Организация системы управления в таможенных органах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 02:58, реферат

Краткое описание

1. Системный подход в таможенном деле.
2. Особенности управления в таможенных органах.
3. Органы управления в таможенной системе РФ. Организационная структура таможенных органов.

Вложенные файлы: 1 файл

Практикум Там менеджм ДЛЯ ККУРСОВОЙ НОРМ.doc

— 412.00 Кб (Скачать файл)

Все элементы (структурные подразделения) таможенного органа определенным образом связаны между собой и системой в целом. Они оказывают друг на друга различное по степени значимости воздействие, которое может носить управляющий либо информационный характер. Так, Камчатская таможня насчитывает около 200 сотрудников. В состав таможни входят три таможенных поста: Морской порт Петропавловск-Камчатский, Аэропорт Петропавловск-Камчатский, Северо-Курильский таможенный пост.

Таможня объединяет 34 структурных подразделения, каждое из которых выполняет основные функции по формированию доходной части федерального бюджета, регулированию внешнеэкономической деятельности и решению правоохранительных задач.

Внутренние управленческие взаимоотношения в системе таможенных органов возникают в процессе получения и уяснения задач; сбора и обработки информации; анализа состояния таможенной системы и ресурсов таможенной деятельности (финансовых, материальных, трудовых, информационных и др.); определения общего плана действий; определения плановых мероприятий; определения и реализации управляющих воздействий.

Внутреннее взаимодействие Камчатской таможни изобразим на рисунке 1.9.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.9 - Внутреннее взаимодействие в системе таможенных органов

 

На примере фрагмента организационно-управленческой структуры Камчатской таможни, приведенной на рисунке 1.4, определим и охарактеризуем сложившиеся виды управленческих взаимоотношений между звеньями и уровнями управления. 

Сложившиеся виды вертикальных и горизонтальных управленческих взаимоотношений между звеньями и уровнями управления в Камчатской таможне представим на рисунке 1.10 в виде фрагмента.

На представленном рисунке звено управления таможни – это отдельное структурное подразделение, выполняющее часть функции управления, всю функцию управления или совокупность функций управления (ОВК, ОТИ и т.д.), а также руководители (начальник таможни, зам. начальника таможни, начальник ОВК, начальник ОТИ и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.10 - Вертикальные и горизонтальные связи между звеньями и уровнями управления в таможне

 

Уровень управления представляет собой иерархическую соподчиненность подразделений и звеньев управленческой деятельности, занимающих определенную ступень в системе управления (начальник таможни; зам.начальника таможни; начальники отделов; начальники таможенных постов). Ступень управления  - это совокупность звеньев, находящихся на определенном уровне иерархии управления (заместители начальника таможни; начальники отделов; начальники таможенных постов). Ступени управления находятся в вертикальной зависимости друг от друга и подчиняются друг другу по иерархии: руководители более высокой ступени управления (начальник таможни, зам. начальника таможни) разрабатывают и принимают решения, которые конкретизируются и осуществляются руководителями более низкой ступени (начальники отделов, начальники постов), а каждое должностное лицо ответственно как за свои собственные решения и действия, так и за решения и действия своих подчиненных, в силу чего каждое должностное лицо располагает властью над теми, кто находится ниже его в управленческой пирамиде.

Это – вертикальные взаимоотношения (связи). Они служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации между звеньями и уровнями управления.

Горизонтальные взаимоотношения (связи кооперации и координации равноправных звеньев управления) носят характер согласования и  являются одноуровневыми. Горизонтальные связи характеризуют расстановку руководителей во главе отдельных подразделений, например, начальник ОВК, начальник ОТИ, начальник отдела кадров и т.д. Они способствуют наиболее эффективному взаимодействию подразделений при решении появляющихся между ними проблем и носят совещательный характер. Горизонтальные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления (контроль, планирование, подготовка кадров и т.д.).

2. Используя метод SWOT-анализа, определим факторы внешней и внутренней среды таможенного органа и построим матрицу, позволяющую выявить сильные и слабые стороны Камчатской таможни, внешние возможности и угрозы.

