Целевое управление как способ согласования индивидуальных и организационных целей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 11:14, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы определяется необходимостью рассмотрения теоретических основ организационных и индивидуальных целей, а также для разработки практических рекомендаций для путей реализации организационной структуры управления предприятием.
Цели организации различны по своему виду и содержанию. К примеру, цели у рядовых исполнителей, а также руководителей высшего уровня и у руководителя финансового характеризуются существенными различиями в видении будущих результатов их деятельности. Но это не означает, что цели организации - это только формальное оглашение о ее намерениях, которое не реализуются на практике.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Виды организационных и индивидуальных целей
1.1. Цели организации: понятие, виды……………………….……….3
1.2. Цели сотрудника в организации………………………………….6
Глава 2. Согласование индивидуальных и организационных целей……….7
Глава 3. Целевое управление как способ согласования индивидуальных и организационных целей………………………………….……………………...12
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………...………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по менеджменту.docx

— 53.47 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….2

Глава 1. Виды организационных и индивидуальных целей

    1. Цели организации: понятие, виды……………………….……….3
    2. Цели сотрудника в организации………………………………….6

Глава 2. Согласование индивидуальных и организационных целей……….7

Глава 3. Целевое управление как способ согласования индивидуальных и организационных целей………………………………….……………………...12

Заключение……………………………………………………………………….20

Список использованной литературы…………………………...………………21

Глоссарий………………………………………………………………………...22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  выбранной темы определяется необходимостью рассмотрения теоретических основ организационных и индивидуальных целей, а также для разработки практических рекомендаций для путей реализации организационной структуры управления предприятием.

 Цели организации различны по своему виду и содержанию. К примеру, цели у рядовых исполнителей, а также руководителей высшего уровня и у руководителя финансового характеризуются существенными различиями в видении будущих результатов их деятельности. Но это не означает, что цели организации - это только формальное оглашение о ее намерениях, которое не реализуются на практике.

Люди создают организации для того, чтобы с их помощью достигать своих целей. Таким образом, с момента возникновения каждая организация имеет определённую целевую ориентацию. Люди входят в организации с целью получения для себя определённого результата. Это также придаёт организациям определённую целевую направленность. Люди из внешней среды (потребители, общество, партнёры и т.д.) при взаимодействии с организацией преследуют свои индивидуальные цели, также придавая её функционированию определённую ориентацию, тем самым развивая целевое начало в деятельности организации. 
          Целью работы является исследование типов организационных и индивидуальных целей, их установление и возможность согласования.

 

 

 

Глава 1. Виды организационных и индивидуальных целей

    1. Цели организации: понятие, виды

Цель организации - это желаемое состояние объекта управления через определенное время.

Цели — это конкретные показатели с четкими значениями, которые компания должна достигнуть за плановый период. От ее правильного формулирования зависит слаженность работы персонала.

Цели предприятия могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными.

Краткосрочные цели определяются не больше, чем на квартал или год. Это может быть и увеличение ассортимента на торговом предприятии, и продажа залежавшегося товара в определенные сроки, и т. д.

Среднесрочные цели устанавливаются на срок от года до трех лет. Это и увеличение мощностей, и улучшение качества.

Долгосрочные цели определяются на срок от трех до десяти лет. Они могут включать освоение новых рынков, универсализацию производства и др.

Эффективная цель должна быть достижимой. Цель, превышающая возможности организации из-за недостатка ресурсов либо в силу внешних факторов, может иметь катастрофические последствия. Например, RCA, когда она попыталась стать основным производителем компьютеров, постигла неудача, главным образом из-за отсутствия опыта, необходимого для успешной конкуренции с IBM. Кроме того, как утверждают профессора Дж.Стейнер и Дж.Майнер, цели «являются мощными мотиваторами для персонала организации, поскольку людям, как правило, нравится достигать целей своих организаций». Если цели недостижимы, мотивация ослабевает. Поскольку обычное вознаграждение и повышение по службе принято связывать с достижением целей, недостижимые цели снижают эффективность средств, используемых организацией для мотивации сотрудников.

Чтобы быть эффективными, все многочисленные цели организации должны взаимно поддерживать одна другую, т.е. действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других. В противном случае неизбежны конфликты между подразделениями организации, ответственными за достижение разных целей.

Четко выделить области, в которых менеджменту следует устанавливать цели, трудно. Практически все исследователи предлагают свой вариант. Профессор А.Райа, изучив множество источников, составил свой перечень (табл.1). Он также описал, как можно выразить эти общие для всей организации цели. Список Райа предназначен для коммерческих компаний, но он подходит и для некоммерческих, кроме целей, связанных с прибыльностью.

