Организация системы управления в таможенных органах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 02:58, реферат

Краткое описание

1. Системный подход в таможенном деле.
2. Особенности управления в таможенных органах.
3. Органы управления в таможенной системе РФ. Организационная структура таможенных органов.

Вложенные файлы: 1 файл

Практикум Там менеджм ДЛЯ ККУРСОВОЙ НОРМ.doc

— 412.00 Кб (Скачать файл)

   

 

Рисунок 1.4. Фрагмент организационно-управленческой структуры Камчатской таможни

 

 

Функциональное управление осуществляется совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления таможней.

Подсистема как часть системы, внутреннее строение которой рассматривается на выбранном уровне анализа таможни, представлена на рисунке 1.5, где отображена структура правоохранительной подсистемы Камчатской таможни.

 

 

Рисунок 1.5. Структура правоохранительной подсистемы таможни

 

Внешняя среда таможенной системы рассматривается на макро и микроуровне (рисунок 1.6).

Внешняя среда оказывает разнообразное влияние на систему, предоставляя либо благоприятные условия и возможности для эффективной деятельности, либо создавая угрозы для ее существования. Все элементы внешней среды таможенной системы взаимозависимы и взаимосвязаны между собой на макро и микроуровне как это показано стрелками на рисунке.

На микроуровне воздействие субъектов на таможенную систему является непосредственным (прямым); на макроуровне влияние на систему большей частью опосредованное (косвенное).

3) Рассматривая элементы таможенной системы в их взаимосвязи и развитии, можно отметить следующее.

Макросистема задает таможенным органам цели и ограничения, в рамках которых на основе имеющихся ресурсов обеспечивается их деятельность.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.6. Внешняя среда таможенной системы

 

Поэтому единая система таможенных органов должна обладать структурой, набором функций, укомплектованностью штатов, их квалификацией, оснащенностью техникой и инфраструктурой в целом, позволяющими разрешать возникающую в процессе эволюции макросистемы проблемную ситуацию. Это означает, что единая система должна адекватным образом реагировать на изменения воздействий макросистемы, сохраняя при этом свою эффективность. Именно согласованностью всех процессов (от макросистемы до таможенного поста) при оптимальной интеграции всех видов ресурсов, имеющихся в распоряжении единой системы, обеспечиваются заданный уровень управления, требуемая эффективность. Поэтому для адаптации организации во внешней среде необходимо изменять ее внутреннюю среду.

Во взаимоотношениях с внешней средой у таможенных органов возникают проблемы взаимодействия и адаптации. Быстрое развитие технологий, усложнение и многообразие предлагаемых товаров и услуг, появление большого количества участников ВЭД, возрастание требований клиентов, изменения в нормативно-правовой базе – все эти и другие изменения усиливают влияние и зависимость таможенных органов от внешних условий, вынуждают их искать лучшие способы взаимодействия и адаптации.

Например, при внесении изменений в законы, формировании новых законов, тем или иным образом касающихся таможенной деятельности, деятельность таможенных органов также будет меняться. Изменение численности и структуры населения, уровня жизни, состояние НТП и т.д. в той или иной степени также будут влиять на функционирование таможни.

От того, насколько согласовано взаимодействие таможенных органов, участников ВЭД, государственных и местных органов власти, смежных организаций зависит эффективность деятельности таможенной системы.

Совершенствование и развитие любого из элементов на макро или на микроуровне будет влиять на деятельность всей таможенной системы. Например, научно-технический прогресс (НТП) способствует развитию современных таможенных технологий (технология удаленного доступа, предварительное информирование, электронное декларирование и т.д.) и позволит значительно сократить время совершения таможенных операций, сроки временного хранения товаров, и таким образом снизить издержки таможен, участников ВЭД, таможенных перевозчиков, таможенных представителей.

 

1.2. Особенности управления в таможенных органах

 

Специфика и особенности управленческой деятельности в таможенных органах определена строгой системой взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, базирующихся на общей цели функционирования и едином законодательстве, объединенных общностью задач, функций и методов.

Во-первых, осуществление полномочий органа исполнительной ветви государственной власти по регулированию внешнеэкономической деятельности.

Во-вторых, управление в таможенной службе характеризуется высокой степенью централизации, что является необходимой основой деятельности таможенных органов.

В-третьих, использование правоохранительных функций в противоборстве с нарушителями таможенных правил.

В-четвертых, таможенная система отличается большой динамичностью процессов управления под воздействием внешних и внутренних факторов, постоянно изменяющихся экономических, политических, социальных условий.

В-пятых, управленческая деятельность внутри системы сочетается с совершенствованием работы с участниками внешнеэкономической деятельности.

Кроме того, отличительные особенности таможенной службы подчеркивают ее атрибуты и символы, утверждаемые на государственном уровне: герб, флаг, присяга, форма одежды, специальные звания, профессиональный праздник.

Взаимосвязь системы с окружающей средой воплощена в постоянном взаимодействии таможенных органов с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, различными объединениями и структурами участников внешнеэкономической деятельности.

Сущность управления и его специфика в таможенных органах определяется условиями, в которых протекает процесс управления. Поэтому необходимо представить основные факторы, влияющие на управление всей сложной системой элементов таможенного дела.

Основные факторы, влияющие на управление всей системой элементов таможенного дела, представлены внешними и внутренними.

