Шпаргалка по "Теории организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 21:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "теория организации"

Вложенные файлы: 1 файл

теор организ.docx

— 117.67 Кб (Скачать файл)

1. теория организации  её метод предмет, место в  системе научных знаний 
2. Субъекты и объекты орг. деятельности 
3. понятие "зависимость". классификация зависимостей 
4. сетевые орг структуры и виртуальные корпорации 
5. понятие закона. условия перерастания зависимостей в закон 
6. проектирование и методы корректировки орг систем 
7. особенности законов орг. и законов для орг. 
8. влияние новых инф. технологий на процессы рационализации орг. деятельности 
9. понятие "потенциал" организации и его виды 
10. повышение качества управленческого и исполнительного труда 
11. закон синергии. синергетический эффект как свойство социальной организации 
12. рационализация и её принципы 
13. условия достижения синергии 
14. статика и динамика организационных систем 
15. методы реализации закона синергии 
16. законы для организаций. общее и особенное в отношениях людей в организации 
17. философия и закон самосохранения организации 
18.развитие и её формы 
19.уровни самосохранения организации и стратегии предпринимательства 
20. закон композиции и пропорциональности и принципы его развития 
21. концепция жизненного цикла по Адизесу 
22. философия гармонии 
23. концепция жизненного цикла по Грейнеру 
24. Закон единства, анализа и синтеза, его следствия  и результаты действия на организацию  
25. принципы развития организации 
26.Закон информированности и упорядоченности 
27.Управленческая информация  и особенности её использования для повышения эффективности принятия решений 
28.Суть анализа и синтеза организации 
29.стратегии предпринимательства 
30.синергетический эффект 
31.подходы к управлению 
32. развитие управления в 20 веке 
33.Система управление организацией .Типы свойства систем 
34. типология организаций 
35.социальные организации и их характеристики 
36. организационные изменения 
37. влияние орг. культуры на деятельность организаций 
38. проектирование организаций 
вопрос 1. теория организации её метод предмет, место в системе научных знаний

  1. т еория организации – наука, изучающая принципы, законы и закономерности возникновения организации взаимодействия ее частей и элементов между собой, а также с внешней средой для достижения намеченных новых целей.

Предмет теории организации составляют организационные отношения людей в процессе совместной деятельности и закономерности их развития.

Организацией как  объектом исследования занимаются менеджмент, экономика, социология, психология, политология  и другие науки. Каждая из этих дисциплин  рассматривает лишь часть процессов, происходящих в организации. Так, менеджмент рассматривает вопросы, связанные  с элементами организации и процесса управления, коммуникациями, с организацией взаимодействия и полномочий, построения организаций. Экономика изучает  элементы организации и оплаты труда; организации производства; экономические  законы развития, в том числе пропорционального  и планомерного развития, соответствия производственных отношений характеру  производительных сил. Психология изучает  психическое отражение человеком  различных аспектов организационных  отношений. Политология рассматривает  отношение людей к политическим организациям, проблемам внутренней и внешней политики. Однако это  лишь элементы, составляющие организацию  в целом как процесс и как  явление. Дальнейшее развитие исследований в области теории управления способствовало выделению теории организации как  самостоятельной новой науки. Она  призвана интегрированно подходить  к ключевым процесс

Развитие каждой науки характеризуется двумя  процессами: дифференциацией и интеграцией  знаний. Дифференциация – это поиск  своей ниши (своего предмета и объекта  исследования) для проведения углубленных  исследований. Интеграция основана на стремлении исследовать проблему с  разных сторон, формировать приоритеты влияния той или иной процедуры  на ситуацию в целом. Ученые, занимающиеся теорией организации, обсуждают  перспективность трех путей ее развития:

  • создания общего подхода к основным научным воззрениям на базе имеющихся в менеджменте, экономике, социологии и других относительно разработанных науках научных воззрений и дальнейшего продвижения в исследованиях;
  • выделения своей локальной области исследования части организации и развития ее;
  • формирования трехступенной схемы развития

 

 

МЕСТО ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ  В СИСТЕМЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ

Теория организации – это наука об основных закономерностях жизнедеятельности организаций как реально существующих объектов.

