Реализация полномочий в сфере образования на уровне местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 19:39, дипломная работа

Краткое описание

Основной целью дипломного проекта является анализ мероприятий по управлению сферой образования (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры). Задачами дипломного проекта являются:
Изучение понятия, сущности системы образования, управления системой образования на региональном уровне;
анализ управления образованием на региональном уровне;
выявление проблем стоящих перед региональным образованием и поиск путей их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ………………………… 9
1.1.Понятие и сущность системы общего образования, ее задачи… 9
1.2.Система управления образованием на региональном уровне……. 19
1.3 Основные направления развития системы образования……….. 26
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМОНОМ ОКРУГЕ-ЮГРЕ………………. 30
2.1. Социально-экономическая и демографическая ситуация в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре……………………… 30
2.2. Анализ состояния и развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры……………………………. 38
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОВЕТСКИЙ РАЙОН В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 50
3.1. Анализ деятельности Управления образованием Советского района…………………………………………………………………… 50
3.2. Предложения по совершенствованию управления в сфере образования…………………………………………………………….. 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….. 70

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Самедова новый последний самый.docx

— 207.77 Кб (Скачать файл)

Кроме того, через установленные  критерии отбора конкурс инновационных  вузов способствует повышению ориентации профессионального образования  на региональную экономику, на кадровые потребности конкретной территории.

Приоритетный национальный проект «Образование» разработан таким образом, чтобы:

- обеспечить системные  изменения по основным направлениям  развития образования России;

- эффективно содействовать  становлению институтов гражданского  общества и современного образовательного  менеджмента.

Таким, образом, нами были рассмотрены  теоретические и методические основы разработки дипломной работы. Следующая  глава будет посвящена анализу  системы управления сферой образования  в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Управление сферой образования в Ханты-МаНСийском автономоном округе-югре

 

2.1.  Социально-экономическая и демографическая ситуация в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре

 

Высокие темпы развития нефтяной промышленности, строительства, энергетики обусловили быстрый рост населения (более чем на 1 миллион человек  за последние 30 лет). Для Ханты-Мансийского автономного округа – Югры характерна тенденция увеличения численности населения, что сохранилось в периоде 2011-2012 гг. и к 2013 году население региона составило 1601,8 тыс. человек.

Планируется реализовать  комплекс мер по снижению рисков для  здоровья населения и формированию здорового образа жизни граждан, в том числе направленных на снижение потребления алкоголя и табака, снижение влияния иных вредных для здоровья факторов, проведение мероприятий по профилактике и своевременному выявлению  профессиональных заболеваний, улучшению  условий труда.

В результате проводимых мероприятий  коэффициент смертности в целом  по автономному округу должен снизился, по прогнозу, с 6,75 на 1000 человек населения в 2008 году до 6,54 в 2013 году. При успешной реализации демографической программы и приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения ожидается положительная динамика темпов естественного прироста населения за счет увеличения общего коэффициента рождаемости с 15,34 в 2008 году до 16,7 в 2013 году и снижения уровня смертности. По прогнозным оценкам, миграционный прирост населения может увеличиться до 3,0 тыс. человек в 2013 году (против 1,7 тыс. человек в 2008 году). Доля доходов занятых и прочих доходов населения будет снижаться на фоне роста доли социальных трансфертов. Это обусловлено проведением в 2010 году мероприятий, направленных на увеличение пенсионного обеспечения граждан и социальной политики автономного округа (таблица 4)

Таблица 4.

Структура доходов населения

Млн. руб

2005

2006

2007

2008

2009

Ханты-Мансийский автономный округ  – Югра

Денежные доходы – всего

318452,6

396981,9

486931,5

596666,5

592069,7

в том числе

         

доходы от предпринимат. деятельности

20218,2

28580,3

35264,4

44590,8

54710,0

оплата труда

197944,4

235804,9

298132,6

354144,6

363315,0

социальные выплаты

21442,2

26545,7

33302,0

44313,1

55872,7

доходы от собственности

55794,5

68698,6

68891,6

74616,1

69169,1

другие доходы

23053,3

37352,4

51340,9

79001,9

49002,9


 

Доля социальных трансфертов  в структуре доходов населения  возрастет с 10,2% в 2009 году до 13,2% к 2013 году. В прогнозный период тенденции  в области оплаты труда будут  определяться условиями развития и  преодоления финансового кризиса.

