Этика бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 17:24, доклад

Краткое описание

Слово «этика» (греческое ethika, от ethos - обычай, нрав, характер) обычно употребляется в двух смыслах. С одной стороны, этика - это область знания, научная дисциплина, изучающая мораль, нравственность, их возникновение, динамику, факторы и изменения. С другой стороны, под этикой понимается сама совокупность нравственных правил в той или иной сфере поведения человека или организации.

Вложенные файлы: 1 файл

Этика бизнеса.doc

— 39.50 Кб (Скачать файл)


Этика бизнеса

     Слово «этика» (греческое ethika, от ethos - обычай, нрав, характер) обычно употребляется  в двух смыслах. С одной стороны, этика - это область знания, научная  дисциплина, изучающая мораль, нравственность, их возникновение, динамику, факторы  и изменения. С другой стороны, под этикой понимается сама совокупность нравственных правил в той или иной сфере поведения человека или организации. Как обозначение особой области знания этот термин впервые употребил Аристотель. Понятием «этос» обозначают согласованные правила и образцы житейского поведения, уклад, стиль жизни какого-либо сообщества людей (сословия, профессиональной группы, социального слоя, поколения и т.п.), а также ориентацию какой-либо культуры, принятую в ней иерархию ценностей.

     Для термина бизнес существуют разные определения. Бизнес — инициативная хозяйственная деятельность, осуществляемая как за счет собственных, так и заемных средств на свой риск и под свою ответственность, целью которой является становление и развитие собственного дела для получения прибыли и решения социальных проблем предпринимателя, трудового коллектива, общества в целом.

     Иными словами, бизнес — это профессиональная экономическая деятельность, построенная на инициативе и постоянных инновациях, направленная на увеличение капитала, получение прибыли, используемой на расширенное воспроизводство и качественное совершенствование предприятия, своего дела, удовлетворение собственных и общественных потребностей. Цель бизнеса в России сегодня — не только получение прибыли и рост хозяйственных оборотов, но и способность выжить в условиях перманентного кризиса.

     Этика бизнеса — деловая этика, базирующаяся на честности, открытости, верности данному  слову, способности эффективно функционировать на рынке в соответствии с действующим законодательством, установленными правилами и традициями.

     То  обстоятельство, что результаты предпринимательской  деятельности в условиях рынка предопределяются, прежде всего, качеством работы бизнесмена с человеческим материалом, находящимся в его распоряжении, предопределяет особую значимость психологических факторов. Психология бизнеса становится фундаментом, на котором строится ныне здание делового успеха.

     В России, бизнес в своём развитии прошёл сравнительно небольшой путь, так в начале этого пути сами механизмы контроля и направления, да и законы в целом не могли дать правильный, а иногда и законный путь развития бизнеса. Но ничто и никто не стоит на месте и со временем к организациям занимающимися бизнесом, стали предъявляться различные требования, усовершенствовалась законодательная база. Основными из них стали являться защита экологии и среды обитания человека, создание безопасных условий труда, чистая налогооблагаемая прибыль, не сокрытие доходов, полный социальный пакет и т.д.

     Конечно, западная модель строения бизнеса отличается от нашей, но происходящие тенденции, говорят о том, что грани различия, становятся меньше. Для того чтобы ведение бизнеса было цивилизованным, современным (бизнес также бывает и криминальный) необходим внутренний регламент организации и определённые правила внешнего проявления (воздействия) Эти проявления организации как внутренние, так и внешние характеризуют её модель этического поведения при построении бизнеса. В данный момент в мире существуют огромные организации с миллиардными доходами, их руководители решили собраться вместе в швейцарском городе Ко в 1994 году и синтезировать морально-этические принципы ведения бизнеса восточной и западной деловых культур. Преамбула декларации Ко констатирует: «Законы и движущие силы рынка являются необходимым, но не достаточным руководством к действию. Фундаментальными принципами являются ответственность за политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства и интересов участников бизнеса». Всего в декларации Ко 7 принципов, в соответствии с которыми можно строить и оценивать поведение в сфере международного бизнеса.

     Принцип 1. Ответственность  бизнеса: от блага  акционеров к благу его ключевых партнеров.

     Задача  компаний - содействовать улучшению  уровня жизни своих клиентов, служащих и акционеров, разделяя с ними богатство, которое они создают. Поставщики и конкуренты также вправе рассчитывать на уважение своих обязанности со стороны компаний. Как добропорядочные граждане местных, национальных, региональных и мировых общин, в которых они действуют, компании участвуют в проектировании будущего этих общин.

     Принцип 2. Экономическое  и социальное влияние  бизнеса: к прогрессу, справедливости и мировому сообществу.

