Анализ и совершенствование организационной структуры органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 16:43, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Гарантией и фундаментом осуществления публичной власти, в том числе муниципальной, является четкое разграничение полномочий между органами власти. Местное самоуправление выступает на сегодняшний день важнейшим элементом государственного устройства Российской Федерации, на который возложено самостоятельное выполнение особо важных функций: благоустройство, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом ГМУ.doc

— 473.00 Кб (Скачать файл)

Не решенной пока остается и проблема сбыта сельхозпродукции, выращенной хозяйствами населения и фермерами. Потребительской кооперации в нынешних условиях этим заниматься невыгодно. А рыночная сбытовая инфраструктура до сих пор не создана. В сельских населенных пунктах практически нет рынков, на местах мало перерабатывающих предприятий, торгово-закупочных кооперативов. А не имея гарантий сбыта, население утратило стимулы к переводу своих приусадебных хозяйств на рельсы рыночного товарного производства. В каждом сельском поселении следует стремиться к созданию рыночной инфраструктуры, которая могла бы включить в себя торгово-закупочные и кредитные кооперативы, магазины, пункты искусственного осеменения и забоя скота, предприятия по производственному обслуживанию хозяйств населения и т.д.

 

 

2. 2 Администрация Ахтубинского сельского поселения:

структура, полномочия

 

Организационная структура – важнейший фактор деятельности органа местного самоуправления, форма, в которой реализуется процесс муниципального управления.

Под организационной структурой понимается состав и соподчиненность взаимосвязанных организационных единиц (отдельных должностей), звеньев (управленческих подразделений) и ступеней (уровней), наделенных определенными правами и ответственностью для выполнения соответствующих целевых функций управления.

Звено управления представляет собой обособленную ячейку со строго ориентированными функциями управления, а степень (уровень) управления – совокупность звеньев управления, расположенных на определенном иерархическом уровне.

Муниципальное управление существенно различаются по размерам территории, численности и составу населения, положению в системе территориального разделения труда, экономическому потенциалу, составу муниципального хозяйства, уровню развития инженерной и социальной инфраструктуры. Тип муниципального образования предопределяет состав предметов ведения местного самоуправления, что, со своей стороны, обусловливает объем задач и функций всех органов муниципального управления, включая администрацию.

Цели, задачи и функции муниципального управления непосредственно влияют на структуру местной администрации и служат основой для выделения в ее структуре самостоятельных подразделений, отвечающих за достижение конкретных целей и решение отдельных конкретных задач. Соответственно, для реализации этих целей в составе администрации организационно выделяются или усиливаются соответствующие структурные подразделения. Муниципальные образования, различающиеся составом решаемых задач и функций управления, необходимым объемом управленческой работы, отличаются численностью и внутренним построением исполнительных органов. Штат администрации крупного городского округа может насчитывать сотни работников и десятки структурных подразделений, тогда как штат администрации небольшого сельского поселения – лишь 5-7 сотрудников, в Ахтубинском сельском поселении штат составляет 30 человек.

Состав основных факторов, влияющих на организационную структуру администрации Ахтубинского сельского поселения, представлен на (рис.10).

Наряду с перечисленными внешними факторами следует выделить внутренние факторы, воздействующие на структуру администрации поселения: кадровый состав, техника, технология управления, организация труда. С одной стороны, они влияют на организационную структуру управления, с другой стороны – сами определяются ею. Так, кадры управления воздействуют на структуру управления с точки зрения перераспределения функций между подразделениями и отдельными работниками. Но в основном именно структура управления определяет состав должностей и требования к личностным качествам работников. Внедрение информационных технологий влияет на структуру администрации в плане как сокращения числа работников отдельных подразделений, так и появления новых подразделений (информационного обслуживания). При формировании организационной структуры администрации необходимо учитывать и внешние, и внутренние факторы.

Местные условия и особенности (природные, исторические, национально-демографические, экономические)



Тип муниципального образования и численность населения



Особенности и состав управляемых объектов (ЖКХ, социальная сфера, промышленный комплекс и др.)



Требования рынка

  Организационная структура

местной администрации

Состав, трудоемкость

и сложность

 управленческих работ

Цели системы

 

Методы управления

Принципы формирования организационной структуры



Принципы управления


 

Рис. 2.1 Факторы, влияющие на организационную структуру администрации Ахтубинского сельского поселения

 

Важнейшим фактором, влияющим на формирование организационной структуры, является норма управляемости (диапазон управления).

Нормой управляемости называется максимально допустимое число работников, деятельностью которых может эффективно управлять один руководитель при определенных организационно-технических условиях.

От нормы управляемости зависит как численность сотрудников в отдельном подразделении, так и количество подразделений администрации. В свою очередь, норма управляемости зависит от ряда факторов рис.2.1

 

содержание деятельности: важность и разнородность работы, степень ее самостоятельности, сроки исполнения поручений и др.

