Анализ и оценка существующей системы управления предприятием ОАО «Курорт «Озеро Шира»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 18:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ и оценка функционального подхода в управлении предприятием.
В связи с поставленной целью определены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты эффективности системы управления предприятием;
- проанализировать эффективность системы управления предприятием;
- предложить и обосновать мероприятия по повышению эффективности системы управления предприятием.
Объектом исследования выступило ОАО «Курорт «Озеро Шира».

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы управления современным предприятием 5
1.1 Предприятие, как объект управления 5
1.2 Теоретические аспекты анализа эффективности системы управления предприятием 7
1.3 Методы исследований системы управления 11
2 Анализ и оценка существующей системы управления предприятием ОАО «Курорт «Озеро Шира» 21
2.1 Краткая организационно-правовая характеристика деятельности ОАО «Курорт «Озеро Шира» 21
2.2 Разработка стратегии развития ОАО «Курорт «Озеро Шира» 31
2.3 Анализ системы управления ОАО «Курорт «Озеро Шира» 42
Список литературы 44
Глоссарий 49

Вложенные файлы: 1 файл

24.05.2013 - Анализ и оценка функционального подхода в управлении ОАО Курорт Озера Шира (2797, 11.05.2013).doc

— 481.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

 

Введение

Менеджмент - это скоординированная  деятельность по руководству и управлению организацией. Эффективность и качество управленческого труда определяются, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов.

Многие организации  сегодня построены по функциям и  уровням иерархии, и большинство  людей убеждены, что это не только самый естественный и эффективный способ организации, но и вообще единственный способ организации. Однако начало нового тысячелетия во всем мире ознаменовалось бурным развитием не только техники и технологий, но и качественно новым уровнем ведения бизнеса. Управленческие проблемы выходят на первый план, а самоуправление приобретает все новые формы. Перед руководителями предприятий остро встает вопрос о создании и такой системы управления, которая бы учитывала новые условия работы в рыночных отношениях и способствовала бы усилению конкурентоспособности предприятий и их продукции.

В этой связи многообещающим оказывается применение функционального  подхода управления организацией. Этот подход позволяет рассматривать  деятельность организации как систему  взаимосвязанных и взаимодействующих бизнес-процессов, конечными целями выполнения которых является создание продуктов или услуг, представляющих ценность для внешних и внутренних потребителей. Управляя процессами и постоянно их совершенствуя, предприятие добивается высокой эффективности своей деятельности.

Целью работы является анализ и оценка функционального подхода в управлении предприятием.

В связи с поставленной целью определены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические  аспекты эффективности системы  управления предприятием;

- проанализировать эффективность системы управления предприятием;

- предложить и обосновать  мероприятия по повышению эффективности  системы управления предприятием.

Объектом исследования выступило ОАО «Курорт «Озеро Шира».

Предметом исследования явилась система управления предприятием.

 

 

 

 

1 Теоретические основы  управления современным предприятием

1.1 Предприятие, как объект управления

Одним из основных элементов  рыночного хозяйства является предприятие (организация). Становясь объектом товарноденежных  отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие должно сформировать такую систему управления, которая сможет обеспечить высокую эффективность работы, конкурентоспособность, финансовую устойчивость.

Термин предприятие  после принятия Гражданского кодекса  РФ (часть 1) претерпел существенные изменения. Он сохранен только для группы предприятий, находящихся в государственной  и муниципальной собственности. Все юридические лица получают название организаций, которые делятся на две группы: коммерческие и некоммерческие.

Под предприятием понимается обособленная специализированная производственно  хозяйственная единица, созданная  на базе организованного по тому или  иному принципу трудового коллектива, который на основе имеющихся материальных и финансовых средств производства производит продукцию или оказывает необходимые обществу услуги.

Предприятие как объект права признается имущественный  комплекс, используемый для осуществления  предпринимательской деятельности.

Предприятие в целом  как имущественный комплекс признается недвижимостью.

Предприятие в целом  или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и др. сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещественных прав.

