Шпаргалка по "Теории организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 21:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "теория организации"

Вложенные файлы: 1 файл

теор организ.docx

— 117.67 Кб (Скачать файл)

Сетевая организация  сама по себе имеет ряд ограничений. Чтобы понять реальные и потенциальные  слабые стороны сети, целесообразно  рассмотреть причины присущих ей недостатков. Тем более что сходные  процессы и противоречия наблюдались  у всех предшествующих организа ционных  форм. Широкий успех, использование  преимуществ каждой новой формы  сменялись выявлением ее недостатков  в процессе развития.

Как свидетельствуют  исследования, два вида типичных ошибок характерны для развития различных  организационных форм:

1) расширение формы за пределы ее внутренних возможностей;

2) появление таких модификаций, которые не соответствуют внутренней логике данного организационного образования.

Организационная форма  может эффективно работать только в  определенных пределах. Когда логика формы нарушается, неизбежен провал.  

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ СЕТЕВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Сетевые организации  представляют собой совокупность фирм или специализированных единиц, деятельность которых координируется рыночными  механизмами вместо командных методов.

Развитие сетевой  организации происходило следующим  образом. Новые организационные  формы возникали в ответ на необходимость преодоления недостатков  старых форм, которые уже не отвечали требованиям внешней среды. Руководители начинали экспериментировать с новыми подходами, вели поиск более эффективных  форм распределения ресурсов и координации  деятельности. Выявилось и то, что  чем шире применяется новая форма, тем больше возможностей для ее неправильного  использования. Проектирование новых структур, не учитывающее текущие недочеты в организации, приводит к тому, что новая форма теряет свою жизнеспособность.

Существуют следующие  формы сетевых организаций.

1. Сетевая организация при осуществлении крупных проектов. В этой форме работа организуется вокруг специфических проектов и предполагает создание временных коллективов квалифицированных работников разнообразного профиля.

2. Сетевая организация в районах с малыми производственными фирмами. Эта форма сетевой организации охватывает промышленные районы или фирмы.

3. Ведущие крупные производственные фирмы, рассредоточенные географически и объединенные в единую систему. К таким сетевым организациям относятся коммерческие объединения и системы кооперационных связей между главными сборочными компаниями и разнообразными мелкими поставщиками.

4. Стратегические союзы. Союзы этого вида распространены среди всех типов компаний, но особенно среди крупных фирм, стремящихся обеспечить себе конкурентные преимущества в глобальном масштабе.

Сетевые организации  отличаются от организаций других типов  рядом признаков:

1) сетевые организации используют общие активы нескольких фирм, расположенные в различных звеньях ценностной цепи, тогда как фирмы, использующие старые организационные структуры, предпочитают располагать всеми ресурсами, необходимыми для производства определенной продукции или услуг;

2) сетевые организации полагаются на рыночные механизмы, а не на административные формы управления потоками ресурсов;

3) сетевые организации предполагают действенную и заинтересованную роль участников совместных проектов. Такое активное добровольное поведение участников не только улучшает конечные результаты, но и способствует выполнению контрактных обязательств;

4) в ряде отраслей сети представляют собой объединение организаций, основанное на кооперации и взаимном владении акциями участников группы – производителей, поставщиков, торговых и финансовых компаний.

Сетевые организации, обладая чертами, отличающими их от других организационных форм, включают в себя элементы разных организационных  структур как базовых составляющих новых форм.

Сетевая организация  включает в себя элементы специализации  функциональной формы, автономность дивизиональной структуры и возможность переброски ресурсов, характерную для матричной  организации. 

ВИРТУАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ

Виртуальная продукция – это продукция (или услуга), создаваемая благодаря последним достижениям в области обработки информации и развития производственных систем. Выпуск такой продукции становится доступным в любое время, в любом месте и в бесчисленном количестве вариантов моделей и форматов. Идеальный виртуальный продукт – это то, что производится моментально и адресно по требованию заказчика. Общей чертой этой продукции является то, что она оплачивается потребителем мгновенно.

Отличительные особенности  виртуального продукта: 1) существование  даже до того, как он произведен. Его  концепция, дизайн и изготовление сохраняются  в умах группы работников, программах компьютеров и производственных линий; 2) возрастание роли потребителя  как сопроизводителя продукции.

В каждом случае заказчик может не только контролировать результаты, но в процессе производства устанавливать  прочные и длительные связи с  поставщиком.

Большую значимость для потребителей имеет не только виртуальная продукция, но и появление  корпораций нового типа, предназначенных  для производства такой продукции.

