Реализация полномочий в сфере образования на уровне местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 19:39, дипломная работа

Краткое описание

Основной целью дипломного проекта является анализ мероприятий по управлению сферой образования (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры). Задачами дипломного проекта являются:
Изучение понятия, сущности системы образования, управления системой образования на региональном уровне;
анализ управления образованием на региональном уровне;
выявление проблем стоящих перед региональным образованием и поиск путей их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ………………………… 9
1.1.Понятие и сущность системы общего образования, ее задачи… 9
1.2.Система управления образованием на региональном уровне……. 19
1.3 Основные направления развития системы образования……….. 26
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМОНОМ ОКРУГЕ-ЮГРЕ………………. 30
2.1. Социально-экономическая и демографическая ситуация в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре……………………… 30
2.2. Анализ состояния и развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры……………………………. 38
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОВЕТСКИЙ РАЙОН В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 50
3.1. Анализ деятельности Управления образованием Советского района…………………………………………………………………… 50
3.2. Предложения по совершенствованию управления в сфере образования…………………………………………………………….. 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….. 70

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Самедова новый последний самый.docx

— 207.77 Кб (Скачать файл)

 

Образование - масштабная бюджетная  отрасль социальной сферы жизни  государства, представляющая собой  многоуровневую территориально–распределённую  социокультурную систему. Её первый уровень управления – это совершенно новый для нашей страны муниципальный  уровень управления сетью образовательных  учреждений различных типов, расположенных  на территории округа. Требования к содержанию образования на уровне региона определены Законом Российской Федерации «Об образовании»16.

Содержание образования  в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных  стандартов примерные образовательные  программы.

Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными  целями и задачами может реализовывать  дополнительные образовательные программы  и оказывать дополнительные образовательные  услуги (на договорной основе) за пределами  определяющих его статус образовательных  программ. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются: общеобразовательные (основные и дополнительные), профессиональные (основные и дополнительные) образовательные программы.

К общеобразовательным относятся  программы: дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.

В Российской Федерации устанавливаются  государственные образовательные  стандарты. Государственные образовательные  стандарты определяют в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Освоение образовательных программ основного общего (9 класс), среднего (полного) общего (11 (12) кл.) образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников. Обязательный минимум содержания основной общеобразовательной программы, установленный государственным образовательным стандартом, реализуется во всех муниципальных общеобразовательных учреждениях и дошкольных образовательных учреждениях. Управление образования, в соответствии с возложенными на него задачами в области образования, выполняет следующие функции17:

  1. Разрабатывает, реализует целевую программу в области образования, а также региональную - в пределах своей компетенции.
  2. Обеспечивает разработку и реализацию перспективных направлений развития материально-технической базы, учебной и компьютерной техники, пособий и оборудования для оснащения образовательных учреждений, учебно-методических материалов.
  3. Реализует единую политику в области внедрения новых педагогических и информационных технологий.
  4. Обеспечивает контроль над реализацией Федерального законодательства, законодательства округа и разрабатывает проекты нормативных правовых актов в области образования в пределах своей компетенции.
  5. Осуществляет комплексный анализ и прогнозирование тенденции развития образования в регионе.
  6. Создает условия для реализации дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего, а также дополнительного образования.
  7. Обеспечивает руководство методической работой, совершенствует и повышает эффективность деятельности педагогов образовательных учреждений города.
  8. Контролирует и анализирует деятельность образовательных учреждений города.
  9. Контролирует исполнение федеральных и национально региональных компонентов государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях округа.
  10. Контролирует и устанавливает, в соответствии с действующим законодательством, порядок приема обучающихся (воспитанников) в учреждения дошкольного, общего среднего и дополнительного образования.
  11. Оказывает помощь в осуществлении лицензирования, аттестации и государственной аккредитации муниципальных образовательных учреждений в пределах своей компетенции.
  12. Организует работу по проведению аттестации руководящих и педагогических работников образовательных учреждений округа.
  13. Разрабатывает и осуществляет комплекс мер по подготовке переподготовке и повышению квалификации руководителей и специалистов образовательных учреждений округа.
  14. Формирует городской заказ образовательных услуг на основе запросов учреждений (организаций) округа и анализа предложений населения и учащейся молодежи.
  15. Разрабатывает и реализует совместно с образовательными учреждениями, заинтересованными органами местного самоуправления комплекс мер по охране труда, направленных на обеспечение здоровья и безопасных условий учебы и труда обучающихся, воспитанников и работников системы образования, а также по их социальной защите.