Современное крупное  предприятие представляет собой  сложную производственную социально  экономическую систему, которой  присущи все характеристики системы: вход, выход, процесс, цель, обратная связь  и т.д. Предприятие приобретает  у поставщиков ресурсы (топливо, энергию, оборудование, материалы, комплектующие изделия), осуществляет благодаря трудовой деятельности коллектива производственный процесс, получает готовую продукцию и поставляет ее потребителям.

Кроме поставщиков и  потребителей внешней средой по отношению к предприятию является вышестоящая организация (различные органы, министерства), банк, через который осуществляются все финансовые операции с поставщиками и потребителями.

Предприятие, как всякая сложная система, состоит из комплекса более простых систем, выполняющих определенные функции.

В производственно-техническом  отношении предприятие представляет собой технико-технологический комплекс, систему рабочих машин и механизмов, подобранных пропорционально по количеству и мощности в соответствии с видами выпускаемой продукции (выполняемых работ, услуг), технологией ее изготовления и объемами выпуска.

Организационно предприятие  представляет собой первичное звено, производственную единицу с определенной внутренней структурой, внешней средой, закономерностями функционирования и развития. Организационная система предприятия включает его производственную и организационную структуру управления, а также связи между производством и управлением, между предприятием и внешними организациями.

В социальном отношении предприятие выступает в качестве социальной подсистемы общества, именно на нем осуществляется взаимодействие общественных, коллективных и личных интересов.

Экономически предприятие  является обособленным звеном, обладающим определенной оперативно-хозяйственной самостоятельностью и осуществляющим свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета. Экономическая система предприятия включает экономические отношения предприятия с государством, вышестоящей организацией, поставщиками и потребителями, финансовыми организациями.

В информационном отношении  предприятие – сложная динамическая система, характеризующаяся большим  объемом, интенсивностью и разнонаправленностью информативных связей между подсистемами и элементами, постоянно обменивающаяся с внешней средой различного рода информацией. Информационная система предприятия включает отчетную и нормативно-технологическую документацию, а также различную информацию, характеризующую состояние и движение компонентов предприятия.

В экологическом отношении предприятие представляет собой производственную систему, взаимодействующую с внешней средой путем материально-энергетического обмена.

В административно-правовом отношении предприятие выступает в качестве юридического лица с установленными государством в законодательном порядке правами и обязанностями.

Управление предприятием осуществляется на основе утвержденного  устава, действующего законодательства и регламентирующих документов.

1.2 Теоретические аспекты анализа  эффективности системы управления предприятием

В настоящее время  практически все предприятия  на территории нашей страны имеют  ярко выраженную функциональную структуру  управления. Такая организация управления базируется на тейлоровском принципе последовательного выполнения трудовых операций, т.е. трудовая задача делится на отдельные операции (задания, этапы), и каждый рабочий специализируется на выполнении одной операции. [23, с. 24]

Сущность функционального  подхода к менеджменту заключается  в том, что потребность рассматривается  как совокупность функций, которые нужно выполнить для удовлетворения потребности. Эти функции распределяются среди подразделений, где их исполняют сотрудники организации. Механизм реализации функций нацеливает функциональные подразделения на выполнение своих локальных целей, между которыми могут быть объективные противоречия. Выполняя свои узкоспециализированные задачи, сотрудники перестают видеть конечные результаты труда всего предприятия и осознавать свое место в общей цепочке. Они оказываются не ориентированы на целевые задачи предприятия, так как их видение происходящего чаще всего не выходит за рамки подразделений, в которых они работают. Персонал концентрирует свое внимание в рамках отдельных структур. Монопольное положение каждой службы внутри предприятия приводит к тому, что работники этих служб считают себя незаменимыми в организации, из-за чего взаимодействие между функциональными отделами и службами нередко приобретает разрушительный для предприятия характер.

