Анализ и совершенствование организационной структуры органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 16:43, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Гарантией и фундаментом осуществления публичной власти, в том числе муниципальной, является четкое разграничение полномочий между органами власти. Местное самоуправление выступает на сегодняшний день важнейшим элементом государственного устройства Российской Федерации, на который возложено самостоятельное выполнение особо важных функций: благоустройство, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом ГМУ.doc

— 473.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

 

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра государственного и муниципального управления

 

Гурина Нелли Игоревна

 

Анализ и совершенствование организационной структуры органов местного самоуправления

 (на примере Ахтубинского сельского поселения)

 

 

Дипломная работа студента

5-го курса заочного отделения

 

 

 

 

Допущено к защите на ГАК

 

Зав. кафедрой,

к.э.н., доцент

 

 

_______________  

(личная подпись)    

_______________

(дата)

   

 

Научный руководитель

 

 

 

_______________   Шор И.М.

(личная подпись)   

_______________

(дата)

   


                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва  2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Современный период развития человеческого общества принес понимание того, что демократическое, правовое государство может решать основные задачи только при наличии развитой системы самоуправления. «Составляя одну из основ конституционного строя правового государства, местное самоуправление позволяет демократизировать аппарат управления, эффективно решать местные вопросы и обеспечивать учет интересов местных сообществ при проведении государственной политики, оптимально сочетать интересы и права человека и интересы государства»1.

Институт местного самоуправления играет значительную роль в процессе формирования гражданского общества, так как все гражданские права и массовые виды активности, различные внегосударственные проявления общественной жизни людей зарождаются и в конечном итоге реализуются в местных сообществах, образующих базу гражданского общества.

Актуальность темы исследования. Гарантией и фундаментом осуществления публичной власти, в том числе муниципальной, является четкое разграничение полномочий между органами власти. Местное самоуправление выступает на сегодняшний день важнейшим элементом государственного устройства Российской Федерации, на который возложено самостоятельное выполнение особо важных функций: благоустройство, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование.

Существующая в настоящее время в области местного самоуправления проблема дисбаланса полномочий, ресурсов и ответственности вызвана, помимо общего экономического кризиса, недостаточной законодательной базой, что во многом снижает демократический потенциал модели российского местного самоуправления. Многие муниципальные образования оказались в зависимости от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. По мнению А.А. Сергеева: «Конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления непредвиденно обернулся для него негативной стороной»2.    

В 2003г. принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»3, федеральным и региональными центрами начата работа по реализации этого Закона.

В крупных городах местное самоуправление теперь осуществляется только на уровне города. В настоящее время город все больше и больше отождествляется с понятием «муниципалитет». В Законе о местном самоуправлении 2003г. эта муниципальная структура называется городским округом. Иных муниципальных образований на этой территории быть не может.

Рационально организованное местное самоуправление в городских округах позволяет эффективно использовать местные ресурсы, снимать социальную напряженность в обществе, повышать доверие населения к власти, укреплять снизу государственную вертикаль управления социально-экономическими процессами, содействовать устойчивому экономическому росту городского округа.

По итогам проведения работ по установлению границ муниципальных образований и наделению их соответствующим статусом общее количество муниципальных образований в Российской Федерации на 1 марта 2009 г. составило 24396, из них городских округов 5324.

Однако сложившаяся система правового регулирования полномочий органов местного самоуправления для городских округов представляет собой ситуацию, когда при минимальных ресурсах городской округ несет основной груз социально важных расходов, в том числе и в отношении окрестных сельских и городских поселений, оставаясь заложником несовершенства законодательства и его исполнения.

Поправки, внесенные 31 декабря 2005 г. в Закон о местном самоуправлении 2003 г., по сути, легализовали ситуацию, когда органы местного самоуправления вправе осуществлять любые полномочия государственных органов власти.

  Одной из политических проблем  является необходимость обеспечения единства всех трех уровней публичной власти в деятельности по регулированию механизма осуществления полномочий органов местного самоуправления. Разобщенность, незаинтересованность властей различных уровней вызывает неуправляемые процессы, негативные не только для местного самоуправления, но и общегосударственной системы власти. В настоящий момент проблемы местного самоуправления в общем виде можно выразить двумя позициями — отсутствие финансовой независимости и политической автономии муниципальной власти.

Состояние научной разработанности темы. Исследованием экономико-правового механизма реализации полномочий органов местного самоуправления в РФ в разные годы занимались как ученые-политологи, так и экономисты, и юристы. Проблема является пограничной и находится на стыке ряда гуманитарных дисциплин.

Информационной базой исследования явились иссследования С.А. Абакумова, Г.В. Атаманчука, В.И. Бутова, В.И. Васильева, И.Н. Гомерова, В.Г. Игнатова, Н.Я. Кытмановой, В.Г. Ледяева, М.Ю. Мартынова, А.А. Сергеева,

 

 

В.Ф. Халипова, Е.С. Шугриной, А.А. Югова5. 

Местное самоуправление как фактор становления гражданского общества рассматривается О.Г. Бежаевым, А.А. Замотаевым, В.С. Мокрым, А.В. Лагуткиным, А.А. Линевым, А.И. Черкасовым6.

         Тенденции централизации на федеральном уровне правового регулирования местного самоуправления, ее политические последствия прослеживают в своих работах О.А. Александров, М.А. Краснов, И.И. Овчинников, А.А. Сергеев, В.В. Невинский7. Как отмечает М.Ю. Мартынов, «фундаментальной проблемой системы политического управления становится соотношение централизации и децентрализации», а «распределение полномочий между центральной властью и местным управлением становится условием успешной трансформации политической системы и политического режима»8.

