Анализ и оценка существующей системы управления предприятием ОАО «Курорт «Озеро Шира»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 18:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ и оценка функционального подхода в управлении предприятием.
В связи с поставленной целью определены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты эффективности системы управления предприятием;
- проанализировать эффективность системы управления предприятием;
- предложить и обосновать мероприятия по повышению эффективности системы управления предприятием.
Объектом исследования выступило ОАО «Курорт «Озеро Шира».

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы управления современным предприятием 5
1.1 Предприятие, как объект управления 5
1.2 Теоретические аспекты анализа эффективности системы управления предприятием 7
1.3 Методы исследований системы управления 11
2 Анализ и оценка существующей системы управления предприятием ОАО «Курорт «Озеро Шира» 21
2.1 Краткая организационно-правовая характеристика деятельности ОАО «Курорт «Озеро Шира» 21
2.2 Разработка стратегии развития ОАО «Курорт «Озеро Шира» 31
2.3 Анализ системы управления ОАО «Курорт «Озеро Шира» 42
Список литературы 44
Глоссарий 49

Вложенные файлы: 1 файл

24.05.2013 - Анализ и оценка функционального подхода в управлении ОАО Курорт Озера Шира (2797, 11.05.2013).doc

— 481.50 Кб (Скачать файл)

Основные цели лечебно-оздоровительного туризма: отдых + рекреация (восстановление) +  оздоровление + лечение.

Лечебно-оздоровительный  туризм основан на курортологии. Курортология - это наука о природных лечебных факторах, их воздействии на организм и методах использования в  лечебно-профилактических целях.

Курорт – это местность, обладающая лечебными факторами и условиями необходимыми для их использования.

В России курорты появились  в XIX в., в частности, первые курорты  появились на Северном Кавказе (Железногорск, Пятигорск, Ессентуки) – это бальнеологические  курорты. Базируются они на самом большом в России бассейне минеральных вод – Кавказские Минеральные воды.

В середине XIX в. в России формируются климатические курорты  на Черноморском побережье Крыма  и Кавказа: Сочи, Ялта и Евпатория.

И сегодня этот вид  туризма является популярным. Он охватывает множество регионов нашей страны и предлагает различные формы лечения, в основном основанные на климатических условиях местности и  бальнеологических возможностях курортов. Санатории и курорты России предлагают профессиональное, эффективное лечение.

Лечебно-оздоровительный  туризм реализовывается, как и всякие другие виды туризма – при поддержке  туристских компаний. Так же, оздоровительный  туризм можно реализовать самостоятельно при помощи гостиниц, турбаз, пансионатов, домов отдыха и других подобных учреждений, расположенных в подходящих для оздоровительного туризма местах.

На сегодняшний день весьма большой выбор видов туризма  для оздоровления и лечения. В  России есть масса курортов, которые  специализируются на лечении определенных болезней. Также есть особые антистрессовые маршруты, уготовленные специально для делового человека. Есть фитнес-туры, есть специальные туры для пенсионеров или маленьких детей, есть курорты, которые специализируются на лечении определенных заболеваний, а есть смешанные, обращенные на общее восстановление сил и т.п.

Главной здравницей России с минеральными водами, лечебными  грязями, является Кавказ и санатории  Краснодарского края. Много лечебных санаториев находится и в различных  регионах  России:

Анапа – климатический  и грязевой курорт; курорт Краснодарского края. Главным лечебным фактором является средиземноморский климат.

Аршан – бальнеологический  курорт. Расположен в Бурятии.

Белокуриха – бальнеологический  курорт в Алтайском крае.

Владивостокская курортная  зона – климатические и грязевые. Побережье Амурского залива.

Геленджикская группа курортов – климатические курорты (Геленджик, Кабардинка). Побережье Черного моря.

Дарасун – бальнеологический  курорт в Читинской области.

Ейск – климато-бальнео-грязевой курорт. Краснодарский край, побережье Азовского моря.

Кавказские минеральные  воды – бальнеологические курорты (Пятигорск, Железногорск, Кисловодск, Ессентуки). Ставропольский край.

Калининградская группа курортов – климато-грязевые курорты (Светлогорск, Отрадное, Зеленогорск).

Кульдур – бальнеологический  курорт (термальные минеральные воды), Хабаровский край.

Нальчик – климато-бальнео-грязевой курорт, расположен в Кабардино-Балкарии.

Начика – бальнеологический  курорт (фитотерапия и термальные воды). Расположен на Камчатке.

