Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 17:50, шпаргалка

Краткое описание

Понятие риска. Понятие и содержание риск-менеджмента.
Под риском понимают все внутренние и внешние предпосылки, которые мо-
гут негативно повлиять на достижение стратегических целей в течение точно
определенного отрезка времени наблюдения, например периода оператив-
ного планирования.
Слово «риск» в буквальном понимании означает принятие решения, результат которого заранее не известен. Риск – это нечто, что может произойти, а может и не произойти.

Вложенные файлы: 1 файл

otvety_risk-menedzhment.docx

— 674.59 Кб (Скачать файл)

Покрытие убытка на основе самострахования (Self-insurance). Суть здесь заключается в том, что организация создает страховые фонды, предназначенные для покрытия убытков. От предыдущих методов самострахование отличается тем, что работает с большим числом однородных рисков. Пороговые значения вероятного ущерба рассчитываются на основе данных о финансовых возможностях группы предприятий в целом. Одной из разновидностей механизмов самострахования является создание кэптиновых страховых организаций (captive insurance). Это страховые компании, входящие в состав нестраховых организаций (групп компаний). Они страхуют риски всей группы.

Покрытие убытка на основе страхования (Insurance). Страхование как метод финансирования риска используется достаточно часто. Здесь ответственность за возмещение возможного ущерба передается – за определенную плату – специализированной организации – страховой компании. Причем, возмещение ущерба может быть переложено как частично, так и полностью. В практике к этому методу прибегают в следующих случаях:

  1. если вероятность реализации риска не велика, а ущерб достаточно высок;
  2. если риски неоднородны; как уже указывалось, при наличии большого числа однородных рисков, оправдано применение самострахования;
  3. если существуют большие совокупности рисков, вероятность реализации которых велика, а суммы предполагаемого ущерба небольшие;
  4. если существуют катастрофические риски;
  5. если страхование предусмотрено законодательно (обязательное страхование).

Покрытие убытка на основе нестрахового пула (Non – insurance pooling). Данный метод подразумевает передачу финансирования риска другому лицу – нестраховому пулу. Таким пулом может выступать, к примеру, специальный фонд взаимопомощи, созданный объединением предпринимателей. В данном случае участие фирмы в возмещении ущерба снижается за счет софинансирования. Пороговые значения ущерба, как и при использовании метода самострахования, определяются, исходя из финансовых возможностей фирм – участников пула.

Покрытие ущерба за счет передачи ответственности на основе договора (Contractual transfer). В данном случае финансирование ущерба передается другому субъекту на основе заключенного договора. Примером такого метода является хеджирование (hedging). Это процедура передачи ценового риска, направленная на его минимизацию. По условия договора, другая сторона принимает участие в софинансировании риска. Суть хеджирования сводится к ограничению прибылей и убытков, возникающих вследствие изменения цен на товары, курсов валют и т. д. Хеджирование – это основной инструмент управления финансовыми рисками (финансового риск-менеджмента).

Покрытие убытка на основе поддержки государственных либо муниципальных органов (Budget support). Риски, к которым может быть применен настоящий метод, могут быть разделены на две группы:

• специфические риски, характеризующиеся настолько большим размером ущерба, что его возмещение возможно лишь при поддержке государственных или муниципальных органов; к примеру, это риски связанные с внешнеэкономической деятельностью или крупными инвестиционными проектами;

• высокие социальные риски, в случае реализации которых, государственные или муниципальные органы склонны оказывать помощь; например, массовое разрушение собственности.

Данный метод, скорее всего, будет использован уже после наступления ущерба такого размера, что это вызывает социальную нестабильность.

Покрытие убытка на основе спонсорства (Sponsorship). Данный метод предполагает снижение риска за счет привлечения спонсора.

 

  1. Методы передачи риска.

 

Передача риска (Risk transfer) – это меры, позволяющие переложить ответственность и возмещение возникающего вследствие наступления рисковой ситуации ущерба на другого субъекта.

Передача (трансфер) риска используется как мелкими, так и крупными предприятиями. Причем, для первых в качестве гаранта выступают, как правило, крупные компании, а для вторых – органы государственного управления. Такая сделка выгодна как и для передающей (трансфер), так и для принимающей стороны (трансфери). В подтверждение этого говорят следующие причины.