Применение метода SWOT-анализа предполагает реализацию таких этапов, как:

– определение массива сильных сторон организации, обеспечивающих достижение цели;

– определение массива слабых сторон организации, препятствующих достижению цели;

– определение массива внешних факторов, способствующих достижению цели;

– определение массива внешних факторов, препятствующих достижению цели;

– подготовка матрицы SWOT-анализа;

– разработка мероприятий квадранта 1 «внешние возможности – сильные стороны»;

– разработка мероприятий квадранта 2 «внешние возможности – слабые стороны»;

– разработка мероприятий квадранта 3 «внешние угрозы – сильные стороны»;

– разработка мероприятий квадранта 4 «внешние угрозы – слабые стороны».

Массивы внешних и внутренних факторов по их масштабности ограничиваются трудоемкостью заполнения матрицы, так как полный их учет приводит к увеличению в геометрической прогрессии направлений разработки мероприятий.

Необходимо учитывать, что при разработке мероприятий необходимо сопоставлять каждый фактор возможностей и угроз с каждым фактором сильных и слабых сторон организации. При заполнении квадрантов 1–4 необходимо выдержать условие: разрабатываемые мероприятия должны быть ориентированы на достижение цели и по своему характеру призваны блокировать (сдерживать влияние) внешние угрозы и слабые стороны организации и максимально использовать сильные стороны организации и внешние возможности.

На рисунке 1.11 представлена заполненная матрица SWOT-анализа.

3. На основе проведенного SWOT-анализа составим план мероприятий по нейтрализации опасностей из внешней среды посредством использования сильных сторон таможенного органа и возможностей внешней среды для преодоления слабых сторон (таблица 1.7).

 

 

 

Внутренние факторы

Сильные стороны

1. Наличие финансовых возможностей

2. Наличие квалифицированных специалистов

Слабые стороны

1. Низкий уровень взаимодействия с муниципальными и госорганами власти, контролирующими органами.

2. Низкий уровень развития транспортно-логистической системы.

Внешние факторы

Возможности

1. Рост спроса на таможенные услуги.

2. Развитие международной экономической интеграции.

I.

1. Расширение примене-ния современных таможенных технологий.

2. Расширение взаимодей-ствия таможенных администраций, развитие партнерских отношений с бизнес – сообществом.

II.

1. Обеспечение доступа к информации и ее открытости о деятельнос- ти органов гос. власти.

2. Создание транспортно-логистических центров в местах, приближенных к госгранице.

Угрозы

1. Усиление глобальной конкуренции.

2. Коррупция.

III.

1. Совершенствование системы управления рисками.

2. Усиление борьбы с правонарушениями и преступлениями в сфере таможенного дела.

IV.

1. Международное сотрудничество с таможенными органами иностранных государств, организациями по вопросам таможенного дела и борьбой с международной преступностью.

2. Развёртывание сети таможенно-логистических терминалов.


 

Рисунок 1.11 - Матрица SWOT-анализа разработки мероприятий по реализации механизма управления улучшением процессов и результатов

 

Все предложенные в матрице мероприятия актуальны и должны применяться в комплексе для наиболее эффективного решения поставленных задач. Учитывая достаточно большое их количество и объем, остановимся на некоторых из них:

1) Развитие в области таможенных технологий.

2) Развитие в области таможенной инфраструктуры.

3) Развитие кадрового обеспечения и социальной политики.

 

 

Таблица 1.7

План мероприятий по совершенствованию деятельности таможенного органа

 

№ п.п.

Мероприятие

Содержание мероприятия

Ожидаемый

результат

1.

Развитие в области таможенных технологий

- активизация работы по анализу  таможенных рисков;

- ужесточение контроля нарушений в области страны происхождения товаров;

- упрощение и унификация таможенных  процедур, требований к таможенным  документам для оформления и  контроля;

- постоянное совершенствование  технических средств таможенного  контроля;

- повышение уровня компьютеризации и автоматизации таможенных процедур, упрощение процедур статистической отчетности, сокращение личных контактов персонала таможни с представителями участников ВЭД.

