивать им открытый доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции;

прислушиваться и по возможности реагировать на предложения  сотрудников;

участвовать в случае возникновения конфликтов в открытых переговорах с трудовым коллективом;

избегать дискриминационной  политики и гарантировать персоналу  равные права и возможности независимо от пола, возраста, расовой принадлежности и религиозных убеждений; стимулировать в рамках своего бизнеса использование труда работников с различным профессиональным уровнем на тех участках, где они могут принести наибольшую пользу;

обеспечивать охрану труда во избежание несчастных случаев  и профессиональных заболеваний;

поощрять работников и помогать им в развитии необходимых  навыков и умений, внимательно  относиться к серьезным проблемам  занятости, часто связанным с  принятием решений в бизнесе, а также сотрудничать с правительственными органами, трудовыми объединениями, другими службами и друг с другом по вопросам размещения рабочей силы.

Общепринятыми этическими принципами как для организаций, так и для отдельных руководителей считаются также следующие:

в рамках служебного положения  никогда не допускать по отношению  к своим подчиненным, к руководству, к клиентам таких поступков, каких  бы не желали видеть по отношению к  себе;

авансирование доверием (в коллективе создаются благоприятные условия для принятия решений и их выполнения, когда каждому человеку оказывается максимальное доверие — его потенциалу, квалификации, чувству ответственности);

право на свободу служебного поведения, поступков, действий менеджера  или рядового сотрудника организации не только в рамках законодательства, но и в пределах, не нарушающих свободу других менеджеров или рядовых сотрудников (свобода, не ограничивающая свободу других);

справедливость в приобретении полномочий, ответственности, права  распоряжаться ресурсами различных видов, в определении сроков выполнения работы и т.п. (в той степени и до тех границ, пока эти полномочия, права и обязанности не касаются, не задевают, не ослабляют прав, ответственности, полномочий других менеджеров, не выходят за рамки организации);

справедливость при  передаче средств и ресурсов, а  также прав, привилегий и льгот (этичным  считается добровольная передача менеджером всего перечисленного, неэтичным  — грубый нажим по отношению к  сотруднику, требования нарушить нормы универсальной этики или закона);

максимум прогресса (действия менеджера или организации в  целом этичны, если они способствуют развитию организации или ее отделов, не нарушая при этом существующих этических норм);

терпимое отношение  менеджера к моральным устоям, укоренившимся в менеджменте других стран и регионов;

разумное сочетание  индивидуального и коллективного  начал в работе менеджера, в принятии решений;

постоянство воздействия, поскольку обеспечение соблюдения этических норм в основном базируется на использовании социально психологических методов, требующих, как правило, длительного применения для получения нужного результата.

Общие корпоративные  этические принципы могут быть использованы для выработки любой организацией и руководителями собственных этических систем.

 

3.2. Критерии  выбора модели поведения

Многие неосознанно  вырабатывают свою собственную психологическую  схему общения и воздействия  на людей. Но не всегда выработанные таким  опытным путем навыки являются оптимальными, так как опыт отдельного человека в чем-то ограничен, а восприятие несовершенно. Существуют и привычные ошибки поведения, которые личностью просто не осознаются. Поэтому в этой области существует целый ряд рекомендаций.

Первый критерий выбора модели поведения состоит в соответствии этого поведения закону, правопорядку, установленному в обществе.

Вторым критерием выбора модели поведения является нравственность. При всей склонности людей к субъективной трактовке морали существуют общепринятые подходы к объяснению основных понятий  этой категории. К таким понятиям относятся честность, справедливость, совестливость. Их однозначная интерпретация и неуклонное соблюдение — гарант верности выбранной человеком модели поведения.

Третьим критерием следует  признать оценку конкретной ситуации, в которой личность действует или оказалась вследствие стечения обстоятельств. Интуитивная или умозрительная оценка ситуации является важнейшим условием оптимизации модели поведения. Как показывает практика, нередко индивидуальность человека проявляется на фоне других, более ярких натур, так как он удачно проявил себя в конкретной ситуации (т.е. выигрышно «смотрелся», «слушался», «запомнился»).

Четвертым критерием  является цель, которую ставит перед  собой человек. Чем значительнее собственная цель, тем больше она стимулирует его. Увлеченность целью не должна породить недооценку значения четкого соблюдения этапов движения к ней. Полезно дробить цель на последовательно выстроенные задачи, чтобы их реализация представляла собой ступени приближения к главному. Таким образом выстраивается предметно ощутимая логика достижения цели.

Пятый критерий — самокритичная  оценка собственных возможностей использования  конкретной модели поведения. Любое  копирование чужого стиля в общении  опасно. Например, в деловом общении  велика роль речевого экспромта. Чем дольше пауза между каверзным вопросом и остроумным ответом, даже если последний состоится, тем меньше «очков» набирает испытуемый. Такова аксиома публичного диалога. Или другой пример: люди с недостатками внешности обладают заниженным чувством самоуважения. Это тоже накладывает отпечаток на выбор ими модели поведения. Разумно тщательно взвешивать все свои характеристики, избирая личное поведенческое амплуа.

Шестым критерием выбора модели поведения является выделение  и конкретизация собственных возможностей. Принимая во внимание чрезвычайную важность этого, необходимо особо рассмотреть все, что касается вашего умения использовать человековедческие технологии, и прежде всего те, которые имеют непосредственное отношение к общению. К таким технологиям относятся: индивидуальная работа с коллегами, подчиненными; «конструирование» коллективов; стимулирование делового честолюбия; речевое воздействие и т.п.

