Реализация полномочий в сфере образования на уровне местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 19:39, дипломная работа

Краткое описание

Основной целью дипломного проекта является анализ мероприятий по управлению сферой образования (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры). Задачами дипломного проекта являются:
Изучение понятия, сущности системы образования, управления системой образования на региональном уровне;
анализ управления образованием на региональном уровне;
выявление проблем стоящих перед региональным образованием и поиск путей их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ………………………… 9
1.1.Понятие и сущность системы общего образования, ее задачи… 9
1.2.Система управления образованием на региональном уровне……. 19
1.3 Основные направления развития системы образования……….. 26
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМОНОМ ОКРУГЕ-ЮГРЕ………………. 30
2.1. Социально-экономическая и демографическая ситуация в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре……………………… 30
2.2. Анализ состояния и развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры……………………………. 38
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОВЕТСКИЙ РАЙОН В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 50
3.1. Анализ деятельности Управления образованием Советского района…………………………………………………………………… 50
3.2. Предложения по совершенствованию управления в сфере образования…………………………………………………………….. 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….. 70

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Самедова новый последний самый.docx

— 207.77 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

Российский государственный  социальный университет

филиал в г. Советском

 

Кафедра экономики, менеджмента  и туризма

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛНОМОЧИЙ В  СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Выполнил: 

студентом 6 курса 

специальности

«Государственной и

 муниципальное управление»

заочного отделения

Самедова Э.Д

________________

Руководитель:

к.ф.н., доцент

Филиппова А.Б.

________________

Рецензент:

Иванович О.В.

________________

Нормоконтроль:

к.п.н., Богданова Л.В.

_______________

 

 

Допустить к защите:

Руководитель кафедры  «____» _____________ 2013

                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Советский, 2013


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ  УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ…………………………

9

1.1.Понятие  и сущность системы общего образования, ее задачи…

9

1.2.Система управления образованием на региональном уровне…….

19

1.3 Основные направления развития системы образования………..

26

ГЛАВА 2. Управление сферой образования в Ханты-МаНСийском автономоном округе-югре……………….

30

2.1.  Социально-экономическая и демографическая ситуация в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре………………………

30

2.2. Анализ состояния и развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры…………………………….

38

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ  МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  СОВЕТСКИЙ РАЙОН В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

50

3.1. Анализ деятельности Управления образованием Советского района……………………………………………………………………

50

3.2. Предложения по совершенствованию  управления в сфере образования……………………………………………………………..

66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ………………………………………………………….

69

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..

70


 

 

 

 

 

 

Введение

 

Первого сентября каждого  года в школах, лицеях, гимназиях  России за парты садятся более 20 млн. школьников, в аудитории вузов, техникумов, колледжей приходят сотни  тысяч студентов. Если раньше рыночные отношения их практически не касались, то сегодня значительная часть образования  напрямую связана с рынком, так  как многие учебные заведения  являются платными. Особенность России состоит в том, что в течение  длительного времени в сознание россиян внедрялась идея «права на бесплатное образование». И нужно  сказать, что эта идея достаточно прочно овладела массами. Образование  стало в сознании людей само собой  разумеющейся бесплатной услугой. Трансформация  механизмов реализации конституционных  гарантий в области образования  должна сочетаться с созданием экономических  условий, позволяющих гражданам  за счет собственных доходов обеспечивать получение образовательных услуг  сверх государственных гарантий. Этому будет содействовать введение институтов образовательного кредита  и расширение налоговых льгот  для граждан, расходующих средства на оплату своего обучения или получения  образования членами своей семьи.

Учреждения образования  предоставляют обществу услуги определенного  вида, потребителями которых являются учащиеся и студенты, предъявляющие  результаты своей деятельности на рынке  труда, потребителями которых выступают  предприятия и организации. Эта  двойственная природа деятельности образовательных учреждений значительно  усложняет определение продукта, потребителей, а, следовательно, и проведение сегментирования и выявления  целевых рынков.

Средством расширения ресурсной  базы учебных заведений может  стать расширение состава учредителей  образовательных организаций, прежде всего профессиональных учебных  заведений. Это откроет возможности  для кооперации государственных  и муниципальных органов управления, а также заинтересованных юридических  лиц при создании и обеспечении  деятельности этих учебных заведений, для увеличения объемов их финансирования, применения различных механизмов управления и надзора за их деятельностью, в том числе таких, которые предполагают реальное участие общественности (попечительские советы и другие подобные органы).

