Реализация полномочий в сфере образования на уровне местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 19:39, дипломная работа

Краткое описание

Основной целью дипломного проекта является анализ мероприятий по управлению сферой образования (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры). Задачами дипломного проекта являются:
Изучение понятия, сущности системы образования, управления системой образования на региональном уровне;
анализ управления образованием на региональном уровне;
выявление проблем стоящих перед региональным образованием и поиск путей их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ………………………… 9
1.1.Понятие и сущность системы общего образования, ее задачи… 9
1.2.Система управления образованием на региональном уровне……. 19
1.3 Основные направления развития системы образования……….. 26
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМОНОМ ОКРУГЕ-ЮГРЕ………………. 30
2.1. Социально-экономическая и демографическая ситуация в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре……………………… 30
2.2. Анализ состояния и развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры……………………………. 38
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОВЕТСКИЙ РАЙОН В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 50
3.1. Анализ деятельности Управления образованием Советского района…………………………………………………………………… 50
3.2. Предложения по совершенствованию управления в сфере образования…………………………………………………………….. 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….. 70

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Самедова новый последний самый.docx

— 207.77 Кб (Скачать файл)

- развития территориальных (межрайонных) дорог;

- развития федеральных автомобильных дорог и автодорожных коридоров;

- развития и реализации международных транспортных проектов: «Северный морской путь» – «Северный Транспортный Коридор» – «Транспортный коридор Берлин–Москва–Пекин».

Данные проекты не только свяжут транспортными артериями  Европу и Азию, но и создадут новые  рабочие места на юге области; город Ишим и поселки Вагай, Ярково могут стать транспортными центрами. Масштаб преобразований южных районов  области может оказаться весьма существенным.

Создание единой развитой и надежной транспортной инфраструктуры в границах Тюменской области  и за ее пределами должно стать  одной из главных целей программы  развития не только Тюменского региона, но и России в целом. Хорошая транспортная система активизирует все отрасли  экономики, снижает инвестиционные риски, повышает шансы по возвращению  займов и кредитов, а самое главное  – создает высокий уровень  социального развития.

Как уже отмечалось, автономные округа будут усложнять структуру  своей экономики. Поэтому они  должны кооперироваться с югом Тюменской  области в тех видах хозяйственной  деятельности, которые они не могут  сами эффективно развивать на своей  территории, чтобы получить необходимую  для себя продукцию. Юг области, в  свою очередь, за счет такой кооперации может получить соответствующие  средства, необходимые для модернизации и развития его экономики.

Развитие экономического сотрудничества с ЯНАО имеет первостепенное значение для ХМАО, так как на территории Ямало-Ненецкого автономного  округа начинается реконструкция действующих месторождений нефти и газа, освоение новых месторождений углеводородного сырья на полуострове Ямал и в Надым - Пур-Тазовском междуречье, а также строительство газопровода в восточном направлении. Это обуславливает значительные транзитные транспортные перевозки через территорию ХМАО, что существенно повышает роль транспортного фактора в развитии округа.

Таким образом, реализация автономным округом (совместно с федеральным  центром и другими субъектами РФ) внутрирегиональных и межрегиональных  программ, особенно строительства магистральных  автомобильных дорог и промышленного  освоения месторождений твердых  полезных ископаемых восточного склона Приполярного и Полярного Урала, одновременно с проведением должной  социально-экономической инвестиционной политики позволит:

  • усложнить социально-экономические системы многих субъектов РФ, повышая тем самым устойчивость развития таких территорий;
  • объединить интересы Федерации, субъектов РФ, территорий местного самоуправления, отраслей экономики и отдельных предприятий, различных инвесторов, в том числе и зарубежных, в создании единой, развитой и надежной транспортной системы России;
  • промышленно освоенным территориям с их сокращающимся сырьевым потенциалом устремиться в регионы с богатыми природными ресурсами, способствуя тем самым экстенсивному развитию таких территорий;
  • расширить ассортимент и объемы товарных потоков между многими субъектами РФ;
  • качественно изменить социально-экономическое состояние, поднять на более высокий уровень качество жизни населения и социального развития многих субъектов РФ;
  • рационально располагать социально-экономические объекты по всей территории субъектов РФ;
  • создать новые отрасли экономики;
  • уменьшить удельные энергозатраты на формирование связей и отношений социально-экономических систем многих субъектов РФ;
  • уменьшить себестоимость промышленной продукции, производимой на предприятиях многих субъектов РФ;
  • стабилизировать работу органов государственной власти и местного самоуправления многих субъектов РФ.