Виртуальная корпорация – это сообщество функциональных партнеров, управляющих проектированием, производством и реализацией продуктов и услуг с использованием современных информационных технологий и системы контрактов, с независимыми рабочими группами и структурами. Отличительными чертами виртуальной организации являются:

– непостоянный характер функционирования;

– осуществление связей и управленческих действий на основе интегрированных и локальных информационных систем и телекоммуникаций;

– взаимоотношения со всеми партнерскими и другими заинтересованными организациями через серию соглашений, договоров и взаимное владение собственностью;

– образование временных альянсов организаций в смежных областях деятельности;

– договорные отношения работников с администрацией во всех звеньях.

Виртуальная корпорация является в основном совместной собственностью и стратегическим альянсом, связывающим  воедино специфические цели и  скоординированные усилия всех входящих в нее организаций. Цель виртуальной  корпорации – объединение ключевых технологий и компетенций для  того, чтобы наиболее полно удовлетворить  возникший спрос на потребительском  рынке.

Группы работников, объединенные с помощью компьютерных сетей, способны участвовать в едином производственном процессе, не только находясь в одном месте, но и одновременно в разных местах, разбросанных по всему  миру.

Виртуальная корпорация позволяет компаниям отказываться от неэффективных или неприбыльных участков работы и концентрироваться  на том, что отвечает ихосновной компетенции.

Виртуальная корпорация подталкивает фирмы концентрировать  свои усилия на таких сферах деятельности, к которым они лучшим образом  приспособлены.

Внешние контракты  позволяют привлекать те организации, которые преуспевают в других областях и выполняют конкретные работы лучше, чем все остальные.

Виртуальные корпорации функционируют успешно только в  условиях совместной работы в команде, в которой руководство, заказчики, поставщики и государственные органы стремятся к достижению общих  целей. 

 

 

 

Вопрос 5. понятие закона. условия перерастания зависимостей в закон

Закон – это четко установленная  зависимость, являющаяся общепринятой нормой для большинства людей. Любой  закон отражает постоянные устойчивые связи явлений, то есть отношение  одного явления к другому как  отношение следствия к причине, а также основные черты этих устойчивых связей.

 

Законы могут быть всеобщими, в случае если они имеют универсальный  характер и общими, т.е. действующими в рамках определенного типа явлений. Законы, отражающие особенности конкретных явлений называются специфическими. 
В природе законы проявляются как стихийная сила, регулирующая явления физического мира, и не зависящая от человека. 
В социальной сфере законы также действуют стихийно, регулируя человеческие отношения, но люди имеют значительно больше возможностей влиять на действие этих законов. Кроме естественных объективных законов, действующих в сфере социальных отношений, люди разработали и искусственные субъективные законы (правовые нормы, экологические стандарты, технические регламенты).  
Искусственные законы предлагаются законодателями, учеными, специалистами на основе наблюдения и осмысления окружающей действительности. Они устанавливаются, как правило, на достаточно длительный срок и обязательны для определенного данными законами круга лиц и организаций. 
Но, поскольку искусственные законы имеют субъективный характер, то рано или поздно они перестают соответствовать окружающей действительности и требуют корректировок. 
Зависимость – это характер связи между входными и выходными элементами информационного процесса. Пример зависимости – зависимость между удовлетворенностью работников и производительностью их труда, зависимость между качеством продукции и объемом продаж. Зависимости служат основой для формулирования нового закона. 
Условиями перерастания зависимостей в закон является то, что они должны прибрести статус общепринятой нормы для большой группы людей и организаций, они должны получить признание авторитетных ученых, они должны фиксироваться в законодательных документах. 
Закономерность отражает объективно существующие достаточно постоянные, но все же менее устойчивые и определенные, чем закон, связи между процессами и явлениями, относящимися к определенному месту и времени проявления. Закономерность в отличие от закона поддается описанию в достаточно строгих количественных показателях. Закономерности опираются на закон. 
Законы организации образуют теоретический фундамент теории организации, способствуют переходу от эмпирического подхода к профессиональному, позволяют правильно оценить возникающую ситуацию, помогают объективно анализировать накопленный опыт, способствуют повышению управленческой культуры в компании. 
Законы делятся на две группы: универсальные и специфические законы. Действие универсальных законов распространяются как на социальную систему, так и на другие системы (биологическую, техническую). Универсальные законы в свою очередь также делятся на две группы – основополагающие законы (закон синергии, закон самосохранения и закон развития) и фоновые законы (закон информированности-упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, закон композиции-пропорциональности)
Специфические законы отражают постоянные устойчивые связи, сложившиеся в социальных организациях.