Таблица 1. Организационные цели

п/п

Область цели

Выражение

Пример

1

Прибыльность

Объём прибыли, прибыль на инвестиции, доход на одну акцию и т.д.

Увеличить прибыль на инвестиции за вычетом налогов до 15% в течение пяти лет

2

Рынки

Доля рынка, объем сбыта в денежном выражении, рыночная ниша

Увеличить долю рынка до 28% в течении трех лет

3

Производительность

Соотношение вводимых и выводимых ресурсов, затраты на единицу продукции

Увеличить количество единиц продукции до Х на одного рабочего за восьмичасовой рабочий день

4

Продукты

Объем сбыта, прибыльность продукта (продуктового ассортимента)

Ввести продукт в ассортимент среднего затратного диапазона в течение двух лет

5

Финансовые ресурсы

В зависимости от структуры капитала, частоты выпуска обычных акций, оборотного капитала и др.

К концу текущего года уменьшить период инкассации до 26 дней

6

Производственные мощности

Квадратные метры, постоянные затраты, объем выпуска в единицах продукции

Увеличить производственную мощность до 8 млн. единиц продукции в месяц в течение двух лет

7

Исследование и новаторство

Доллары, рубли, евро и др.

Разработать двигатель в ценовом диапазоне с коэффициентом выброса вредных веществ менее 10% в течение двух лет при затратах не более 150 тыс. долл.

8

Организация

Изменение структуры или направления деятельности

Разработать и внедрить матричную организационную структуру в течение двух лет

9

Человеческие ресурсы

Количество прогулов, опозданий, жалоб, часов тренингов

Снизить число прогулов до уровня ниже 4% к концу следующего года

10

Социальная ответственность

Описание видов деятельности, еоличество дней, выделенных на эту работу, финансовые вклады

В течении следующих двух ет принять на работу 120 безработных


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Цели сотрудника в организации

Индивидуальная цель – это кратко сформулированное описание ориентиров каждого сотрудника в отдельности. Имея перед собой четкую цель, любой сотрудник осознает, каким образом он может влиять на успешное выполнение корпоративных планов.

Таблица 2. Ценностные ориентации сотрудников

№ п/п

Ценностная ориентация

1

Интересная творческая работа

2

Работа, дающая возможность повышать квалификацию

3

Работа, приносящая пользу людям

4

Работа с хорошими условиями труда

5

Работа с возможностью сделать карьеру

6

Высокооплачиваемая работа

7

Работа на стабильном, имеющем перспективы предприятии

8

Работа, обеспечивающая социальные льготы

9

Работа, дающая возможность улучшить жилищные условия

10

Работа, где сложились хорошие отношения в коллективе

11

Работа, где руководство хорошо относится к персоналу

12

Работа на предприятии, которое близко от дома

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Согласование индивидуальных и организационных целей

Виды (степени) согласованности индивидуальных и организационных целей

Сегодня многие руководители интуитивно понимают, насколько важно согласовывать цели сотрудника и организации. Этот процесс можно называть любым термином: стимулирование, мотивация и даже манипуляция (в зависимости от ситуации). От степени согласованности организационных и индивидуальных целей зависит результат, которого работник сможет добиться.

Степень согласованности целей может быть разной. Существует три различных варианта.

1. Цели организации  не пересекаются с целями сотрудника.

Как правило, это первоначальный этап на новом месте работы, куда человек приходит со своими представлениями о деятельности и способах ее выполнения (рис.1).


 

 

 

 

 

 

Рис.1 Полная несогласованность организационных и индивидуальных целей

Ожидания и иллюзии нового сотрудника, а также его страхи и опасения, накопленные на предыдущих местах работы и бессознательно привнесенные на новое, во многом определяют поведение и результаты его труда. Лишь постепенно, при условии грамотной постановки процесса соотнесения целей, сотрудник начинает понимать, для чего он здесь, каковы его задачи. В этом случае начинается второй этап согласования целей - интериоризация организационных целей, т.е. процесс превращения внешних целей во внутренние. Однако этого может и не произойти.

