Шпаргалка по международным экономическим отношениям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:21, шпаргалка

Краткое описание

1. Современная система управления глобальными экономическими процессами, ее эффективность. Экономическая глобализация представляет собой качественно новую ступень процесса интернационализации, на которой в национальных экономиках значительно расширяются универсальные для всех стран сферы хозяйственной жизни. Формируются единые правила игры для всех нац.

Вложенные файлы: 1 файл

otvety na bilety mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya.doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

Политика же протекционизма основана на гос-ом регулировании внешнеторговых отношений с др.странами. Ее цель – защита нац-ых экон-их интересов, выражающаяся в создании наиболее благоприятных условий для деятельности компаний на национальном и зарубежных рынках по сравнению с иностранными конкурентами.

Протекционизм осущ двумя путями: защитой внутреннего  рынка и повышение конкурентной способности национальных товаров  на внешних рынках. Несмотря на заявление  развитых стран о необходимости  устранять барьеры, протекционизм  остается важным элементов нац эк политики всех стран. Причины, заставляющие применять политику протекционизма во внешней торговле: 1. Необходимость защиты отраслей, связанных с национальной обороной. 2. Защита экономич независимости и безопасности в ряде таких стратегически важных секторов экономики, как металлургическая промышленность, энергетика, авиастроение, судостроение и т.д. 3. Защита формирующихся отраслей экономики (напр, радиоэлектроника для РФ) с целью противодействия конкуренции со стороны мощных иностранных компаний. 4. Снижение степени воздействия колебаний мировой рыночной конъюнктуры и цен на национальную продукцию.

Отрицательные стороны, последствия применения политики протекционизма: 1. Возникает множительный эффект, кот связан с цепной реакцией и ответными мерами. 2. В нац экономике сохраняются неэффективные отрасли и предприятия, т.к. в условиях льгот и поддержки государства, у производителей отсутствует стимул для развития. 3. Распространяется коррупция и другие злоупотребления во внешнеэкономической сфере.

Таким образом, политика протекционизма в системе национальной экономической безопасности, явление противоречивое. Давая временный тактический выигрыш государству, протекционизм в стратегическом долгосрочном плане является политикой малоперспективной, ведущей к замедлению развития национального хозяйства. Оптимальный вариант состоит в умелом сочетании отдельных элементов протекционизма при сохранении курса на либерализацию.

Политика свободной  торговли  в чистом виде нигде  не существует, т.к. предполагает отсутствие какого-либо вмешательства государства во внешнеторговый обмен, эта политика в реальности сводится к минимальному влиянию государства на эти процессы, меньше всех вмешиваются США, но когда касается их нац интересов – используют все доступные меры протекционизма.

 

15. Влияние политики либерализации внешней торговли на национальную экономическую безопасность. Несмотря на то, что либерализация внеш. торговли способствует быстрому экон-ому росту, зависимость от мирового рынка порождает ряд серьезных проблем для нац-ой эк-ой без-ти: конкуренция с иностранными товарами, привязанность к импорту и как следствие зависимость от иностранного экспортера, зависимость от внеш. торговли существенно увеличивает риски экономических потерь торговых партнеров при колебании валютных курсов, цен на мир. рынках итд. В этой связи политика свободной торговли в чистом виде практически не существует, поскольку предполагает отсутствие какого бы то ни было вмешательства государства в отношения, связанные с внешнеторговым обменом с др. странами. В реальности она сводится к минимальному воздействию гос-ва на эти процессы. 

Достоинство режима свободной торговли состоит в  том, что она позволяет ряду стран  реализовывать преимущества, которыми они наделены в результате сложившегося МРТ.

16. Влияние политики  протекционизма внешней торговли  на национальную экономическую  безопасность. Политика же протекционизма основана на гос-ом регулировании внешнеторговых отношений с др.странами. Ее цель – защита нац-ых экон-их интересов, выражающаяся в создании наиболее благоприятных условий для деятельности компаний на национальном и зарубежных рынках по сравнению с иностранными конкурентами. Она осуществляется как путем защиты внутреннего рынка, так и содействия повышению конкурентных преимуществ отечественных компаний на зарубежных рынках. Протекционизм был и остается важным элементом национальной экономической без-ти всех стран мирового сообщества. Протекционизм следует рассматривать как способ защиты экономической независимости и безопасности в ряде таких стратегических важных секторов экономики, как металлургия, энергетика итд. Т.ж данная политика необходима для защиты формирующихся отраслей экономики (электроника) с целью противодействия конкуренции со стороны мощных иностранных компаний. Также к числу основных причин, заставляющих гос-ва прибегать к политике протекционизма во внешней торговле, относится необходимость защиты отраслей, связанных с нац обороной. Одной из основных причин применения политики протекционизма развитыми странами служит защита от наплыва и конкуренции более дешевой иностранной рабочей силы.