Создание эффективной системы управления качеством технологий таможенных процедур

2.

Развитие в области таможенной инфраструктуры

- создание и реконструкция таможенно-логистических  терминалов (ТЛТ), складов для хранения  и обработки таможенных грузов, предприятий по переработке товаров  на таможенной территории, организация  магазинов беспошлинной торговли и магазинов по продаже таможенных конфискатов, предприятий сервиса;

- приведение существующей инфраструктуры  в соответствие с международными  стандартами, требованиями современных  технологий таможенного контроля  и оформления, в т.ч. оснащение  пунктов пропуска инспекционно-досмотровыми комплексами (ИДК);

- разработка схемы оптимального  размещения объектов таможенной  инфраструктуры с учетом перспективы  расширения Таможенного союза (ТС), Транспортной стратегии РФ до 2030 г. и др.

Оптимизация размещения объектов таможенной инфраструктуры для обеспечения эффек-тивного и удобного для участников ВЭД таможенного контроля и оформления товаров

3.

Развитие кадрового обеспечения и социальной политики

- оптимизация структуры и штатной  численности таможенных органов;

- совершенствование системы комплектования  кадров, соответствующей современному  статусу таможенных органов;

- совершенствование мотивационных  механизмов прохождения службы  в таможенных органах;

- совершенствование системы воспитательной  работы с личным составом, обеспечение благоприятных условий ее организации и ресурсного обеспечения;

- обеспечение социальной защищенности  и социальных гарантий сотрудникам  таможенных органов и членам  их семей;

- решение жилищных вопросов  посредством создания фонда служебного жилья и совершенствования механизма улучшения жилищных условий сотрудников.

Создание эффективного механизма формирова-ния профессионального кадрового потенциала таможенной службы, обеспечение реализации стратегии социально-экономического обеспечения сотрудников таможенных органов


 

 

Тема 2. Раздел 2. Методологические основы управления в таможенных органах

 

2.1. Понятие управления в таможенных органах

 

Эффективная деятельность любой системы, включающей человеческий фактор в виде отдельных исполнителей или групп людей, возможна лишь при наличии определенного организующего начала, направляющего и регулирующего. Системы управления в таможенных органах имеют своей главной целью достижение единодействия всех сотрудников таможенных органов. Система должна работать в одном направлении и обеспечивать решение поставленных перед ней задач. Для этого требуются четкое управление внутри нее.

Обобщая различные формулировки понятия «управление» с учетом признаков, присущих управлению в таможенных органах, ему можно дать следующее определение.

Управление - это непрерывный процесс воздействия на сотрудников таможенных органов, обеспечивающий их целенаправленное поведение при изменяющихся внешних и внутренних условиях, путем принятия и реализации управленческих решений.

Для формирования и реализации управляющего воздействия необходимо наличие субъекта и объекта управления и определенным образом организованных прямых и обратных связей между ними. В совокупности субъект управления, объект управления и взаимосвязи между ними образуют систему управления в таможенных органах. Управление является непрерывным процессом. Непрерывный характер управления таможенными органами обусловлен постоянством и непрерывностью информационных процессов, протекающих в них, что можно представить в виде схемы (рисунок 2.1).

 

Рисунок 2.1. Система взаимосвязи элементов управления в звене «РТУ - таможня»

Непрерывность процесса управления позволяет говорить о его цикличности, т.е. об определенной последовательности и повторяемости выполнения одних и тех же видов управленческих работ или стадий и этапов управления, которые  выполняются различными звеньями управления и в разных формах.

Система управления таможенным делом представляется органами управления – субъектом управления и собственно таможенным делом как объектом управления. Таможенное дело, как объект управления – это система таможенных институтов, организаций (таможенных органов), процессов (деятельности таможенных органов), таможенных услуг и таможенного персонала. Соответственно управление таможенным делом – это управление данными объектами.

Таможенное дело как система управления также имеет в своем составе две базовые подсистемы: собственно таможенное дело как управляющую подсистему и сферу ВЭД как объект управления.

Информация о работе Организация системы управления в таможенных органах