Необходимость снижения издержек производства на этапе преодоления  кризисных явлений и повышения  эффективности деятельности для  успешного дальнейшего развития будет влиять на сдерживание роста  заработной платы.

В 2011 году темпы роста  инфляции по-прежнему будут сдерживаться невысоким уровнем потребительского спроса. Учитывая эти условия, можно  предположить, что в 2012 году рост потребительских цен снизится до 6.5 процентов (таблица 5)

Таблица 5.

Структура индекса потребительских  цен

 

Индекс потребительских цен, %

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Продовольственные товары

107,9

106,4

107,0

106,5

105,4

Продолжение таблицы 2

Непродовольственные товары

116,2

111,2

110,3

109,1

108,0

Платные услуги населению

104,4

104,0

103,5

103,2

103,0

ИПЦ на товары и услуги

110,0

108,0

107,0

106,5

106,0


ический экономический демографический

С переходом страны к рыночным реформам в начале 90-х годов происходят существенные изменения и в экономике  округа. До 1996 года наблюдалось снижение объемов добычи нефти. В настоящее  время этот процесс стабилизировался, и Ханты-Мансийский автономный округ  по-прежнему является основной топливно-энергетической базой страны.

Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс – это гигантский топливно-энергетический комплекс, который был создан в  бесперецендентно короткие сроки и  не имел себе равных в СССР, встав  в один ряд с крупнейшими мировыми комплексами такого рода. Его создание стало одним из важнейших событий  послевоенного времени в экономике  страны.

Открытие Западно-Сибирской нефтегазоносной  провинции имело не только серьёзные  экономические последствия. Массовый приток рабочей силы, создание новых  производств повлекли за собой кардинальные перемены в социально-демографической, культурной жизни, изменили сам темп и ритм жизни Севера, определив  магистральные тенденции развития на долгие годы вперёд.

По итогам социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного  округа - Югры можно предположить, что  внутренние и внешние факторы  благоприятствуют переходу экономики  от спада к восстановительному росту, при этом развитие экономики и  социальной сферы возможно по умеренно-оптимистичному сценарию.

В прогнозном периоде 2011-2013 гг., несмотря на то, что структура промышленности автономного округа сохранит свою зависимость (около 87%), некоторые виды деятельности укрепят свои позиции (таблица 6 ).

Таблица 6.

Структура промышленного производства в ценах 2009 года, %

Отрасли промышленности

2009 г.

отчет

2010 г.

оценка

2011 г.

2012 г.

Промышленность - всего

100,0

100,0

100,0

100,0

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

87,60

87,30

86,95

86,75

Производство нефтепродуктов

4,40

4,70

4,80

4,80

Производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

5,40

5,40

5,50

5,70

Пищевая промышленность

0,20

0,20

0,20

0,24

Легкая промышленность

0,01

0,01

0,01

0,01

Производство строительных материалов

0,10

0,10

0,10

0,10

Машиностроение

0,70

0,70

0,80

0,80

Лесопромышленный комплекс

0,25

0,25

0,26

0,27

Химический комплекс

0,1

0,1

0,15

0,15

Прочие

1,24

1,24

1,23

1,00


 

Оживление деловой активности, положительные тенденции роста  внутреннего спроса, благоприятная  конъюнктура цен на энергоносители позволяет предположить в прогнозном периоде сохранение роста темпов физического объема промышленного  производства, предприятий реального  сектора Югры.

В среднесрочной перспективе  развитие сырьевого сектора останется  основным фактором экономического роста.

В прогнозном периоде сохранится тенденция опережающего роста по сравнению с добычей полезных ископаемых обрабатывающих производств  и выработки энергетических ресурсов.