 

Личностные качества руководителя: квалификация, опыт работы, память, состояние здоровья

 

Место руководителя в системе управления: должность, соотношение прав и ответственности, наличие помощников



Уровень организации труда: регламентация, организация рабочих мест, оснащение техническими средствами

ФАКТОРЫ

Деловые и личностные качества подчиненных: квалификация, опыт, отношение у работе и др.



Интенсивность взаимодействия между группами и отдельными работниками

 

Сходство или различия в характере деятельности подчиненных


 

Рис. 2.2 Факторы, влияющие на норму управляемости сельским поселением

 

Формирование структуры администрации Ахтубинского сельского поселения представляет собой организационное закрепление тех или иных функций муниципального управления за отдельными управленческими подразделениями и должностными лицами. Решение этой сложной задачи обеспечивается на основе сочетания научных методов с субъективной деятельностью специалистов. Поэтому при проектировании организационных структур важно соблюдать ряд важных правил (принципов) их построения, представленных на рис. 2.2 Рассмотрим эти принципы.

1. Направленность на достижение  целей.

Организационная структура должна способствовать достижению целей управления муниципальным образованием. Эта обеспечивается с помощью установлению прав и необходимой полноты ответственности каждого управленческого звена звеньев одного уровня управления по отношению к задачам вышестоящего уровня; рационального разделения и кооперации труда между звеньями и уровнями управления и их взаимодействия.

2. Перспективность 

Органы местного самоуправления должны, решая вопросы оперативного характера, одновременно проводить работу по определению стратегии, социально-экономического развития муниципального образования. С этой целью в организационной структуре необходимо предусмотреть блок стратегического управления, отделив его от блока оперативного и текущего управления. На практике это достигается разделением полномочий между представительным и исполнительным органами, а также созданием в организационной структуре администрации специальных подразделений, занимающихся стратегией развития муниципального образования.

3. Способность к развитию (адаптивность)

Необходимость развития оргструктуры объясняется тенденцией постоянного изменения внешних условий, появляющимися диспропорциями в системе муниципального управления. В этих условиях организационная структура должна быть достаточно эластичной, способной адаптироваться к восприятию корректирующих действий. На практике это достигается путем периодического внесения изменений в организационные структуры органов местного самоуправления, а также путем создания временных целевых подразделений (штабов, комиссий, комитетов).

4. Комплектность 

При построении организационной структуры местной администрации необходимо учитывать, что должны быть структурно обеспечены все этапы осуществления управленческой деятельности:

- аналитический этап (анализ проблем, определение возможных путей решения);

- постановка задачи (выявление приоритетов деятельности);

- принятие управленческого решения (выбор технологии и алгоритма решения задачи, определение конечного и промежуточного результатов);

- исполнение решения (конкретная деятельность по реализации управленческого решения);

- оценка результатов (анализ результатов деятельности, подготовка к очередному аналитическому этапу и новому циклу).

Принцип комплексности требует при анализе структуры исходить прежде всего из целостности той или иной функции. Особенно это важно, когда исполнение функции «разведено» по разным структурам или для исполнения данной функции необходимо задействовать несколько структурных подразделений администрации, носили максимально завершенный характер, что особенно важно для отраслевых структурных подразделений.

Принципы построения


 

Направленность на достижение целей

Комплексность


 

Перспективность

Индивидуализация


 

Способность к развитию (адаптивность)

Экономичность


 

Рис. 2.3 Принципы построения организационных структур местных администраций

5. Индивидуализация 

Формирование организационной структуры должно основываться на учете индивидуальных особенностей конкретного муниципального образования. В связи с этим всякого рода типовые организационные структуры могут использоваться лишь как рекомендательные и ориентировочные. Как показывает практика, отказ от унифицированных моделей, опора на анализ и учет местных особенностей дают положительные результаты.

6.Экономичность 

Организационная структура должна обеспечивать эффективное и рациональное осуществление процесса муниципального управления, возможность получать необходимые результаты самым экономичным путем. Экономичность может достигаться с помощью различных мероприятий, в т.ч. за сет ведения должностей (системного администратора, специалиста по информационным технологиям и т.п.), в функции которых входит анализ действующей организационной структуры, функционального и иерархического разделения полномочий, оплаты труда муниципальных служащих, механизации и автоматизации процессов управления с целью их совершенствования.

Принципы построения организационных структур могут уточняться, а форма и методы реализации этих принципов могут изменяться в связи с меняющимися внешними условиями, целями и задачами.

К полномочиям органов местного самоуправления Ахтубинского сельского поселения относятся:

1) принятие устава Ахтубинского сельского поселения и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

2) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

3) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

4) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата,  главы Ахтубинского сельского поселения, голосования по вопросам изменения границ Ахтубинского сельского поселения, преобразования Ахтубинского сельского поселения;

Информация о работе Анализ и совершенствование организационной структуры органов местного самоуправления