Внешние факторы влияния на таможенную систему обусловлены:

- воздействием от систем управления более высокого уровня (Президент, Федеральное собрание, Председатель Правительства, руководитель ФТС);

- удаленностью от центра, физико-географические  условиями, транспортными и телекоммуникационными  системами;

- состоянием экономики региона (производство, торговля, направления и особенности товаропотоков, количество участников ВЭД, степень криминализации околотаможенной среды);

- взаимодействием с органами  власти субъектов федерации, других  государственных  органов, включая  силовые и правоохранительные, контролирующие структуры.

Во внешней среде существуют различные объективные условия и факторы, в которых протекает деятельность таможенных органов и которые оказывают существенное влияние на эту деятельность.

Важными компонентами внешней среды функционирования таможенных органов и объектами воздействия являются внешнеэкономическая деятельность, государственная и экономическая безопасность, а также такие негативные социальные явления, как коррупция и преступность в сфере таможенного дела. Своей деятельностью таможенные органы влияют на эти объекты внешней среды, добиваясь их желаемого состояния.

Внешнюю среду, в которой функционируют таможенные органы, составляют также все иные социальные системы, выходящие за рамки федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела – участники ВЭД, таможенные представители, перевозчики, владельцы складов и т.д.

Во внешней среде существуют различные объективные условия и факторы, в которых протекает деятельность таможенных органов и которые оказывают существенное влияние на эту деятельность.

С внешней средой таможенные органы связаны каналами прямой и обратной связи. Так, по каналам прямой связи ими оказывается информационное, а при необходимости в установленном законом порядке — и прямое управляющее воздействие на участников ВЭД, организации, граждан и должностных лиц. Своей деятельностью таможенные органы влияют на эти объекты внешней среды, добиваясь их желаемого состояния.

По каналам обратной связи в таможенные органы поступает необходимая осведомительная информация о состоянии внешней среды, которая позволяет придать внешним управляющим воздействиям целенаправленный характер.

Внутренние факторы, влияющие на управление в таможенных органах:

- соответствие структуры таможенных  органов решаемым целям и задачам, наличие действенной связи между таможенными органами;

- состав и структура персонала  таможенных органов;

- укомплектованность таможенных  органов квалифицированными кадрами, система их развития;

- развитость инфраструктуры, наличие необходимых производственных помещений и материально-технической базы;

- наличие, разработка и внедрение  новейших информационных технологий  на основе современных технических  средств, обеспечивающих своевременное, полное и достоверное информационное  обеспечение, создание баз данных;

- совершенствование технологий  управления по критерию качества  процессов и результатов деятельности, методик оценки эффективности  работы системы управления.

Таким образом, управление таможенными органами осуществляется в специфических условиях, во многом отличных от управления в других областях общественной жизни. Как и всякий сложный социальный объект, таможенная система включает в себя множество различных элементов, подсистем, которые находятся между собой в определенных отношениях и взаимодействуют друг с другом. Задача управления - поддержание их в оптимальном соответствии друг другу и задачам таможенной службы как социально-экономической организации, выполняющей специфические задачи - функции.

С целью практического освоения материала студентам предлагается выполнение практического задания на тему «Особенности управления в таможенных органах» по следующему плану.

План практической работы

1. Определить и описать основные внешние и внутренние факторы, влияющие на управление в таможенных органах (в виде таблицы).

2. На примере таможенного органа определить темпы роста показателей деятельности (в виде таблицы); показать изменение удельного веса (доли) каждого из направлений по годам в отдельной таблице; отобразить все изменения в виде графиков и диаграмм.

3. На основе рассчитанных в  таблице показателей деятельности  проанализировать влияние внешних и внутренних факторов на динамику процессов и результатов управления в таможенном органе в их взаимосвязи и развитии.

4. По результатам анализа выявить наличие возможных рисков в процессе управления деятельностью таможенного органа и неопределенности условий осуществления управления.

Приведем пример выполнения заданий в соответствие с планом практической работы.

1) Для выполнения задания 1 составим таблицу 1.4, в которой опишем основные внешние и внутренние факторы, влияющие на управление в таможенных органах.

Таблица 1.4.

Основные внешние и внутренние факторы, влияющие на управление в таможенных органах

Факторы среды

Описание фактора

Внешние

Государство, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, местные органы власти

Нормативно-правовая база, воздействие от систем управления более высокого уровня и взаимодействие с ними (Президент, Федеральное собрание, Председатель Правительства, администрация субъектов федерации, местных органов власти)

Экономика

Состояние производства, торговли, предпринимательства, уровень благосостояния населения, темпы инфляции, курс валют, направления и особенности товаропотоков, количество участников ВЭД

Рынок

Производители, продавцы, рыночные и торговые посредники, покупатели, участники ВЭД

Участники ВЭД, таможенные представители, перевозчики, владельцы складов

Лица, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу, их перевозку под таможенным контролем, временное хранение, таможенное декларирование, выпуск и использование в соответствии с таможенными процедурами

Внутренние

Цели

Желаемое состояние будущего, которого стремиться достичь организация (например, повышение качества предоставления таможенных услуг).

Задачи

Конкретные шаги, необходимые для достижения поставленных целей, или - непосредственные действия, определяемые целями (например, сокращение времени на выполнение таможенных процедур в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу).

Организационная структура

Совокупность составляющих таможенный орган структурных подразделений, порядок их подчиненности, а также формы распределения между ними функций и полномочий в процессе делегирования.

Технологии

Способы и методы достижения целей и задач (например, кадровые технологии, технология электронного декларирования).

Персонал

Все работники, выполняющие производственные или управленческие функции с использованием материальных, финансовых и информационных ресурсов (в таможенных органах – сотрудники, государственные гражданские служащие, работники бюджетной сферы).

Информация о работе Организация системы управления в таможенных органах