Реализация полномочий в сфере образования на уровне местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 19:39, дипломная работа

Краткое описание

Основной целью дипломного проекта является анализ мероприятий по управлению сферой образования (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры). Задачами дипломного проекта являются:
Изучение понятия, сущности системы образования, управления системой образования на региональном уровне;
анализ управления образованием на региональном уровне;
выявление проблем стоящих перед региональным образованием и поиск путей их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ………………………… 9
1.1.Понятие и сущность системы общего образования, ее задачи… 9
1.2.Система управления образованием на региональном уровне……. 19
1.3 Основные направления развития системы образования……….. 26
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМОНОМ ОКРУГЕ-ЮГРЕ………………. 30
2.1. Социально-экономическая и демографическая ситуация в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре……………………… 30
2.2. Анализ состояния и развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры……………………………. 38
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОВЕТСКИЙ РАЙОН В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 50
3.1. Анализ деятельности Управления образованием Советского района…………………………………………………………………… 50
3.2. Предложения по совершенствованию управления в сфере образования…………………………………………………………….. 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….. 70

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Самедова новый последний самый.docx

— 207.77 Кб (Скачать файл)

-общее образование;

-профессиональное образование.

Каждый тип образования  включает ряд уровней (ступеней), которые  различаются по степени сложности. Распространенным является выделение  двух основных ступеней общего образования2:

-начальное (первичное) общее образование;

-среднее (вторичное) общее образование.

В профессиональном образовании  выделяют три основных уровня:

-начальное;

-среднее;

-высшее.

Длительность обучения на каждой ступени неодинакова в  разных странах. Как правило, начальное  общее образование рассчитано на обучение детей в возрасте от 5—7 лет в течение 3—4 лет, среднее  общее — на 7—8 лет обучения, высшее профессиональное — на 4—6 лет3. Организации, занимающиеся образовательной деятельностью, специализируются на разных типах и уровнях образования. Начальное и среднее общее образование предоставляется в начальных и средних школах; существуют специализированные учебные заведения начального и среднего профессионального образования; высшее профессиональное образование предоставляется высшими учебными заведениями (университетами, академиями, институтами). Участниками рыночных отношений являются образовательные учреждения, потребители (отдельные личности, организации и предприятия), посредники (службы занятости, биржи труда), государство (рис.1) Помимо указанных выше ступеней образования, существуют также иные типы образовательной деятельности, объединяемые понятием дополнительного образования. Это разнообразные курсы профессионального обучения, переподготовки, повышения квалификации и т.п.

Россия унаследовала систему  образования, созданную в советские  времена. Ее главными характеристиками являлись4:

-право на бесплатное общее и начальное профессиональное образование для всего населения;

-право на получение на конкурсной основе бесплатного среднего и высшего профессионального образования;

-финансирование образования из государственного бюджета и частично — за счет средств государственных предприятий;

-предоставление образовательных услуг государственными образовательными учреждениями;

-централизованная система административного управления.

Компетенция органов власти субъектов РФ в области образования  функционально практически идентична  компетенции органов федеральной  власти, за исключением того, что  относится она к образовательным  учреждениям регионального подчинения (табл.1).

Таблица 1

Организационная структура  управления образованием РФ

Уровень управления

Орган управления

Примечание

Федеральный

Министерство образования и  науки

 

Региональный

Департамент образования

Возможные структуры: Департамент  образования при Правительстве  области, края, республики;

Комитет по образованию;

Управление  народного образования

Министерство  образования республики;

и т.д.

Муниципальный

Муниципальный

Возможные структуры:

Городской (поселковый, сельский и т.д.) комитет  образования;

Городской отдел образования;

 Управление образования при  администрации города; и т.д.


 


Рис.1. Структура рынка  образовательных учреждений

 

 

Федерация, согласно Федеральному Закону «Об образовании», определяет общие правовые рамки функционирования системы образования и политику государства в этой сфере. Субъекты федерации несут ответственность за практическое воплощение федеральной политики и за принятие решений, касающихся региональных особенностей образовательной системы. Обязанностью муниципальных органов является осуществление повседневного текущего управления местной системой образования5. Субъектам федерации вменено также финансовое подкрепление государственных гарантий доступности, бесплатности и обязательности среднего образования путем выделения субвенций местным бюджетам. Здесь имеется в виду право соответствующих органов устанавливать местные налоги и сборы на нужды образования и определять дополнительные к федеральным льготы и нормы материально-технического обеспечения учащихся и педагогических работников. Региональный уровень управления ответственен также за установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов6. Каждый уровень власти ответственен за определенный уровень образования (таблица 2).

