Реализация полномочий в сфере образования на уровне местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 19:39, дипломная работа

Краткое описание

Основной целью дипломного проекта является анализ мероприятий по управлению сферой образования (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры). Задачами дипломного проекта являются:
Изучение понятия, сущности системы образования, управления системой образования на региональном уровне;
анализ управления образованием на региональном уровне;
выявление проблем стоящих перед региональным образованием и поиск путей их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ………………………… 9
1.1.Понятие и сущность системы общего образования, ее задачи… 9
1.2.Система управления образованием на региональном уровне……. 19
1.3 Основные направления развития системы образования……….. 26
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМОНОМ ОКРУГЕ-ЮГРЕ………………. 30
2.1. Социально-экономическая и демографическая ситуация в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре……………………… 30
2.2. Анализ состояния и развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры……………………………. 38
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОВЕТСКИЙ РАЙОН В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 50
3.1. Анализ деятельности Управления образованием Советского района…………………………………………………………………… 50
3.2. Предложения по совершенствованию управления в сфере образования…………………………………………………………….. 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….. 70

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Самедова новый последний самый.docx

— 207.77 Кб (Скачать файл)

Качественное образование  в автономном округе должно обеспечивать возможность большинству учащихся достичь высоких учебных результатов, их успешную социализацию и отвечать требованиям к условиям и содержанию образования.

Показатель охвата образованием повышенного уровня в автономном округе ежегодно растет (в 2008 г. – 16,5%), однако он ниже среднего по группе регионов (18%).

В 8 раз снизилась доля учащихся в сельской местности, которым  предоставлена возможность получить образование повышенного уровня.

Однако даже наличие в  муниципальном образовании школ повышенного уровня не обеспечивает более высокого уровня учебных результатов.

Созданная в Югре система  профессионального образования  предоставляет молодым людям  разнообразные возможности продолжения  обучения и получения профессии. Программами начального профобразования  охвачено 18,2% молодежи в возрасте 15-17 лет (что на 1,7% больше, чем в предыдущем году).  На  10 000 человек населения  автономного округа приходится 125 студентов  среднего и  325 высшего профессионального  образования.

В 2012 году сеть учреждений профессионального образования представлена 102 учреждениями, из них:

  • 14 учреждений начального профессионального образования,
  • 39 учреждений среднего профессионального образования (в том числе 14 учреждений, находящихся в ведении образования, 5 учреждений культуры, 20 филиалов ссузов),
  • 49 учреждений высшего профессионального образования (в том числе 5 государственных, 3 негосударственных,
  • 41 филиал вузов России).

В течение 2012 года прекратили свою деятельность на территории автономного округа 15 филиалов учреждений среднего и высшего профобразования (4 и 11 филиалов  соответственно). Данный процесс напрямую связан с качеством предоставления образовательных услуг  в филиалах учреждений профессионального образования.

В 2008 году общая численность (контингент) учащихся и студентов  учреждений профессионального образования, работающих на территории  автономного  округа, составила 75469 человек

 


 

 

 

 

 

Рис.6. Контингент учащихся и студентов профессионального образования

Из них в 30 учреждениях, подведомственных Департаменту образования  и науки автономного округа – 29872 человек: ВПО – 15743, СПО – 9832, НПО – 4297.

Контингент учреждений распределен  следующим образом: 74,3% обучаются  в учреждениях высшего; 20%-среднего и 5,7% начального профессионального  образования.

В системе довузовского профессионального  образования в течение последних 3-х лет  формируются многоуровневые и многопрофильные образовательные  учреждения. Число учреждений начального профессионального образования  с 17 в 2006 году сократится до 6 в 2009 году. Оптимизируется сеть учреждений среднего профессионального образования, к  концу текущего года их число увеличится до 22, включая 5 учреждений образования, подведомственных Департаменту культуры (в 2006 году – 18). Изменение сети происходит в первую очередь за счет преобразования учреждений начального профессионального  образования в учреждения среднего профессионального образования. 

