Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 21:14, шпаргалка

Краткое описание

Психология управления: ее объект, предмет, категории
Отличительную особенность психологии управления составляет то, что ее объектом является организованная деятельность людей. Организованная деятельность - это не просто совместная деятельность, это деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и корпоративными требованиями.
Социально-психологические отношения - это взаимоотношения людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, т.е. её реальным содержанием.
Объект психологии управления составляют люди, входящие в финансовом и юридическом отношениях в самостоятельные организации, деятельность которых ориентирована на корпоративно полезные дела.

Содержание

Вопросы
Психология управления: ее объект, предмет, категрии
2. Личность в сфере управленческой деятельности.
3.Взаимосвязь ситуации, социальной среды и личностных качеств конкретного человека.
Поведение челека в организации
Типы сотруднико
6. Основные теории мотивации
7. Мотивация групп:
8. Основные функции управления (производственные):
9. Социально-психологические функции:
10. Основные принципы и закономерности управленческой деятельности.
11. Процесс принятия решений в структуре управленческой деятельности
12 .Составляющие процесса принятия решений.
13.Факторы, влияющие на принятие решений.
14.Психологические аспекты целеполагания в управленческой деятельности.
15. Классические стили управления
16.Решетка менеджмента Р. Блейка, Д. Мутона: пять типов управленческого поведения.
17.Психологические последствия различных стилей управления.
18.Механизм групповой динамики.
19.Типы подчинённых и особенности управления.
20.Психологические проблемы коммуникации.
21.Кадровая политика. Японский опыт.
22.Индивидуальный стиль деятельности.
23.Проблема восприятия времени и планирование рабочего времени.
24. Виды взаимодействия в управленческой деятельности.
25.Психология переговорного процесса.
Способы преодоления раногласий
27.Трансакции в общении.
28.Синтоническая модель общения
29. Характерология Хейманса - Ле Сенна:
30. Типология конституциональных различий У. Шелдона
31.Психологический тип и ведущая функция.
32.Психосоциотип личности – основа индивидуальности человека.
33.Четыре основные психологические функции.
34.Функции конфликта. Этапы, стадии и фазы развития конфликта.
35.Стили поведения в конфликтных ситуациях.
36.Имидж и его слагаемые.
37.Формула воздействия имиджа.
38.Принципы формирования имиджа.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология управления_.doc

— 396.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31.Психологический тип и ведущая функция.

Понятие психологического типа представляет собой способ понимания естественных различий, которые проявляются в действиях людей и их поведении. Знание своего психологического типа помогает укрепить и развить сильные стороны деятельности, компенсировать слабые.

В психологической  литературе используются методики различных  авторов для того, чтобы определить типовые предпочтения: индикатор типов Майерс-Бриггс (МБТИ), самоактуализационный тест «САТ» (Л.Я. Гозман, М.Б. Кроз, МБ. Латинская), вопросник САМОАЛ (Н.Ф. Калина), цифровой тест «Социотип» (В. Мегель, А. Овчаров)

В современных психологических  теориях ярко прослеживается тенденция смены ориентиров: от манипулирования личностью к ее свободному развитию и саморазвитию на основе внутренних потенций. Прежде всего, такой подход характерен для экзистенционально-гуманистического направления в психологии и, в частности, для концепции самоактуализирующейся личности А.Маслоу. Согласно данной концепции, шансы на успех в работе повышаются, если человек выбрал профессию, которая соответствует его интеллектуальному уровню, способностям, личностным особенностям.

Если же человек  вынужден выполнять неинтересную или  неприятную работу, он быстро утомляется, появляется состояние неудовлетворенности, развиваются психосоматические заболевания.

Карл Юнг, разработавший теорию психологических  типов, придавал особое значение балансу функций для эффективной работы и взаимодействия людей. С точки зрения типологии, необходим баланс между экстраверсией и интроверсией, а также между сбором информации (ощущающий или чувствующий тип), и принятием решений (мыслительный и чувствующий тип). Согласно динамике типов каждому человеку необходимо обладать качествами экстраверта (общаться с другими) и интроверта (рефлексировать). Когда же экстраверт излишне ориентирован на внешние процессы, ему необходимо находить время для рефлексии и стремиться к равновесию. Интроверту, сконцентрированному на внутренней рефлексии, необходимо взаимодействие с внешним миром. Для эффективной работы должны быть задействованы обе составляющие. Точно также, если все свое время тратить на сбор информации, не принимая никаких решений, то никогда нельзя перейти к действию. Если же принимать решения без учета информации, они будут неэффективны.

