Шпаргалка по менеджменту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 07:45, шпаргалка

Краткое описание

В экономике как общественной сфере трудовой и хозяйственной деятельности постоянно происходят два типа процессов, которые по своему характеру делятся на естественные и общественные. Естественные процессы осуществляются человеком при его взаимодействии или соприкосновении с природой с помощью средств труда для создания материальных (вещественных) или интеллектуальных продуктов. Общественные процессы характеризуют взаимоотношения между людьми, связанные с производством и/или распределением указанных продуктов и их потреблением. Оба процесса протекают в теснейшем взаимодействии.

Вложенные файлы: 1 файл

n1.docx

— 125.59 Кб (Скачать файл)

1)Понятие,  виды и типы  социально-экономических  процессов

В экономике как  общественной сфере  трудовой и хозяйственной  деятельности постоянно  происходят два типа процессов, которые  по своему характеру  делятся на естественные и общественные. Естественные процессы осуществляются человеком при его взаимодействии или соприкосновении с природой с помощью средств труда для создания материальных (вещественных) или интеллектуальных продуктов. Общественные процессы характеризуют взаимоотношения между людьми, связанные с производством и/или распределением указанных продуктов и их потреблением. Оба процесса протекают в теснейшем взаимодействии.

Социально-экономические  процессы классифицируются по типам и видам  в зависимости  от критерия, лежащего в основе классификации:

• по степени  управляемости –  стихийные и управляемые;

• по направленности распространения  – внешне– и внутриэкономические, в рамках которых могут развиваться процессы международной интеграции, кооперации, сотрудничества и т. д.;

• по масштабу влияния  на жизнедеятельность  социума – макроэкономические, региональные, локальные, микроэкономические;

• по структуре  функционального  проявления – производственные, трудовые, организационные, технологические, информационные процессы.

С точки зрения устойчивости взаимосвязей экономических и  других социальных структур можно говорить о стабильных и нестабильных социально-экономических процессах.

Процесс – последовательность действий, осуществляемых во времени или пространстве, обеспечивающая достижение поставленных целей. Системный подход для любой системы выделяет 2а вида процессов: функционирования и развития. Пр-с функционирования – процесс выполнения функций системы, обеспечивающий достижение ее цели. Пр-с развития – улучшение процесса функционирования за счет приращения структуры, либо улучшения ее параметров. Основным для системы является процесс функционирования, состоящий в обмене ресурсами и обеспечивающий достижение цели системы. Административно-территориальные социальные эколого-экономические системы. В данном понятии ключевым является слово «административно-территориальные», т. е. мезосистемы в иерархии экономических систем (макросистемы – системы на уровне государства, мезосистемы – территория субъектов, микросистемы – предприятия и учреждения). Территориальные системы, значит системы, располагающиеся на определенной территории. Объектами территориального компонента являются – земельные участки, речь идет о твердой поверхности земли, на которой располагаются природные ресурсы. Совокупность этих природных ресурсов представляет экологический компонент системы. Социальный компонент – это население и объекты муниципальной деятельности, к-е оно (население) образует: домашние хозяйства – совокупность семьи и имущества. Экономические системы, значит включающие имущественный комплекс хозяйственного назначения (систему жизнеобеспечения населения). Объекты экономической составляющей – предприятия (выпускают продукцию), учреждения (оказывают услуги), организации (выполняют работы). Системный подход предполагает, что вся внешняя среда и выделенная в ней рассматриваемая система – есть бесконечная иерархия сложных систем, вложенных друг в друга.

 Внешняя среда  помимо ресурсного  взаимодействия оказывает  управляющее воздействие. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2)Особенностью  социально-экономических  процессов является их тесная привязка к деятельности предприятий (хозяйствующих субъектов), крупных национально-государственных систем, регионов, которая определяет масштабы, уровень, темпы и цели происходящих в русле этих объектов изменений. В основе социально-экономических процессов лежит цикл «инновации-инвестиции», предопределяющий логику развертывания волн экономической конъюнктуры на каждом из рассматриваемых уровней. Достигая максимума, тенденция роста производства сменяется его снижением. Вместе с тем снижается объем инвестиций, что, в конечном счете, неизбежно приводит к сдерживанию инновационных процессов. Снижение инновационной активности, вызывая сокращение эффективности производства, способствует возникновению масштабных войн за передел ресурсов. Непременным атрибутом политических процессов является изменение целеполагающего вектора социальных преобразований, заключающееся во внедрении в общественную жизнь мероприятий, составляющих программную установку одной из влиятельных и организованных сил общества, какой является политическая партия или-общественное движение. Если основу социально-экономических процессов составляет цикл «инновации-инвестиции», то политических — оппозиция «вызов-реакция».

