Цели и мотивы организационного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 11:43, курсовая работа

Краткое описание

Перестройка управления после 1998 года становится невозможной без овладения менеджерами науки организационное поведение, которая изучает поведение людей и групп в организации. Эта дисциплина интегрирует в себе ряд родственных дисциплин, в том числе психологию, социологию, педагогику, менеджмент и ряд других.
В качестве организационных систем в данной дисциплине рассматривается личность, группа (трудовой коллектив (исчез из Гражданского Кодекса)), организация, общности (профессиональные, территориальные, национальные).
Организационной единицей выступает личность, которая лежит в основе любых организационных структур. Организационное поведение отражает способы реагирования субъектов и самой организации как субъекта деятельности во внешней среде на происходящие внутренние и внешние изменения.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …. 3

Глава 1. Сущность организационного поведения ……………………...….. 4

1. Введение в организационное поведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ...… 4

2. Объект, предмет, цели, задачи и методы дисциплины . . . . . . . . . . . . . . …...6

3. Подходы к изучению организационного поведения . . . . . . . . . . . . . . ……...9

4. Модели организационного поведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …......12

Глава 2. Категории поведения в организации…………………...…………15

1. Личностный уровень поведения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….. ...15

2. Групповое поведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….17

3. Факторы, влияющие на эффективность групп. . . . . . . . . . . . . . . . . . ….. …19

4. Поведение в неформальных группах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….. . . . …24

Глава 3. Анализ межличностных отношений в организации (на примере ОАО «ТАМП»)………………………………………………………………...27

3.1. Предконфликтная ситуация, характеристика противоречий между сотрудниками организации……………………………………………………..31
3.2. Начало (зарождение) конфликта в организации…………………….……32
3.3. Развитие конфликта в организации………………………………………..34
3.4. Исследование конфликта и возможные методы разрешения…………….35
Заключение……………………………………………………………………...39

Список используемой литературы…………………………………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное образовательное учреждение.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ 

Допускается к защите

«___»________2010 г.

Научный руководитель:

___________________

(подпись) 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

По дисциплине 

Основы  менеджмента 

На тему 

Цели  и мотивы организационного поведения 
 

Выполнил: Батищев Иван Алексеевич,

                    Студент 3 курса

                    факультета Менеджмента и 

                    информационных технологий 

                    очного отделения

                    шифр зачётки 104-м/07

                    группа 71-М 
 

Научный руководитель: Козлова Екатерина Викторовна,

                                           кандидат экономических наук 

                                           
 
 
 
 

Оценка:___________

Подпись научного руководителя:___________ 

2010 г

     Содержание 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …. 3

Глава 1. Сущность организационного поведения ……………………...….. 4

1. Введение  в организационное поведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ...… 4

2. Объект, предмет, цели, задачи и методы дисциплины . . . . . . . . . . . . . . …...6

3. Подходы  к изучению организационного  поведения . . . . . . . . . . . . . . ……...9

4. Модели организационного поведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …......12

Глава 2. Категории поведения  в организации…………………...…………15

1. Личностный  уровень поведения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….. ...15

2. Групповое  поведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….17

3. Факторы,  влияющие на эффективность групп. . . . . . . . . . . . . . . . . . ….. …19

4. Поведение  в неформальных группах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….. . . . …24

Глава 3.  Анализ межличностных отношений в организации (на примере ОАО «ТАМП»)………………………………………………………………...27

3.1. Предконфликтная  ситуация, характеристика противоречий  между сотрудниками организации……………………………………………………..31

3.2. Начало (зарождение) конфликта в организации…………………….……32

3.3. Развитие  конфликта в организации………………………………………..34

3.4. Исследование  конфликта и возможные методы  разрешения…………….35

Заключение……………………………………………………………………...39

Список  используемой литературы…………………………………………...40

 

      Введение 

     Перестройка управления после 1998 года становится невозможной без овладения менеджерами науки организационное поведение, которая изучает поведение людей и групп в организации. Эта дисциплина интегрирует в себе ряд родственных дисциплин, в том числе психологию, социологию, педагогику, менеджмент и ряд других.  
В качестве организационных систем в данной дисциплине рассматривается личность, группа (трудовой коллектив (исчез из Гражданского Кодекса)), организация, общности (профессиональные, территориальные, национальные). 
Организационной единицей выступает личность, которая лежит в основе любых организационных структур. Организационное поведение отражает способы реагирования субъектов и самой организации как субъекта деятельности во внешней среде на происходящие внутренние и внешние изменения. Испытывая постоянное воздействие внешней и внутренней среды, организации стремятся совершенствовать механизмы, обеспечивающие ее устойчивое равновесие и развитие. Этому процессу могут способствовать или препятствовать различные модели организации. Основными критериями различия являются готовность и способность организации к изменениям. Эффективное управление организациями и людскими ресурсами, сталкивается с рядом проблем. Сокращение штатов, информационный взрыв, глобальная конкуренция: эти и ряд других явлений характеризуют ситуацию, с которой сталкиваются менеджеры в современных условиях. 
Самое простейшее и верное решение этих проблем высказал Сэм Уолтон, владелец сети универмагов. Ему задали вопрос: «В чём ключ к успеху?». На, что он ответил: «Люди –вот ключ к успеху!»
 
 
 

     Глава I. Сущность организационного поведения. 

     1. Введение в организационное  поведение 

     Организационное поведение – это наука, изучающая  поведение людей (индивидов и  групп) в организациях, с целью практического использования полученных знаний для повышения эффективности трудовой деятельности человека. Также  организационное поведение можно определить как понимание, предвидение и управление человеческим поведением в рамках организаций.