Таблица 2

Уровни управления системой образования

Федеральный уровень

Региональный уровень

Муниципальный уровень

Начальное профессиональное

Начальное профессиональное

(в  19 регионах)

Дошкольное

Среднее профессиональное

Среднее

профессиональное

Общее среднее

Высшее профессиональное

Профессиональная подготовка взрослых

Высшее


 

Реализацию государственной  политики и руководство российским образованием на федеральном уровне осуществляет Министерство образования и науки РФ. В своей деятельности оно опирается на российское законодательство и «Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации»7. Изменения, происходившие в 1990-е гг. в сфере образования, касались, прежде всего, ее организационно-технологической составляющей. Произошли существенные перемены в содержании образовательных программ, ликвидирована всеобщая их унификация, активно шел процесс внедрения и распространения инновационных (авторских) программ обучения, возникла ситуация альтернативности образовательных программ, в последние годы стала развиваться новая форма получения образования — дистанционное обучение, появились новые виды образовательных организаций. Произошли изменения в институциональной структуре образовательных организаций: возник сектор негосударственного образования8 . В 2012 г. в Российской Федерации работало 51,3 тыс. дошкольных учреждений, в которых воспитывалось 4,3 млн. детей (56% детей дошкольного возраста)9. Если до 1990 г. сеть дошкольных учреждений постоянно расширялась, то в 1990-е гг. их количество уменьшилось на 42%10. Это было вызвано сокращением численности детей, экономической невозможностью для многих предприятий продолжать содержать на своем балансе дошкольные учреждения, а также снижением спроса родителей на услуги дошкольных учреждений из-за сокращения реальных доходов и появления возможностей тратить больше времени на воспитание детей вследствие неполной занятости на работе или проблем с трудоустройством. В 2011/2012 уч. г. в России работали 66,4 тыс. дневных государственных общеобразовательных школ, в которых обучалось 20 млн. школьников. Длительность получения общего образования составляет 10 или 11 лет, если по желанию родителей ребенок идет в школу с шести лет. Для сравнения, в большинстве стран с развитой экономикой получение общего образования занимает 12—13 лет (таблица 3).

Таблица 3

Основные показатели развития сферы образования в России

Показатели

1970 г.

1980 г.

1990 г.

2000 г.

2012 г.

Детские дошкольные учреждения, тыс.

в них  детей, млн. человек

 

65,0

5,7

 

74,5

8,1

 

87,9

9,0

 

68,6

5,6

 

51,3

4,3

Государственные дневные общеобразовательные  учреждения, тыс. в них учащихся, млн. человек

 

 

96,9

23,2

 

 

68,8

17,6

 

 

67,6

20,3

 

 

68,4

21,5

 

6

6,4

20,0

Численность учителей на 1000 учащихся

 

55,8

 

64,3

 

70,6

 

78,4

 

85,3

Негосударственные дневные общеобразовательные  учреждения в них учащихся, тыс. человек

 

525 45,8

 

635 60,6

Учреждения начального профессионального  образования в них учащихся, млн. человек

 

3257 1,4

 

4045 1,9

 

4328 1,9

 

4203 1,7

 

3893

1,7

Средние специальные учебные заведения  в них студентов, млн.человек

 

2423 2,6

 

2505 2,6

 

2603

2,3

 

2634 1,9

 

2703 2,4

Государственные высшие учебные заведения  в них студентов, млн.человек

 

457

2,7

 

494

3,0

 

514

3,0

 

569

2,7

 

607

4,3

Негосударственные высшие учебные  заведения в них студентов, тыс. человек

 

193 135,5

 

358 470,6

Численность студентов вузов на 10 тыс. населения

 

204

 

219

 

190

 

189

 

327

Численность выпускников вузов  на 10 тыс. населения

 

28

 

33

 

27

 

27

 

44


 

В 2009 г. в России насчитывалось 3893 учебных заведения начального профессионального образования  с численностью учащихся 1679тыс. В 1990-е  гг. заметно уменьшилась роль учреждений начального профессионального образования  в обучении молодежи. За период 2000—2013 гг. количество этих организаций и численность учащихся в них сократились на 10%11. Государственное финансирование начального профессионального образования осуществляется из средств местных бюджетов и бюджетов субъектов федерации.