Баланс в  рамках типа означает способность использовать по мере необходимости черты как интроверсии, так и экстраверсии, а также умение правильно отбирать информацию и принимать решения. Кроме того, это означает признание ценности тех черт, которым не отдается предпочтение и изыскание возможностей их использования, когда это необходимо.

Наиболее  предпочтительна так называемая ведущая функция, которая

у большинства людей развивается еще в детстве. Ведущая функция всегда проявляется в совместной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

  32.Психосоциотип личности – основа индивидуальности человека.

Психосоциотип личности - врожденная психическая структура, определяющая конкретный вид информационного обмена личности со средой в зависимости от уровня развития таких психических функций как эмоции, ощущения, интуиция, мышление и специфики предпочтений: экстраверсии или интроверсии. В основе выделения психосоциотипов лежит типология личности, разработанная К. Г. Юнгом, который утверждал, что разница в поведении определяется разными предпочтениями, которые выявляются очень рано, формируя основу нашей индивидуальности.

Карл Гюстав Юнг выделяет четыре основных предпочтения  информационного обмена:

  • экстравертный (получает энергию из внешнего мира) или интровертный ( получает энергию из внутреннего мира);
  • сенсорно-ощущающий (собирает информацию дословно и последовательно) или интуитивный (собирает информацию  о мире произвольно);
  • мыслительный (принимает решения объективно и беспристрастно) или чувствующий (принимает решения субъективно);
  • решающий (образ жизни решительный) или воспринимающий (непосредственный).

        В психике человека  выделяют  четыре основные канала связи  с миром, на которых функционируют психические функции: сенсорики, интуиции, логики и эмоции, но преобладание этих функций у разных людей различно, чем и определяется психосоциотип человека.

Согласно  типологии К. Г. Юнга людей можно  разделить на типы по таким характеристикам:

  1. экстраверсия - интроверсия;
  2. рациональный - иррациональный;
  3. мыслительный (логик) - эмоциональный (этик);
  4. ощущающий (сенсорик) - интуитивный (интуит).

Экстраверт  характеризуется врождённой тенденцией направлять свою психическую энергию (либидо) вовне, связывая носителя энергии с внешним миром. Экстраверт ощущает себя наилучшим образом, когда имеет дело с внешней средой, взаимодействует с другими людьми, не любит одиночество, монотонный труд.

Интроверт устремляет своё либидо внутрь, непременно связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли, фантазии или чувства. Наиболее успешно интроверт взаимодействует сам с собой и в то время, когда он освобожден от обязанности приспосабливаться к внешним обстоятельствам.

Рациональный  тип - решительный, способный целенаправленно  планировать, контролировать свою жизнь.

Иррациональный  тип гибкий, уступчивый, воспринимающий, накапливающий информацию, любящий процесс больше, чем результат.

 

 

          33.Четыре основные психологические функции.

Юнг выделил  также четыре основные психологические функции: мышление, чувство, ощущение, интуицию и соответственно четыре функциональных типа.

Мышление - рациональная способность структурировать и синтезировать данные путем обобщения.

Чувство - функция, определяющая ценность вещей, человеческие взаимоотношения. Чувственный тип характеризуется отзывчивостью, высокой эмоциональностью.

Мышление  и чувство - рациональные функции, так как мышление оценивает веши под углом зрения «истина - ложь», а чувство - «приемлемо - неприемлемо». Эти функции противоположны; если человек мыслитель, то ему не достает чувственности.

Ощущение - функция, которая свидетельствует, что определенная вещь - «нечто» - присутствует.

Интуиция - восприятие через бессознательное, восприятие смутного, неясного. Интуитивный тип прогнозирует развитие событий, собирает информацию произвольным путём, доверяет предчувствиям, опираясь на внутренний голос.

В психике  человека выделяют четыре основных канала связи с миром. Четыре функции расположены на разных каналах.

Первый  канал - самый мощный, определяющий тип человека: экстраверт или интроверт.

Второй  канал характеризуется как «творческий». Это область активного действия, направленного вовне.

          Третий канал - «точка наименьшего сопротивления».

Четвертый канал - суггестивный или канал внушения.

Правила расположения функций по каналам:

  1. если по первому каналу экстраверт, то остальные каналы интровертированные;
  2. если первый канал занят рациональной функцией, то во втором-иррациональной;
  3. четвертый канал занят функцией, противоположной функции первого канала.

Для профессиональной деятельности между психосоциотипами приемлемы те отношения, которые ведут к творческому сотрудничеству, продвижению вперед. По совместимости партнеров наилучшие - дуальные отношения. Это самые плодотворные, безопасные и целительные отношения людей. Все творческие взлеты выдающихся личностей связаны с присутствием поблизости дуала. Психологическая устойчивость, способность дать отпор агрессии, выдержка и умение понять других - все это становится достижимым в присутствии дополняющего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34.Функции конфликта. Этапы, стадии и фазы развития конфликта.

