Организация системы управления в таможенных органах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 02:58, реферат

Краткое описание

1. Системный подход в таможенном деле.
2. Особенности управления в таможенных органах.
3. Органы управления в таможенной системе РФ. Организационная структура таможенных органов.

Вложенные файлы: 1 файл

Практикум Там менеджм ДЛЯ ККУРСОВОЙ НОРМ.doc

— 412.00 Кб (Скачать файл)

Правовой статус таможни определяется Общим положением о таможне. Таможня вправе распределять и перераспределять между структурными подразделениями и нижестоящими таможенными постами штатную численность в пределах выделяемого ФТС фонда оплаты труда и общей штатной численности таможни и нижестоящих таможенных постов; утверждать и вносить изменения в структуру таможни и нижестоящих таможенных постов с учетом типовой структуры таможни и таможенного поста.

Структуру, штатную численность таможни и фонд оплаты труда утверждает ФТС. Вышестоящий таможенный орган вправе вносить дополнения и изменения в структуру таможни и численность ее структурных подразделений, а также устанавливать общую штатную численность таможни.

Таможню возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом ФТС России.

Первый заместитель начальника таможни, главный бухгалтер (начальник отдела бухгалтерского учета и контроля) таможни назначаются на должность и освобождаются от должности приказами ФТС России.

Заместители начальника таможни назначаются и освобождаются от должности приказами вышестоящего таможенного органа по представлению начальника таможни и по согласованию с соответствующими функциональными подразделениями ФТС России.

Начальник таможни руководит деятельностью таможни на основе принципа единоначалия; он осуществляет общее руководство деятельностью таможенных постов и контроль за ними; несет персональную ответственность за выполнение возложенных на таможню задач и функций; распределяет обязанности между своими заместителями и устанавливает степень их ответственности; на основе и во исполнение законодательства подписывает (утверждает) приказы и иные правовые акты и документы, организует проверки их исполнения; представляет таможню в государственных органах; утверждает положения о структурных подразделениях таможни; назначает на должность и освобождает от должности сотрудников таможни, а в установленных случаях – и нижестоящих таможенных постов.

Таможенный пост входит в единую систему таможенных органов Российской Федерации и осуществляет свою деятельность под общим руководством ФТС и РТУ и под непосредственным руководством таможни либо РТУ (в случае непосредственного подчинения управлению).

Таможенный пост возглавляет начальник, назначение на должность и освобождение от должности которого осуществляется: приказом ФТС России – в отношении таможенного поста, являющегося юридическим лицом; приказом РТУ – в отношении таможенного поста, подчиненного непосредственно управлению; приказом РТУ по представлению начальника таможни и по согласованию с соответствующими функциональными подразделениями управления – в отношении таможенного поста, подчиненного непосредственно таможне.

Начальник таможенного поста руководит деятельностью таможенного поста на основе принципа единоначалия.

Деятельность по реализации функций управления вызывает необходимость четкого организационного построения системы, создания организационной структуры таможенного органа, т. е. согласованности составляющих его элементов, налаживания устойчивой связи между ними, чем обеспечивается устойчивость функционирования данного органа.

На становлении структуры таможенного органа непосредственно сказывается влияние тех целей, которые должностные лица рассчитывают достичь, создавая структуру конкретного органа. Каждая структурная единица (подразделение) таможенного органа обеспечивает выполнение запрограммированных функций. Именно необходимость выполнения определенных функций обусловливает создание того или иного органа или его структурного подразделения.

Таким образом, в процессе проектирования таможенного органа путем сознательного предвидения функций, для осуществления которых он предназначается, формируется его организационная структура.

В ФТС России, РТУ и таможнях, являющихся организационными структурами таможенной системы, в соответствии с осуществляемыми ими функциями существуют три вида структурных подразделений:

а) оперативные (таможенного оформления и таможенного контроля, экономической работы и правоохранительной деятельности и др.);

б) функциональные (кадровые, финансово-плановые, правовые, информационного и документационного обеспечения, хозяйственные, материально-технического снабжения и обеспечения и др.);

в) штабные (организационно-инспекторские, организационно-аналитические и др.)