На начало 2012/2013 уч. г. российская система образования включала 2589 средних специальных учебных заведений, в которых среднее профессиональное образование получали 2,3 млн. студентов. Наметившееся с конца 1980-х гг. сокращение приема в техникумы сменилось с 1997 г. его ростом. В составе учебных заведений среднего профессионального образования сформировалось 989 колледжей, осуществляющих подготовку 1,1 млн. студентов. Негосударственные образовательные учреждения в сфере среднего профессионального образования пока еще немногочисленны: на начало 2001 г. в стране насчитывалось 114 негосударственных средних специальных учебных заведений (4,2% общего количества), в которых обучалось 52,2 тыс. студентов (2,2% всех студентов).

Система высшего профессионального  образования в России включает широкую  сеть государственных и негосударственных  образовательных организаций. На начало 2011/ 2012 уч. г. в Российской Федерации действовало 607 государственных высших учебных заведения, в которых обучалось 4,3 млн. студентов. Сеть государственных вузов ежегодно растет12.

Но особенно впечатляющим является рост негосударственных вузов. За восемь лет после принятия в 1992 г. закона «Об образовании», разрешившего создание негосударственных образовательных организаций, в России было создано 358 негосударственных вузов, в которых в 2000 г. обучалась 471 тыс. студентов (9,9% общей численности студентов всех российских вузов)13.

Система дополнительного  образования включает образовательные  программы и услуги, реализуемые  в организациях общего и профессионального  образования за пределами их основных образовательных программ и в  специализированных организациях дополнительного  образования, таких, как учреждения повышения квалификации, курсы, центры профессиональной ориентации, музыкальные  и художественные школы, дома детского творчества и тд. К системе дополнительного  образования относится также  индивидуальная педагогическая деятельность (репетиторство, частные уроки и  т.п.). В 2012 г. в России работало 8,6 тыс. учреждений дополнительного образования  детей, в которых обучались 7,6 млн. человек. Более 1,1 млн. человек прошли обучение в 1350 учреждениях и структурных  подразделениях высших и средних  специальных учебных заведений, реализующих дополнительные образовательные  программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.

Изъяны рынка образовательных  услуг в сочетании с ценностными  представлениями о правах граждан  на получение образования обусловливают  необходимость участия государства  в осуществлении образовательной  деятельности. Государственное участие  требуется для обеспечения граждан  более достоверной информацией  о качестве образовательных услуг, для ограничения возможностей производителей образовательных услуг извлекать  выгоды из своего монопольного положения, для распределения ресурсов в  сфере образования с учетом внешних  эффектов потребления образовательных  услуг, для обеспечения доступности  образования всем членам общества.

Государство принимает участие  в образовательной деятельности во всех странах мира. Основными функциями, выполняемыми государством в сфере образования, являются14:

1) регулирование образовательной  деятельности: лицензирование, установление  образовательных стандартов, контроль  за их соблюдением;

2) организация обучения  в государственных учебных заведениях;

3) финансирование получения  населением определенных уровней  и видов образования.

Право заниматься образовательной  деятельностью обычно обусловливается  получением лицензии, выдаваемой государственными или иными органами, наделенными  государством такими полномочиями.

Государство в очень многих странах гарантирует обеспечение  доступа каждого человека к некоторому базовому образованию. Практически  повсеместно государство обеспечивает бесплатное получение базового образования, используя для этого систему  государственных школ или общественных школ, созданных местными сообществами15.

За счет бюджетных средств  финансируется деятельность государственных  учреждений, предоставляющих базовое  образование. Во многих случаях государство  финансирует также частные школы  наравне с государственными, обеспечивая  таким образом гарантии получения  базового образования вне зависимости  от принадлежности образовательной  организации. Таким образом, нами были рассмотрены понятие, сущность системы общего образования, ее задачи. В соответствии с задачами дипломного проекта, перейдем к рассмотрению системы управления образованием на региональном уровне.

система управл

 

ение общеобразовательный  муниципальный

    1. Система управления образованием на региональном уровне

Информация о работе Реализация полномочий в сфере образования на уровне местного самоуправления