Организационное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 13:59, контрольная работа

Краткое описание

Введение
С раннего детства человек имеет дело со многими организациями, и становиться членом некоторых из них. Организации разного рода - существеннейшая и определяющая часть внешней среды человека, форма, в которую облекаются разнообразные группы и сообщества людей (социальные, рабочие, профессиональные, национальные, культурные и другие). Это те сложные элементы, которые в значительной степени определяют сущность и специфику нации, государства, человечества. От поведения и отдельных поступков организации, а также отдельных людей, входящих в организации и олицетворяющих их, зависят благополучие и сама жизнь многих людей на земле и даже

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Организационное поведение как наука и практика………………………… 4
2. Роль и место организационного поведения в системе наук и практике управления……………………………………………………………………….. 7
Заключение……………………………………………………………………… 10
Литература ………………………………………………………………………11

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 58.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3

1. Организационное  поведение как наука и практика………………………… 4

2. Роль и место  организационного поведения в  системе наук и практике управления……………………………………………………………………….. 7

Заключение……………………………………………………………………… 10

Литература ………………………………………………………………………11

Введение

С раннего детства  человек имеет дело со многими  организациями, и становиться членом некоторых из них. Организации разного  рода - существеннейшая и определяющая часть внешней среды человека, форма, в которую облекаются разнообразные группы и сообщества людей (социальные, рабочие, профессиональные, национальные, культурные и другие). Это те сложные элементы, которые в значительной степени определяют сущность и специфику нации, государства, человечества. От поведения и отдельных поступков организации, а также отдельных людей, входящих в организации и олицетворяющих их, зависят благополучие и сама жизнь многих людей на земле и даже существование человечества.

Столь высокое значение организации в жизни человечества определяет высокий уровень интереса к ним самим и к тому, что определяет их поведение. Что же такое современная организация? Какими бывают организации? Что и кто определяет предназначение, цели создания и функционирования, выбор методов и средств достижения целей? Под влиянием каких внутренних и внешних факторов они принимают те или иные решения? Как себя вести по отношению к организациям и их представителям, чтобы повлиять на их поведение, получить желаемое или наладить приемлемые отношения?

Эти вопросы  волнуют и каждого человека, в  силу необходимости или по доброй воле вступающего во взаимоотношения  с организациями, и представителей интересов многочисленных групп  и организаций, также вынужденных  или желающих вступить во взаимодействие с другими организациями.

1. Организационное  поведение как  наука и практика

В начале 60-х  годов XX века возник термин организационное  поведение. В то время объединились несколько направлений научных  дисциплин, занимающихся объяснением поведения людей и групп в организации, а также организаций во внешней среде. Исторический обзор поля исследований достаточно ясно показывает, что организационное поведение появилось из таких дисциплин, как психология и социальная психология, социология труда, теория и социология организаций, исследование бизнеса, наука управления (администрирование), этика и право.

Помимо этого  существует определенный социокультурный  фон проявления подлежащего изучению феномена. Например, по мнению Е.Г. Молл, в России особенности организационного поведения сейчас проявляются в процессе следующих постоянных изменений социально-экономической среды:

изменение связей и отношений, ранее долгое время  сохранявших устойчивость;

изменение старых организаций и возникновение новых;

значительное  расширение международных связей и  появление на этой основе сети иностранных  предприятий и филиалов транснациональных  компаний на территории страны;

выдвижение  уровня неопределенности и риска  в деловой сфере;

криминализация  бизнеса.

Организационное поведение - дисциплина, изучающая поведение  людей в организациях (как индивидов, так и групп).

Предметом организационного поведения выступают основные закономерности и детерминанты, определяющие поведение  людей в тех или иных ситуациях в условиях труда и общения.

Знание основ  организационного поведения помогает повысить эффективность трудовой деятельности, так как взаимоотношения людей  в организации - немаловажный фактор, влияющий на конечный результат, преследуемой или организацией.