В качестве теоретической базы были использованы работы Б.Б. Афанасьева, В.А. Баранчикова, Р.В. Бабуна, Л.Е. Бурды, Ю.А. Дмитриева, А.Н. Костюкова, В.В. Пылина, С.Г. Соловьева, А.А. Сергеева, В.И. Шкатуллы 9.

Особое внимание уделяется вопросам взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти, разграничения полномочий между ними в работах С.А. Авакьяна, И.В. Бабичева, О.В. Берга, П.А. Бесова, В.И. Васильева, С.А. Голосовой, Е.М. Ковешникова, Т.Ф. Колкневой, В. Матеюка, Т.Н. Михеевой, Р.Ф. Сайфитдиновой, М.В. Столярова, Ю.А. Тихомирова, А.А. Уварова10.

Особенности осуществления муниципальной власти в городах исследованы А.Борисовым, Н.И. Захаровой, В.М. Манохиным, Н.П. Медведевым, В.В. Нелюбиным11. Проблемно-аналитический характер носит работа В.Н. Лексина, А.Н. Шевцова, в которой рассмотрены политические аспекты реформы муниципальной власти, дана характеристика ресурсов, государственной политики поддержки российских городов12.

В последние годы также опубликовано немало монографий и статей, посвященных отдельным экономическим аспектам реформы местного самоуправления (А.О. Александров, А.Г. Гладышев, В.И. Иванков, В.Б. Зотов, А.В. Кружков, С.В. Куденеев, Л. Ловать, Г. Леонтьев, В.И. Писарев и др.).

Методологическая база исследования основывается на комплексной методике системного, институционального анализа.

Цель дипломной работы на основе анализа организационной структуры органа местного самоуправления предложить пути ее совершенствования.

Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

  1. исследовать историю становления местного самоуправления;
  2. раскрыть теоретические аспекты организационной структуры органа местного самоуправления
  3. провести анализ организационной структуры объекта исследования;
  4. разработать мероприятия по совершенствованию организационной структуры объекта исследования

Объект исследования – администрация Ахтубинского сельского поселения.

Предмет исследования – организационная структура органа местного самоуправления.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

В первой главе рассмотрены теоретическое основы и современное состояние системы органов местного самоуправления.

Во второй главе приведены результаты проведенного автором экономико-правового анализа организационно структуры Ахтубинского сельского поселения.

В третьей главе предложены направления совершенствования организационной структуры Ахтубинского сельского поселения.

Практическая значимость состоит во всестороннем анализе организационной структуры объекта исследования.

Местному самоуправлению принадлежит важная роль в реализации одной из главных задач современности – соединение в единое целое интересов государства, общества и личности, поскольку главный смысл, сущность местного самоуправления состоит в том, чтобы на уровне каждой отдельно взятой личности осуществлять гармонизацию прав и свобод человека и гражданина с интересами государства и общества. Именно такая направленность местного самоуправления отвечает идеям современного демократического правового социального государства, высшая ценность которого – человек, его права и свободы.

 

  1.МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ПОНЯТИЕ,

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ

 

 

    1. Понятие местного самоуправления

 

Что же представляет собой понятие «местное самоуправление»? Можно выделить три основных направления, которые тем не менее не исчерпывают всего многообразия существующих в юридической литературе определений этого понятия. Первое, распространенное в основном в дореволюционной юридической науке, касается местного самоуправления как разновидности управления. В.П. Безобразов, Н.М. Коркунов  характеризуют местное самоуправление как составную часть государственного управления, которое  может осуществляться местными жителями13. Второе направление -  современное - понимает местное самоуправление как систему организации и деятельности граждан, обеспечивающую самостоятельное (под свою ответственность) решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории14.

Для третьего направления характерно понимание местного самоуправления как участия местных жителей в решении задач местного значения и как одного из видов управления. С.А. Авакьян считает, что решающее значение для понимания природы местного самоуправления должны иметь такие факторы, как наличие или отсутствие государственно-властных начал в местном самоуправлении, его положение в системе управления данного государства, набор функций местного самоуправления, его материально-финансовая база.

Местное самоуправление в РФ - единая система самоорганизации и деятельности населения, состоящая из институтов прямой и представительной демократии. Этот вывод основан на том, что в соответствии с ч. 2 ст. 130 Конституции РФ «местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления». В развитие Конституции Федеральным законом «Об общих принципах:» предусмотрена обязательность наличия выборных органов местного самоуправления, в частности,  представительного органа местного самоуправления, состоящего из депутатов, избираемых на основе общего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Вышесказанное дает основание утверждать следующее:

1. Принцип местного самоуправления  признан Конституцией РФ и  федеральным законодательством  в качестве одной из основ  конституционного строя, демократического  института гражданского общества.

2. Конституцией РФ и федеральным  законодательством право граждан на местное самоуправление гарантируется, что означает закрепление стабильных принципов организации местного самоуправления, самоорганизацию, самостоятельность в решении вопросов местного значения, не вхождение в систему органов государственной власти, установление компетенции преимущественно законом и запрет на ее ограничение, право на судебную защиту местного самоуправления.

3. Граждане и органы местного  самоуправления наделены правом  самостоятельно, т.е. не находясь  в иерархических связях с какими-либо структурами, сообразуя свою деятельность при принятии решений только с законом, решать вопросы, отнесенные к их компетенции.

          4. Местное самоуправление осуществляется под свою ответственность, что означает троякую ответственность - перед населением, перед физическими и юридическими лицами.

5. Деятельность местного самоуправления  исходит из интересов населения  соответствующего муниципального  образования. Речь идет о гражданах, проживающих на территории муниципального  образования и реализующих свое право осуществления местного самоуправления.

Информация о работе Анализ и совершенствование организационной структуры органов местного самоуправления