Паратунка – бальнео-грязевой курорт на Камчатке.

Большие Сочи – климатические  курорты (Адлер, Хоста, Дагомыс, Красная  Поляна и др. – 145 км вдоль Черноморского  побережья).

Теберда – горноклиматический курорт, расположенный в горах  Кавказа, в Ставропольском крае.

Туапсинский курортный  район – климатический курорт и талассотерапия. Краснодарский  край, Черноморское побережье.

Шмаковка – бальнеологический  курорт Приморского края.

Эльтон – грязевой курорт Волгоградской области.

Оценка характера и  силы влияния факторов макроокружения в ОАО «Курорт «Озеро Шира» представлена в приложении 2.

После анализа косвенной  среды функционирования организации  необходимо провести анализ непосредственного  окружения. В качестве ближайшего окружения  организации рассматриваются потребители, поставщики и конкуренты.

Таблица 2.8 – Выбор ключевых факторов микроокружения фирмы

Базовые факторы

Оценка важности

Ключевые факторы

1

2

3

По силе покупателя

1. Соотношение степени зависимости  покупателя от продавца со  степенью зависимости продавца от покупателя

-2

Объем закупок, осуществляемый покупателем

2. Объем закупок, осуществляемый  покупателем

+9

Чувствительность покупателя к  цене

3. Уровень информированности покупателя

-4

Соотношение степени зависимости  покупателя от продавца со степенью зависимости продавца от покупателя

4. Стоимость для покупателя перехода  к другому продавцу

-7

 

5. Чувствительность покупателя  к цене, зависящая от общей  стоимости осуществляемых им  закупок, его ориентации на  определенную марку, наличие требований  к качеству товара

-4

 

6. Угрозы обратной интеграции

   

По силе поставщика


 

Продолжение таблицы 2.8

1

2

3

1. Концентрированность поставщика  на работе с конкретными клиентами

+5

Стоимость поставляемых товаров 

2. Важность для поставщика объема  продаж

-4

Гарантия качества поставляемых товаров

3. Стоимость поставляемых товаров

-7

Пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки

4. Гарантия качества товара

+7

 

5. Временной график поставки  товаров

+3

 

6. Пунктуальность и обязательность  выполнения условий поставки

+8

 

По силе конкурентов

1. Рост отрасли

+3

Количество и концентрация конкурентов

2. Количество и концентрация  конкурентов 

+6

Быстрое увеличение мощностей

3. Быстрое увеличение мощностей

-6

Высокие постоянные расходы

4. Высокие барьеры для входа

+4

 

5. Отсутствие расходов по перемене  профиля деятельности

+2

 

6. Высокие постоянные расходы

-6

 

7. Требования к капиталу

+6

 

 

Проведя анализ внешней  среды и получив данные, которые  представляют опасность или открывают  возможности, необходимо оценить обладает ли предприятие внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями. Для диагностики внутренних проблем будем использовать метод анализа функциональных областей, а также метод экспертных оценок, который позволит ранжировать сильные и слабые стороны предприятия.

Анализ внутренней среды  организации приведен в таблице 2.9.

 

 

 

 

 

Таблица 2.9 – Анализ внутренней среды ОАО «Курорт «Озеро Шира»

Компоненты внутренней среды

Факторы

Влияние факторов внутренней среды  на деятельность предприятия

А

Б

В

Кадровый срез

1. Степень мотивации персонала

Отсутствует система нематериальной мотивации

2. Квалификация работников

Высокая квалификация

3. Наличие социального пакета

Соцпакет полный

4. Текучесть кадров

Низкая текучесть кадров

5. Перспективы карьерного роста

Перспективы карьерного роста незначительные

6. Компетентность руководства

Высокая компетентность руководства

7. Переподготовка кадров

Осуществляется регулярно.

Организационный срез

1. Иерархия подчинения

Линейно-функциональная структура  управления

2. Система управления организацией

Оптимальная система управления

3. Ориентация на будущее

Позволяет строить планы увеличения рынка сбыта

4. Использование инновационных  методов у высшего руководства 

Отсутствуют

5. Планирование целей

Несогласованная система целей  организации

Маркетинговый срез

1. Ориентация на значительную  долю рынка

Есть потенциал для открытия новых клиник

2. Уровень обслуживания

Высокий уровень обслуживания

3. Реклама предприятия

Повсеместно

4. Ассортимент услуг 

Только лечение зубов и протезирование

5. Поддержание имиджа предприятия

Утвержденный корпоративный стиль

6. Сегмент покупателей

Широкий

7. Уровень маркетингового обеспечения

Недостаточный уровень исследования рынка


 

Чтобы определить имеющиеся  на предприятии проблемы структурного характера, был проведен анализ с  помощью специальной анкеты (приложение 3), который выявил неэффективную систему координации между структурными подразделениями, низкую эффективность труда.