Общая классификация структурных подразделений позволяет получить представление лишь о первичном распределении функций среди структурных подразделений таможенного органа. Однако объективно существующий процесс разделения труда вызывает необходимость последующего более детального и глубокого расчленения основных, специфических и общих функций, закрепления их за соответствующими подразделениями.

Необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства. Между функциями и организационной структурой существует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность, исходя из которых, по общему правилу, конкретная функция закрепляется за структурным подразделением таможенного органа. Для успешного осуществления этой функции данное подразделение наделяется соответствующими правами и несет ответственность за ее реализацию. Однако, если некоторые функции тесно связаны между собой и близки по своему содержанию, то вовсе не обязательно для реализации каждой из них создавать самостоятельное подразделение.

Решение вопросов об организации структуры таможенного органа должно опираться на соблюдение таких важнейших требований к структуре органа управления, как простота и экономичность. Чрезмерно сложная организационная структура затрудняет работу органов управления, ведет к увеличению расходов на его содержание. Поэтому новые структурные подразделения в таможенных органах создаются в тех случаях, когда эффективность реализации ими какой-либо функции заведомо будет более высокой по сравнению с эффективностью осуществления этой функции сотрудниками, работающими в других подразделениях.

При анализе организационных структур управления в них выделяются следующие элементы: звенья управления, уровни управления и взаимоотношения.

К звеньям управления в системе таможенных органов относятся: ФТС России, управления и самостоятельные отделы ФТС России, РТУ, отделы РТУ, таможни, отделы таможен, таможенные посты и отдельные специалисты, выполняющие соответствующие профессиональные или управленческие функции. Эти звенья управления находятся на соответствующих уровнях иерархии управления.

Под уровнем управления понимается совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системе управления организацией.

В рамках структуры управления протекает управленческий процесс, между участниками которого распределены задачи и функции управления, а, следовательно – права и ответственность за их выполнение. С этих позиций организационную структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в которой происходит процесс управления, направленный на достижение поставленных целей.

Между звеньями и уровнями управления в таможенных органах складываются следующие виды взаимоотношений:

- вертикальные управленческие отношения (ФТС - РТУ; РТУ – таможня; начальник таможни – отделы таможни; таможня – таможенный пост; ФТС – таможня);

- горизонтальные управленческие отношения (РТУ - РТУ; отдел таможни – отдел таможни; таможенный пост – таможенный пост; таможня – таможня);

- диагональные управленческие отношения (пост - взаимодействующая таможня отправления или назначения; таможня – взаимодействующее РТУ другого региона; отдел ФТС - взаимодействующее Управление ФТС РФ).

Вертикальные отношения предполагают, прежде всего, взаимоотношения между руководителями и его подчиненными, когда часто вырисовывается так называемая линейная субординация: все нижестоящие по уровням управления звенья находятся в подчинении у руководителя, находящегося на более высоком уровне управления. Это так называемые линейные отношения.

Вертикальные отношения в системе таможенных органов существуют не только между линейными звеньями организационной структуры, но и между функциональными звеньями, связанными отношениями субординации. Такие взаимоотношения  проявляются тогда, когда, например, управленческие звенья, предназначенные для выполнения определенной функции управления, реализация которой является их профессиональной (служебной) деятельностью (финансовой, правоохранительной, кадровой и др.), находятся в функциональном (по роду профессиональной деятельности) подчинении у аналогичного вышестоящего управленческого звена.

Помимо этого вертикальные взаимоотношения включают в себя и так называемые отношения управленческого аппарата, работающего в виде института советников и помощников под началом линейного или функционального руководителя. Должностные обязанности советников (помощников) при этом состоят в разработке рекомендаций и советов.

