Анализ и совершенствование организационной структуры органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 16:43, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Гарантией и фундаментом осуществления публичной власти, в том числе муниципальной, является четкое разграничение полномочий между органами власти. Местное самоуправление выступает на сегодняшний день важнейшим элементом государственного устройства Российской Федерации, на который возложено самостоятельное выполнение особо важных функций: благоустройство, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом ГМУ.doc

— 473.00 Кб (Скачать файл)

В другой модели глава местного самоуправления избирается из числа депутатов муниципального Совета. «Слабость» главы местного самоуправления заключается в полной подконтрольности и подотчетности муниципальному Совету: Глава не имеет права вето, пределы его прав по формированию и руководству администрации ограничены решениями муниципального Совета, полномочия которого значительно расширены, и помимо правотворческой и контрольной функций могут включать и распорядительство.(рис.1.2)

Рис. 1.2 Схема модели

«Слабый глава местного самоуправления – муниципальный Совет»

 

Так Устав города Воронежа относит к числу полномочий муниципального Совета ряд функций администрации: установление правил торговли и бытового обслуживания, установление порядка перевода жилых домов муниципального фонда в нежилые. Согласно Уставу г. Воронежа кроме определения порядка управления объектами муниципальной собственности, муниципальный Совет решает ряд вопросов, связанных с распоряжением муниципальной собственностью, что делает позиции представительного органа значительно сильнее и устойчивее.

Эта форма подходит для малых городов, управлять которыми не так сложно, и поэтому не так важно иметь сильное централизованное руководство.

Существуют муниципальные образования в которых глава местного самоуправления не предусматривается. Совет наделен законодательными и исполнительными полномочиями. Глава исполнительной власти - городской управляющий, который назначается советом и может быть смещен советом. Задачи управляющего формирование администрации, руководство ежедневной работой администрации, разработка бюджета. (рис.1.3)


 

Рис.1.3 Схема модели "муниципальный Совет-глава администрации (управляющий)

 

Например, по Закону «О местном самоуправлении в Вологодской области» одним из способов определения главы администрации является конкурсный отбор, назначение на должность осуществляется представительным органом по результатам конкурса по контракту.

Рис.1.4 Схема модели «городская комиссия-глава местного самоуправления»

 

Следующая модель основана на выборности целого ряда должностных лиц местного самоуправления и сочетании представительных и исполнительных функций. При этом избираются не депутаты представительного органа, а руководители органов и структурных подразделений местной администрации. Полномочия представительного органа исполняет комиссия, в состав которой входят все избранные должностные лица. Решения принимаются депутатами коллегиально. Каждый депутат возглавляет отдел административного управления. Глава местного самоуправления избирается депутатами из своего состава и имеет председательские и представительские полномочия и чисто организационные функции внутри городской комиссии. (рис.1.4) Примером использования этой модели местного самоуправления является  город Чита.

Для малых поселений может быть актуальной модель «глава местного самоуправления – собрание» («староста - сельский сход»), где функции представительного органа может  осуществлять непосредственно население. Выборным лицом является глава местного  самоуправления (староста), который и осуществляет полномочия органов местного   самоуправления.

На базе рассмотренных моделей возможно построение смешанных   моделей применительно к местным условиям.

Невозможность построения унифицированного варианта объяснима с точки зрения демократии и исторического многообразия экономических условий хозяйствования в России. Однако, субъекты Федерации, выбирая различные модели местного самоуправления, даже на своей территории не обеспечивают единообразия. Чрезмерно широкое использование различных моделей самоуправления без должного учета объективных условий снижает его эффективность и создает правовую неразбериху.

 

 2.ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

2.1 Общая характеристика Ахтубинского сельского поселения

 

Сельское поселение - один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.Х1] Сельское поселение входит в состав муниципального района.

Сельское поселение - один из типов муниципальных образований в России, предусмотренных муниципальной реформой. Соответствует сельсовету советских времён или волости досоветского и постсоветского периодов, например, Сельское поселение «Тямшанская волость» Псковского района Псковской области. Сейчас в некоторых областях понятие «сельсовет» сохраняется как синоним сельскому поселению или используется в названиях, например, сельское поселение Новинский сельсовет в Богородском районе Нижегородской области.

В состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населённый пункт или посёлок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения — более 3000 человек) и (или) объединённые общей территорией несколько сельских населённых пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения — менее 3000 человек каждый).

Сельское поселение имеет административный центр — населённый пункт, который определён с учётом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится представительный орган данного сельского поселения.

Границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населённых пункта, как правило, устанавливаются с учётом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населённых пунктов, входящих в его состав. Исключение составляют территории с низкой плотностью населения, а также отдалённые и труднодоступные местности.

Численность сельских поселений может варьировать от нескольких десятков человек до 15-20 тысяч жителей.

Для более детального рассмотрения темы исследования необходимо дать характеристику Ахтубинского сельского поселения.

Ахтубинское сельское поселение - входит в Среднеахтубинский район Волгоградской области

          Среднеахтубинский  муниципальный район образован  в 1928 году, расположен в юго-западной  части Заволжья Волгоградской  области в 38 км от города Волгограда. На севере район граничит с  Быковским районом, на востоке - Ленинским, на юге - Светлоярским. На западе его граница проходит по Волгоградскому водохранилищу и реке Волга. Занимает площадь 1,96 тыс.кв.км с численностью населения 57,5 тыс. человек. Граждане трудоспособного возраста составляют 55,3% от общей численности населения. Районным центром является р.п. Средняя Ахтуба.