Динамика конфликта - ход развития, изменения конфликта под влиянием действующих на него факторов и условий.

Функции - явления, зависящие от других и изменяющиеся по мере изменения этого другого явления.

Нарастание конфликта протекает обычно в следующей последовательности:

  1. постепенное усиление позиций участников за счет введения более активных сил;
  2. увеличение числа проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации;
  3. повышение конфликтной активности участников, изменение характера конфликта в сторону ужесточения, вовлечение в конфликт новых лиц;
  4. нарастание эмоциональной напряженности;
  5. изменение отношения к проблемной ситуации и конфликту в целом. 
    Устранение конфликтов предполагает:
  6. предупреждение конфликта;
  7. принятие оптимальных решений в конфликтных ситуациях;
  8. управление конфликтом, если он уже возник;
  9. разрешение конфликта.

Этапы, стадии и фазы развития конфликта.

Конфликтная ситуация проявляется, когда противоречия осознаются и воспринимаются как наличие угрозы. Конфликтная ситуация назревает постепенно и вызывает напряжение и дискомфорт, которые могут привести партнеров в состояние дистресса.

Сигналы наличия конфликтной ситуации:

  1. Кризис. Словесное несогласие.
  2. Напряжение.
  3. Недоразумение.
  4. Инциденты. Какая-то мелочь может вызвать временное волнение или раздражение.
  5. Дискомфорт. Это интуитивное ощущение, что что-то не так.
  6. Отсутствие открытого общения.
  7. Негативные образы и фантазии о другом.
  8. Сплетни о другом.

Конфликтное взаимодействие. События «борьбы»: инициирующие, восприятие враждебного намерения, защитный гнев, контратака, повторение циклов. Действия усиления собственных возможностей и принуждения оппонента совершать ошибки:

  1. Демонстрация усиления собственных ресурсов;
  2. Выжидание;
  3. Риск, неожиданный эффект;
  4. Принуждение;
  5. Снижение ранга оппонента;
  6. Нанесение удара ниже пояса, используя интимные знания о партнере;
  7. «Примешивание» не относящихся к делу вопросов для того, чтобы организовать атаку;
  8. Оценивание партнера;
  9. Требование большего, чем партнер может дать.

 

 

 

 

 

 

35.Стили поведения в конфликтных ситуациях.

Уход от конфликта целесообразен, если конфликт не затрагивает ваших прямых интересов.  Однако уход отнимает возможность принять участие в дальнейшем развитии ситуации.

Формы ухода: - молчание; - демонстративное удаление; - обиженный уход; - затаенный гнев; - депрессия; - игнорирование обидчика; - едкие замечания за спиной оппонента; - переход на «чисто деловые отношения»; - индифферентное отношение; - полный отказ от дружеских или деловых отношений с провинившейся стороной.

Подавление (позиция «жертвы») - отказ признать наличие конфликта, если пытаешься поддержать отношения любой ценой.

Формы поведения  при подавлении: делаете вид, что все в порядке; продолжаете действовать, как будто ничего не произошло; миритесь с происходящим, чтобы не разрушать покой; молчите, а потом начинаете вынашивать планы мести.

Борьба. Редко приносит долгосрочные результаты.

Формы проявления борьбы: стремление доказать, что оппонент не прав; попытка перекричать других; применение физического насилия; требование безоговорочного послушания; попытка перехитрить оппонента; подключение союзников; требование, чтобы оппонент согласился, если впредь хочет поддерживать с вами отношения.

 

Стадии разрешения конфликта:

  1. Осознание конфликта.
  2. Анализ конфликта
  3. Выработка решения.
  4. Исход конфликта.

Последствия конфликтов.

Конфликты   могут   быть   негативными   или   позитивными,   конструктивными   или деструктивными в зависимости от того, как его разрешат.

Основные варианты результатов  разрешения конфликта:

  1. Полное разрешение на объективном уровне за счёт преобразования конфликтной ситуации;
  2. Частичное разрешение на объективном уровне;
  3. Полное разрешение на субъективном уроне за счёт коррекции образов конфликтной ситуации;
  4. Частичное разрешение на субъективном уровне.

Любое конфликтное действие имеет четыре исхода:

  • подчинение другому (унижение противника);
  • компромисс (отказ от части требований);
  • прерывание конфликтных действий (вплоть до увольнения);
  • интеграция (нахождение пути, удовлетворяющего обе стороны).

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"