Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 02:58, реферат
1. Системный подход в таможенном деле.
2. Особенности управления в таможенных органах.
3. Органы управления в таможенной системе РФ. Организационная структура таможенных органов.
Все элементы (структурные подразделения) таможенного органа определенным образом связаны между собой и системой в целом. Они оказывают друг на друга различное по степени значимости воздействие, которое может носить управляющий либо информационный характер. Так, Камчатская таможня насчитывает около 200 сотрудников. В состав таможни входят три таможенных поста: Морской порт Петропавловск-Камчатский, Аэропорт Петропавловск-Камчатский, Северо-Курильский таможенный пост.
Таможня объединяет 34 структурных подразделения, каждое из которых выполняет основные функции по формированию доходной части федерального бюджета, регулированию внешнеэкономической деятельности и решению правоохранительных задач.
Внутренние управленческие взаимоотношения в системе таможенных органов возникают в процессе получения и уяснения задач; сбора и обработки информации; анализа состояния таможенной системы и ресурсов таможенной деятельности (финансовых, материальных, трудовых, информационных и др.); определения общего плана действий; определения плановых мероприятий; определения и реализации управляющих воздействий.
Внутреннее взаимодействие Камчатской таможни изобразим на рисунке 1.9.
Рисунок 1.9 - Внутреннее взаимодействие в системе таможенных органов
На примере фрагмента организационно-управленческой структуры Камчатской таможни, приведенной на рисунке 1.4, определим и охарактеризуем сложившиеся виды управленческих взаимоотношений между звеньями и уровнями управления.
Сложившиеся виды вертикальных и горизонтальных управленческих взаимоотношений между звеньями и уровнями управления в Камчатской таможне представим на рисунке 1.10 в виде фрагмента.
На представленном рисунке звено управления таможни – это отдельное структурное подразделение, выполняющее часть функции управления, всю функцию управления или совокупность функций управления (ОВК, ОТИ и т.д.), а также руководители (начальник таможни, зам. начальника таможни, начальник ОВК, начальник ОТИ и т.д.).
Рисунок 1.10 - Вертикальные и горизонтальные связи между звеньями и уровнями управления в таможне
Уровень управления представляет собой иерархическую соподчиненность подразделений и звеньев управленческой деятельности, занимающих определенную ступень в системе управления (начальник таможни; зам.начальника таможни; начальники отделов; начальники таможенных постов). Ступень управления - это совокупность звеньев, находящихся на определенном уровне иерархии управления (заместители начальника таможни; начальники отделов; начальники таможенных постов). Ступени управления находятся в вертикальной зависимости друг от друга и подчиняются друг другу по иерархии: руководители более высокой ступени управления (начальник таможни, зам. начальника таможни) разрабатывают и принимают решения, которые конкретизируются и осуществляются руководителями более низкой ступени (начальники отделов, начальники постов), а каждое должностное лицо ответственно как за свои собственные решения и действия, так и за решения и действия своих подчиненных, в силу чего каждое должностное лицо располагает властью над теми, кто находится ниже его в управленческой пирамиде.
Это – вертикальные взаимоотношения (связи). Они служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации между звеньями и уровнями управления.
Горизонтальные взаимоотношения (связи кооперации и координации равноправных звеньев управления) носят характер согласования и являются одноуровневыми. Горизонтальные связи характеризуют расстановку руководителей во главе отдельных подразделений, например, начальник ОВК, начальник ОТИ, начальник отдела кадров и т.д. Они способствуют наиболее эффективному взаимодействию подразделений при решении появляющихся между ними проблем и носят совещательный характер. Горизонтальные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления (контроль, планирование, подготовка кадров и т.д.).
2. Используя метод SWOT-анализа, определим факторы внешней и внутренней среды таможенного органа и построим матрицу, позволяющую выявить сильные и слабые стороны Камчатской таможни, внешние возможности и угрозы.
Применение метода SWOT-анализа предполагает реализацию таких этапов, как:
– определение массива сильных сторон организации, обеспечивающих достижение цели;
– определение массива слабых сторон организации, препятствующих достижению цели;
– определение массива внешних факторов, способствующих достижению цели;
– определение массива внешних факторов, препятствующих достижению цели;
– подготовка матрицы SWOT-анализа;
– разработка мероприятий квадранта 1 «внешние возможности – сильные стороны»;
– разработка мероприятий квадранта 2 «внешние возможности – слабые стороны»;
– разработка мероприятий квадранта 3 «внешние угрозы – сильные стороны»;
– разработка мероприятий квадранта 4 «внешние угрозы – слабые стороны».
Массивы внешних и внутренних факторов по их масштабности ограничиваются трудоемкостью заполнения матрицы, так как полный их учет приводит к увеличению в геометрической прогрессии направлений разработки мероприятий.
Необходимо учитывать, что при разработке мероприятий необходимо сопоставлять каждый фактор возможностей и угроз с каждым фактором сильных и слабых сторон организации. При заполнении квадрантов 1–4 необходимо выдержать условие: разрабатываемые мероприятия должны быть ориентированы на достижение цели и по своему характеру призваны блокировать (сдерживать влияние) внешние угрозы и слабые стороны организации и максимально использовать сильные стороны организации и внешние возможности.
