Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 21:14, шпаргалка

Краткое описание

Психология управления: ее объект, предмет, категории
Отличительную особенность психологии управления составляет то, что ее объектом является организованная деятельность людей. Организованная деятельность - это не просто совместная деятельность, это деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и корпоративными требованиями.
Социально-психологические отношения - это взаимоотношения людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, т.е. её реальным содержанием.
Объект психологии управления составляют люди, входящие в финансовом и юридическом отношениях в самостоятельные организации, деятельность которых ориентирована на корпоративно полезные дела.

Содержание

Вопросы
Психология управления: ее объект, предмет, категрии
2. Личность в сфере управленческой деятельности.
3.Взаимосвязь ситуации, социальной среды и личностных качеств конкретного человека.
Поведение челека в организации
Типы сотруднико
6. Основные теории мотивации
7. Мотивация групп:
8. Основные функции управления (производственные):
9. Социально-психологические функции:
10. Основные принципы и закономерности управленческой деятельности.
11. Процесс принятия решений в структуре управленческой деятельности
12 .Составляющие процесса принятия решений.
13.Факторы, влияющие на принятие решений.
14.Психологические аспекты целеполагания в управленческой деятельности.
15. Классические стили управления
16.Решетка менеджмента Р. Блейка, Д. Мутона: пять типов управленческого поведения.
17.Психологические последствия различных стилей управления.
18.Механизм групповой динамики.
19.Типы подчинённых и особенности управления.
20.Психологические проблемы коммуникации.
21.Кадровая политика. Японский опыт.
22.Индивидуальный стиль деятельности.
23.Проблема восприятия времени и планирование рабочего времени.
24. Виды взаимодействия в управленческой деятельности.
25.Психология переговорного процесса.
Способы преодоления раногласий
27.Трансакции в общении.
28.Синтоническая модель общения
29. Характерология Хейманса - Ле Сенна:
30. Типология конституциональных различий У. Шелдона
31.Психологический тип и ведущая функция.
32.Психосоциотип личности – основа индивидуальности человека.
33.Четыре основные психологические функции.
34.Функции конфликта. Этапы, стадии и фазы развития конфликта.
35.Стили поведения в конфликтных ситуациях.
36.Имидж и его слагаемые.
37.Формула воздействия имиджа.
38.Принципы формирования имиджа.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология управления_.doc

— 396.00 Кб (Скачать файл)

Альтернативная  классификация стилей управления.

 

Индивидуальный стиль, который понимается А.Л. Журавлевым как индивидуально-типические особенности целостной, относительно устойчивой системы способов, методов, приемов воздействия руководителя на подчиненных с целью эффективного и качественного выполнения управленческих функций.

Факторы, влияющие на формирование стиля:

  1. характер руководителя;
  2. классификация сотрудников;
  1. ситуация, в которой находится руководитель со своей группой.

 

Непоследовательный (алогичный) стиль проявляется в непредсказуемом переходе руководителем от одного стиля к другому, что обусловливает крайне низкие результаты работы и максимальное количество конфликтов и проблем.

 

Ситуативный стиль управления гибко учитывает уровень психологического развития подчиненных. При низком уровне развития формой управленческого взаимодействия является авторитарное указывание, при среднем    уровне - наставничество, при хорошем - консультации по отдельным проблемам, при высоком - передача полномочий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.Решетка менеджмента Р. Блейка, Д. Мутона: пять типов управленческого поведения.

ТИПЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Забота о людях

 

1.9 - «Либерал» (максимум  внимания к людям, минимум внимания к работе);

1.1. - «Пессимист»  (незначительное внимание к людям  и к производству);

5.5. - «Манипулятор» (умеренное  внимание к работе и к людям);

9.1. - «Диктатор» (максимум  внимания к работе, незначительное  внимание к людям);

9.9. - «Организатор» (высокая ориентация на эффективную работу в сочетании с доверием и уважением к людям).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17.Психологические последствия различных стилей управления.

