Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 19:39, дипломная работа
Основной целью дипломного проекта является анализ мероприятий по управлению сферой образования (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры). Задачами дипломного проекта являются:
Изучение понятия, сущности системы образования, управления системой образования на региональном уровне;
анализ управления образованием на региональном уровне;
выявление проблем стоящих перед региональным образованием и поиск путей их решения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ………………………… 9
1.1.Понятие и сущность системы общего образования, ее задачи… 9
1.2.Система управления образованием на региональном уровне……. 19
1.3 Основные направления развития системы образования……….. 26
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМОНОМ ОКРУГЕ-ЮГРЕ………………. 30
2.1. Социально-экономическая и демографическая ситуация в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре……………………… 30
2.2. Анализ состояния и развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры……………………………. 38
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОВЕТСКИЙ РАЙОН В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 50
3.1. Анализ деятельности Управления образованием Советского района…………………………………………………………………… 50
3.2. Предложения по совершенствованию управления в сфере образования…………………………………………………………….. 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….. 70
-общее образование;
-профессиональное образование.
Каждый тип образования включает ряд уровней (ступеней), которые различаются по степени сложности. Распространенным является выделение двух основных ступеней общего образования2:
-начальное (первичное) общее образование;
-среднее (вторичное) общее образование.
В профессиональном образовании выделяют три основных уровня:
-начальное;
-среднее;
-высшее.
Длительность обучения на каждой ступени неодинакова в разных странах. Как правило, начальное общее образование рассчитано на обучение детей в возрасте от 5—7 лет в течение 3—4 лет, среднее общее — на 7—8 лет обучения, высшее профессиональное — на 4—6 лет3. Организации, занимающиеся образовательной деятельностью, специализируются на разных типах и уровнях образования. Начальное и среднее общее образование предоставляется в начальных и средних школах; существуют специализированные учебные заведения начального и среднего профессионального образования; высшее профессиональное образование предоставляется высшими учебными заведениями (университетами, академиями, институтами). Участниками рыночных отношений являются образовательные учреждения, потребители (отдельные личности, организации и предприятия), посредники (службы занятости, биржи труда), государство (рис.1) Помимо указанных выше ступеней образования, существуют также иные типы образовательной деятельности, объединяемые понятием дополнительного образования. Это разнообразные курсы профессионального обучения, переподготовки, повышения квалификации и т.п.
Россия унаследовала систему образования, созданную в советские времена. Ее главными характеристиками являлись4:
-право на бесплатное общее и начальное профессиональное образование для всего населения;
-право на получение на конкурсной основе бесплатного среднего и высшего профессионального образования;
-финансирование образования из государственного бюджета и частично — за счет средств государственных предприятий;
-предоставление образовательных услуг государственными образовательными учреждениями;
-централизованная система административного управления.
Компетенция органов власти
субъектов РФ в области образования
функционально практически
Таблица 1
Организационная структура управления образованием РФ
Уровень управления |
Орган управления |
Примечание |
Федеральный |
Министерство образования и науки |
|
Региональный |
Департамент образования |
Возможные структуры: Департамент образования при Правительстве области, края, республики; Комитет по образованию; Управление народного образования Министерство образования республики; и т.д. |
Муниципальный |
Муниципальный |
Возможные структуры: Городской (поселковый, сельский и т.д.) комитет образования; Городской отдел образования; Управление образования при администрации города; и т.д. |
Рис.1. Структура рынка образовательных учреждений
Федерация, согласно Федеральному Закону «Об образовании», определяет общие правовые рамки функционирования системы образования и политику государства в этой сфере. Субъекты федерации несут ответственность за практическое воплощение федеральной политики и за принятие решений, касающихся региональных особенностей образовательной системы. Обязанностью муниципальных органов является осуществление повседневного текущего управления местной системой образования5. Субъектам федерации вменено также финансовое подкрепление государственных гарантий доступности, бесплатности и обязательности среднего образования путем выделения субвенций местным бюджетам. Здесь имеется в виду право соответствующих органов устанавливать местные налоги и сборы на нужды образования и определять дополнительные к федеральным льготы и нормы материально-технического обеспечения учащихся и педагогических работников. Региональный уровень управления ответственен также за установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов6. Каждый уровень власти ответственен за определенный уровень образования (таблица 2).
Таблица 2
Уровни управления системой образования
Федеральный уровень |
Региональный уровень |
Муниципальный уровень |
Начальное профессиональное |
Начальное профессиональное (в 19 регионах) |
Дошкольное |
Среднее профессиональное |
Среднее профессиональное |
Общее среднее |
Высшее профессиональное |
Профессиональная подготовка взрослых |
Высшее |
Реализацию государственной политики и руководство российским образованием на федеральном уровне осуществляет Министерство образования и науки РФ. В своей деятельности оно опирается на российское законодательство и «Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации»7. Изменения, происходившие в 1990-е гг. в сфере образования, касались, прежде всего, ее организационно-технологической составляющей. Произошли существенные перемены в содержании образовательных программ, ликвидирована всеобщая их унификация, активно шел процесс внедрения и распространения инновационных (авторских) программ обучения, возникла ситуация альтернативности образовательных программ, в последние годы стала развиваться новая форма получения образования — дистанционное обучение, появились новые виды образовательных организаций. Произошли изменения в институциональной структуре образовательных организаций: возник сектор негосударственного образования8 . В 2012 г. в Российской Федерации работало 51,3 тыс. дошкольных учреждений, в которых воспитывалось 4,3 млн. детей (56% детей дошкольного возраста)9. Если до 1990 г. сеть дошкольных учреждений постоянно расширялась, то в 1990-е гг. их количество уменьшилось на 42%10. Это было вызвано сокращением численности детей, экономической невозможностью для многих предприятий продолжать содержать на своем балансе дошкольные учреждения, а также снижением спроса родителей на услуги дошкольных учреждений из-за сокращения реальных доходов и появления возможностей тратить больше времени на воспитание детей вследствие неполной занятости на работе или проблем с трудоустройством. В 2011/2012 уч. г. в России работали 66,4 тыс. дневных государственных общеобразовательных школ, в которых обучалось 20 млн. школьников. Длительность получения общего образования составляет 10 или 11 лет, если по желанию родителей ребенок идет в школу с шести лет. Для сравнения, в большинстве стран с развитой экономикой получение общего образования занимает 12—13 лет (таблица 3).