Седьмой критерий выбора модели поведения несколько своеобразен. Всегда актуально значение психолого-половых характеристик личности, т.е. тех личностных и деловых качеств, которые партнеры по общению ожидают от человека, заинтересованного в их расположении. Здесь имеется в виду следующее. Чтобы не разрушить каких-то иллюзий или сложившихся стереотипов и не разочаровать собой партнеров, рекомендуется проявлять те личностно-деловые качества, которые они ожидают в вас найти.

Выбор той или иной модели поведения в каждой конкретной ситуации в значительной мере зависит  от личности человека, с которым приходится общаться.

 

 

Заключение

В сфере экономических  отношений говорить о роли этики  труднее всего, ибо сама природа  этих отношений основана на утилитарном  интересе. Отсутствие такого интереса ведет к застою, деградации экономики  и, как следствие к понижению уровня жизни.

Экономика управляется  не только экономическими законами, но и участвующими в ней людьми, а  это значит, что невозможно исключить  из экономических процессов свободу  морального выбора. Моральные и этические  принципы тоже составляют экономический фактор, ибо правила свободного рынка действуют только на основе того, что люди придерживаются общих моральных и этических ориентиров.

Настоящий успех в  бизнесе никогда не приходит случайно. Добиться долговременного успеха можно, лишь используя постоянное эффективное управление.

Настоящий успех в  бизнесе приходит к тому, кто сумеет окружить себя единомышленниками, создаст  свою команду. Каждый здравомыслящий и  дальновидный предприниматель или  менеджер знает, как много зависит  от людей, которые работают в фирме.

Ответственный подход менеджера  к своему делу составляет благоприятные  условия для долговременного  экономически эффективного функционирования предприятия. Такому подходу отвечает предпринимательство в рамках существующих легальных возможностей и на основе общепринятых морально-этических норм. Законопослушный добропорядочный менеджер должен принимать решения, исходя в равной степени из интересов фирмы, общества и своих собственных. Пренебрежение любым из этих факторов нарушает нормальное функционирование предприятий и в лучшем случае ведет к их свертыванию.

Позиция менеджеров играет большую роль при принятии решений, в которых должны сочетаться этические  и коммерческие (деловые) стандарты  поведения.

Все это говорит о  том, что управление человеком в предприятии исключительно сложное, но в то же время исключительно ответственное и важное для судьбы предприятия дело.

Менеджер должен очень  много знать о людях, с которыми он работает, для того чтобы пытаться успешно управлять ими.

Суммируя основные черты современного мировоззрения предпринимательства, следует подчеркнуть, что оно исходит из признания общественной полезности бизнеса, фундаментальная составляющая которого - это обмен, сделка, акт купли-продажи.

Философия предпринимательства  находит отражение в его культуре. Предпринимательская культура - это не только культура совершения взаимовыгодных сделок, культура служения обществу, это и инновационная культура. Она не замыкается в сравнительно узких рамках бизнеса.

Руководство несет ответственность за создание морального климата внутри организации. Менеджеры высшего уровня должны быть ответственны за определение границы лояльности по отношению к возможной противозаконной деятельности организации. Поскольку эта граница (предел) в момент кризиса может исчезнуть или быть размытой, постольку она должна быть четко определена. Менеджеры вправе ожидать лояльности от сотрудников в условиях конкуренции, однако они не могут ожидать лояльности в противовес закону, морали, самому обществу.

 

Список использованной литературы

  1. Баженов Ю.К. Менеджмент организации: метод. рекомендации по подготовке и защите выпускных кваликафиционных работ / Ю. К. Баженов, В. А. Пронько. - М : Дашков и к, 2007. - 168с.
  2. Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. — М.: Гардарики, 2003. — 528с.
  3. Волков Г.М. Этика бизнеса. Учебник - Москва: Интеграция, 2006.- 169с.
  4. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. – 230с.
  5. Ладатко Л.В. Этика и культура управления: Учебник / Л.В. Ладатко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 320с.
  6. Лукичева Л.И. Управление организацией: Учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2004. - 360с.
  7. Мескон М. Х. Основы менеджмента. - М.: Человек, 2006.- 275с.
  8. Менеджмент. Под ред. Аусинова М.Т. М., 2007. – 382с.
  9. Менеджмент. Под ред. Комарова М.А.  М.: ЮНИТИ, 2003. – 278с.
  10. Менеджмент: Учебник / Под ред. В. В. Томилова. - М.: Юрайт-Издат, 2003. - 591с.
  11. Менеджмент: под редакцией:/ Кохно П.А., Микрюков В.А., Коморов  С.Е.-М.: Финансы и статистика, 2003. – 311с.
  12. Мишаткина Т.В. Этика: Учебное пособие. 5-е изд. / Т.В. Мишаткина, З.В. Бражникова, Н.И. Мушинский и др. – М.: Новое знание, 2008. – 584с.
  13. Петрунин Ю.Ю. Этика бизнеса: Учебник. 4-е изд. / Ю.Ю. Петрунин, В.К. Борисов. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – 352 с.
  14. Семенов Г.В. Исследование и оценка организационной эффективности систем управления: Учебное пособие. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2004. - 184с.
  15. Сорина Г.В. Основы принятия решений: учеб. пособие для вузов / Г. В. Сорина. - М.: Экономист, 2006. - 192с.
  16. Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений: Учебник / Г.Н. Смирнов. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – 192с.
  17. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: Учеб.-практ. пособие. — 5-е изд. — М.: Дело. 2003. — 272с.
  18. Федорова Н.Н. Организационная структура управления предприятием: Учебное пособие. - М.: ТК Велби, 2003. - 256с.
  19. Этика: Учебник / Под ред. А.С. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2007. – 496 с.

Информация о работе Этика бизнеса