На рисунке 1.11 представлена заполненная матрица SWOT-анализа.
3. На основе проведенного SWOT-анализа составим план мероприятий по нейтрализации опасностей из внешней среды посредством использования сильных сторон таможенного органа и возможностей внешней среды для преодоления слабых сторон (таблица 1.7).
Внутренние факторы | |||
Сильные стороны 1. Наличие финансовых возможностей 2. Наличие квалифицированных специалистов |
Слабые стороны 1. Низкий уровень взаимодействия с муниципальными и госорганами власти, контролирующими органами. 2. Низкий уровень развития транспортно-логистической системы. | ||
Внешние факторы |
Возможности 1. Рост спроса на таможенные услуги. 2. Развитие международной экономической интеграции. |
I. 1. Расширение примене-ния современных таможенных технологий. 2. Расширение взаимодей-ствия таможенных администраций, развитие партнерских отношений с бизнес – сообществом. |
II. 1. Обеспечение доступа к информации и ее открытости о деятельнос- ти органов гос. власти. 2. Создание транспортно-логистических центров в местах, приближенных к госгранице. |
Угрозы 1. Усиление глобальной конкуренции. 2. Коррупция. |
III. 1. Совершенствование системы управления рисками. 2. Усиление борьбы с правонарушениями и преступлениями в сфере таможенного дела. |
IV. 1. Международное сотрудничество с таможенными органами иностранных государств, организациями по вопросам таможенного дела и борьбой с международной преступностью. 2. Развёртывание сети таможенно-логистических терминалов. |
Рисунок 1.11 - Матрица SWOT-анализа разработки мероприятий по реализации механизма управления улучшением процессов и результатов
Все предложенные в матрице мероприятия актуальны и должны применяться в комплексе для наиболее эффективного решения поставленных задач. Учитывая достаточно большое их количество и объем, остановимся на некоторых из них:
1) Развитие в области таможенных технологий.
2) Развитие в области таможенной инфраструктуры.
3) Развитие кадрового обеспечения и социальной политики.
Таблица 1.7
План мероприятий по совершенствованию деятельности таможенного органа
№ п.п. |
Мероприятие |
Содержание мероприятия |
Ожидаемый результат |
1. |
Развитие в области таможенных технологий |
- активизация работы по анализу таможенных рисков; - ужесточение контроля - упрощение и унификация - постоянное совершенствование
технических средств - повышение уровня |
Создание эффективной системы управления качеством технологий таможенных процедур |
2. |
Развитие в области таможенной инфраструктуры |
- создание и реконструкция - приведение существующей - разработка схемы оптимального
размещения объектов |
Оптимизация размещения объектов таможенной инфраструктуры для обеспечения эффек-тивного и удобного для участников ВЭД таможенного контроля и оформления товаров |
3. |
Развитие кадрового обеспечения и социальной политики |
- оптимизация структуры и - совершенствование системы - совершенствование - совершенствование системы - обеспечение социальной - решение жилищных вопросов
посредством создания фонда слу |
Создание эффективного механизма формирова-ния профессионального кадрового потенциала таможенной службы, обеспечение реализации стратегии социально-экономического обеспечения сотрудников таможенных органов |
Эффективная деятельность любой системы, включающей человеческий фактор в виде отдельных исполнителей или групп людей, возможна лишь при наличии определенного организующего начала, направляющего и регулирующего. Системы управления в таможенных органах имеют своей главной целью достижение единодействия всех сотрудников таможенных органов. Система должна работать в одном направлении и обеспечивать решение поставленных перед ней задач. Для этого требуются четкое управление внутри нее.
Обобщая различные формулировки понятия «управление» с учетом признаков, присущих управлению в таможенных органах, ему можно дать следующее определение.
Управление - это непрерывный процесс воздействия на сотрудников таможенных органов, обеспечивающий их целенаправленное поведение при изменяющихся внешних и внутренних условиях, путем принятия и реализации управленческих решений.
Для формирования и реализации управляющего воздействия необходимо наличие субъекта и объекта управления и определенным образом организованных прямых и обратных связей между ними. В совокупности субъект управления, объект управления и взаимосвязи между ними образуют систему управления в таможенных органах. Управление является непрерывным процессом. Непрерывный характер управления таможенными органами обусловлен постоянством и непрерывностью информационных процессов, протекающих в них, что можно представить в виде схемы (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1. Система взаимосвязи элементов управления в звене «РТУ - таможня»
Непрерывность процесса управления позволяет говорить о его цикличности, т.е. об определенной последовательности и повторяемости выполнения одних и тех же видов управленческих работ или стадий и этапов управления, которые выполняются различными звеньями управления и в разных формах.
Система управления таможенным делом представляется органами управления – субъектом управления и собственно таможенным делом как объектом управления. Таможенное дело, как объект управления – это система таможенных институтов, организаций (таможенных органов), процессов (деятельности таможенных органов), таможенных услуг и таможенного персонала. Соответственно управление таможенным делом – это управление данными объектами.
Таможенное дело как система управления также имеет в своем составе две базовые подсистемы: собственно таможенное дело как управляющую подсистему и сферу ВЭД как объект управления.
Информация о работе Организация системы управления в таможенных органах