Таблица 3
Основные показатели развития сферы образования в России
Показатели |
1970 г. |
1980 г. |
1990 г. |
2000 г. |
2012 г. |
Детские дошкольные учреждения, тыс. в них детей, млн. человек |
65,0 5,7 |
74,5 8,1 |
87,9 9,0 |
68,6 5,6 |
51,3 4,3 |
Государственные дневные общеобразовательные учреждения, тыс. в них учащихся, млн. человек |
96,9 23,2 |
68,8 17,6 |
67,6 20,3 |
68,4 21,5 |
6 6,4 20,0 |
Численность учителей на 1000 учащихся |
55,8 |
64,3 |
70,6 |
78,4 |
85,3 |
Негосударственные дневные общеобразовательные учреждения в них учащихся, тыс. человек |
— |
— |
— |
525 45,8 |
635 60,6 |
Учреждения начального профессионального образования в них учащихся, млн. человек |
3257 1,4 |
4045 1,9 |
4328 1,9 |
4203 1,7 |
3893 1,7 |
Средние специальные учебные заведения в них студентов, млн.человек |
2423 2,6 |
2505 2,6 |
2603 2,3 |
2634 1,9 |
2703 2,4 |
Государственные высшие учебные заведения в них студентов, млн.человек |
457 2,7 |
494 3,0 |
514 3,0 |
569 2,7 |
607 4,3 |
Негосударственные высшие учебные заведения в них студентов, тыс. человек |
— |
— |
— |
193 135,5 |
358 470,6 |
Численность студентов вузов на 10 тыс. населения |
204 |
219 |
190 |
189 |
327 |
Численность выпускников вузов на 10 тыс. населения |
28 |
33 |
27 |
27 |
44 |
В 2009 г. в России насчитывалось 3893 учебных заведения начального профессионального образования с численностью учащихся 1679тыс. В 1990-е гг. заметно уменьшилась роль учреждений начального профессионального образования в обучении молодежи. За период 2000—2013 гг. количество этих организаций и численность учащихся в них сократились на 10%11. Государственное финансирование начального профессионального образования осуществляется из средств местных бюджетов и бюджетов субъектов федерации.
На начало 2012/2013 уч. г. российская система образования включала 2589 средних специальных учебных заведений, в которых среднее профессиональное образование получали 2,3 млн. студентов. Наметившееся с конца 1980-х гг. сокращение приема в техникумы сменилось с 1997 г. его ростом. В составе учебных заведений среднего профессионального образования сформировалось 989 колледжей, осуществляющих подготовку 1,1 млн. студентов. Негосударственные образовательные учреждения в сфере среднего профессионального образования пока еще немногочисленны: на начало 2001 г. в стране насчитывалось 114 негосударственных средних специальных учебных заведений (4,2% общего количества), в которых обучалось 52,2 тыс. студентов (2,2% всех студентов).
Система высшего профессионального
образования в России включает широкую
сеть государственных и
Но особенно впечатляющим является рост негосударственных вузов. За восемь лет после принятия в 1992 г. закона «Об образовании», разрешившего создание негосударственных образовательных организаций, в России было создано 358 негосударственных вузов, в которых в 2000 г. обучалась 471 тыс. студентов (9,9% общей численности студентов всех российских вузов)13.
Система дополнительного
образования включает образовательные
программы и услуги, реализуемые
в организациях общего и профессионального
образования за пределами их основных
образовательных программ и в
специализированных организациях дополнительного
образования, таких, как учреждения
повышения квалификации, курсы, центры
профессиональной ориентации, музыкальные
и художественные школы, дома детского
творчества и тд. К системе дополнительного
образования относится также
индивидуальная педагогическая деятельность
(репетиторство, частные уроки и
т.п.). В 2012 г. в России работало 8,6 тыс.
учреждений дополнительного образования
детей, в которых обучались 7,6 млн.
человек. Более 1,1 млн. человек прошли
обучение в 1350 учреждениях и структурных
подразделениях высших и средних
специальных учебных заведений,
реализующих дополнительные образовательные
программы повышения
Изъяны рынка образовательных
услуг в сочетании с
Государство принимает участие в образовательной деятельности во всех странах мира. Основными функциями, выполняемыми государством в сфере образования, являются14:
1) регулирование образовательной деятельности: лицензирование, установление образовательных стандартов, контроль за их соблюдением;
2) организация обучения
в государственных учебных
3) финансирование получения
населением определенных
Право заниматься образовательной деятельностью обычно обусловливается получением лицензии, выдаваемой государственными или иными органами, наделенными государством такими полномочиями.
Государство в очень многих
странах гарантирует
За счет бюджетных средств
финансируется деятельность государственных
учреждений, предоставляющих базовое
образование. Во многих случаях государство
финансирует также частные
система управл
ение общеобразовательный муниципальный
Информация о работе Реализация полномочий в сфере образования на уровне местного самоуправления