Подобная ситуация является самой сложной для мотивирования сотрудника. Яркий пример: человек приходит в компанию с единственной или главенствующей целью - зарабатывать деньги. У него могут быть и другие задачи, которые и определяют очерченную окружностью область индивидуальных целей. Например, кроме финансовых интересов ему может быть интересно самоутверждение на рабочем месте (карьерный рост), теплое и интересное общение с коллегами и т.п. Перед компанией в это же время могут стоять цели выхода на новые рынки сбыта, развитие сбытовых сетей в целом, упрочение положения на рынке за счет агрессивного вторжения в другие регионы и т.д. Наивно полагать, что работник, который на собеседовании "разделял" все эти целевые сферы компании, на самом деле будет думать именно о том, как выводить продукт на новый рынок, только потому что получает за это заработную плату. Если она ему гарантирована, то часть его собственных целей уже достигнута, и теперь он будет заниматься интересным времяпрепровождением с коллегами и искать варианты карьерного роста. Совсем не обязательно, что для этого он будет работать на цели компании. Они ему не интересны, т.к. лежат вне сферы его собственных целей и задач. В такой ситуации руководству приходится затрачивать огромные силы для разработки как материальных, так и нематериальных систем мотивации и стимулирования персонала. Однако все они являются неким "серединным путем" между тем, что нужно компании, и тем, что хочет сам сотрудник.

 

 

2. Частичное согласование индивидуальных интересов и целей сотрудника с целями организационными.




 

 

 

 

 

Рис.1 Частичная согласованность организационных и индивидуальных целей

На этом этапе проблема мотивации становится решаемой, поскольку сотрудник лично заинтересован в достижении каких-либо отдельных целей.

Например, воспитатель в детском саду искренне верит в необходимость развития целостной личности ребенка и всячески способствует этому, разделяя организационные ценности и цели того детского сада, где он работает. Понятно, что и у этого сотрудника могут быть собственные цели, не совпадающие с организационными. Например, он может подрабатывать с целью обеспечения дополнительного дохода.

С точки зрения мотивации в этой ситуации важно понимать, какие именно индивидуальные цели совпадают с организационными, а в дальнейшем - как расширять ту область, в которой они пересекаются. Другими словами, для воспитателя детского сада мотивирующий эффект могут иметь следующие мероприятия: расширение круга полномочий, увеличение его значимости в глазах других людей (например, выступления на конференции, публикация в местной газете или журнале материала о его заслугах или профессиональных взглядах, подходах, эффективных методиках), привлечение сотрудника к управлению или проектам дополнительного образования и т.д. Работник должен получить возможность реализовывать личные планы в контексте развития организации, а не вне ее или за счет нее (т.е. в ущерб).

3. Полное принятие  и разделение сотрудником целей и ценностей организации.



 

 

 

 

 

 

Рис.3 Полная согласованность (соответствие, совпадение) целей компании и индивидуальных целей сотрудника

Наверно, один из тех людей, кто всецело разделяет цели компании и отождествляет их со своими, - это собственник компании, т.к. она с психологической точки зрения является его продолжением, воплощением его представлений о мире и бизнесе. Даже если рассмотреть его целевые ориентиры в самом узком смысле (извлечение выгоды), то это и есть та косновная цель, которая побуждает человека создать свой бизнес и развивать его. Эта идея становится ключевой целью всей компании независимо от сферы ее деятельности. Таким образом, собственник является самым заинтересованным лицом. Чуть в меньшей степени заинтересованы первые лица организации (топ-менеджеры), поскольку цели их деятельности зачастую зависят от финансовых показателей, связанных с общей результативностью фирмы. Чем дальше человек от понимания целей компании, тем в большей степени он начинает реализовывать на своем рабочем месте свои собственные цели или интересы.

Процесс соотнесения целей компании и сотрудника может не только начинаться с полного несоответствия но и заканчиваться им, если сотрудник разочаровывается в том, что происходит в организации. Кроме того, у него зачастую появляются новые, более значимые цели, которые он не может реализовать в рамках рабочего процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Целевое управление как способ согласования индивидуальных и организационных целей

Говоря о мотивировании персонала с точки зрения согласования целей, важно рассмотреть, каким путем можно прийти к гармонии.

Путь традиционный - когда руководитель берет весь груз ответственности на себя, тогда он сам определяет, кто, что, когда и как должен делать. Фактически по этой схеме построены все управленческие системы, в которых объектом управления является сотрудник. Путь целевого управления - когда ответственность за результат делится между всем персоналом. "Глобальная" организационная цель дробится на ряд более мелких, за каждую из которых отвечает соответствующий сотрудник в зависимости от того, какую часть бизнес-процесса он выполняет.

Информация о работе Целевое управление как способ согласования индивидуальных и организационных целей