Основными противоречиями, снижающими эффективность и результативность деятельности региональных органов управления образованием являются18:

  • противоречие между требованием высокой оперативности управленческих действий аппарата муниципального управления образованием и практическим отсутствием необходимой информации о состоянии конкретных образовательных учреждений вследствие их широкого распределения по территории округа и отсутствия у муниципалитетов современных коммуникационных средств сбора необходимой образовательной информации;
  • противоречие между развитием современного обеспечения управления информацией на электронных носителях и продолжающимся ростом объёма бумажных документов;
  • противоречие между реальным усложнением функций муниципального управления образованием и неготовностью специалистов к широкому использованию современных средств информационно–коммуникационных технологий (ИКТ) для совершенствования управленческой деятельности19.

Финансирование государством образовательной деятельности осуществляется в различных формах (рис.2). Финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях области осуществляется за счет субвенций из местного бюджета20. За счет субвенций из краевого бюджета финансируются расходы общеобразовательных учреждений, непосредственно связанные с реализацией основных общеобразовательных программ - оплата труда работников общеобразовательных учреждений, расходы на приобретение учебных пособий, технических средств обучения, расходных материалов и на хозяйственные нужды.


 


 

 




 


Рис.2.

 

 

 

Рис.2. Формы финансирования государством образовательной деятельности

Другие расходы, связанные  с функционированием муниципальных  общеобразовательных учреждений, в  т.ч. расходы на содержание зданий и  оплату коммунальных услуг, производятся за счет местных бюджетов и других не запрещенных законом источников21.

В соответствии с постановлением Губернатора области от субвенции  из областного бюджета муниципальным  образованиям области реализацию основных общеобразовательных программ формируются  на основе нормативов подушевого финансирования ((НПФ), рассчитанных в соответствии с Методикой. НПФ для каждого типа и вида общеобразовательного учреждения и в соответствии со ступенями обучения утверждаются законом Московской области о краевом бюджете на очередной финансовый год.

Определение общего объема субвенции каждому муниципальному бюджету на реализацию основных общеобразовательных  программ на очередной финансовый год  осуществляется в соответствии с  прогнозируемой среднегодовой численностью учащихся в общеобразовательных  учреждениях и величиной НПФ, установленных законом Московской области на очередной финансовый год.

Министерство финансов области  направляет субвенции местным бюджетам округов и муниципальных районов  на реализацию основных общеобразовательных  программ в муниципальных общеобразовательных  учреждениях на основании сводной  бюджетной росписи краевого бюджета  в пределах лимитов бюджетных  обязательств, утвержденных в установленном  порядке. Размер ежемесячного финансирования и общий размер субвенции могут быть скорректированы в связи с отклонением фактического числа учащихся от планируемого при получении новых данных статистической отчетности на начало учебного года. Администрации муниципальных районов и округов производят расчет потребности бюджетных средств на очередной финансовый год в целом по системе образования и в разрезе учреждений на реализацию основных общеобразовательных программ на основе НПФ.

Определение общего объема расходов каждому муниципальному общеобразовательному учреждению на реализацию основных общеобразовательных  программ на очередной финансовый год  осуществляется исходя из видов реализуемых  в учреждении общеобразовательных  программ и прогнозируемой среднегодовой  численности учащихся, занимающихся по этим программам.

Доля расходов на обеспечение  учебного процесса в общем объеме нормативных затрат должна составлять в 2012 году не менее 2 %22.

При расчете объема финансовых средств в разрезе учреждений применяются поправочные коэффициенты, предусмотренные методикой расчета  субвенций – коэффициент наполняемости, коэффициент качественного состава  педагогических кадров, коэффициент  масштабности. В соответствии с законом РФ «Об образовании» образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают сметы расходов на очередной финансовый год. В условиях нормативного подушевого финансирования, учредитель обязан довести до каждого подведомственного учреждения рассчитанный на основе нормативов объем бюджетных средств на планируемый период единой цифрой без разбиения по статьям экономической классификации. Учреждения, получив информацию по объему финансирования на планируемый период, самостоятельно разрабатывают сметы расходов на реализацию основных общеобразовательных программ в пределах объемов финансирования, установленных муниципальным органом управления образованием, в том числе распределение по кварталам годовых объемов финансирования. Смета формируется в соответствие со штатным расписанием образовательного учреждения, тарификацией и планами образовательного учреждения по расходованию бюджетных средств по тем статьям экономической классификации, финансирование которых осуществляется за счет норматива. Штатные расписания утверждаются образовательными учреждениями самостоятельно, в соответствии действующей номенклатурой должностей.