     Компании  должны способствовать экономическому и социальному прогрессу не только тех стран, в которых они работают, но и всего мирового сообщества в целом посредством эффективного и бережливого использования природных ресурсов, свободной и честной конкуренции, придавая особое значение модернизации технологии, методов производства, маркетинга и коммуникаций. Компании должны также вносить свой вклад в соблюдение прав человека, образование, благосостояние и обновление стран, в которых они работают.

     Принцип 3. Этика бизнеса: от буквы закона к духу доверия.

     Признавая законность коммерческих секретов, компании должны осознавать, что искренность беспристрастие, правдивость, выполнение обещаний, открытость способствуют не только повышению доверия к себе и собственной стабильности, но и смягчению и большей эффективности коммерческих сделок.

     Принцип 4. Уважение правовых норм.

     Для того чтобы избежать разногласий  в торговле и способствовать обеспечению  равных условий для конкуренции, компании должны уважать международные  и внутренние нормы. Кроме того, они  должны признавать, что некоторые их действия, даже совершаемые по закону, могут, тем не менее, привести к нежелательным последствиям.

     Принцип 5. Поддержка многосторонних торговых отношений.

     Фирмы должны оказывать поддержку многосторонним торговым системам. Они должны содействовать  прогрессивной и разумной либерализации торговли и смягчать те внутренние нормы, которые необоснованно препятствуют мировой торговле, даже если это делается во имя интересов национальной политики.

     Принцип 6. Бережное отношение  к окружающей среде.

     Бизнес  должен охранять и там, где это, возможно, улучшать окружающую среду, способствовать ее развитию и избегать расточительного использования природных ресурсов.

     Принцип 7. Избегать противозаконных действий.

     Бизнес  не должен участвовать или мириться с взяточничеством, отмыванием денег или с другими бесчестными приемами. Без сомнения, он должен стремиться к сотрудничеству с остальными для искоренения подобной практики. Он не должен заниматься торговлей оружием или другими материалами, используемыми в террористической деятельности, распространением наркотиков или другими видами организованной преступности.

     Немаловажную  деталь в этике бизнеса играет религиозная этика. В основе лежит  ориентация на абсолютные нравственные ценности. Хорошо известно, что первые предприниматели были весьма религиозными людьми. Любому человеку кем бы он ни являлся, необходимо опираться на нравственные ценности при решении любых дел, при ведении бизнеса.

     Одной из самых влиятельных в этике  бизнеса является теория утилитаризма. Основателем этой теории считается Иеремия Бентама (1748-1832).

     По  его мнению, наиболее эффективными критериями могли служить степень  соответствия образа действия и существующих законов и степень полезности и вредности деятельности (по данным оценки его последствий) Правомерным с этой точки зрения следовало считать такое действие, которое в итоге приводит к максимальному эффекту. Используя принципы утилитаризма, можно понять какие виды деяний считаются аморальными (ложь, убийство), а другие напротив морально оправданными (правда, соблюдение обязательств).

     Идеи  утилитаризма оказали достаточно сильное  влияние на развитие экономических  наук, также теория лежит в основе метода анализа расходов и прибыли.

     Любой руководитель периодически сталкивается с необходимостью принимать такие  решения, которые ставят перед ним сложные этические проблемы, по сути, в таких ситуациях в таких ситуациях он не властен изменить, что-либо, и вынужден принимать решения, в результате которых неизбежно пострадают люди, но сама фирма будет спасена, как пример это могут быть сокращения сотрудников для поддержания ликвидности организации. Иногда руководителям приходится идти на сделки, в которых приходится выбирать между материальным благом (прибылью) и моральными принципами. Из этого напрашивается вывод, что необходимость правильного ведения бизнеса, бизнеса с точки зрения этики и морали продуктивного, важно для каждого руководителя любой организации.

     Американская  исследовательница Л.Нэш [2, с.43]. выделила 30 главных этических проблем, с которыми чаще всего сталкиваются руководители в процессе своей работы. Вот основные из них: низкое качество работы и товаров, жёсткие цены, жадность, обман служащих с целью получения выгоды для компании, производство продукции с сомнительными характеристиками по безопасности, наличие фаворитов, безоговорочное подчинение руководству каким бы не этичным оно не казалось и т.д. Интересно также, что Л.Нэш отмечает, что безнравственные решения, принимаются людьми, которые исключительно честны и имеют благие намерения. В данном случае хотелось бы отметить интересную деталь, что когда на весах стоит жизнь компании то не этичный и аморальный поступок руководства, может спасти компанию и будет ли он являться не этичным, если сотрудники сохранят работу. Существуют примеры, когда компании (организации) идут на «жертвы» ради спасения лица компании.

 



Информация о работе Этика бизнеса