Динамично будут развиваться  секторы промышленного производства, ориентированные на потребительский  спрос. В 2013 году по отношению к уровню 2009 года прогнозируется рост в производстве пищевых продуктов (112%), обработке  древесины и производстве изделий  из дерева (128%), химическом производстве (135,6%), производстве и распределении  электроэнергии, газа, пара и горячей воды (113,2%). На высоком уровне сохранятся темпы роста в производстве резиновых и пластмассовых изделий (137%), производстве электрооборудования и прочего оборудования (130%).

Промышленное производство автономного округа в значительной мере зависит от положения дел  в доминирующем производстве - нефтедобыче, на долю которой приходится около 87% объема отгруженной промышленной продукции.

Учитывая обязательства  по лицензионным соглашениям, а также  динамику добычи нефти с начала 2010 года, объем добычи нефти на территории автономного округа по оценке в 2010 году составит 265,8 млн. тонн, объем добычи газа – около 31 млрд. куб. метров, что  к уровню 2009 года составит соответственно 98,2% и 100%.

Округ является основным нефтегазоносным  районом России и одним из крупнейших нефтедобывающих регионов мира, относится  к регионам-донорам России и лидирует по целому ряду основных экономических  показателей:

I место

-

по добыче нефти;

I место

-

по производству электроэнергии;

I место

-

по объему промышленного производства;

II место

-

по добыче газа;

II место

-

по объему инвестиций в основной капитал;

II место

-

по поступлению налогов в  бюджетную систему.


 

Развитие интеграционных процессов между Уральским регионом и ХМАО может осуществляться по следующим  направлениям:

Расширение поставок на Урал энергоносителей и развитие на территориях  Уральского региона, ХМАО и ЯНАО энергоемких  производств, реально создающих  новые межрегиональные хозяйственные  связи, а следовательно, и новые  транспортные коммуникации.

Республика Коми, Свердловская, Томская и Тюменская области, ХМАО, ЯНАО и ФДС России подписали Соглашение «О сотрудничестве в развитии транспортной инфраструктуры». Реализация данного соглашения приведет к расширению социально-экономических связей между указанными регионами, и это, в свою очередь, скажется на усложнении их экономик, что создаст условия для устойчивого развития этих субъектов РФ. Промышленное освоение месторождений твердых полезных ископаемых восточного склона Приполярного и Полярного Урала. Создание мощных интегрированных горнорудных, горно-металлургических и других корпораций приведет к более тесному экономическому сотрудничеству между ХМАО и Уральским регионом. Создание интегрированных деревообрабатывающих и лесохимических корпораций. Это даст импульс по развитию производств с широким ассортиментом продукции, что позволит ХМАО резко увеличить ее экспорт в страны Центральной Азии и западные районы Китая. Создание на базе предприятий Урала специализированных отраслей машиностроения для ТЭКа, транспортного строительства, автомобильного транспорта, горнорудного и лесного комплексов.

Создание нефтехимического машиностроения на базе предприятий  Урала приведет к развитию нефтегазохимии на территории ХМАО и ЯНАО и усложнит производственные структуры нефтяных компаний.

Развитие вышеперечисленных  интеграционных процессов значительно  расширит границы рынков сбыта продукции, производимой в Уральском регионе  и ХМАО. Важнейшая для страны проблема рынков сбыта, которая в условиях глубокого системного кризиса государственной  региональной социально-экономической  политики, весьма сложной в российской специфике (фактор масштабности, растянутые коммуникации, многонациональный состав населения и т.п.), требует выработки  нетрадиционных для мировой практики методов и средств ее решения. Развитие горизонтальных социально-экономических  связей внутри субъектов РФ и между  ними все в большей и большей  степени становится главной составляющей преодоления негативных явлений  в экономике России.

Важным моментом политики ХМАО по развитию межрегиональных социально-экономических  связей является его сотрудничество с югом Тюменской области. В основе социально-экономического развития юга  области, исходя из анализа материалов по состоянию и развитию его экономики, должны лежать транспортные проекты:

Информация о работе Реализация полномочий в сфере образования на уровне местного самоуправления