Современный период развития общества от системы образования  требует динамизма и вариативности. Каждая образовательная система  вновь, как и всегда в кризисной  ситуации, наиболее ощущает болевые  точки социума, так как призвана разрешить противоречия между обществом, нуждающемся в профессионале, мыслящем нестандартно, способном принимать  решения и нести за них ответственность  и личностью, стремящейся реализовать  свои потенциальные возможности.  Разрешение сложившихся противоречий требует переосмысления сложившейся  педагогической практики подготовки школьников. Об этом свидетельствуют следующие  факты:

-как показывают данные  международных исследований, в последние  годы российская школа теряет  свои позиции в уровне подготовки  по ряду предметов;

-преобладание внешней  заданности в целях, содержании  и технологии обучения приводит  к ослаблению внутренней мотивации  школьников, нежелание учиться, гиперболизация  у них формальных ценностей  образования;

-растет отчуждение ученика  от образования, обусловленное  несоответствием традиционных целей  и форм обучения меняющимся  жизненным потребностям учащихся.

В настоящее время в  высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки старшеклассников для прохождения вступительных  испытаний и дальнейшего образования  в вузах. Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных  учреждениях привела к нарушению  преемственности между школой и  вузом, породила многочисленные подготовительные отделения вузов, репетиторство, платные  курсы и др.

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, большинство старшеклассников считает, что существующее ныне общее образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей профессиональной карьеры. В этом отношении нынешний уровень и характер полного среднего образования считают приемлемым менее 12% опрошенных учащихся старших классов.  
В общественном сознании зреет понимание того, что будущее России будет полностью определяться качеством образования, что без приоритетного внимания общества к образованию невозможно, как показывает мировой опыт. Премьер- министр Российской Федерации В.В. Путин отметил, что «...должен быть изменен сам подход к образованию. В эпоху глобализаций и новых технологий - это не просто социальная сфера. Это вложение средств в будущее страны, в котором участвуют все заинтересованные в качественном образовании наших детей». Но, чтобы соответствовать ожиданиям, не отставать от времени, старшая школа должна качественно изменяться, причем изменяться ей необходимо постоянно, так как только развивающаяся школа в состоянии выполнить социальный заказ общества, который не остается неизменным.

На перспективы развития школы существенное влияние оказывает  разработка и распространение новшеств. Достижения и разработки в сфере  образования, педагогический опыт, рожденный  в других школах, - могут быть мощными  стимулами развития школы. Так социологический  опрос руководителей школ Российской Федерации показал, что источниками инновационных преобразований для 30% из них являются научные разработки по педагогике и психологии, а для 31% - позитивный опыт работы других учреждений. Пути обновления школ 41% опрошенных руководителей видит в освоении научных разработок, а 30% - в заимствовании и совершенствовании опыта других школ. Школа, не учитывающая и не использующая возможности, имеющиеся в окружающей ее среде, а работающая в режиме функционирования, в результате может оказаться в роли отстающей. Конечно, существуют и факторы, сдерживающие развитие муниципальных образовательных систем. Так, в качестве серьезного сдерживающего фактора выступает финансовое обеспечение: сегодня образовательные учреждения обеспечены бюджетным финансированием только на 25-40% от расчетной нормативной потребности. И если в профессиональном образовании есть возможность воспользоваться внебюджетными поступлениями от платных услуг, то общеобразовательные школы практически не имеют возможности привлечь дополнительные средства. В результате реальное недофинансирование образовательных учреждений составляет до 50-60%.

Тревогу вызывают также неудовлетворительное состояние имеющейся материально-технической  базы, слабая обеспеченность педагогического  процесса современными программно-методическими  разработками, нехватка педагогических кадров и др. Существуют проблемы, связанные  с нормативной правовой базой  развития образования.  Эффективная  реакция школы на внешние требования и изменения невозможна без учета  ее внутренних возможностей. В условиях ограниченных финансовых ресурсов школа  должна обеспечить в первую очередь  эффективное использование своих  внутренних ресурсов - человеческих, информационных, материальных, финансовых. Поэтому  мощным внутренним фактором развития является потребность руководителей  и педагогического коллектива работать по-новому.  
Инновационное движение в образовании позволяет реализовать творческий потенциал руководителей и учителей. Именно поэтому большинство учителей ориентировано на изменения в деятельности школы. Так по данным социологического опроса, 39,3% учителей считали, что «школа находится в глубоком кризисе и требует коренных изменений», еще 57,0% опрошенных утверждали, что «школа нуждается в частичных изменениях».