Теория организации  как самостоятельная дисциплина выделилась из социологии – науки, изучающей общественные структуры, их элементы и социальные процессы. Понятие «социология» в буквальном смысле означает учение об обществе и  объединяет в себе два термина: лат. societas – «общество» и греч. logos –  «слово, учение». Социология как самостоятельная  наука сложилась в XIX в . Она, в свою очередь, выделилась из философии, которая является наукой о наиболее общих закономерностях развития природы и общества, ориентированной на выработку обобщенной системы взглядов на взаимоотношения человека с окружающим его миром.

Наиболее значимые методы основы теории организации опираются  на исследования в области социологии труда с учетом его характера  и содержания. Особо важную роль играет теория мотивации и побуждение персонала к сознательному труду  при соотношении различных стимулов и факторов удовлетворенности трудом, эффективности всевозможных способов материального и морального поощрения, социальных аспектов целесообразной организации  труда. Оценивая роль личности в коллективе и поведение индивидуумов в процессе организационной деятельности, теория организации во многом опирается  на психологию (греч. psyche – «д у ш  а»). Психология является наукой о законах  формирования и функционирования психического отражения индивидуумом объективной  реальности в деятельности человека. Явления психического отражения  проявляются в форме душевных переживаний, недоступных объективному наблюдению.

Особенно значителен вклад в теорию организации научной  дисциплины, получившей название социальной психологии , которая призвана изучать закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их нахождением в социальных группах, а также психологическими характеристиками самих этих групп.

Современная социальная психология изучает закономерности общения и взаимодействия людей  с учетом общественных и межличностных  отношений, характеристики не только малых, но и больших социальных групп.

Не менее значителен вклад в организационную науку  математики, статистики, логики, теории матриц, теории графов, теории игр, кибернетики  и информатики. Необходимо также  отметить связь теории организации  с целым рядом экономических  дисциплин: организационное поведение, управление персоналом, исследование систем управления, разработка управленческого  решения, стратегический, банковский, финансовый, производственный и инновационный  менеджмент, управление качеством. 

 

Вопрос 2  Субъекты и объекты орг. деятельности

Субъект управления – это управляющая подсистема в системе управления или отдельный ее элемент. Субъект – это источник управляющего воздействия или лицо, принимающее решение (ЛПР). Лицо, принимающее решение – принятия собирательное. Это может быть не только один человек, но и группа, коллектив организации принимающий решение (коллективный субъект организационной деятельности).        

 Объект управления  – это управляемая подсистема, то, что подвергается управлению  со стороны субъекта. Другими  словами, это приемник и исполнитель  управляющего воздействия, представленного  в виде набора функций или  задач. В роли объекта может  выступать как человек, так  и машина. Состояние объекта управления  зависит от управляющих воздействий  со стороны субъекта управления.         

 Один и тот  же человек может быть одновременно  и субъектом (по отношению к  непосредственным исполнителям  или к материальным объектам), и объектом (по отношению к  вышестоящим должностным лицам). Организационная деятельность субъектов  и объектов управления организацией  регламентируется положениями об  отделах и службах, а также  должностными инструкциями.

В качестве обобщенного  субъекта управления деловой организацией выступает административно-управленческий аппарат. Его участие в организационной  деятельности наиболее очевидно. Он состоит  из сотрудников, формирующих цели, разрабатывающих  планы, принимающих и утверждающих управленческие решения, организующих их исполнение с последующим контролем.

К субъектам организационной  деятельности относятся ректор института, президент компании, генеральный  директор, коммерческий директор, технический  директор, заместители директора  по экономическим вопросам, по персоналу, по маркетингу, по качеству, по капитальному строительству, начальники функциональных подразделений, менеджеры  и т.д.

Объект организационной  деятельности в рамках должностных  обязанностей выполняют процедуры  подготовки, согласования и исполнения решений, а также все операции, относящиеся к этим процедурам. Объект организационной деятельности получает задание, осмысливает его, проводит информационную работу, выполняет поручение  или заказ, сдает выполненную  работу заказчику или использует ее в своей организации и т.д.