Масштаб процесса предполагает измерение  степени вовлеченности  в него субъектов. Интенсивность процесса задается осознанным значением его  результатов для  вовлеченных в  него участников. Состав процесса складывается из составляющих его  участников, их социального  расслоения, политических ориентации и места  в системе общественного  разделения труда.

Характер стимуляции проявляется в  политике субъекта, контролирующего  и направляющего  этот процесс. В соответствии с этим признаком  процесс может  быть форсированным  или равномерным, стремительным или  вялым. Основными  элементами социально-экономического процесса выступают: участники, субъект (инициатор) процесса, причины  и наблюдатель, являющийся членом научного сообщества. К числу участников процесса можно отнести  всех активных и пассивных  членов общества, чьи  интересы затрагивают  происходящее в обществе изменения. По числу  участников процесса можно судить о  его характере, масштабах  и уровне охвата. Субъектом (инициатором) процесса выступает  один из его участников, располагающий значительными  ресурсами, позволяющими продолжительное  время поддерживать динамику и направленность социальных изменений. Инициатор процесса способен оказывать  серьезное влияние  на ход таких изменений  путем воспроизведения  благоприятных условий, направленных на достижение ожидаемого результата. Роль инициатора процесса может быть многократно  усилена в случае обладания им широкими властными полномочиями, полученными им как  легальным, так и  нелегальным образом. Будучи распорядителем средств, ресурсов, осуществляя  право законодательной  инициативы, субъект  процесса устанавливает  правила игры для  всех его участников, задавая желаемый вектор направленности процессу.

Выделяются следующие  типы экономических  и политических изменений: 1. Функционирование 2. Развитие 3. Упадок

Выделяются следующие  особенности экономических и политических процессов:

А) их ненормативный  характер, т.е. происходят не только планируемые  изменения в соответствии с целерациональной деятельностью органов власти, но и стихийные изменения, которые осуществляются самой жизнью во всей её сложности и многообразии.

Б) каждый тип  экономических и  политических изменений  обладает своей, присущей только ему, ритмикой и цикличностью стадий. Так, избирательный  процесс характеризуется  повторением стадий в рамках действующего законодательства и  циклов страны.

В) любой экономический  и политический процесс включает в своё содержание определённые технологии и процедуры действий. Применение этих технологий даёт прогнозируемый эффект при решении тех или иных однородных задач, возникающих перед субъектами экономических и политических изменений в ходе их осуществления.

 

3)Понятие  политического процесса

Политический  процесс - одна из центральных  и, вместе с тем  весьма специфических  категорий политической науки. Несмотря на множество  различий в определениях политического процесса считается общепризнанным, что он отображает реальное взаимодействие субъектов политики, сложившееся не в  соответствии с намерениями  лидеров или программами  партий, а в результате действия самых разнообразных  внешних и внутренних факторов.

Политический процесс можно определить как совокупность действий субъектов политики по осуществлению своих специфических функций в сфере власти и ведущих к развитию или упадку политической системы общества.

Политические  процессы имеют свою структуру,  которые  мы можем определить как базовые и  периферийные. Базовые - это разнообразные  способы включения  широких социальных слоев в отношения  с государством; требования населения к управленческим решениям, формирования политических элит и  т.п. Другими словами  как население  участвует в государственном  управлении. Периферийные же политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных  политических ассоциаций (партий, групп), развитие местного самоуправления и  т.п. И базовые и периферийные процессы ориентируются на нормы соперничества или сотрудничества, могут протекать явно или в скрытой форме. Каждый из политических процессов обладает и собственным внутренним ритмом, цикличностью. Как правило, пик политической активности населения приходится на время выборов, после чего политическая жизнь как бы затихает, а осуществление контрольных функций за избранными постепенно ослабляется.

Базовые и периферийные политические процессы протекают в соответствии с изменениями  государственного управления. Мы можем назвать  три режима их протекания. Первый - это режим  функционирования в  рамках сложившихся  взаимоотношений  граждан и институтов государственной  власти. Второй режим - развитие. Третьей  разновидностью режима существования политических процессов является режим упадка, распада  политической целостности.

