Шпаргалка по международным экономическим отношениям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:21, шпаргалка

Краткое описание

1. Современная система управления глобальными экономическими процессами, ее эффективность. Экономическая глобализация представляет собой качественно новую ступень процесса интернационализации, на которой в национальных экономиках значительно расширяются универсальные для всех стран сферы хозяйственной жизни. Формируются единые правила игры для всех нац.

Вложенные файлы: 1 файл

otvety na bilety mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya.doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

Но не смотря на растущие процессы экономические глобализации, не смотря на появление новых игроков в экономических процессах, Государство продолжает сохранять ведущую роль в системе МЭО и механизме их регулирования. Оно по существу является ключевым элементом, в котором сходятся отношения всех субъектов мировой политики и экономики: ООН и ее специализированных организаций, региональных объединений, международных экономических организаций, многонациональных концернов (ТНК), неправительственных эк-х организаций и различных групп интересов. Нац. государство способствует координации усилий всех субъектов м.н экономической  жизни при решении таких главных задач как: формирование правового глобального экономического пространства на базе рыночных традиций, использование общих принципов управления и регулирования при решении нац-ми государствами региональных и локальных хоз-х проблем, обеспечение более эффективного реагирования на новые вызовы и угрозы в виде глобальных проблем.

Правительства по-прежнему принимают самостоятельные и скоординированные с другими государствами ключевые решения при формировании правил, обеспечивающих поступательное развитие либерального м.н экономического режима.

Однако не смотря на процессы глоб. у гос-ва сохраняются основные функции  при регулировании внешнеэк-ой деятельности: - установление торгово-эк отношений  с зарубежными странами, 2. участие  в рег-х и м.н организациях, 3. создание благоприятных условий для отечественных компаний за рубежом, 4. создание и применение мер для защиты внутреннего рынка, включая орг-ю таможенной системы.

Национальное государство способствует координации усилий всех субъектов  международной экономической жизни при решении четырех главных задач, возникающих в процессе глобализации современного мира: определении рамок такого мирового экономического порядка, в котором бизнес не сможет «приватизировать» политику; обеспечении более эффективного, чем прежде, реагирования на «вызовы истории» в виде разнообразных глобальных проблем; формировании правового глобального экономического пространства на базе рыночных традиций; использовании общих принципов управления и регулирования при решении национальными государствами региональных и локальных хозяйственных проблем.

Более того, с точки зрения обеспечения  прав собственности в рыночных условиях, принятия инвестиционного, налогового и трудового законодательства, либерализации режимов внешнеторгового и валютного регулирования — роль государства в последние годы повысилась. В то же время такие показатели, как доля государственных расходов в ВВП или доля совокупного капитала страны, находящегося в руках правительства, значительно утратили свою значимость при оценке роли государства в экономической жизни страны.

 

6. Основные направления формирования региональных экономических объединений. В современном мире региональные эк объединения  формируются с целью экономической защиты, но это не означает их закрытость от влияния процессов глобализации. В основе образования таких объединений лежит стремление к либерализация внешнеэк. Политики и организации хоз взаимоотношений по одним и тем же правилам. На региональном масштабе формир наиболее узкий круг участников, в котором создаются благоприятные условия для их развития и функционирования.

Существует два основных направления  формирования рег объединений: 1. (от экономических отношений к развитию полит) во первых процессы рег инт активизируются в результате интенсивных торгово-эк отношений между определенными странами, при этом динамика таких отношений значительно опережает развитие взаимодействия с др гос-ми. Эта тенденция объективно способствует расширению каналов полит коммуникаций между субъектами объединения и подталкивает их к интеграционным инициативам в полит сфере (ЕС). 2. (от полит отношений к  развитию эк-х)  во-вторых, рег объединения возникают в результате полит усилий, которые могут не всегда опираться на соответствующий уровень  экон-го взаимодействия и учитывать географ-е или исторические особенности.

Эти 2 тенденции явл тесно взаимосвязанными. Можно различать лишь доминирование первого или второго признаков в интеграционных группах, но несомненно, что как интенсификация экономических связей, так и политические шаги объективно способствуют успеху интеграционных устремлений в целом. Опора лишь на один фактор, очевидно, станет объективным потолком для реализации целей региональной интеграции.

 

7. Условия и предпосылки формирования и развития региональных экономических объединений, их отличительные особенности. Особенно активно регионализация начала проявляться с 90-х годов: 1992 – меркосур. АСЕАН, НАФТА. Около 20 крупных регионал объед насчит на долю которых падает 2\3 ВВП. Интеграционные тенденции в мире свидетельствуют о наличии двух осн направлений формирования региональных объединений: от экономическому к политическому и наоборот. В первом случае эти процессы оптимизируются в результате интенсивных торгово-эк отнош между странами, напр ЕС, НАФТА. Эта тенденция способствует одновр расшир каналу полит взаимодействия между субъектами объединениями. 2. Создаются в результате полит усилий, которые не всегда опираются на соотв ур-нь эк сотрудничества, напр, АСЕАН (1967), СНГ. Развиваются медленнее, чем объед, созданные по 1-й схеме. 1993 – зона свободной торговли в АСЕАН, процесс интеграции пошел быстрее.

Регионализм характериз-ся рядом особенностей, которые в совокупности отличают его от других форм экономич и полит  взаимодействия стран. К числу  таких отличий полит х-ра относятся:

1.Согласование эк политики стран  –участниц. 

2. Сближение нац законодательств  и правовых норм

3. Целенаправленное регулирование  интеграционных процессов 

4. развитие совм органов управления  хозяйственным взаимодействием  в региональном масштабе.