Авторитарный  стиль за счёт постоянного контроля обеспечивает хорошие результаты работы: прибыль, производительность, качество продукции. Однако высока вероятность ошибочных решений, подавление инициативы, творчества подчинённых, замедление нововведений, застой, пассивность, неблагоприятный психологический климат,  подхалимы, «козлы отпущения», интриги.

Демократический стиль является наиболее эффективным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворённость людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплочённость коллектива. Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологически-коммуникативных способностях руководителя.

Либерально-анархический стиль заранее предполагает низкие результаты работы, так как всё пущено на самотёк. Психологический климат в коллективе неблагоприятный, нет никакого сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться; разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров подгруппы, возможны скрытые и явные конфликты, идёт расслоение на конфликтующие подгруппы..

Непоследовательный (алогичный) стиль руководства обусловливает несовпадение формы и содержание действий руководителя, низкие результаты работы, конфликты.

Ситуативный стиль управления благодаря учёту уровня развития подчинённых и коллектива способствует профессиональному и  личностному совершенствованию работников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18.Механизм групповой динамики.

 Любая организация – это совокупность стабильных социальных групп. Формирование этих групп осуществляется как на основе структурных и функциональных особенностей организации, так и на основе общности черт и интересов индивидов, которые собираются в группы для совместного решения общих проблем. Малая группа определяется как «взаимодействие лицом к лицу двух и более индивидов, при котором каждый член группы может свободно и точно охарактеризовать других членов». Таким образом, члены малой группы находятся и взаимодействуют в непосредственной близости друг от друга, наблюдая, оценивая и признавая друг друга.

Основными характеристиками малой группы являются:

  • Частота взаимодействия.
  • Развитие индивидуальности группы.
  • Установление групповых норм.
  • Взаимообмен и копирование моделей поведения, стилей взаимодействия и общения.
  • Дифференциация ролей членов группы.
  • Взаимозависимость индивидуальных и общих целей.
  • Выгода каждого от объединения в группу.

По мере роста группы и превышения ее численности (более  чем шесть человек) изменяется групповой климат. Члены группы менее связаны групповыми нормами, они становятся более свободны в проявлении чувств. Лидерство и осуществление социальных ролей, напротив, приобретают более структурированный и официальный характер.

Возраст группы - важный показатель групповой динамики и объективной способности группы эффективно решать конкретные задачи.

Групповая динамика непосредственно связана со стадиями группового развития. Специалисты выделяют четыре стадии развития группы, каждая из которых имеет свои особенности, определяя способность группы решать стоящие перед ней задачи. Таковыми являются:

  1. стадия формирования.
  2. стадия взрыва недовольства.
  3. стадия выработки групповых норм.
  4. стадия выполнения задания.

Первая стадия формирования группы характеризуется доминированием индивидуальных мотивов поведении. Выявляя суть задания, свою роль в его выполнении и место в группе, члены группы ориентированы на личные потребности, они заинтересованы в появлении системы положительного и отрицательного подкрепления их предстоящей деятельности. Соизмерение индивидуальных потребностей с необходимостью взаимодействовать с другими членами группы и работать сообща находит различный отклик у членов группы.

Стадия взрыва недовольства, к сожалению, является обязательным элементом группового развития. Степень недовольства и продолжительность этой стадии могут варьироваться.

Конфликты и проявления индивидуальных мотивов (а в равной степени и неудовлетворительная оценка групповой результативности) подводят членов группы к пониманию важности согласия и групповой сплоченности как факторов эффективности групповой деятельности. В группе возрастает персональная ответственность членов за конечный результат групповой деятельности. В этой ситуации группа переходит к третьей стадии развития – выработке групповых правил взаимодействия и норм деятельности. Фиксируется сложившийся баланс силы и влияния членов группы, их социальные роли и статус в группе.

Внимание группы переключается  с проблем групповой динамики на проблемы выполнения задания.

По мере вовлечения членов группы в процесс групповой динамики эффективная группа обеспечивает выполнение ряда функций, в число которых включаются:

1. Гармонизация взаимоотношений  посредством разрешения меж-личностных  конфликтов и противоречий, достижение согласия и снижения напряжения при непосредственных контактах.