 

 

 

Таблица

Довузовское профессиональное образование

2006 год

2012 год

Число учреждений

Количество обучающихся

Число учреждений

Количество обучающихся

35

20936

28

17582


 

Уменьшение числа обучающихся  в первую очередь обусловлено  снижением численности населения  в возрасте 15-19 лет (2006 г. – 135596 чел., 2008 г. – 110 936 чел.). Ситуация на рынке труда в течение последних 2-х лет характеризуется потребностью в высококвалифицированных рабочих и специалистах. В 2009 году откроется 4 новых востребованных направления подготовки, увеличится и баланс приема на бюджетные места. Обучение в учреждениях профессионального образования будет осуществляться согласно государственному заказу по профессиям и специальностям, востребованным экономикой региона.

Четыре из пяти государственных  вузов являются самыми крупными образовательными учреждениями в округе. Они в большей  степени ориентированы на очное  обучение и по своим основным характеристикам  принадлежат к группе «крепких»  традиционных российских региональных вузов, занимая средние позиции  в различных рейтингах. Негосударственные  вузы и филиалы, расположенные в  округе  относительно невелики. Доля студентов очного отделения здесь  заметно меньше. Более распространено и обучение на договорной основе (80% студентов всего округа).

Ориентируясь на один из основных приоритетов политики округа, а именно на превращение автономного  округа из территории временного пребывания  в территорию постоянного места  жительства необходимо обеспечить удовлетворение потребностей семей и молодого поколения  в доступном высшем образовании. В связи с этим  следует сохранять  охват первой ступенью высшего образования  большого числа выпускников школ, что является одним из  лучших механизмов «закрепления» молодежи. Это станет возможно посредством осуществления перехода на двухуровневое обучение, оптимизации соотношения бюджетных и коммерческих мест, создания, в случае необходимости, в малых городах филиалов региональных вузов (возможно, на базе СПО) для обучения в течение первых двух лет.

  Помимо предоставления  выпускникам школ широкого выбора  образовательных траекторий система  профессионального образования  оказывает населению Югры услуги  по  переподготовке и повышению  квалификации. В данном направлении  действуют два учреждения дополнительного  образования взрослых, а также  учреждения высшего профессионального  образования автономного округа, создается структура отраслевых  ресурсных центров, однако спектр  предоставляемых услуг требует  дальнейшего расширения в соответствии  с потребностями регионального  рынка труда, что позволит перейти  к практической реализации  принципа  образования на протяжении всей  жизни.

Одним из ресурсов развития системы профессионального образования  является переход учреждений в статус автономных.  Однако, это не одномоментный процесс, учреждение должно быть готово к работе в новых условиях. Сегодня руководителям учреждений необходимо активно развивать внебюджетную деятельность, так как именно   наличие серьезных внебюджетных поступлений является основой для перевода учреждения в автономное.

Еще одна проблема связана  с тем, что  фактически финансируется  содержание образовательного учреждения (вместо нормативного финансирования присутствует затратное финансирование). Введение подушевого финансирования осложняется  отсутствием стандартов образовательных  услуг в области профессионального  образования, методик расчетов затрат на подготовку специалистов по конкретным профессиям (укрупненным группам  специальностей).

Комплексный анализ системы  образования Югры показал, что в  целом образовательная сфера  региона является динамично развивающейся  и ориентированной на потребности  населения экономики. Образовательные  учреждения укомплектованы педагогическими  кадрами высокой квалификации. Доля работников с высшим образованием среди  административно-управленческого персонала  значительно превышает общероссийские показатели. Реализация целевых программ привела к улучшению материально-технической  базы. Закон  "О государственно-общественном управлении в сфере общего образования  Югры" является первым примером в  российской законодательной практике поддержки государственно-общественного  управления.

Уровень населения с высшим и средним профобразованием в  автономном округе выше, чем по Уральскому федеральному округу и Российской Федерации, в целом. Структура подготовки специалистов в учреждениях начального и среднего профессионального обучения в значительной мере соответствует структуре занятых  в экономике региона. Создана  дифференцированная система высшего  образования, особенностью которой  является то, что значительная доля региональных вузов, подведомственна  региону и финансируется из окружного  бюджета. Дальнейшее развитие системы  может быть обеспечено посредством  перехода от финансирования инфраструктуры к инвестициям в  человеческий потенциал. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ  МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  СОВЕТСКИЙ РАЙОН В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

3.1. Анализ деятельности Управления образованием Советского района

 