Организационная культура ОАО «Курорт «Озеро Шира» формируется  под воздействием основных факторов  (таблица 2.10).

Таблица 2.10 – Анализ факторов формирования культуры управления ОАО «Курорт «Озеро Шира»

Факторы

Влияние фактора на культуру

Значение фактора для организации

1

2

3

1. Цель и задачи

Цель содержит приоритеты деятельности, которые определяют нормы и ценности культуры

Генеральная цель: лидирующее положение  на рынке санаторно-оздоровительных услуг Сибирского региона

2. История

В процессе развития организации происходят значительные изменения, которые вызывают изменения либо культуры, либо поведения, либо культуры и поведения одновременно

Предприятие было основано в 1992 году. Находится на зрелом этапе своего развития

3. Собственность

От формы собственности зависит  распределение прибыли, что влияет на поведение сотрудников

Частная форма собственности. Сотрудники не участвуют в распределении  прибыли

4. Размер организации

При укрупнении организации внутри общей культуры будут образовываться субкультуры, в связи с чем необходимо контролировать этот процесс, чтобы локальные культуры не противоречили общей

Численность сотрудников ОАО «Курорт  «Озеро Шира» 329 человек. Отмечается тенденция увеличения численности.

5. Технология

Непрерывный процесс в технологической  сфере, новые материалы для лечения  зубов. Необходимость постоянного  совершенствования квалификации

Необходимость повышения квалификации персонала, обучения персонала


 

Для определения доминирующего типа организационной культуры среди сотрудников ОАО «Курорт «Озеро Шира» был проведен социологический опрос с помощью анкеты (приложение 4).

Преобладающим типом  является культура задачи. Контроль по результатам работы остается за высшим руководством и менеджерами среднего звена. Данная культура очень хорошо адаптируется, т.к. быстро меняется состав групп для решения задач.

Для того чтобы определить приоритеты в системе ценностей  ориентации работников предприятия, был  проведен опрос среди персонала ОАО «Курорт «Озеро Шира» различных уровней, целью которого является определение того, что работник желает получить в процессе своей деятельности. Для работников организации важными ценностными ориентациями являются хорошая заработная плата, возможность работать в хорошем коллективе, моральное удовлетворение от результатов труда.

В заключении анализа  культуры построим сводную матрицу  организационной культуры ОАО «Курорт  «Озеро Шира».

Таблица 2.11 – Матрица организационной культуры ОАО «Курорт «Озеро Шира»

Нормы и ценности

Эффективная организация

Оценка 

1. Ориентация на действия

Решения принимаются даже в условиях недостатка информации. Откладывание решений равносильно их непринятию

5

2. Лицом к потребителю

Потребитель – фокус в работе; удовлетворенность потребителя составляет сердцевину организационной культуры

5

3. Самостоятельность и предприимчивость 

Предоставление частям компании и  отдельным индивидам определенной самостоятельности, необходимой для  проявления творчества и риска

5

4. Производительность от человека

Человек – наиболее важный актив  организации. Эффективность организации  измеряется через удовлетворенность  ее членов

6

5. Связь с жизнью и ценностное  руководство

Управление не из-за закрытых дверей, а через посещение руководителями управляемых ими объектов и контакты с подчиненными на местах работы

6

6. Приверженность своему делу

Фирма не приемлет диверсификацию в  сторону от основной деятельности

5

7. Свобода действий и жестокость  одновременно

Все работники понимают и верят  в ценности компании, это их жестко связывает и интригует. Гибкость обеспечивается посредством сведения к минимуму правил и процедур. Это поощряет новаторство и стремление брать на себя риск. Жестка структура разделяемых культурных ценностей делает возможной гибкую структуру административного контроля

5

8. Форма организации

Простые структуры и мало управленцев. Менеджеры ориентируются на уровень  выполнения своей работы, а не наращивание  штатов

4


 

Анализ данных матрицы  характеризует культуру управления как вполне приемлемую для предприятия в условиях ее текущего развития.

Информация о работе Анализ и оценка существующей системы управления предприятием ОАО «Курорт «Озеро Шира»