Образовательные учреждения составляют сметы доходов и расходов на очередной финансовый год в  разрезе источников финансирования (краевой бюджет, местный бюджет и т.д.)

Образовательные учреждения представляют проекты смет доходов  и расходов на согласование в муниципальные  органы управления образованием.

Утверждение смет общеобразовательных  учреждений производится с учетом уточненных показателей численности учащихся по общеобразовательным учреждениям  в разрезе ступеней обучения и  видов реализуемых программ. После согласования и утверждения муниципальным органом управления образованием смет доходов и расходов образовательных учреждений, муниципальный орган управления образованием составляет бюджетную роспись с поквартальным распределением объемов бюджетного финансирования образовательных учреждений, как на реализацию основных общеобразовательных программ, так и на прочие расходы. Бюджетная роспись составляется с разбивкой по статьям функциональной и экономической классификации. Бюджетная роспись, составленная муниципальным органом управления образованием, представляется в финансовый орган администрации муниципального образования в сроки, установленные действующим законодательством. Финансовый орган муниципальной администрации осуществляет ежемесячное перечисление средств на счета муниципальных образовательных учреждений. Корректировка смет расходов в зависимости от количества учащихся и уточнение размеров ежемесячного финансирования образовательных учреждений производится органами местного самоуправления в установленные им сроки. Администрации округов и муниципальных районов представляют ежемесячный отчет об использовании субвенций министерству финансов области.

 

1.3 Основные направления развития системы образования

 

В настоящее время в  Российской Федерации проходит реализация проекта «Качественное образование», общие расходы федерального бюджета в 20120 году на образование возросли более чем на 30%23. В рамках национального проекта в сфере образования предусмотрена государственная поддержка способной и талантливой молодежи.

Планируется учредить 5000 индивидуальных грантов по 60 тысяч рублей (более 2 тыс. долл.) и 100 молодежных проектов по 800 тысяч рублей (28,4 тыс. долл.). Ожидается, что за два года 30 вузов России получат по 500 миллионов рублей (17,7 млн. долл.), а 600 общеобразовательных школ - по одному миллиону (35,5 тыс. долл.). 

Так же в рамках национального  проекта «Образование» запланировано  повышение заработной платы учителям и ученым-педагогам24. В Москве и Санкт-Петербурге будут созданы бизнес-школы мирового уровня и два национальных университета в Южном и Сибирском федеральном округе25. В целом же проект предусматривает ряд мер по развитию образовательной инфраструктуры и социальной среды образования.

В Проекте «Образование»  заложено два основных механизма  стимулирования необходимых системных  изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров – «точек роста» нового качества образования26. Во-вторых - внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов – «центров кристаллизации» институциональных изменений27. Каждое направление национального проекта является комплексным в том смысле, что ведет к целому ряду принципиальных подвижек в качестве образования.

Поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы. Прежде всего  эти компоненты национального проекта  содействуют повышению открытости образовательной системы, ее восприимчивости  к запросам граждан и общества. С другой стороны, гражданские институты участвуют в экспертизе, оценивании школ и учителей. Было организовано широкое общественное обсуждение самих конкурсных критериев.

Это ведет еще и к  таким важным изменениям, как становление  нового, сформулированного обществом  представления о качестве образования. А также - к развитию новых форм его оценки: оценки открытой, прозрачной, критериальной, внешней (а не внутриведомственной), с участием общественности. В ходе конкурсного отбора будет поддержана практика создания ресурсных центров и опорных школ, предоставляющих качественное образование возможно более широкому кругу учащихся и выполняющих функции методической помощи педагогам, способствуя повышению их квалификации28.

Применяется механизм выделения  по регионам квот на поддержку учителей и школ - пропорционально количеству городских и сельских школьников с удвоением квоты для учащихся в сельской местности. Тем самым  задается образец подушевого принципа финансирования в образовании. Направление  ассигнований непосредственно в  школы для реализации программ развития способствует становлению их финансово-хозяйственной  самостоятельности. Еще одно важное институциональное изменение стимулируют данные конкурсы: внедрение новой системы оплаты труда учителей.

Фактически на уровне страны создается фонд стимулирования за качество и результативность педагогической работы, распределяемый с участием общественных институтов. Это должно повлечь создание подобных фондов и  процедур на всех ступенях управления - от регионального уровня до школы. Поддержка инновационных вузов также содействует ряду названных изменений, в первую очередь, - связанных с расширением общественного участия в управлении образованием, с формированием общественного заказа и модернизацией системы оценки качества образования.

Информация о работе Реализация полномочий в сфере образования на уровне местного самоуправления