2. Нахождение компромиссов. Эффективность взаимодействия членов группы достигается в том случае, если каждый из них признает правомерность интересов других членов и собственные ошибки, а также выражает отказ от чрезмерных притязаний.

3. Свободное изъявление  эмоциональных переживаний, идей  и отношений членов группы друг к другу.

4. Поощрение и поддержка.  Оказание помощи и поддержки  друг другу, формирование климата доверия и взаимоуважения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19.Типы подчинённых и особенности управления.

 Специалисты выделяют два разных типа подчиненных:

  • подчиненных, ориентированных на цель;
  • подчиненных, ориентированных на задание.

Характерологические особенности  подчиненного данного типа выражаются в том, что он: предпочитает авторитарного руководителя; нуждается в обратной связи и оценке деятельности, основанной на результате; воспринимает деньги как поощрение за хорошую работу охотнее, чем стимул работать больше; лучше выполняет работу, которая может быть усовершенствована (в таком случае это творческий тип личности, который получает удовлетворение от решения проблемы); выбирает цели со средним риском, несет ответственность за результат; направляет энергию на достижение целей; проявляет инициативу и не любит мелочной опеки; регулирует степень стремления достичь цели в зависимости от реального успеха или неудачи.

Подчиненный второго  типа предпочитает получить от управленческого  лидера детальную инструкцию по выполнению задания, включающую сроки выполнения, описание ресурсов и т.д. Такой подчиненный отличается следующими характерологическими особенностями: Предпочитает демократичного босса; Избегает обратной связи, оценки; Нуждается в одобрении на личностной основе; Деньги, которые может заработать, воспринимает как несправедливые. Предпочитает рутинную и «не улучшаемую» работу; Не проявляет творчества и получает удовлетворение от завершения задания; Выбирает цели с высоким риском или с низким риском; Нуждается в оправдании, сопротивляется измерениям качества его труда; Не фокусирует индивидуальную энергию на цели; Следует директивам; Имеет высокую или низкую степень стремления к результату.

Подчиненный, ориентированный  на задание, комфортно ощущает себя в стабильной обстановке, при устоявшихся правилах и процедурах.

 

Типы подчиненных  и особенности управления

Особенности управления:

подчиненным, ориентированным на цель

подчиненным, ориентированным на задание

  • Демонстрировать статус и власть
  • Предоставлять право свободного графика работы
  • Находить обратную связь и проводить оценки деятельности подчиненного по результатам работы
  • Обеспечить материальное стимулирование и выработать критерий оценки эффективного достижения цели
  • Поручать задания, требующие творческого подхода и самостоятельности
  • Дать право на ошибку
  • Избегать подчеркивания статуса и власти
  • Обеспечить нормированный рабочий день
  • Демонстрировать одобрение индивидуальных усилий по работе над заданием
  • Дать ясные критерии стимулирования, разработать систему материального и нематериального поощрения за выполнение задания
  • Поручать рутинную работу, не предполагающую инновационные решения. Обеспечить обсуждение деталей выполнения задания

 

 

 

 

 

 

20.Психологические   проблемы  коммуникации.

Коммуникация  – это смысловой аспект взаимодействия между людьми, это  приём и переработка  информации, в процессе которой формируется  ответная реакция, называемая обратной связью. Обратная связь, передаваемая собеседнику тем или иным способом, должна быть адекватной, то есть соответствовать реальной ситуации.

Коммуникация - это процесс передачи информации от отправителя к получателю. Цель отправителя - оказать на получателя определенное воздействие. Он передает то или иное сообщение с помощью определённого кода. Получатель, приняв это сообщение, должен его декодировать. Система интерпретации получателя детерминирована социальным происхождением, воспитанием, образованием, культурой.

 Для преодоления коммуникативных барьеров может быть использована фасцинация. Фасцинация - это специально организованное вербальное воздействие, предназначенное для уменьшения потерь семантически значимой информации с целью повышения возможности ее воздействия на поведение реципиента. Формы фасцинации могут быть различными. Важным фактором фасцинации выступает ритмическая организация сообщения (специально интонированная речь, пение).

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"