Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 17:50, шпаргалка

Краткое описание

Понятие риска. Понятие и содержание риск-менеджмента.
Под риском понимают все внутренние и внешние предпосылки, которые мо-
гут негативно повлиять на достижение стратегических целей в течение точно
определенного отрезка времени наблюдения, например периода оператив-
ного планирования.
Слово «риск» в буквальном понимании означает принятие решения, результат которого заранее не известен. Риск – это нечто, что может произойти, а может и не произойти.

Вложенные файлы: 1 файл

otvety_risk-menedzhment.docx

— 674.59 Кб (Скачать файл)

 

  1. Понятие риска. Понятие и содержание риск-менеджмента.

Под риском понимают все внутренние и внешние предпосылки, которые мо-

гут негативно повлиять на достижение стратегических целей в течение точно

определенного отрезка времени наблюдения, например периода оператив-

ного планирования.

Слово «риск» в буквальном понимании означает принятие решения, результат которого заранее не известен. Риск – это нечто, что может произойти, а может и не произойти.

По своей сущности риск является событием с отрицательными последствиями. Это гипотетическая возможность наступления ущерба. В связи с этим существует точка зрения, согласно которой о риске можно говорить только тогда, когда существует отклонение между плановыми и фактическими результатами. Данные отклонения могут быть либо положительными, либо отрицательными.

Термин «менеджмент» означает управление хозяйством и его рациональное ведение. Иначе говоря, менеджмент – это совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, страховой, туристической и другой деятельностью с целью повышения эффективности их работы и увеличения прибыли.

 

Главная обязанность менеджера в условиях неопределенности – не избегать

риска, а предвидеть его и снизить возможные негативные последствия до ми-

нимального уровня либо вообще исключить. Целенаправленные действия по

ограничению риска в системе бизнеса носят название риск-менеджмент.

Система риск-менеджмента включает в себя следующие основные элементы:

• выявление расхождений в альтернативах риска;

• разработка планов, позволяющих оптимальным образом действовать в ситуациях, связанных с риском;

• разработка конкретных рекомендаций, ориентированных на устранение или минимизацию возможных негативных последствий;

• подготовка к принятию подзаконных и нормативных актов, касающихся рисковой деятельности;

• учет и анализ психологического восприятия рисковых решений и программ.

 

  1. Виды рисков. Факторы, влияющие на возникновение рисков.

Классификация:

А) По характеру последствий:

  • Чистые (вызывают только убыток-риск пожара или наводнения);
  • Спекулятивные (могут приносить как убытки, так и прибыль – любые биржевые риски).

Б) По сфере возникновения:

  • Производственные (срыв поставок, низкие продажи);
  • Коммерческие;
  • Финансовые (изменение курса валют…)

В) По отношению к организации:

  • Внешние;
  • Внутренние

 

Факторы, влияющие на возникновение рисков

Все рискообразующие факторы можно разделить на 2 группы:

  • внутренние факторы, возникающие в процессе деятельности предприятия; 
  • внешние факторы, существующие вне компании.

К внутренним факторам следует отнести все те действия, процессы и предметы, причиной которых является деятельность компании, как в сфере управления, так и в сфере обращения и производства (основная, вспомогательная и обеспечивающая деятельность). В группу внутренних факторов обычно включают планомерность, целенаправленность и научный подход в деятельности руководства и соответствующих служб компании по разработке эффективной стратегии развития предприятия, оценочные характеристики  надежности функционирования технической системы в компании, уровень образования персонала и пр.

К категории внешних факторов риска относят политические, научно-технические, социально-экономические и экологические факторы (следует отметить, что указанная трактовка факторов носит макроэкономический характер). Характерными внешними рискообразующими факторами являются торги на валютных биржах, поведение конкурентов, развитие НТП и пр.

Кроме того, представляется возможным классифицировать факторы риска по степени влияния компании на воздействие этих факторов. С этой точки зрения рискообразующие факторы можно условно подразделить на:  
· объективные факторы - факторы, на которые предприятие, компания не может оказывать воздействие;  
· субъективные факторы - факторы, регулируемые компанией.

  1. Организация процесса управления рисками в организации.

Первым этапом организации риск-менеджмента является определение цели риска и цели рисковых вложений капитала. Цель риска – это результат, который необходимо получить. Им может быть выигрыш, прибыль, доход и т. п. Цель рисковых вложений капитала – получение максимальной прибыли.

Следующим важным моментом в организации риск-менеджмента является получение информации об окружающей обстановке, которая необходима для принятия решения в пользу того или иного действия. На основе анализа такой информации и с учетом целей риска можно правильно определить вероятность наступления события, в т. ч. страхового события, выявить степень риска и оценить его стоимость.

На основе имеющейся информации об окружающей среде, вероятности, степени и величине риска разрабатываются различные варианты рискового вложения капитала. На этом этапе организации риск-менеджмента главная роль принадлежит финансовому менеджеру, его психологическим качествам. Финансовый менеджер, занимающийся вопросами риска (менеджер по риску), должен иметь два права: право выбора и право ответственности за него.

Право выбора означает право принятия решения, необходимого для реализации намеченной цели рискового вложения капитала. Решение должно приниматься менеджером единолично. Коллектив, принявший решение, никогда не отвечает за его выполнение. При этом следует иметь в виду, что коллективное решение в силу психологических особенностей отдельных индивидов (их антагонизма, эгоизма, политической, экономической или идеологической платформы и т. п.) является более субъективным, чем решение, принимаемое одним специалистом.

При выборе стратегии и приемов управления риском часто используется какой-то определенный стереотип, который складывается из опыта и знаний финансового менеджера в процессе его работы и служит основой автоматических навыков в работе. Наличие стереотипных действий дает менеджеру возможность в определенных типовых ситуациях действовать оперативно. При отсутствии типовых ситуаций финансовый менеджер должен переходить от стереотипных решений к поискам оптимальных, приемлемых для себя рисковых решений.