 

Вопрос 6 Проектирование и методы корректировки орг. систем

Процесс организационного проектирования состоит в последовательном сближении  рациональной структуры управления с ее эталонной моделью. Особенно важно то, что этот процесс происходит не только на этапе создания организации, но и после начала ее работы. Проектирование и корректировка организационных  структур осуществляются на основе нескольких взаимодополняющих методов.

Метод аналогий заключается в применении организационных форм и механизмов управления, которые оправдали себя в организациях со сходными характеристиками {целями, технологией, спецификой, размером и т.д.) по отношению к проектируемой  организации. К методу аналогий относится  разработка типовых структур управления, а также определение границ и  условий их применения. 
Экспертно-аналитический метод состоит в обследовании и аналитическом изучении организации силами квалифицированных специалистов с привлечением руководителей, что позволяет выявить специфические особенности проблем и «узкие места» в работе аппарата управления. Метод дает возможность выработать рациональные рекомендации по формированию или перестройке управления исходя из количественных оценок эффективности организационной структуры, рациональных принципов управления, заключений экспертов, а также обобщения и анализа наиболее передовых тенденций в области организации управления. Данный метод является наиболее гибким и всеобъемлющим. 
Метод структуризации целей предусматривает выработку системы целей и подцелей организации, включая их количественную и качественную формулировки и последующий анализ организационных структур с позиций их соответствия системе целей. 
Метод организационного моделирования состоит в разработке формализованных математических, графических и других отображений (моделей) распределения полномочий и ответственности в организации. Разработанные модели являются базой для проведения вычислительного эксперимента с целью построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур во взаимосвязи их переменных. 
В настоящее время появились автоматизированные системы, позволяющие по функциональным целям и сведениям о состоянии ресурсов организации и о динамике развития внешней среды получить соответствующий проект организации. Выбор метода решения той или иной организационной проблемы зависит от ее характера, а также от результатов соответствующего исследования. Должны приниматься во внимание качество и эффективность используемой методики, наличие необходимой информации, квалификация разработчиков системы, сроки выдачи рекомендаций, материальная и научно-техническая база.

 

закон синергии. синергетический  эффект как свойство социальной организации

11. Любая организация характеризуется такими элементами, как производительность, заинтересованность, научный потенциал, отношение к внешней среде, микроклимат в коллективе, кадровый и технический потенциал, перспективы развития, имидж и др. Все они определяют общий уровень потенциала организации, т.е. ее способность к эффективной деятельности. Процесс существенного усиления или ослабления потенциала материальной системы называется синергией.

Закон синергии можно сформулировать в следующей трактовке: для любой  организации существует такой набор  элементов, при котором ее потенциал  всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов, либо существенно  меньше.

Задача руководителя заключается в том, чтобы найти такой набор элементов, при котором синергия носила бы созидательный характер.

Каждая организация — это  прежде всего коллектив, но коллектив работников — только один элемент организации как системы, организация содержит много других структурных элементов: 
• кадровый потенциал (коллектив); 
• технический потенциал; 
• научный потенциал; 
• микроклимат в коллективе; 
• состав целей системы; 
• имидж (хозяйственный авторитет).

 

30. Синергетический эффект (положительный  или отрицательный) возникает  в результате взаимодействия  всех составных элементов организации,  т.е. если структурные элементы  не соответствуют между собой,  то возникает отрицательный синергетический  эффект, если адекватны — положительный.

Заранее спроектировать условия достижения синергии достаточно трудно. Также  сложно оценить возможное увеличение общего потенциала организации. Измерение синергетического эффекта на данном уровне развития пока не производится. Однако накапливаются статистические данные о влиянии синергии, формируются простейшие модели условий ее достижения.

Для успешной реализации закона синергии применяются следующие методы: 
• Метод «вопросы и ответы» наиболее прост в организационном исполнении, его реализация может быть частично формализована с помощью компьютера путем создания информационной базы возможных вопросов, ответов и последствий их реализаций. 
• Весьма перспективен метод «конференция идей», в основе которого лежит стимулирование процесса мышления на уровне сознания. С обычной конференцией здесь мало общего.

Основные принципы данного метода: число участников 4— 12; запрещаются  насмешки, критика, даже позитивная; для  обсуждения формулируются 1—2 зависимые  друг от друга задачи; продолжительность  конференции 30—50 мин; ведется запись всех предложений, в том числе  и абсурдных.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории организации"