Горизонтальные отношения могут быть двух категорий. Во-первых, коллегиальные – отношения между сотрудниками одного отдела, находящимися в подчинении у одного начальника. Во-вторых, параллельные – отношения между сотрудниками разных отделов, занимающими одинаковое положение в организации, у которых возникает необходимость обмена информацией, идеями и мнениями (например, такие каналы горизонтальных параллельных взаимоотношений, как отдел таможни - отдел таможни, таможенный пост – таможенный пост, таможня - таможня).

Диагональные отношения – это отношения, возникающие между звеньями управления, находящимися на различных уровнях системы управления, не состоящими в отношениях прямого подчинения, но взаимодействующих между собой во исполнение решений вышестоящих уровней. Примерами таких отношений являются взаимное информирование при доставке товаров, направлений запросов, обязательных для исполнения, по вопросам осуществления правоохранительных функций  и т.п.

С целью практического освоения материала студентам предлагается выполнение практического задания на тему «Анализ влияния внутренних и внешних факторов на деятельность таможенных органов» по следующему плану.

План практической работы

1. По сложившейся организационной структуре таможенного органа определить и охарактеризовать его внешнее и внутреннее взаимодействие; сложившиеся виды управленческих взаимоотношений между звеньями и уровнями управления в таможенном органе.

2. Используя метод SWOT-анализа определить факторы внешней и внутренней среды таможенного органа и построить матрицу, позволяющую выявить сильные и слабые стороны таможенного органа, возможности и угрозы.

3. Составить план мероприятий по нейтрализации опасностей из внешней среды посредством использования сильных сторон таможенного органа и возможностей внешней среды для преодоления слабых сторон на основе проведенного SWOT-анализа. 

Приведем пример выполнения заданий в соответствие с планом практической работы.

1) Определим и охарактеризуем внешнее и внутреннее взаимодействие таможенного  органа с  другими структурами.

Внешнее взаимодействие характеризуют управленческие взаимоотношения между силовыми, правоохранительными, контролирующими структурами и таможенным органом; между государственными и местными органами власти и таможенным органом; между участниками ВЭД, таможенными представителями, владельцами складов и таможенным органом. Взаимодействие с внешней средой можно представить схематично, как показано на рисунке 1.6 «Внешняя среда таможенной системы».

В процессе взаимодействия, управляя таможенным делом, мы регулируем процессы в сфере ВЭД и по каналам обратной связи контролируем полученные результаты. Далее, анализируя их, по мере необходимости принимаем решения по изменениям собственно в таможенном деле и или в сфере ВЭД. Заканчивается такое управление на уровне таможенного инспектора, принимающего в ходе взаимодействия с участниками ВЭД конкретные решения по таможенным вопросам в объеме своих должностных обязанностей.

Взаимоотношения с внешней средой таможенные органы осуществляют по каналам прямой и обратной связи. Так, по каналам прямой связи они оказывают информационное, а при необходимости в установленном законом порядке и прямое управляющее воздействие на участников ВЭД, организации, граждан и должностных лиц. Своей деятельностью таможенные органы влияют на эти объекты внешней среды, добиваясь их желаемого состояния.

По каналам обратной связи в таможенные органы поступает необходимая осведомительная информация о состоянии внешней среды, которая позволяет придавать внешним управляющим воздействиям целенаправленный характер.

Таким образом, таможенный орган в сфере внешнего управления оказывает на среду функционирования информационные и управляющие воздействия.

Внутреннее взаимодействие в системе таможенных органов характеризуют управленческие взаимоотношения между элементами и подсистемами (подразделениями) таможенных постов, таможен, региональных таможенных управлений и Центрального аппарата ФТС России (ЦА ФТС), осуществляющих   процесс управления, т. е. процесс целенаправленного воздействия на коллективы сотрудников, занятых в системе.

Каждый таможенный орган состоит из целого ряда структурных подразделений, в состав которых входят и отдельные сотрудники таможенных органов, поскольку они способны самостоятельно решать ряд задач и осуществлять ряд функций, присущих рассматриваемым органам.

Информация о работе Организация системы управления в таможенных органах