  1. Потери, которые велики для передающей стороны, могут быть незначительными для стороны принимающей.
  2. Принимающая сторона может обладать лучшими возможностями для сокращения потерь.
  3. Принимающая сторона может находиться в лучшей позиции для контроля хозяйственного риска и предотвращения потерь.

При передаче риска заключается соответствующий контракт. К наиболее распространенным из них можно отнести следующие типы соглашений.

1) Строительные контракты предполагают передачу всех рисков, связанных с новым строительством, строительной компании. Это различные сбои при поставках, погодные условия, забастовки и т. д. Несвоевременная сдача объекта, повреждение его конструкции в период строительства влечет за собой соответствующую ответственность одной из сторон.

2) Аренда – достаточно широко распространенный способ передачи риска. В случае передачи имущества в аренду (либо в финансовую аренду – лизинг) некоторые риски, связанные с этим имуществом, полностью или частично остаются на собственнике. Это риск физического повреждения, риск увеличения налогов на имущество, риск снижения коммерческой ценности объекта и т. д. Путем специальных оговорок арендатору может быть передана большая доля рисков.

3) Контракты на хранение и перевозку грузов обеспечивают передачу транспортной компании рисков, связанных с порчей или гибелью имущества во время его транспортировки. Однако такие риски, как, например, падение рыночной цены продукции из-за транспортной задержки, несет уже предприятие.

4) Контракты продажи, обслуживания, снабжения также предоставляют фирме широкие возможности передачи рисков. Потребитель товара передает риски, связанные с эксплуатацией или наличием дефектов, продавцу на период действия гарантии. Кроме того, между посредниками и производителем может быть достигнуто соглашение о возврате непроданных товаров.

5) Контракт-поручительство позволяет должнику переложить часть риска отсутствия средств для возврата долга на поручителя. В данном соглашении участвуют три стороны: поручитель, принципал и кредитор. Поручитель дает гарантию того, что долг принципала будет возвращен независимо от успеха или неуспеха деятельности последнего.

6) Договор факторинга – это финансирование под уступку денежного требования. Он подразумевает передачу кредитного риска. В данном договоре участвуют три стороны: фактор-посредник (банк или иная организация, имеющая лицензию на данный вид деятельности), предприятие-поставщик и предприятие-покупатель. Фактор-посредник покупает у поставщика требования к его клиентам, т. е. дебиторскую задолженность. Обычно фактор-посредник покупает эти требования в течение нескольких дней, выплачивая 70-80% требований. Остаток выплачивается после погашения задолженностей.

Выделяют два вида факторинга: открытый и закрытый. При открытом факторинге указывает, что требования переданы фактор-посреднику. При закрытом факторинге поставщик заключает договор с банком, высылая копии счетов по заключенным сделкам, но покупатели об этом не извещаются. Если покупатель не в состоянии оплатить счета в установленные сроки, то поставщик извещает его об уступке требований.

7) Биржевые сделки снижают риск снабжения в условиях инфляционных ожиданий.

Здесь передача риска осуществляется путем:

• приобретения опционов на закупку товаров, цена на которые в будущем увеличится;

• заключения фьючерсных контрактов на закупку растущих в цене товаров.

Опцион – это документ, где поставщик гарантирует продажу товара по фиксированной цене в течение определенного срока. Опцион является ценной бумагой и может продаваться на вторичном рынке в ходе биржевых сделок. Текущая его цена определяется разницей между суммой, указанной в данном документе, и ценой товара на данный момент, а также от инфляционных ожиданий.

Другой способ передачи риска через биржевые сделки – использование фьючерсных контрактов. Фьючерс отличается от опциона тем, что:

  • заключается между заказчиком и поставщиком с отсрочкой исполнения;
  • момент времени исполнения контракта строго фиксирован;
  • в контракте может быть предусмотрена «плавающая» цена поставки.

Данными способами можно также снизить риск сбыта продукции, приобретая опционы и фьючерсы уже на поставку готовой продукции.

 

  1. Методы управления транспортными рисками.