Последние годы развития России характеризуются  усиливающимся вниманием государства  к созданию такой системы образования, которая эффективно решала бы проблемы воспитания и развития молодого поколения  страны. Происходящие перемены  в стране сказались и на модернизации образования Советского района. Модернизация и инновационное развитие – основные приоритеты образовательной политики Советского  района, направленные на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Управление образования, образовательные учреждения в 2011 году в целях эффективного выполнения плана первоочередных действий по реализации образовательной инициативы в Советском районе руководствовались федеральными и региональными документами. Также с учетом положений инициативы «Наша новая школа» реализованы долгосрочные целевые программы:

  • Новая школа. 2010-2013 г. (утв.постановлением администрации Советского района от  24.09.2010 г. № 2766).
  • Дети Советского района на 2011-2014 годы. (утв.постановлением  администрации Советского района от 15.03.2011 г. № 621).
  • Совершенствование кадрового потенциала системы образования Советского района на 2010-2015 годы. (утв.постановлением администрации Советского района от 10.12.2010 г. №3760).
  • Профессиональное самоопределение школьников в открытой социально-педагогической системе профильного образования Советского района на 2009-2012 годы (утв.приказом управления образования №592 от 05.12.2008 г.).

На основании решения августовского  совещания педагогических работников от 30.08.2011г. приказом управления образования  администрации Советского района от 13.10.2011 г.  № 423     «Об утверждении плана мероприятий» (далее – План)  по реализации инициативы «Наша новая школа» на территории района в период с сентября 2011 года по декабрь 2012 года предусмотрен комплексный подход к его реализации по шести основным направлениям, способным обеспечить качественное обновление образовательной среды в системе общего образования, а именно:

1) переход на новые образовательные  стандарты;

2) развитие системы поддержки  талантливых детей;

3) совершенствование учительского  корпуса;

4) изменение школьной инфраструктуры;

5) сохранение и укрепление здоровья  школьников;

6) расширение самостоятельности  школ.

Реализация Плана на территории Cоветского  района осуществляется достаточно активно: введена новая система оплаты труда и федеральные государственные образовательные стандарты, профилизация старшей школы и  наработка опыта работы  образовательными учреждениями в статусе автономных, бюджетных.

Сеть общеобразовательных учреждений Советского района представлена 10 средними общеобразовательными            школами, 1 гимназией, 2 вечерними (сменными) школами. Численность обучающихся  на 136 человек больше 2010 года и насчитывает   5716 человек. Из них 283- ученики вечерних (сменных) школ.

Общеобразовательные учреждения обеспечивают доступность качественного образования  для разных категорий обучающихся, имеют широкий спектр образовательных  услуг, удовлетворяющих потребности  населения.  В 10 общеобразовательном учреждении сформирована сеть профильных классов по разным  видам профилей. В гимназии реализуются программы углубленного изучения предметов гуманитарной направленности. Открыты 14 классов специального (коррекционного) обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья, в 3 дневных школах – классы заочного обучения (СОШ п.Коммунистический, Агириш и п.Зеленоборский).

Финансирование мероприятий, предусмотренных  Планом, осуществляется в рамках средств, выделяемых на финансирование текущей  деятельности.

Общий объем  финансирования мероприятий в 2011 г. за счет средств местного бюджета -  33842,88 тыс. рублей.

Переход на новые федеральные государственные  образовательные стандарты (далее - ФГОС). В новых стандартах заложены требования к структуре школьных программ;   результату, который должны показать дети; к условиям, которые должны быть созданы в школе для достижения этих результатов. На выполнение мероприятий по данному направлению освоено  1278,2  тыс. рублей местного бюджета. В образовательных учреждениях района проведена качественная  подготовка к переходу на новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) на основе федеральных и региональных нормативных документов и методических рекомендаций, а также приказов начальника управления образования:

  • от 24.03.2011г. № 147 «Об утверждении Плана мероприятий по введению новых федеральных государственных образовательных стандартов начального  общего образования на территории Советского района на 2011 год».
  • от 7.11. 2011 г.    №  495  «Об утверждении плана – графика   по организации введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в муниципальных  образовательных учреждениях, определенных в качестве региональных  пилотных  площадок».
  • от 24.08.2011г. № 336 «О проведении семинара «Предметные компетентности в стандартах второго поколения».
  • от 09.03.2011 года № 108 «О проведении семинара «Проектирование основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения».

Информация о работе Реализация полномочий в сфере образования на уровне местного самоуправления