 

Вопрос 4. ВИРТУАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ

Виртуальный продукт – это то, что производится моментально и адресно, по требованию заказчика. Он оплачивается потребителем мгновенно. Виртуальная продукция становится результатом комбинации многочисленных и разнообразных достижений в технологиях. Одним из основных принципов производства виртуальной продукции является интеграция производственных процессов с поставщиками, выпускающими абсолютно взаимозаменяемую продукцию. Большую значимость для потребителей имеет не только виртуальная продукция, но и появление корпораций нового типа, предназначенных для производства такой продукции.

Виртуальная корпорация – общество функцион альных партнеров, управляющих проектированием, производством и реализацией продуктов и услуг c использованием современных информационных технологий и системы контрактов, с независимыми рабочими группами и структурами. Отличительными чертами ее являются:

– непостоянный характер функционирования;

– осуществление связей и управленческих действий на основе интегрированных и локальных информационных систем и телекоммуникаций;

– взаимоотношения со всеми партнерскими и другими заинтересованными организациями через серию соглашений, договоров и взаимное владение собственностью; образование временных альянсов организаций в смежных областях деятельности;

– частичная интеграция с материнской компанией и сохранение отношений совместной собственности до тех пор, пока это считается выгодным;

– договорные отношения работников с администрацией во всех звеньях.

Виртуальная корпорация является в основном совместной собственностью и стратегическим альянсом, связывающим  воедино специфические цели и  скоординированные усилия всех входящих в нее организаций. Базовая цель виртуальной корпорации – объединение  ключевых технологий и компетенций, для того чтобы наиболее полно  удовлетворить спрос на потребительском  рынке.

Группы работников, объединенные с помощью компьютерных сетей, способны участвовать в едином производственном процессе, не только находясь в одном месте, но и одновременно в разных местах, разбросанных по всему  миру.

Новые построения виртуального характера делают расплывчатыми  формальные линии организаций, так  что часто трудно определить, где  кончается одна организация и  начинается другая. Виртуальные организации  все чаще заключают субконтракты с внешними структурами, с тем  чтобы использовать преимущества организаций  малых размеров, их гибкость и адаптивность. Внешних контрактов заключается  так много, что они становятся каркасом, «зонтом» организации. Это  и определяет ее основное качество – широкую распределенность в  пространстве и во времени. 

СЕТЕВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Перенесение рыночных отношений во внутреннюю сферу компаний вызвало к жизни новый тип  структур – сетевые организации, в которых последовательность команд иерархической структуры заменяется цепочкой заказов на поставку продукции  и развитием взаимоотношений  с другими фирмами. Сети представляют собой совокупность фирм или специализированных единиц, деятельность которых координируется рыночными механизмами вместо командных  методов.

Фирмы, использующие старые организационные структуры, предпочитают располагать всеми  ресурсами, необходимыми для производства определенной продукции или услуг. В противоположность этому многие сетевые организации используют общие активы нескольких фирм, расположенные  в различных звеньях ценностной цепи.

Сетевые организации  больше полагаются на рыночные механизмы, чем на административные формы управления потоками ресурсов. Однако эти механизмы  – не просто взаимоотношения независимых  хозяйствующих субъектов. На самом  деле различные компоненты сети обмениваются информацией, кооперируются друг с  другом, поставляют продукцию, для того чтобы удерживать определенное место  в ценностной цепи.

Хотя подрядные  сетевые организации были частным  явлением, многие недавно разработанные  сети предполагают более действенную  и заинтересованную роль участников совместных проектов. Как показывает опыт, такое добровольное активное поведение участников не только улучшает конечные результаты, но и способствует выполнению контрактных обязательств.

В ряде отраслей, число  которых постоянно растет, сети представляют собой объединение организаций, основанное на кооперации и взаимном владении акциями участников группы – производителей, поставщиков, торговых и финансовых компаний.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории организации"