Таким образом, политика протекционизма в системе национальной экономической безопасности— явление противоречивое. Давая временный тактический выигрыш государству, вводящему у себя разнообразные ограничения на внешнеторговые операции, протекционизм в стратегическом, долгосрочном плане является малоперспективной политикой, ведущей, как показывает опыт последних десятилетий, к замедлению развития национального хозяйства. Вместе с тем умелое сочетание отдельных инструментов протекционизма при сохранении курса на либерализацию оказывает в определенный отрезок времени положительное воздействие на экономику страны и служит одним из основных факторов защиты национальных интересов при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

 

17. Методы и средства защиты национальной экономики во внешнеторговой сфере. Тактический аспект внешнеторговой политики проявляется в использовании соответствующих методов и средств защиты национальных экономических интересов. Современная система ограничений охватывает большую группу политико-административных, финансовых, кредитных и др. мер, затрудняющих импорт и экспорт товаров и услуг. Методы подразделяются на экономические и неэкономические. К экономич относится тарифное регулирование, чем занимаются ГАТТ (ВТО), Таможенные пошлины как основной инструмент регулирования не может обеспечить эк безопасности. К основным административным методам в механизме государственного регулирования внешней торговли, в целях защиты национальных экономических интересов относятся: количественные ограничения импорта и экспорта (квотирование (в сфере импорта), лицензирование (в сфере экспорта), эмбарго), технические меры (технические барьеры, (сертификация, стандартизация, санитарный контроль и т.п.), меры валютно-финансовой политики (маневрирование валютными курсами, субсидии), ответные меры по защите экономических интересов страны во внешней торговле, правительственные (государственные) закупки и внешнеторговые операции госпредприятий. 

Традиционные меры количественного ограничения и контроля заключается, прежде всего, в квотировании и лицензировании. Иногда применяется запрет на импорт из отдельных государств, в торговле с которыми данная страна имеет большой дефицит. Эмбарго, является крайней мерой, которая принимается на основании решения не только государства-импортера, но и коллективных решений, согласованных на м/н уровне, обычно в рамках ООН. Разновидностью эмбарго являются запреты безусловного характера на импорт товаров, способных причинить ущерб различным сферам жизнедеятельности государства (вооружение, наркотики и т. п.).

Обострение  конкурентной борьбы на мир. рынках вызвало  появление такого нового вида количественных барьеров, как «добровольное» ограничение экспорта, применяемое экспортером, чтобы избежать более жестких принудительных мер со стороны импортера. Торговый барьер, защищающий страну-импортера, устанавливается при этом не на ее границе, а на границе страны-экспортера посредством инструментом экспортного контроля. Он реализуется через неофициальное соглашение об ограничении ввоза отдельных товаров на рынок импортера и является чаще всего временной мерой.

Достаточно эффективным  средством являются так называемые технические ограничения доступа тех или иных товаров на внутренний рынок страны. (контроль качества, безопасности или характеристик импортной продукции, что позволяет вообще перекрыть пути поступления иностранному товару на нац. рынок  или значительно поднять его цену. К числу действенных ограничительных методов относится регулировании эк-ки с помощью валютно-кредитных средств. В этом случае протекционистский эффект заключается в возможности увеличения стоимости импорта, возможны так же ограничения свободы ведения валютных операций, что помогает сократить отток валютных средств из страны для уравновешивания платежного баланса и поддержания курса нац. валюты. В настоящее время такой режим применяется в системе экономической безопасности главным образом в ряде развивающихся стран. В промышленно развитых государствах валютные ограничения представляют собой резервное средство современного протекционизма. Снижение курса валюты ведет к повышению конкурентоспособности товаров страны, девальвировавшей свою валюту, и одновременно затрудняет реализацию иностранных товаров на внутреннем рынке. Ревальвация национальной валюты, наоборот, может привести к снижению цен импортных товаров и в результате — к ослаблению действия национальных торгово-политических барьеров и к увеличению импорта иностранных товаров. Девальвация и ревальвация являются наиболее распространенным способом использования валютного курса во внешнеторговой политике. Экономически более предпочтительным методом ограничения импорта служат субсидии нац. производителям товаров и финансовые льготы. В отличие от таможенных пошлин и количественных ограничений импорта, носящих сравнительно открытый характер и попадающих под действие торговых договоров и соглашений, субсидии и финансовые льготы представляют собой скрытую, замаскированную форму ограничений и осуществляются с помощью средств национальной экономической политики, а создаваемые ими протекционистские преграды в большинстве случаев оказываются за пределами действия международных договоров.

Особое место в обеспечении  нац. эк-ой без-ти занимают ответные меры по защите интересов государства во внешней торговле. Правительство имеет право использовать  антидемпинговые и компенсационные меры, которые необходимы для предотвращения или возмещения серьезных потерь нац. производителям, которые являются или могли бы быть результатом возросшего импорта  прямо конкурирующих товаров. Таким образом, несмотря на то, что они носят откровенно протекционистский характер, их применение является условным и временным, поскольку связано с фактом установления ущерба.