В риск-менеджменте готовых рецептов нет и быть не может. Он учит тому, как, зная методы, приемы, способы решения тех или иных хозяйственных задач, добиться ощутимого успеха в конкретной ситуации, сделав ее для себя более или менее определенной.

Особую роль в решении рисковых задач играют интуиция менеджера и инсайт (осознание решения некоторой проблемы).

 

  1. Классификация методов управления рисками.

Во-первых, подходы к управлению рисками можно сгруппировать как методы минимизации негативного влияния неблагоприятных событий следующим образом.

• Уклонение от риска (Risk elimination) – это набор мероприятий, приводящих к полному избеганию влияния неблагоприятных последствий рисковой ситуации.

• Сокращение риска (Risk reduction, Risk mitigation) – это действия, приводящие к уменьшению ущерба. В данном случае фирма принимает риски на себя (Risk retention,Risk assumption).

• Передача риска (Risk transfer) – это меры, позволяющие переложить ответственность и возмещение возникающего вследствие наступления рисковой ситуации ущерба на другого субъекта.

 

С другой точки зрения, методы управления рисками можно классифицировать по соотношению времени осуществления управляющих мероприятий и наступления рисковой ситуации.

  • Дособытийные методы управления рисками – осуществляемые заблаговременно мероприятия, направленные на изменение существенных параметров риска (вероятность наступления, размеры ущерба). Сюда можно отнести методы трансформации рисков (Risk control,Risk control to stop losses), которые связаны, в основном, с препятствованием реализации риска. Обычно эти методы ассоциируются с проведением превентивных мероприятий.
  • Послесобытийные методы управления рисками – осуществляемые после наступления ущерба и направленные на ликвидацию последствий. Эти методы направлены на формирование финансовых источников, используемых для покрытия ущерба. В основном это методы финансирования риска.
  •  
  1. Управление информационными рисками.

Работа по минимизации информационных рисков заключается в предупреждении несанкционированного доступа к данным, а также аварий и сбоев оборудования.

Для минимизации информационных рисков строится стратегия их предупреждения. Практика показывает, что наиболее успешные стратегии базируются на следующих принципах:

1) Доступ  сотрудников к информационным  системам и документам компании  должен быть различен в зависимости  от важности и конфиденциальности  содержания документа.

2) Компания  должна контролировать доступ  к информации и обеспечивать  защиту уязвимых мест информационных  систем.

3) Информационные  системы, от которых напрямую  зависит деятельность компании (стратегически  важные каналы связи, архивы документов, компьютерная сеть), должны работать  бесперебойно даже в случае  кризисной ситуации.

Обеспечение информационной безопасности – это также вопрос эффективности затраченных средств, поэтому расходы на защиту не должны превышать суммы возможного ущерба: необходимо обязательно рассчитывать их экономическую эффективность.

Если бизнес компании во многом зависит от состояния внутренних информационных сетей, то необходимо назначить ответственного за разработку, внедрение и контроль исполнения корпоративных правил, направленных на снижение информационных рисков. Желательно, чтобы такой координатор не имел отношения к информационной структуре компании. Считается, что сотрудник, который не связан напрямую с информационными технологиями, будет наиболее объективен при организации мероприятий по риск-менеджменту.

Обязательным условием успешного риск-менеджмента в области информационных технологий, как и процесса управления рисками в любой другой области, является его непрерывность.

Разработка и реализация политики по минимизации информационных рисков не принесет пользы, если рекомендуемые стандарты и правила неверно используются, например, если сотрудники не обучены их применению и не понимают их важности. Поэтому работа по обеспечению безопасности должна быть, прежде всего, комплексной.

 

  1. Методы финансирования риска.

 

Послесобытийные методы управления рисками – осуществляемые после наступления ущерба и направленные на ликвидацию последствий. Эти методы направлены на формирование финансовых источников, используемых для покрытия ущерба. В основном это методы финансирования риска.

Финансирование рисков подразумевает покрытие убытков, возникающих вследствие наступления рисковой ситуации. Существующие на данный момент методы позволяют выбрать один из следующих источников средств:

  • текущий доход;
  • резервы;
  • использование займа;
  • самострахование;
  • страхование;
  • нестраховой пул;
  • передача финансирования на договорной основе;
  • поддержка государственных и муниципальных органов;
  • спонсорство.

Методы, основанные на использовании этих источников, можно разделить на две группы.

 

Покрытие убытка из текущего дохода (Current expensing of losses). Суть этого метода сводится к тому, что покрытие ущерба осуществляется за счет текущих денежных потоков компании. Каких-либо фондов не создается. Для определения целесообразности применения этого метода следует точно рассчитать пороговое значение ущерба, превышение которого ведет к отказу от данного метода.

Покрытие убытка из резервов (Reserving). При использовании данного метода предполагается, что на предприятии создаются специальные резервные фонды, специально предназначенные для покрытия убытков от реализации рисков. Условия использования резервов те же, что и при применении метода покрытия убытков из текущего дохода. Единственное отличие в том, что здесь суммы покрываемого ущерба могут быть несколько выше.

Покрытие убытка за счет использования займа (Borrowing). Данный метод используется, если фирма может рассчитывать на получение кредита. Хотя этот источник и является внешним, но вся ответственность за покрытие ущерба лежит на организации. Особенность этого источника в том, что им не всегда можно воспользоваться. При высоких размерах убытка кредитная организация может отказать в предоставлении средств. Даже если кредит все-таки предоставлен, то условия возврата могут быть очень жесткими в силу оценки кредитором риска невозврата.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"