Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 19:39, дипломная работа
Основной целью дипломного проекта является анализ мероприятий по управлению сферой образования (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры). Задачами дипломного проекта являются:
Изучение понятия, сущности системы образования, управления системой образования на региональном уровне;
анализ управления образованием на региональном уровне;
выявление проблем стоящих перед региональным образованием и поиск путей их решения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ………………………… 9
1.1.Понятие и сущность системы общего образования, ее задачи… 9
1.2.Система управления образованием на региональном уровне……. 19
1.3 Основные направления развития системы образования……….. 26
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМОНОМ ОКРУГЕ-ЮГРЕ………………. 30
2.1. Социально-экономическая и демографическая ситуация в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре……………………… 30
2.2. Анализ состояния и развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры……………………………. 38
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОВЕТСКИЙ РАЙОН В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 50
3.1. Анализ деятельности Управления образованием Советского района…………………………………………………………………… 50
3.2. Предложения по совершенствованию управления в сфере образования…………………………………………………………….. 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….. 70
- развития территориальных (межрайонных) дорог;
- развития федеральных автомобильных дорог и автодорожных коридоров;
- развития и реализации международных транспортных проектов: «Северный морской путь» – «Северный Транспортный Коридор» – «Транспортный коридор Берлин–Москва–Пекин».
Данные проекты не только
свяжут транспортными артериями
Европу и Азию, но и создадут новые
рабочие места на юге области;
город Ишим и поселки Вагай, Ярково
могут стать транспортными
Создание единой развитой и надежной транспортной инфраструктуры в границах Тюменской области и за ее пределами должно стать одной из главных целей программы развития не только Тюменского региона, но и России в целом. Хорошая транспортная система активизирует все отрасли экономики, снижает инвестиционные риски, повышает шансы по возвращению займов и кредитов, а самое главное – создает высокий уровень социального развития.
Как уже отмечалось, автономные
округа будут усложнять структуру
своей экономики. Поэтому они
должны кооперироваться с югом Тюменской
области в тех видах
Развитие экономического сотрудничества с ЯНАО имеет первостепенное значение для ХМАО, так как на территории Ямало-Ненецкого автономного округа начинается реконструкция действующих месторождений нефти и газа, освоение новых месторождений углеводородного сырья на полуострове Ямал и в Надым - Пур-Тазовском междуречье, а также строительство газопровода в восточном направлении. Это обуславливает значительные транзитные транспортные перевозки через территорию ХМАО, что существенно повышает роль транспортного фактора в развитии округа.
Таким образом, реализация автономным
округом (совместно с федеральным
центром и другими субъектами
РФ) внутрирегиональных и межрегиональных
программ, особенно строительства магистральных
автомобильных дорог и
2.2. Анализ состояния и развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Численность населения автономного округа на 01.01.2003 составляет 1513,1 тысяч человек. На протяжении ряда лет наблюдается тенденция увеличения численности детского населения. В 2012 году в связи с ростом рождаемости количество детей школьного возраста стабилизируется на уровне 197 тысяч человек, постепенно увеличиваясь до 230000 к 2020 году. Потребность населения в образовательных услугах остается стабильной, одновременно повышаются требования к качеству их предоставления. Расходы на образование составили 43855689,4 тыс. рублей- 24% средств регионального бюджета, что свидетельствует о приоритете образования в округе. Расходы на образование в Югре ежегодно возрастают, что свидетельствует о приоритете образования в региональной политике. Условия обучения в значительной степени определяются финансовыми ресурсами. Расходы на образование в Ханты-Мансийском автономный округе-Югре (в расчете на 1 жителя в возрасте от 1 года до 23 лет, то есть в возрасте массового участия в образовании) устойчиво выше, чем в среднем по Российской Федерации и по группе регионов с сопоставимыми социально-экономическими условиями.
Рис. 1. Расходы на образование в расчете на 1 жителя в возрасте от 1 до 23 лет.
Объем средств, выделяемый на образование в регионе, повышает ответственность за эффективность их использования. И здесь необходимо подчеркнуть, что в течение последних 3-х лет все большая часть этих средств тратилась не на покрытие текущих затрат, а на развитие. Осуществлены масштабные проекты технического переоснащения образовательного процесса, переподготовки педагогов.
При условии материально-
Обеспечение доступного и
качественного дошкольного
По данным ЮНЕСКО, инвестиции в уход и образование самых маленьких детей является примером наиболее эффективной общественной политики. Дети, вовлеченные в систему дошкольного образования, меньше болеют, остаются на второй год, выбывают из школы и не требуют социальной коррекционной помощи позже, что позволяет сохранить объем средств, более чем в 5 раз превышающий вложения в данную систему.
Демографическая ситуация в
округе существенно отличается от средней
по России и по группе регионов со схожими
географическими и социально-
В 2012 году в округе действовало 395 дошкольных образовательных учреждений (в 2011 году - 397). Охват детей в возрасте 1-6 лет составляет 58,37%, практически соответствуя значению 2011 года. Большая часть не охваченных дошкольным образованием - дети от 1,5 до 4 лет. Доля детей 3-6 лет, получающих услуги дошкольного образования, стабильна и составляет 78,8%.