 

2.2. Анализ состояния и развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

 

Численность населения  автономного  округа  на 01.01.2003 составляет 1513,1 тысяч человек. На протяжении ряда лет наблюдается тенденция увеличения численности детского населения. В 2012 году в связи с ростом рождаемости количество детей школьного возраста стабилизируется на уровне 197 тысяч человек, постепенно увеличиваясь до 230000 к 2020 году. Потребность населения в образовательных услугах остается стабильной, одновременно повышаются требования к качеству их предоставления. Расходы на образование составили 43855689,4 тыс. рублей- 24% средств регионального бюджета,  что свидетельствует о приоритете образования в округе. Расходы на образование в Югре ежегодно возрастают, что свидетельствует о приоритете образования в региональной политике. Условия обучения в значительной степени определяются финансовыми ресурсами. Расходы на образование в Ханты-Мансийском автономный округе-Югре  (в расчете на 1 жителя в возрасте от 1 года до 23 лет, то есть в возрасте массового участия в образовании) устойчиво выше, чем в среднем по Российской Федерации и по группе регионов с сопоставимыми социально-экономическими условиями.

Рис. 1. Расходы на образование в  расчете на 1 жителя в возрасте от 1 до 23 лет.

Объем средств, выделяемый на образование в регионе, повышает ответственность за эффективность  их использования. И здесь необходимо подчеркнуть, что в течение последних 3-х лет все большая часть  этих средств тратилась не на покрытие текущих затрат, а на развитие. Осуществлены масштабные проекты технического переоснащения  образовательного процесса, переподготовки педагогов.

При условии материально-технического оснащения задача перед отраслью  – освоение новых технических  и финансовых возможностей, новых  технологий, методик, предоставляющих  возможность каждому ученику, воспитаннику заниматься по собственной, соответствующей  ему образовательной  программе.

Обеспечение доступного и  качественного дошкольного образования - важная задача для любой образовательной  системы. Ее решение позволяет в  значительной степени повысить равенство  стартовых возможностей для детей, принадлежащих к разным социальным группам, проживающих на разных территориях.

По данным ЮНЕСКО, инвестиции в уход и образование самых  маленьких детей является примером наиболее эффективной общественной политики. Дети, вовлеченные в систему  дошкольного образования, меньше болеют, остаются на второй год, выбывают из школы  и не требуют социальной коррекционной  помощи позже, что позволяет сохранить  объем средств, более чем в 5 раз  превышающий вложения в данную систему.

Демографическая ситуация в  округе существенно отличается от средней  по России и по группе регионов со схожими  географическими и социально-экономическими условиями. Югра - один из лидеров в  Российской Федерации по таким показателям  как рождаемость и прирост  населения, доля детей в возрасте 1-6 лет в общей численности  населения на треть больше чем  в России. Всё это ведет к  опережающему росту спроса на услуги дошкольного образования и существенно  обостряет проблему доступности.

В 2012 году в округе действовало 395 дошкольных образовательных учреждений (в 2011 году - 397). Охват детей в возрасте 1-6 лет составляет 58,37%, практически соответствуя значению 2011 года. Большая часть не охваченных дошкольным образованием - дети от 1,5 до 4 лет. Доля детей 3-6 лет, получающих услуги дошкольного образования, стабильна и составляет 78,8%.

В целом по округу зарегистрировано на получение места в дошкольное учреждение  53126 детей. На 1000 детей  от 0 до 7 лет, проживающих в округе, 366 ожидают возможности устройства в детский сад (в РФ – 150 детей  в возрасте 1-6 лет).

Данный показатель ежегодно увеличивается, в связи с тем, что в очередь на получение  места в детском саду ребенка  ставят сразу же после его рождения. При этом значение показателя не отражает реальной потребности в дошкольных учреждениях.

Кроме того, еще 16577 родителей получали пособие по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3-х лет и 2170 от 3 до 4-х лет. В отличие от ситуации в Российской Федерации, в течение последних 2-х лет доступность дошкольного образования в Югре практически перестала зависеть от места проживания ребенка. 8 из 10 детей в возрасте 3-6 лет, как в сельской, так и городской местности посещают дошкольные учреждения (сельская местность РФ-40,6%). Охват детей-инвалидов  дошкольным образованием остается стабильным на  протяжении последних лет и составляет 50,2%, общая численность  детей данной категории, посещающих дошкольные  учреждения в 2012 году, составила  414 человек. Департаментом образования и науки автономного округа в 2008 году совместно с Всемирным банком реализован проект «Забота о раннем детстве и дошкольное образование». Комплекс мероприятий проекта ориентирован на серьезную модернизацию системы дошкольного образования, в ходе которой в Югре будет создана среда, обеспечивающая доступность образовательных услуг и формирование равных стартовых возможностей детей дошкольного возраста. Особое внимание будет уделено заботе о раннем развитии детей, развитию системы поддержки детей раннего возраста и их родителей. Принятие мер по строительству в рамках целевых программ «Развитие материально-технического состояния учреждений социальной сферы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры», «Развитие материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений в  Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» позволит ввести в эксплуатацию 169 дошкольных учреждений на 28950 мест.

