Этика бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 14:04, доклад

Краткое описание

Этика - наука о морали, ее сущности, законах ее исторического развития и роли в общественной жизни.

Этика бизнеса касается норм и ценностей определенной важности, т.е. тех, которые люди не могут легко игнорировать.

Система норм нравственного поведения и обязанностей людей по отношению друг к другу и обществу в целом называется этикой. Она включается в состав духовной культуры организации, и поэтому этика организации есть одно из проявлений организационной культуры. Кроме того, этика как философская наука изучает мораль. Мораль — форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека.

Вложенные файлы: 1 файл

Этика.docx

— 15.99 Кб (Скачать файл)

Этика - наука о морали, ее сущности, законах ее исторического развития и роли в общественной жизни. 
 
Этика бизнеса касается норм и ценностей определенной важности, т.е. тех, которые люди не могут легко игнорировать. 
 
Система норм нравственного поведения и обязанностей людей по отношению друг к другу и обществу в целом называется этикой. Она включается в состав духовной культуры организации, и поэтому этика организации есть одно из проявлений организационной культуры. Кроме того, этика как философская наука изучает мораль. Мораль — форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека.  
 
Знание этикета (совокупности правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям) и следование его предписаниям может на какое-то время ввести в заблуждение относительно моральных установок и ценностей человека, которыми он руководствуется, но деловая сфера, в которой люди решают проблемы обеспечения, своих самых насущных потребностей, способствует быстрому раскрытию истинного лица.  
 
 
Напомним, что этическая дилемма возникает в ситуации, когда каждая альтернатива или форма поведения является не- желательной, поскольку может иметь негативные последствия. В данном случае бывает довольно сложно определить правильность или ошибочность действий.  
 
Сотрудники организаций часто сталкиваются с ситуацией этической дилеммы, когда ни одно из решений не является безукоризненным с нравственной точки зрения, и наличие и выполнение этических норм и правил позволяет принимать решения, соответствующие ценностям организации.  
 
Всеобщая корпоративная социальная ответственность перед обществом как система норм поведения организации в обществе может подразделяться на четыре сферы, или аспекта: 
 
• на экономическую, 
 
• юридическую, 
 
• этическую 
 
• и дискреционную.  
 
Первую и вторую сферы иногда объединяют в понятие «юридическая собственность», а третью и четвертую — в понятие «социальная ответственность».  
 
По-видимому, правомерно считать, что компания обладает полной социальной ответственностью, если ее поведение ответственно с точки зрения всех четырех критериев: экономического, юридического, этического и дискреционного.  
 
Первым критерием социальной ответственности является экономическая ответственность.

Повышение экономической  ответственности до экстремального уровня описано в концепции максимизации прибыли, созданной нобелевским  лауреатом Милтоном Фридмэном. Он утверждает, что деятельность корпорации должна быть направлена на получение прибыли и что ее единственной миссией является получение настолько крупной прибыли, насколько это позволяют правила игры.  
 
Во всех современных обществах принимаются законы и утверждаются правила регулирования, которым, как ожидается, должен следовать бизнес. К сфере юридической ответственности относится то, что в обществе считается приемлемым корпоративным поведением. Предполагается, что предприятие будет достигать своих экономических целей, не выходя за рамки законов. Юридические требования определяются местными городскими советами, законодателями отдельных субъектов федерации и федеральными органами управления. Деятельность организации, нарушающей законы, оценивается негативно. Юридическая ответственность — это необходимость следовать конкретным законам и нормам государственного регулирования, зафиксированным в законах и содержащим определенные санкции за их неисполнение. 
 
Этическая ответственность предполагает поведение, которое не обязательно регламентируется законодательством и не всегда служит прямым экономическим интересам корпорации. Компания, принимающая этичные решения, честно соблюдает права своих сотрудников и обращается с ними одинаково, за исключением только тех случаев, когда этого требуют организационные цели и задачи. Неэтичное поведение имеет место в ситуациях, когда компания или ее отдельный сотрудник пытаются достичь своих целей за счет других людей или общества в целом.  
 
Дискреционная ответственность — полностью добровольная ответственность, продиктованная желанием организации вносить вклад в процветание общества и не обусловленная экономической необходимостью, законом или этикой. Дискреционные действия включают филантропические акции, которые не приносят прибыли и не ожидаются от организации. 
 
Для подобного вида ответственности организации используется еще и термин «социальная ответственность» — добровольный отклик организации на социальные проблемы и ожидания общества, вытекающий из восприятия организацией самой себя как части общества, как коллективного члена сообщества, как системы, в которой должен быть обеспечен целый ряд интересов членов общества (потребителей, акционеров, сотрудников).

По сути это ситуация перманентного  противоречия, постоянного морального выбора между интересами субъектов, поиска компромиссов, нахождения согласия. Общественное мнение о том, как организация  понимает свою социальную ответственность, формируется на основе поступков, имеющих  моральное значение и получающих моральную оценку. Существуют две  основные точки зрения на проблему форм и степени социальной ответственности  корпорации перед обществом. Одна (М. Фридмен) заключается в признании достаточности для бизнеса стремления к прибыли при условии строгого соблюдения законов, другая (Э. Карнеги, Д. Рокфеллер) — в том, что кроме указанного стремления корпорация как коллективный член общества несет моральную ответственность перед обществом за свое поведение. Корпорация должна эту ответственность сознавать и вести себя так, как того ожидает от нее общество, т. е. добровольно и активно принимать участие в решении социальных проблем. Профессионально-служебная этика управленческой деятельности - это совокупность требований и норм нравственности по отношению к работникам фирм/организаций, которые в обязательном порядке должны быть реализованы в процессе выполнения ими своих служебных обязанностей. Профессиональная этика позволяет конкретизировать те общие этические принципы, которые были указаны выше. Так, принятие честности и порядочности делает невозможным обман потребителей, пренебрежение их интересами; опора на совестливость предостережёт от поступков, причиняющих вред или неприятности клиентам; осознание своего профессионального долга ведёт к тому, что работник чётко представляет свои служебные обязанности, будучи готовым в любой момент оказать профессиональную помощь потребителю. 
 
Основные нормы служебной этики работников управленческой деятельности: 
 
• внимательность, вежливость; 
 
• выдержка, терпение, умение владеть собой; 
 
• хорошие манеры и культура речи, развитый вербальный аппарат; 
 
• способность избегать конфликтных ситуаций, а если они возникают, успешно разрешить их, соблюдая интересы обеих сторон


Информация о работе Этика бизнеса