В целом по округу зарегистрировано на получение места в дошкольное учреждение 53126 детей. На 1000 детей от 0 до 7 лет, проживающих в округе, 366 ожидают возможности устройства в детский сад (в РФ – 150 детей в возрасте 1-6 лет).
Данный показатель ежегодно увеличивается, в связи с тем, что в очередь на получение места в детском саду ребенка ставят сразу же после его рождения. При этом значение показателя не отражает реальной потребности в дошкольных учреждениях.
Кроме того, еще 16577 родителей получали пособие по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3-х лет и 2170 от 3 до 4-х лет. В отличие от ситуации в Российской Федерации, в течение последних 2-х лет доступность дошкольного образования в Югре практически перестала зависеть от места проживания ребенка. 8 из 10 детей в возрасте 3-6 лет, как в сельской, так и городской местности посещают дошкольные учреждения (сельская местность РФ-40,6%). Охват детей-инвалидов дошкольным образованием остается стабильным на протяжении последних лет и составляет 50,2%, общая численность детей данной категории, посещающих дошкольные учреждения в 2012 году, составила 414 человек. Департаментом образования и науки автономного округа в 2008 году совместно с Всемирным банком реализован проект «Забота о раннем детстве и дошкольное образование». Комплекс мероприятий проекта ориентирован на серьезную модернизацию системы дошкольного образования, в ходе которой в Югре будет создана среда, обеспечивающая доступность образовательных услуг и формирование равных стартовых возможностей детей дошкольного возраста. Особое внимание будет уделено заботе о раннем развитии детей, развитию системы поддержки детей раннего возраста и их родителей. Принятие мер по строительству в рамках целевых программ «Развитие материально-технического состояния учреждений социальной сферы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры», «Развитие материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» позволит ввести в эксплуатацию 169 дошкольных учреждений на 28950 мест.
С целью соблюдения конституционных
прав граждан на получение образования
в автономном округе созданы условия
для получения обязательного
бесплатного общего образования
независимо от социального статуса
и места проживания детей. Этому
способствует развитая сеть образовательных
учреждений, реализующих
Доступность школьного образования по показателю охвата в автономном округе выше, чем в среднем по России, и соответствует среднему показателю по сопоставимой группе регионов. Это свидетельствует о том, что практически все дети Ханты-Мансийского автономного округа – Югры вовлечены в систему общего образования.
Рис. 3. Охват общим средним образованием по ступеням
Результаты единого
Типология общеобразовательных
учреждений округа традиционна, есть основания
для выделения «школ ступеней»
(13% от числа дневных школ): начальная
школа – школа для учащихся
1-4 классов – 50 учреждений (из них 24
школы с числом учащихся до 100 человек),
школ для учащихся 5-9 классов –
не насчитывается ни одной (даже в
структуре образовательных
Выделение «школ ступеней» отражает общемировую и российскую тенденцию в создании педагогических условий, образовательной среды для учащихся конкретного возраста. Об эффективности организационной «автономности» начальной школы как в округе, так и в России подтверждают результаты международных исследований - PIRLS.
Рис. 4. Структура учреждений общего образования
Главная задача в рамках
перехода к новым образовательным
стандартам, учебному плану создать
в школах условия для вовлечения
в систему дополнительного
Особенно важно для решения данной проблемы привлечь школьные управляющие советы, а также приглашать в образовательные учреждения высококлассных специалистов из других сфер деятельности.
Условия обучения в значительной степени определяются финансовыми ресурсами. Ханты – Мансийский автономный округ – Югра тратит на школьное образование относительно больше, чем другие регионы со сходными социально-экономическими условиями.
Данный факт обусловлен приоритетностью отрасли образования: значительные средства, помимо текущих расходов и строительства, идут на оснащение оборудованием, компьютерной техникой в соответствии с современными условиями.
Помимо этого достигнуто достаточно справедливое распределение средств между муниципальными образованиями, объективно нуждающимися в разных объемах финансирования, что подтверждается равенством условий и результатов по территориям округа. В ближайшее время необходимо обеспечить распределение средств между учебными заведениями с учетом условий и потребностей в рамках перехода на подушевое финансирование, что позволит сократить объем неэффективных расходов на образование.
Рис.5. Доля школ, имеющих все виды благоустройства
По уровню благоустройства
зданий округ существенно опережает
РФ. Почти 9 школ из десяти имеют все
виды благоустройства, что на одну
треть выше, чем по РФ в целом,
и регионам сравнимой группы.
Большая часть школьников округа
обучается в первую смену (доля учащихся,
обучающихся во вторую смену составляет
24%), что существенно улучшает условия
обучения. Тем не менее, высоким
остается процент зданий, находящихся
в аварийном состоянии (4 школы
закрыты на ремонт). Меры по финансированию
ремонтных работ, предпринятые в 2008
году, позволили уменьшить количество
учреждений, требующих капитального ремонта
– со 135 в 2007 году до 121 в отчетном периоде.
Однако ещё 38% школьных зданий требуют
капитального ремонта, что несколько превышает
данный показатель по сопоставимой группе
регионов. Необходим переход на новые
принципы проектирования, строительства
и формирования материально-технической
базы общеобразовательных учреждений.
Информация о работе Реализация полномочий в сфере образования на уровне местного самоуправления