С целью соблюдения конституционных  прав граждан на получение образования  в автономном округе созданы условия  для  получения обязательного  бесплатного общего образования  независимо от социального статуса  и места проживания детей. Этому  способствует развитая сеть образовательных  учреждений, реализующих общеобразовательные  программы, в том числе действует  приоритет сохранения сельских школ в труднодоступных и отдаленных местностях. В 391 общеобразовательном  учреждении (муниципальном, государственном  и негосударственном) Югры обучалось  более 177000 человек, это свыше 11% всего  населения округа.

Доступность школьного образования  по показателю охвата в автономном округе выше, чем в среднем по России, и соответствует среднему показателю по сопоставимой группе регионов. Это свидетельствует о том, что  практически все дети Ханты-Мансийского  автономного округа – Югры вовлечены  в систему общего образования.

  Рис. 3. Охват общим средним образованием по ступеням

Результаты единого государственного экзамена показали, что дети автономного  округа независимо от места жительства имеют равные возможности к получению  качественного полного среднего образования, а также  к продолжению  обучения в системе профессионального  образования. Максимальные отличия  средних баллов по ЕГЭ в муниципалитетах  от среднего по округу незначительны  и составляют: по русскому языку  – от +6% до - 4% (по регионам РФ от +17% до - 38%), по математике - от +14% до - 9% (по регионам РФ от +24% до -22%).

Типология общеобразовательных  учреждений округа традиционна, есть основания  для выделения «школ ступеней» (13% от числа дневных школ): начальная  школа – школа для учащихся  1-4 классов – 50 учреждений (из них 24 школы с числом учащихся до 100 человек), школ для учащихся 5-9 классов –  не насчитывается ни одной (даже в  структуре образовательных центров, комплексов), школа для 10-11 классов  – 1 (окружного подчинения - ЮФМЛ).  Число вечерних школ – 20, образовательных  учреждений повышенного уровня -74 (19,9% от числа дневных общеобразовательных  школ).

Выделение «школ ступеней»  отражает общемировую и российскую тенденцию в создании педагогических условий, образовательной среды  для учащихся конкретного возраста. Об эффективности  организационной  «автономности» начальной школы  как в округе, так и в России подтверждают результаты международных  исследований - PIRLS.

Рис. 4. Структура учреждений общего образования

Главная задача в рамках перехода к новым образовательным  стандартам, учебному плану создать  в школах условия для вовлечения в систему дополнительного образования  всех обучающихся (минимум 2 часа занятия  для каждого), расширяя спектр секций, кружков, студий и других творческих объединений.

Особенно важно для  решения данной проблемы привлечь школьные управляющие советы, а также приглашать в образовательные учреждения высококлассных специалистов  из других сфер деятельности.

Условия обучения в значительной степени определяются финансовыми  ресурсами. Ханты – Мансийский автономный округ – Югра тратит на школьное образование относительно больше, чем  другие регионы со сходными социально-экономическими условиями.

Данный факт обусловлен приоритетностью  отрасли образования: значительные  средства, помимо текущих расходов и строительства, идут на оснащение  оборудованием, компьютерной техникой  в соответствии с современными условиями.

Помимо этого достигнуто достаточно справедливое распределение  средств между муниципальными образованиями, объективно нуждающимися в разных объемах  финансирования, что подтверждается равенством условий и результатов  по территориям округа. В ближайшее  время необходимо обеспечить распределение  средств между  учебными заведениями  с учетом условий и потребностей в рамках перехода на подушевое финансирование, что позволит сократить объем неэффективных расходов на образование.

 

Рис.5. Доля школ, имеющих все виды благоустройства

По уровню благоустройства  зданий округ существенно опережает  РФ. Почти 9 школ из десяти имеют все  виды благоустройства, что  на одну треть выше, чем по РФ в целом, и регионам сравнимой группы.  Большая часть школьников округа обучается в первую смену (доля учащихся, обучающихся во вторую смену составляет 24%), что существенно улучшает условия  обучения.   Тем не менее, высоким  остается процент зданий, находящихся  в аварийном состоянии (4 школы  закрыты на ремонт). Меры по финансированию ремонтных работ, предпринятые в 2008 году, позволили уменьшить количество учреждений, требующих капитального ремонта – со 135 в 2007 году до 121 в отчетном периоде. Однако ещё 38% школьных зданий требуют капитального ремонта, что несколько превышает данный показатель по сопоставимой группе регионов. Необходим переход на новые принципы проектирования, строительства и формирования материально-технической базы общеобразовательных учреждений.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Информация о работе Реализация полномочий в сфере образования на уровне местного самоуправления