На территории района расположено 12 поселений, из них: 10 - сельских поселений, объединяющих 61 сельский населённый пункт.

          Агропромышленный  комплекс района является одним  из важнейших секторов экономики. На территории района работают 22 сельскохозяйственные организации, 154 крестьянских (фермерских) и свыше 14 тысяч личных подсобных хозяйств.

          Производство  продукции сельского хозяйства  во всех категориях хозяйств  в действующих ценах за 2009 год составило 1435,63 млн. рублей. Это в сопоставимых ценах на 5,3% выше, чем в 2007 году. Из них: 33,8% продукции произведено сельскохозяйственными организациями, 37,8% - крестьянскими (фермерскими) и 28,4% личными подсобными хозяйствами.

Промышленность района представлена 4 предприятиями. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по обрабатывающим производствам в фактических ценах за 2008 год составил 496 млн. рублей, что на 5,5%  выше предыдущего года. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды в фактических ценах за 2009 год составило 124,6 млн. рублей, что на 8,4%  выше предыдущего года.

Инвестиции в основной капитал в 2009 году увеличились на 21,5% (в сопоставимой оценке), освоено 798,5 млн. рублей.

В последние годы получил развитие туристско-рекреационный комплекс в Волго-Ахтубинской пойме.

          В районе  функционируют 2 больницы, 6 поликлиник, 28 фельдшерско-акушерских пунктов, 32 образовательные школы, 10 детских  дошкольных учреждений, 25 библиотек, 23 учреждения клубного типа, 2 музея и 70 спортивных сооружений.    

На потребительском рынке работают 161 магазин, 3 рынка, 31 предприятие общественного питания, 80 пунктов бытового обслуживания населения.

Оборот розничной торговли за 2009 год составил  1327,0 млн. рублей, что соответствует уровню прошлого года в сопоставимых ценах.

          Оборот  общественного питания за 2009 год составил 39,7 млн. рублей, что на 27,9% выше предыдущего года.

          Объем платных услуг населения за 2009 год составил 120,57 млн. рублей, что на 27,5% выше предыдущего года.

           В 2009 году по сравнению с 2008 годом денежные доходы населения увеличились на 25%  и составили 1,3 млрд. рублей.

           За 2008 год доходы консолидированного бюджета Среднеахтубинского муниципального района (включая безвозмездные поступления) исполнены на 99,4% и составили 726,93 млн. рублей, в том числе собственные налоговые и неналоговые доходы исполнены на 106,2% и составили 316,75 млн. рублей. Свыше 60% доходной части  консолидированного бюджета района за 2008 год сформировано за счет налога на доходы  физических лиц.  Расходы составили  692,82 млн. рублей.

         Основные  социально-экономические показатели  развития Среднеахтубинского муниципального района за 2008 год:

         - численность  населения                               - 57550 человек;

         - численность  экономически активного населения     - 34803 человек;

         - рождаемость                                                                  - 731 человек; 

         - смертность                                                                     - 941 человек;

         - поступление  налогов и сборов в местный  бюджет 

в расчете на душу населения  - 5504 рублей;

         - инвестиции в основной капитал за счет всех источников

финансирования в расчете на душу населения                     - 13875 рублей;

         - среднедушевые  денежные доходы населения            - 5596 рублей;

         - объем  отгруженных товаров собственного

 производства по обрабатывающим  производствам

 в расчете на душу населения                                                         -

         -  производство  продукции сельского хозяйства 

во всех категориях хозяйств в расчете на душу населения   - 24946 рублей;

        -  оборот  розничной торговли в расчете  на душу

 населения                                                                                    - 23058 рублей;                      

        -  объем  платных услуг в расчете на  душу населения     - 4656 рублей;

        -  оборот  малых предприятий в расчете  на душу

 населения                                                                                     - 14215 рублей.

В состав муниципального образования Ахтубинского сельского поселения входят 4 населенных пункта,  в которых постоянно проживает населения в количестве 1990  человек. В летний период численность населения увеличивается в несколько раз за счет населения, прибывающего в садоводческие товарищества и домовладения, использующиеся  как  сезонные.

На территории Ахтубинского сельского поселения проживают:

- участников  Великой Отечественной войны  – 16 человек,

- участников  боевых действий в Афганистане  и на Кавказе – 9  человек

- пенсионеров  – 304 человека,

- детей – 393 человека,

- многодетных  семей с несовершеннолетними  детьми – 8,

На территории Ахтубинского сельского поселения расположены следующие  предприятия:

- 13  торговых  предприятий,  из  них: 1 кафе, 1 ресторан, 5 закусочных.

- лечебное учреждение  фельдшерско-акушерский  пункт в п. Колхозная Ахтуба.

-  2 учреждения  культуры: сельский Дом  культуры, в п.Колхозная Ахтуба , который  в 3 квартале 2010 преобразовался в  юридическое лицо МУК «Колхозноахтубинский  СДК»; сельская библиотека в п.Колхозная  Ахтуба, расположенная  в здании МУК «Колхозноахтубинский СДК»;

- 8 садоводческих  товариществ;

- 1 КФХ, ведется  производство сельхозпродукции  в личных подсобных хозяйствах.

Информация о работе Анализ и совершенствование организационной структуры органов местного самоуправления