Организационное поведение является научной дисциплиной, соответственно имеет свои теории, применяемые на практике.

Сегодня в менеджменте  отслеживается тенденция к повышенному  вниманию к человеческим ресурсам. Следовательно, современному руководителю необходимы такие навыки и знания, которые помогут более эффектно использовать человеческие ресурсы, предотвращая конфликты, стрессы и различные организационные дисфункции.

Существует  много определений организационного поведения, в том числе следующее: это комплексная прикладная наука об управлении поведением человека в организации на основе теории и систематического научного анализа действий отдельных людей, групп и организаций в целом в сложной динамичной среде.

В любой области, которая имеет дело с развивающимся человеческим феноменом, нельзя исключать подходы, требующие рассмотрение разногласий и конфликтов. Организационное поведение, несомненно, находится под воздействием сил, которые тянут его в разных направлениях.

Организационное поведение - это предмет, который разветвился на множество разных направлений. С одной стороны, с точки зрения своих психологических социологических основ он стремится объяснить организационные явления, как это делает любая другая фундаментальная дисциплина.

Организационное поведение - развивающаяся наука, в которой не только имеется множество подходов и школ, дающих ответы на запросы практики управления, но и остается много открытых вопросов, предполагающих дальнейшее совершенствование. Это комплексная прикладная наука о поведении субъектов организации - людей, групп, коллектива в целом - в изменяющейся внешней среде. Эти субъекты организаций являются объектами исследования, но в силу присущей им активности, в силу их живой природы воспринимать их в качестве просто "объектов" методологически неверно, так же как неверно говорить, что процесс управления их поведением сводится к воздействию на них: более адекватным понятием представляется слово "взаимодействие". Сами же объекты исследования правильнее воспринимать как объект-субъект. Предметом исследования в организационном поведении являются закономерности поведения и социальные, социально-экономические и психологические факторы, определяющие поведение людей в организациях и организаций во внешней среде.

2. Роль и место организационного поведения в системе наук и практике управления

Организационное поведение как наука и как  область для изучения состоит  из двух составляющих:

поведение организаций  как таковых, проявляющееся по отношению  к людям и группам внутри организации и к субъектам внешней среды организации;

поведение людей  в этих организациях, проявляющееся  по отношению друг к другу и  к организации в целом.

Несмотря на то что представление о поведении  чаще всего относится к живым  организмам, его правомерно использовать и в отношении организаций.

В большинстве  отечественных исследований человеческое поведение понимается как совокупность совершаемых человеком поступков. Поступок как единица поведения выражает отношение человека к другим людям и моральным нормам общества. Психологический словарь трактует поступок как социально оцениваемый акт поведения, совершение которого подчинено мотивам и целям человека. В нем проявляется личность: ее направленность, ведущие потребности, отношение к окружающей действительности, характер, темперамент. В соответствии с социальными требованиями, этическими и правовыми нормами поступок может быть оценен как нравственный или безнравственный.

Организационное поведение проявляет себя в следующих  формах, аспектах, явлениях:

поведение индивидуумов как членов организации;

поведение групп, команд и других организационных  группировок, характеризующихся общением "лицом к лицу", таких как клики или кружки друзей;

поведение организационных  единиц, таких как клики или  кружки друзей;

поведение взаимосвязанных  группы организаций;

поведение организации  во внешней среде и т.д.

Под организацией традиционно понимается объединение  людей, совместно реализующих определенные цели и действующих на основе принятых правил и норм. Есть и другие определения, о них речь пойдет в соответствующем разделе книги. По мнению В.Н. Глумакова, несмотря на многообразие организаций, все они имеют общие параметры, каждый на многообразие организаций, все они имеют общие параметры, каждый из которых в той или иной мере определяет организационное поведение:

цели организации;

организационная структура;

внутренняя  и внешняя среда;

совокупность  ресурсов;

нормативная и правовая основа;

организационная культура.