Т.ж существует особый вид инструментов в системе обеспечения без-ти, используя которые гос-во непосредственно участвует во внешнеторговых отношениях, оказывая влияние на конкурентную среду. В этом случае государство выступает во внешнеторговом обороте напрямую (например, при гос. закупках) либо опосредованно через создание и деятельность госпредприятий.

Цель таких нетарифных мер, наряду с усилением национальных конкурентных позиций по отношению  к компаниям импортирующей страны, состоит в защите отечественной промышленности, охране окружающей среды, обеспечении экономической безопасности государства в целом. С защитой национального рынка связано также применение ограничений в отношении экспортных операций. Особенность использования таких ограничений состоит в том, что они вводятся, как правило, органами государственной власти, носят автономный характер, т. е. не связаны с какими-либо международными обязательствами. Поэтому объем и характер их применения полностью регулируется национальными органами и правилами. В то же время в мировой практике регулирования внешней торговли в течение длительного периода проявляется своего рода обратно пропорциональная зависимость — чем ниже уровень хозяйственного развития страны, тем больше привлекается различных инструментов внешнеторгового регулирования для обеспечения национальной экономической безопасности и тем выше интенсивность и жесткость их применения.

18. Сущность энергетической безопасности и ее политические аспекты. Сущность энергетической безопасности состоит в способности топливно-энергетического комплекса надежно обеспечивать экономически обоснованный внутренний и внешний спрос энергоносителями, с одной стороны, и в его устойчивости к внешним и внутренним экономическим угрозам, возможности минимизировать ущерб, вызванный воздействием различных дестабилизирующих факторов, — с другой. Понятие энергетической безопасности как важнейшей составляющей экономической безопасности тесно связано с такими политическими категориями, как независимость, стабильность, уязвимость, шантаж, экономическое явление, принуждение, суверенитет.

Характерным примером воздействия  этих факторов на стабильность мировой экономической системы может служить экономический нажим, выразившийся в скоординированном в рамках ОПЕК резком повышении цен на нефть для промышленно развитых стран осенью 1973 г., что вылилось в международный энергетический кризис. Государства ОЭСР, в свою очередь, приняли ответные меры по недопущению в дальнейшем подобной кризисной ситуации и снижению зависимости от нефтедобывающих стран. В этих целях было принято решение о создании Международного энергетического агентства, которому поставили задачу проводить постоянный мониторинг энергетической ситуации в мире и разработать стратегию устойчивого развития в этой сфере.

Ситуация в мировой энергетике характеризуется сегодня обострением ряда противоречий, которые сохранятся, скорее всего, в среднесрочной перспективе. Первопричиной геополитической напряженности является конфликтный потенциал, заложенный в распределении энергетических ресурсов на планете. Их основными потребителями являются высокоразвитые страны и государства, образующие новые «центры силы», в то время как мировые запасы углеводородов сконцентрированы главным образом на территории сравнительно небольшой группы развивающихся стран и государств с переходной экономикой. При этом экономические устремления таких крупнейших потребителей, как США, ЕС, КНР, сосредоточены на одних и тех же рынках, что приводит к обострению противоречий между ними. С другой стороны, мину замедленного действия под систему международной энергетической безопасности закладывает политическая нестабильность ряда ресурсно богатых стран. Эти серьезные противоречия определяют в итоге сценарии дальнейшего развития экономико-политической ситуации и поведение ключевых «игроков» на мировом энергетическом рынке.

В политическом контексте оценка состояния  дел и перспектив развития в сфере  международной энергетической безопасности требует, прежде всего, определения интересов основных субъектов экономических и политических процессов, связанных с мировой энергетикой. Противоречия и конфликтные ситуации возникают в этой сфере между группами таких субъектов в треугольнике производитель — потребитель — транзитная страна, а также внутри этих групп. Сама трактовка термина «энергобезопасность» применительно к каждой из них характеризуется существенными различиями, в зависимости от их интересов.

Для стран-нефтеимпортеров (в первую очередь США и Евросоюза) после «нефтяных шоков» 70-х годов прошлого века этот термин стал синонимом понятия «безопасность поставок». В отличие от потребителей углеводородов, для крупных экспортеров угрозы надежного энергетического обеспечения определяются как внешними геополитическими и конъюнктурными факторами, так и собственно состоянием и функционированием энергетического сектора, зачастую нуждающегося для его развития в увеличении зарубежных инвестиций. Отсутствие единых подходов к пониманию самого термина «энергетическая безопасность» и его сути порождает серьезные экономические и политические противоречия между странами-поставщиками и потребителями.

Информация о работе Шпаргалка по международным экономическим отношениям