     Появление понятия обычно связывают с докладом Р. Гордона и Д. Хауэла в 1959г., в котором авторы на основе анализа результатов опросов студентов и преподавателей бизнес-школ пришли к выводу, что будущим менеджерам-практикам недостаточно изучения психологии и, поэтому, необходимо создание такой учебной дисциплины, которая охватывала бы широкий спектр вопросов, касающихся поведения людей и групп в организациях. Эта дисциплина должна была аккумулировать опыт практического менеджмента, управленческого консультирования и в научном плане основываться на концепциях и теориях не только психологии, но и социологии, теории организаций и других областей знания. Основанием для объединения их в дисциплину «организационное поведение» также стал повышенный и избирательный интерес специалистов к проявлениям качеств человеческой деятельности на всех уровнях организации. Поэтому, если речь идет об органических или гуманитарных моделях функционирования организации, оправданно предположить, что они появились под влиянием рассматриваемой дисциплины. Многие достаточно распространенные в настоящее время макроконцепции менеджмента: обучающейся, адаптивной, креативной организации составляют важные разделы дисциплины организационного поведения.

     Структура дисциплины «организационное поведение» была предложена Г. Левиттом: психологические явления, связанные с индивидуальным поведением человека и могущие иметь отношение к его жизни в организации; феномены общения и взаимодействия в парах; малые группы, насчитывающие до 20 участников; взаимодействие между малыми группами; группы, в которых может участвовать до сотни человек; явления, характерные для больших групп, насчитывающих сотни и тысячи человек.

 

      2. Объект, предмет,  цели, задачи и  методы дисциплины

 

     Предметом организационного поведения является взаимосвязь всех уровней системы управления с ориентацией на разработку результативных методов управления в условиях конкурентной среды функционирования.1

     Объекты изучения организационного поведения:

     • поведение индивидов в организации;

     • проблемы межличностных отношений при взаимодействии двух индивидов (коллег или пары «начальник – подчиненный»);

     • динамика отношений внутри малых  групп (как формальных, так и неформальных);

     • возникающие межгрупповые отношения;

     • организации как целостные системы, основу которых образуют внутриорганизационные отношения.

     Целями  организационного поведения являются:

     1. систематизированное описание поведения  людей в различных возникающих  в процессе труда ситуациях;

     2. объяснение причин поступков  индивидов в определенных условиях;

     3. предсказание поведения работника в будущем;

     4. овладение навыками управления  поведением людей в процессе  труда и их совершенствование.

     Организационное поведение изучает  поведение людей в организации и оценивает его влияние на результаты ее деятельности, поэтому основными задачами данной дисциплины являются:

     1. Выявление поведенческих отношений  между руководителем и его  подчиненными и в том числе  между коллегами.

     2. Обеспечение формирования благоприятного  психологического климата в коллективе, исключение конфликтных ситуаций, создание атмосферы творческого потенциала работников.

     3. Систематическое описание поведения  людей в различных возникающих  в процессе труда ситуациях. 

     4. Объяснение поступков людей в  определенных условиях.

     5. Умение предвидеть ситуацию.

     6. Овладение навыками управления поведением людей в процессе работы и поиск путей повышения эффективности их деятельности.

     В основу организационного поведения положено использование социально-психологических методов управления.   Социально-психологические методы - это методы управления, базирующиеся на использовании социально-психологических факторов и направленные на управление социально-психологическими процессами, протекающими в коллективе, для оказания воздействия на них в интересах достижения поставленных перед организацией целей.

     Социальное  воздействие осуществляется путем:

     - целенаправленного формирования персонала организации;

     - морального стимулирования работников;

     - использования методов управления  индивидуальным поведением;

     - осуществления коллективной деятельности работников и использования их социальной активности.

     Психологическое воздействие базируется на:

     - использовании методов психологического  побуждения (мотивации);

     - учете индивидуальных особенностей  работников (темперамент, характер, способности, направленность личности, потребности человека);

     - психологических аспектах деятельности  человека (внимание, эмоции, воля, речь, умения и навыки).

     Поэтому при изучении организационного поведения  используются такие методы, как опросы (интервью, анкетирование, тестирование), сбор фиксированной информации (изучение документов), наблюдения и эксперименты. Интервью могут проводиться “лицом к лицу”, по телефону, с использованием компьютеров. Разработано большое количество стандартизированных опросников (анкет). Например, с их помощью измеряется удовлетворенность трудом, организационный климат. При исследовании организационного поведения широко используется метод структурированного наблюдения. Например, при наблюдении организационной среды выделяются следующие элементы: помещение, обстановка и оборудование, оформление, освещение и цвет, внешний облик членов организации. Основу исследований в этой области составляют лабораторные и естественные эксперименты.

     Исследование  – это процесс сбора и интерпретации  данных, которые подтверждают или опровергают теоретические построения. Исследование – это непрерывный процесс, благодаря которому идет постоянное расширение знаний о поведении человека в процессе труда.

     Научным фундаментом дисциплины “организационное поведение” является то, что:

     • сбор данных осуществляется систематически, контролируется их надежность и достоверность;

     • предлагаемые объяснения фактов тщательно  проверяются;

     • в качестве закономерностей, которые  могут быть использованы на практике, рассматриваются только неоднократно подтвержденные устойчивые связи и отношения.

Информация о работе Цели и мотивы организационного поведения