 

Транспортные риски - риски перевозки грузов различными видами транспорта. Транспортный риск входит в классификацию коммерческого риска.

Классификация транспортного риска впервые была разработана международной торговой палатой в Париже 1919 г. и унифицирована в 1936 г. В настоящее время транспортные риски классифицируются по степени и по ответственности в четырех группах: E, F, C, D.

Группа Е включает ситуацию, когда поставщик (продавец) держит товар на собственных складах (ExWorks). Риск принимает на себя поставщик до момента принятия товара покупателем. Риск транспортировки от помещения продавца до конечного пункта уже принимается покупателем.

Группа F содержит три конкретные ситуации передачи ответственности рисков:

FCA – риск и ответственность продавца переносятся на покупателя в момент передачи товара в условленном месте;

FAS – ответственность и риск за товар переходят от поставщика к покупателю в определенном договором порту;

FOB – продавец снимает с себя ответственность после выгрузки товара с борта судна.

Группа С включает ситуации, когда экспортер, продавец заключают с покупателем договор на транспортировку, но не принимают на себя никакого риска.

Ситуации группы С:

CFK – продавец оплачивает стоимость транспортировки до порта прибытия, но риск и ответственность за сохранность товара и дополнительные затраты берет на себя покупатель;

CIF – кроме обязанностей, как в случае CFK, продавец обеспечивает и оплачивает страховку рисков во время транспортировки;

CPT – продавец и покупатель делят между собой риски и ответственность. В определенный момент (обычно какой-то промежуточный пункт транспортировки) риски полностью переходят от продавца к покупателю.

CIP – риски переходят от продавца к покупателю в определенном промежуточном пункте транспортировки. Но, кроме того, продавец обеспечивает и оплачивает стоимость страховки товара.

Группа D означает, что все транспортные риски ложатся на продавца. К этой группе относятся следующие конкретные ситуации:

DAF – продавец принимает на себя риски до определенной государственной границы, а далее риски принимает на себя покупатель;

DES – передача рисков продавцом покупателю происходит на борту судна;

DEQ – передача рисков происходит в момент прибытия товара в порт;

DDU – продавец принимает на себя транспортные риски до определенного договором места (чаще всего это склад) на территории покупателя;

DDP – продавец ответственен за транспортные риски до определенного места на территории покупателя, но покупатель оплачивает их.

 

  1. Анализ и оценка риска.

 

Анализ рисков - процедуры выявления факторов рисков и оценки их значимости, по сути, анализ вероятности того, что произойдут определенные нежелательные события и отрицательно повлияют на достижение целей проекта. Анализ рисков включает оценку рисков и методы снижения рисков или уменьшения связанных с ним неблагоприятных последствий.

Оценка рисков - это определение количественным или качественным способом величины (степени) рисков.

Основной целью идентификации и анализа рисков является формирование у лиц, принимающих решения, целостной картины рисков, угрожающих бизнесу фирмы, жизни и здоровью ее сотрудников, имущественным интересам владельцев (акционеров), обязательствам, возникающим в процессе взаимоотношений с клиентами и другими контрагентами, правам третьих лиц и т. п.

В данном случае важен не только перечень рисков, но и понимание менеджерами того, как эти риски могут повлиять на деятельность фирмы и насколько серьезными могут быть последствия. В результате такого исследования будет правильно организована система управления рисками, которая обеспечит приемлемый уровень защиты фирмы от этих рисков.

Идентификация и анализ рисков предполагает проведение качественного, а затем и количественного изучения рисков, с которыми сталкивается фирма.

Качественный анализ предполагает обнаружение рисков, исследование их особенностей, выявление последствий реализации соответствующих рисков в форме экономического ущерба, раскрытие источников информации относительно каждого риска. На данной стадии проводится подробная классификация выявленных рисков. В результате этого у менеджера по рискам возникает понимание круга проблем, с которыми придется столкнуться в процессе риск-менеджмента.

Предварительным шагом стадии количественной оценки рисков является получение информации о них. Такая информация должна содержать следующие данные, необходимые для оценки степени предсказуемости риска: частота (вероятность) возникновения и размер убытков, т.е. распределение ущерба, а также другие характеристики, которые требуются для дальнейшего анализа рисков.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"