Возможно смещение главных  и обеспечивающих операционных функций и снижение эффективности деятельности (рисунок 1.1). [23, с. 25]

 

Рисунок 1.1 – Противоречие между функциональными отделами и процессами организации

Со временем рост специализации  приводит к обособлению функциональных подразделений и ослаблению межфункциональных связей. В современной динамичной внешней среде для предприятия как единого «организма», это недопустимо. Руководители, как мозг этого «организма» начали понимать, что ситуация становится критической: каждое функциональное подразделение оптимизирует деятельность в области своей ответственности, что, в конечном счете, приводит к подмене стратегической цели компании целевыми функциями подразделений и тормозит их развитие. На первый план выходят основные недостатки функционального подхода. В табл. 1.1 представлены основные преимущества и недостатки функционально-ориентированного подхода к управлению, что поможет систематизировать сведения о данном подходе.

Таблица 1.1 – Анализ преимуществ и недостатков функционально-ориентированного подхода к управлению предприятием

Достоинства

Недостатки

сотрудники получили возможность  специализироваться в избранной  ими профессии и, таким образом, выработать профессиональные навыки высочайшего  уровня;

вследствие централизации  разных функций затраты организации снизились;

труд стал более безопасным, так как каждый теперь знал свое рабочее место, а также ту работу, которую он должен выполнять;

стало легче формировать  организационную структуру компании и т.д.

обособленность подразделений  друг от друга, приводящая к монополизации решений;

разрушительный для организации  характер взаимодействия подразделений  друг с другом вместо сотрудничества в интересах организации;

высокая специализация работников, не позволяющая им видеть возникающие  проблемы в целом;

подмена целевых ориентиров организации  на функциональные целевые ориентиры, приводящая к оптимизации функциональных решений вместо оптимизации деятельности предприятия;

критерием результативности функционального  подразделения является мнение его  начальника, а не результаты делового процесса;

увеличение информационной энтропии с ростом числа иерархических  уровней управления организацией;

отсутствие ориентации на внешнего потребителя;

неэффективность информационной поддержки  процессов жизненного цикла и  др.


 

Глобальные изменения  в мировой экономике в начале 80-х годов XX века, когда наращивание  объемов производства перестало  быть синонимом благополучия, заставили  многие компании изменить свое поведение  на рынке и перейти от принципа «…произвести как можно больше» к принципу «…максимально удовлетворить клиента». Значительно изменились и отношения «продавец – покупатель», акцент сместился к «покупателю» (клиенту). В такой ситуации функционально-ориентированная система управления начала давать серьезные сбои. Причины этого заключаются в следующем:

– функционально-структурированная организация не стимулирует заинтересованность работающих в конечном результате. Видение происходящего сотрудниками чаще всего не выходит за рамки подразделений, в которых они работают, они не ориентированы на целевые задачи предприятия и тем более на удовлетворение клиента – они его просто не видят;

– большая часть реальных рабочих процессов на предприятии включает множество функций, т.е. выходит за рамки отдельных подразделений. Однако в функционально-ориентированных системах обмен информацией между различными подразделениями чрезмерно усложнен из-за ее вертикальной иерархичности, что приводит к большим накладным расходам, неоправданно длительным срокам выработки управленческих решений и, как следствие, потере клиентов. По подсчетам аналитиков время взаимодействия между подразделениями распределяется следующим образом: 20% – на выполнение работы и 80% – на передачу ее результатов следующему исполнителю.

В условиях рыночной экономики, когда в результате жесткой конкурентной борьбы выживает лишь сильнейший, проблема повышения эффективности управления с каждым днем становится все более актуальной. На смену функциональному, в котором постулируется построение организации по функциям и уровням иерархии, приходит процессно-ориентированное управление. [23, с. 27]

1.3 Методы исследований системы  управления

При проведении исследований СУ может использоваться исключительно  широкий арсенал разнообразных  методов. Соответственно все они  могут быть различным образом классифицированы. Например, методы исследования могут быть подразделены на:

 теоретические;

 эмпирические;

 теоретико-эмпирические.

При этом к теоретическим  методам исследования можно отнести  следующие:

 метод формализации, основанный на изучении содержания и структуры СУ в знаковой форме с помощью искусственных языков и символов, что может обеспечить краткость и однозначность результата исследования. Этот метод взаимосвязан с другими методами (моделирования, абстрагирования, идеализацией и т.п.);

Информация о работе Анализ и оценка существующей системы управления предприятием ОАО «Курорт «Озеро Шира»