Эффективное достижение поставленных в организации целей  предполагает диагностику и управление организационным поведением, что  и является практической стороной соответствующей  науки.

Современный западный менеджмент как наука занимается в значительной степени организационным поведением. Это происходит ввиду относительной исчерпанности потенциала материальных ресурсов в качестве решающего фактора в конкурентной борьбе. Действительно, средства производства любого организации, новинки науки и техники становятся продукцией массового производства буквально через считанные дни после их изобретения, в то время как изощренность человеческой мысли, потенциал персонала не имеет границ. Кроме того, в странах с развитым рынком затраты на персонал являются наиболее весомой частью издержек на производство (до 40% и более). Этим можно объяснить тот факт, что современный менеджмент, призванный обеспечить достижение целей организации (конкурентоспособность, рентабельность, прибыль, развитие и т.п.) путем управления всеми видами ресурсов, основное внимание уделяет человеческим ресурсам, т.е. людям.

Одно из распространенных определений менеджмента в странах  с развитым рынком - это "процесс  планирования, организации, мотивации  и контроля для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации через других людей". Но "в общих чертах цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией, - это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация". Это означает, что объектом управления являются все виды используемых ресурсов. Однако если на Западе менеджмент ориентирован в основном на людей ввиду доступности там всех иных ресурсов, то положение отечественной экономики, науки, техники, т.е. положение с другими, кроме людей, ресурсами, науки, техники, т.е. положение с другими, кроме людей, ресурсами не такое радужное более того, мы еще не научились использовать эти ресурсы по рыночному. Успех многих процветающих российских капиталистов связан не с эффективным использованием ресурсов, а скорее с неэкономическими факторами и использованием слабости государства и общества, неумением общества отстоять свои интересы, с возможностью влиять на государственные решения в угоду частным интересам.

В хозяйственной  организации имеются живые системы  трех видов: человек, группа (социальная общность), сама организация в целом  как коллектив и как "единство материального и социального" (А. Файоль).

Все они уникальны, находятся в постоянном развитии и взаимодействии друг с другом и с меняющейся окружающей средой.

Заключение

Организационное поведение правомерно рассматривать  как базисную дисциплину, овладение  которой позволяет линейному  и функциональному менеджеру, руководителю любого уровня глубже понять причины и факторы поведения людей в хозяйственной организации и на этой основе повысить эффективность управления ведущим фактором производства - персоналом, тем самым обеспечив конкурентоспособность и выживаемость организации.

Менеджеры по персоналу  должны понимать причины и мотивы поведения людей и групп в  организации значительно глубже, чем линейные менеджеры, более профессионально, поэтому их профессионализм базируется на фундаментальных гуманитарных науках (психологии, социологии, социальной психологии) и фундаментальных науках, исследующих поведение субъектов в экономической среде (экономическая психология и экономическая социология). Кроме того, они должны знать и постоянно повышать свой уровень во владении современными методами и приемами управления персоналом, инструментарием исследования и диагностирования причин и факторов, определяющих поведение личностей и групп, исполнять функции ведущих специалистов и консультантов в области диагностики причин и коррекции поведения людей в организации. Как менеджеры они должны знать основы науки управления. Организационное поведение для этих специалистов должно рассматриваться как интегрирующая, развивающая системное мышление и формирующая навыки применения фундаментальных знаний учебная дисциплина.

Литература

1. Глумаков В.Н. Организационное поведение. М.: ЗАО "Финстатинформ", 2002 г.

2. Красовский  Ю.Д. Организационное поведение.  СПб.: Издательский дом "Нева", 2003 г. 

3. Мескон М.Х.  и др. Основы менеджмента. М.: "Дело", 2007г.

4. Молл Е.Г.  Менеджмент: организационное поведение.  М.: Финансы и статистика, 2005г.

5. Спивак В.А.  Организационное поведение - М.: Эксмо, 2007 г.  
 


Информация о работе Организационное управление