Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 19:39, дипломная работа
Основной целью дипломного проекта является анализ мероприятий по управлению сферой образования (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры). Задачами дипломного проекта являются:
Изучение понятия, сущности системы образования, управления системой образования на региональном уровне;
анализ управления образованием на региональном уровне;
выявление проблем стоящих перед региональным образованием и поиск путей их решения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ………………………… 9
1.1.Понятие и сущность системы общего образования, ее задачи… 9
1.2.Система управления образованием на региональном уровне……. 19
1.3 Основные направления развития системы образования……….. 26
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМОНОМ ОКРУГЕ-ЮГРЕ………………. 30
2.1. Социально-экономическая и демографическая ситуация в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре……………………… 30
2.2. Анализ состояния и развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры……………………………. 38
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОВЕТСКИЙ РАЙОН В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 50
3.1. Анализ деятельности Управления образованием Советского района…………………………………………………………………… 50
3.2. Предложения по совершенствованию управления в сфере образования…………………………………………………………….. 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….. 70
Образование - масштабная бюджетная отрасль социальной сферы жизни государства, представляющая собой многоуровневую территориально–распределённую социокультурную систему. Её первый уровень управления – это совершенно новый для нашей страны муниципальный уровень управления сетью образовательных учреждений различных типов, расположенных на территории округа. Требования к содержанию образования на уровне региона определены Законом Российской Федерации «Об образовании»16.
Содержание образования
в конкретном образовательном учреждении
определяется образовательной программой
(образовательными программами), разрабатываемой,
принимаемой и реализуемой этим
образовательным учреждением
Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются: общеобразовательные (основные и дополнительные), профессиональные (основные и дополнительные) образовательные программы.
К общеобразовательным относятся программы: дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.
В Российской Федерации устанавливаются
государственные
Основными противоречиями,
снижающими эффективность и
Финансирование государством образовательной деятельности осуществляется в различных формах (рис.2). Финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях области осуществляется за счет субвенций из местного бюджета20. За счет субвенций из краевого бюджета финансируются расходы общеобразовательных учреждений, непосредственно связанные с реализацией основных общеобразовательных программ - оплата труда работников общеобразовательных учреждений, расходы на приобретение учебных пособий, технических средств обучения, расходных материалов и на хозяйственные нужды.
Рис.2.
Рис.2. Формы финансирования государством образовательной деятельности
Другие расходы, связанные
с функционированием
В соответствии с постановлением Губернатора области от субвенции из областного бюджета муниципальным образованиям области реализацию основных общеобразовательных программ формируются на основе нормативов подушевого финансирования ((НПФ), рассчитанных в соответствии с Методикой. НПФ для каждого типа и вида общеобразовательного учреждения и в соответствии со ступенями обучения утверждаются законом Московской области о краевом бюджете на очередной финансовый год.
Определение общего объема
субвенции каждому
Министерство финансов области
направляет субвенции местным бюджетам
округов и муниципальных
Определение общего объема расходов каждому муниципальному общеобразовательному учреждению на реализацию основных общеобразовательных программ на очередной финансовый год осуществляется исходя из видов реализуемых в учреждении общеобразовательных программ и прогнозируемой среднегодовой численности учащихся, занимающихся по этим программам.
Доля расходов на обеспечение учебного процесса в общем объеме нормативных затрат должна составлять в 2012 году не менее 2 %22.
При расчете объема финансовых
средств в разрезе учреждений
применяются поправочные
Образовательные учреждения составляют сметы доходов и расходов на очередной финансовый год в разрезе источников финансирования (краевой бюджет, местный бюджет и т.д.)
Образовательные учреждения представляют проекты смет доходов и расходов на согласование в муниципальные органы управления образованием.
Утверждение смет общеобразовательных
учреждений производится с учетом уточненных
показателей численности
1.3 Основные направления развития системы образования
В настоящее время в
Российской Федерации проходит реализация
проекта «Качественное
Планируется учредить 5000 индивидуальных грантов по 60 тысяч рублей (более 2 тыс. долл.) и 100 молодежных проектов по 800 тысяч рублей (28,4 тыс. долл.). Ожидается, что за два года 30 вузов России получат по 500 миллионов рублей (17,7 млн. долл.), а 600 общеобразовательных школ - по одному миллиону (35,5 тыс. долл.).
Так же в рамках национального
проекта «Образование»
В Проекте «Образование» заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров – «точек роста» нового качества образования26. Во-вторых - внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов – «центров кристаллизации» институциональных изменений27. Каждое направление национального проекта является комплексным в том смысле, что ведет к целому ряду принципиальных подвижек в качестве образования.
Поддержка на конкурсной основе
лучших учителей и школ, внедряющих
инновационные программы. Прежде всего
эти компоненты национального проекта
содействуют повышению
Это ведет еще и к таким важным изменениям, как становление нового, сформулированного обществом представления о качестве образования. А также - к развитию новых форм его оценки: оценки открытой, прозрачной, критериальной, внешней (а не внутриведомственной), с участием общественности. В ходе конкурсного отбора будет поддержана практика создания ресурсных центров и опорных школ, предоставляющих качественное образование возможно более широкому кругу учащихся и выполняющих функции методической помощи педагогам, способствуя повышению их квалификации28.
Применяется механизм выделения по регионам квот на поддержку учителей и школ - пропорционально количеству городских и сельских школьников с удвоением квоты для учащихся в сельской местности. Тем самым задается образец подушевого принципа финансирования в образовании. Направление ассигнований непосредственно в школы для реализации программ развития способствует становлению их финансово-хозяйственной самостоятельности. Еще одно важное институциональное изменение стимулируют данные конкурсы: внедрение новой системы оплаты труда учителей.
Фактически на уровне страны создается фонд стимулирования за качество и результативность педагогической работы, распределяемый с участием общественных институтов. Это должно повлечь создание подобных фондов и процедур на всех ступенях управления - от регионального уровня до школы. Поддержка инновационных вузов также содействует ряду названных изменений, в первую очередь, - связанных с расширением общественного участия в управлении образованием, с формированием общественного заказа и модернизацией системы оценки качества образования.
Информация о работе Реализация полномочий в сфере образования на уровне местного самоуправления