Характер и  содержание политического  процесса определяются особенностями данной политической системы  и существующим режимом. Каждой системе свойственны  свои типы политического  процесса. Демократический  тип характеризуется  участием широких  масс в управлении государством и реальной свободой граждан  в политической жизни. Тоталитарный тип - предполагает исключение реального  политического участия  и свободу политического  выбора для большинства  населения.

Организация политического  процесса зависит  не только от задач, поставленных политическим руководством и интересами участвующих в  нем субъектов. На него влияют многие объективные и  субъективные явления: экономические, социальные, идеологические, культурные, психологические. По облику своей деятельности можно выделить две модели политического процесса: глобальный и частный. Принятие политических решений - центральный элемент преобразования политических требований различных групп и граждан в приемлемые для всего общества средства и методы регулирования социальных отношений. Принятие решения - сложный процесс и проходит в своей стадии три этапа - подготовительный, собственно принятия решений и реализация принятых решений. При консервативной политике в деятельности властей доминирует установка на сохранение структуры и функций государственных органов власти, традиционных форм и методов политического регулирования. Такие методы управления характерны для стабильных политических режимов, культивирующих внутреннюю приверженность граждан к хранимым и почитаемым в данном обществе ценностям и идеалам. Это усиливает патриотические настроения и способствует сохранению целостности политического и общественного организмов. Многие десятилетия в Англии сохраняется институт королевской власти и граждане, по крайней мере их большинство, относятся к нему с уважением и считают его необходимым для поддержания стабильности в обществе. Важным элементом политического процесса является политический протест, который представляет собой разновидность негативной реакции человека или группы на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретное действие отдельных органов государства и политических оппонентов.

Как правило, политический протест возникает  там, где действуют  неэффективные стратегии  и технологии осуществления  власти. Его наиболее распространенным источником является слабая приверженность граждан господствующим в обществе ценностям, низкая солидарность с провозглашенными политическими целями режима, психологическая  неудовлетворенность  сложившейся системой взаимоотношений  гражданина и государства, страх за свое будущее, беспредел в разгуле преступности, падение доходов населения и увеличение налогов и выплат.  В зависимости от причин вызвавших протест, граждане могут добиваться своих целей либо путем корректировки правительственного курса, не меняя при этом основ и принципов сложившейся политической системы и режима правления, либо требуя замены существующей системы власти. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4).Социальное  упр-е определ-я как процесс воздействия на социальные процессы для достижения поставленных целей: 1.Управляемым можно назвать процесс, сущность и содержание которого понятны субъектам, направляющим его в соответствии со своими интересами. 2.Неуправляемым называется в целом неосознанный процесс, совершающийся спонтанно. В общем виде данный управленческий процесс состоит из следующих этапов:1.Сбор информации, отражающей состояние системы управления в целом. 2. Всесторонний анализ информации. 3. Обоснование и принятие целей. 4. Организация контроля. Система управления социальными процессами включает: механизм управления, функции управления, структуру управления, объекты управления, кадры управления, процесс управления. Система управления – это форма реализации взаимодействия и развития отношений управления, выраженных в законах и принципах управления, целях, функциях, структуре, методах, процессе и механизме управления. Механизм управления создается и целенаправленно изменяется людьми, которые осуществляют регламентацию всей совокупности функций, форм, методов, и т.д.Функции управления: -анализ и оценка этих процессов;-прогнозирование тенденций развития; -стратегическое программирование; -организация процесса регулирования;-реализация проектных и нормативных решений. Структура отражает состав и соподчиненность различных элементов, звеньев и ступеней управления, функционирующих для достижения определенной цели. Свойства социально-экономических и политических процессов: 1.многомерность; 2.динамичность. 3. неравномерность. 4. многовекторность. Управление социально-экономическими процессами может осуществляться по ряду направлений. Первое нацелено на процессы, обусловленные фазами экономического цикла или необходимостью проведения достаточно масштабных экономических преобразований. Второе направление – управление общеэкономическими процессами в целом. Третье направление управления носит обеспечивающий характер и охватывает процессы, связанные с улучшением использования имеющихся природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Особенности управляемых социально-экономических процессов определяются тем, что как экономические, так и социальные процессы, отражая динамику состояния экономики и будучи объектами управленческих воздействий, одновременно являются и средствами их реализации.

Информация о работе Шпаргалка по менеджменту