Актуальность исследования. Происходящие изменения в социально-экономическом  устройстве России с начала 90-х годов, обусловившие реформирование сферы  образования, предполагают коренные изменения  и систем управления образованием на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Потребность муниципального управления развитием образования  как системы приводит к необходимости  смены его целевых ориентиров, которые связаны с обеспечением социальной функции образования. Во-первых, это цели формирования единого образовательного пространства, обеспечивающие высокоэффективную систему услуг и условий, отвечающих образовательным потребностям всех слоев и групп населения. Во-вторых, это цели формирования практики социализации и воспитания подрастающего поколения с учетом общечеловеческих ценностей и ценностей национальной культуры. В-третьих, это цели превращения образования в развивающую и развивающуюся систему, способную обеспечивать развитие личности и развитие местных общественных систем при условии корпоративного взаимодействия между всеми социальными институтами.

Характер работы обусловил  необходимость обращения к широкому кругу литературы и источников: вопросы  разработки и реализации программ развития исследуются Т.П. Афанасьевой, В.И. Ерошиным,  организационные аспекты развития на примере крупного региона, города, округа исследуются в работах  М.В. Артюхова, В.Н. Беспалова, экономические  и правовые аспекты модернизации муниципальных образовательных  комплексов разрабатываются Г.А. Балыхиным, А.Б. Вифлеемским, значительное внимание эффективности управления уделяется  в работах М.В. Артюхова, С.А. Гильманова,  на решение проблем государственно-общественного  управления направлены исследования А.И. Адамского, В.И. Бочкарева, деятельности муниципальной методической службы по поддержке функционирования и  развития образовательных учреждений посвящены исследования Т.П. Афанасьевой, Д.А. Иванова.

Однако в настоящий  момент в теории управления образовательными системами все условия развития недостаточно определены и обоснованы, что не позволяет в полной мере обеспечить процесс их создания. Актуальность разработки этой проблемы связана также  с тем, что кроме инвариантных условий, характерных для уровня муниципальных систем образования, в каждой территории имеются вариативные, определяемые социальными, культурными, экономическими аспектами ее функционирования и развития на современном этапе. Недостаточная разработанность  теоретических основ и научно-методического  обеспечения процесса управления созданием  условий, необходимых для эффективного развития муниципальной образовательной системы, обусловливает актуальность избранной темы исследования.

Объектом исследования является система образования Ханты-Мансийского  автономного округа -Югры

Предметом исследования дипломного проекта является управление системой образования Ханты-Мансийского автономного  округа - Югры.

Основной целью дипломного проекта является анализ мероприятий по управлению сферой образования (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры).

Задачами дипломного проекта  являются:

  1. Изучение понятия, сущности системы образования, управления системой образования на региональном уровне;
  2. анализ управления образованием на региональном уровне;
  3. выявление проблем стоящих перед региональным образованием и поиск путей их решения.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ

 

    1.  Понятие  и сущность системы общего образования, ее задачи

 

Образование - это система  организаций и лиц, осуществляющих образовательную деятельность. Таковой  является передача одними людьми другим людям новых знаний, развитие у  них новых умений и навыков1. Получение образования предстает как участие в образовательной деятельности в качестве реципиента передаваемых знаний.

Традиционная технология осуществления образовательной  деятельности заключается в проведении учителем (преподавателем) занятий  с учащимся или группой учащихся, в ходе которых происходит передача определенным образом организованных знаний и формирование соответствующих  умений и навыков. Передаваемые знания обычно структурируются в форме  образовательных программ. Образовательная  программа в широком понимании  этого термина характеризуется  определенным содержанием и направленностью  передаваемых знаний, уровнем их сложности  и временем, требуемым для их освоения. Образовательные программы и соответствующее им образование делятся на два типа:

Информация о работе Реализация полномочий в сфере образования на уровне местного самоуправления