Условия и предпосылки:

1. геогр близость  стран и наработанные ими ранее  связи.

2. политическая воля государств, наличие стран-лидеров интеграции или своеобразного инициирующего центра в виде интеграционного ядра, состоящего из 1 или неск стран

3. демонстрационный эффект, состоящий в появлении желания у ряда гос-в вступить в те или иные интегр объединения под влиянием очевидных успехов их развития.

4. эффект домино, заключается в том, что интеграция ведет к переориентации эк отн стран-членов на внутрирег-ое сотрудничество, а остальные страны региона в связи с ухудшением условий эк-г взаимодействия вынуждены вступить интеграц-ое объединение.

5. Развитию интеграционных  процессов также способствует  приблизительно равный ур-нь эк  развития, близкие системы хозяйствования и управления.

Но в основных подходах доминирует модель Евросоюза, а именно модель поэтапного 5ти ступенчатого развития: создание зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка, экономического союза, валютного союза (в таком порядка) и как итог политическая интеграция.

8. Соотношение экономических и политических факторов поэтапного интеграционного развития в европейской модели регионализма. В наст время в основных подходах рег эк-ой интеграции доминирует модель Евросоюза, а именно модель поэтапного 5ти ступенчатого развития: создание зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка, экономического союза, валютного союза  и как итог политическая интеграция.

В этой схеме каждая предшествующая ступень понимается как логическая предпосылка к последующей, а направлением рег интеграции считается поступательное движение от эк-го к полит-ому объединению. Практика формирования и становления ЕС показывает, что создание специальных органов сначала с координирующими ф-ями (стадия свободной торговли), а затем распорядительными и контрольными ф-ми является неотъемлемым условием совершенствования процесса межгос-ой эк интеграции. При этом подобные органы начинают функционировать на стадии таможенного союза, когда возникает необходимость в согласовании совместных действий стран участниц и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.

Зона свободной  торговли. Отменяются пошлины в отнош друг друга на товары. Создаются спец органы, пока с координирующими функциями, напр. совет министров экономики с постоянными встречами и внесениями изменений в законодат стран.

Таможенный  союз- единое таможенное пространство, единое тамож законодат-во. Единая тамож политика в отнош 3-х стран. Формир спец органы с распорядительными и контрольными функциями, поскольку возникает необходимость в проведении единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран и создании единого таможенного законодательства.

На этапе формир общего рынка, что предполагает устранение препятствий для свободного перемещения в рамках стран участниц всех факторов производства, происходит сближение законодательств, дальнейшее развитие институциональных основ интеграции и общих органов управления объединенным процессом. Происходит свободное перемещение товаров, услуг и капитала внутри объединения, что способствует более рациональному исп-ю совокупных ресурсов, развитию разделения труда, более полному исп-ю эк потенциала стран-участниц. Основным препятствием на этом пути являются различия в эк политике гос-в. В этой связи возникает необхть дальнейшей унификации и согласования  а также координации эк-ой политики стран-членов группировки. Характерно делегирование государством все большей части своих суверенных полномочий межгосударственным структурам с регулирующими функциями в сочетании с дальнейшем сближением законодательств.

Эк. и валютный союз как след этап интеграции хар-ся более высокой степенью согласования эк политики стран.  Высокая степень согласования политики требует высокой степени открытости эк-ки, все более тесной ее увязке. На этой ступени развития межгос-е структуры и институты преобразуются в общие наднац органы, которым предоставляется значительная часть гос суверенитета для решения проблем координации всех сфер деятельности интегр-го образования. Решения этих органов обязательны для всех стран участников для исполнения. Характеризуется более высокой степенью согласования эк политики стран-участниц объединения (сель хоз политика, транспортная, энергетич, научно-техническая, финансовая). Образуют некую систему с разделением межгосуд властей на законадательную, исполнительную и судебную.полит. интеграция. Предусматривает превращение единого хозяйственного пространства в целостное экономического и политическое образование, что предполагает не просто согласование, но и проведение фактической единой политики, унификацию законодательной базы. На этом этапе должен постепенно формироваться новый многонациональный субъект МЭО и м.н политических отношений, ориентированный на создание в конечном итоге, единого федеративного или конфедеративного государства.

Высокая степень  такого взаимодействия предполагает: отказ от взаимных территориальных претензий; неучастие в военно-политических и прочих союзах, деятельность которых прямо или косвенно направлена против других партнеров по интеграционному объединению; постепенный переход к согласованию основных целей внутренней и внешней политики; формирование особых региональных политических структур с постепенной добровольной передачей им определенных наднациональных полномочий, реализуемых в интересах всех участников объединения.

Попытка скопировать  эту схему ЕС нигде не увенчалась успехом. Реальные процессы нынешней региональной интеграции не может происходить  столь последовательно и поступательно  как предполагает эта модель. Поскольку на современном этапе  обязательным условием любого интеграционного начинания  является критерий политического соответствия экономической составляющей интеграционного процесса.

9. Характер и механизмы взаимодействия экономических субъектов в региональных объединениях. Возникновение региональных блоков следует анализировать как результат взаимодействия субъектов, представляющих спрос на региональное экономическое объединение и субъектов принятия полит решений. При этом последние осуществляют предложение соответствующих мероприятий с целью получения полит поддержки от групп субъектов, заинтересованных в интеграции. К их числу прежде всего относятся деловые круги, заинтересованные в снижении издержек ведения торговых и финансовых операций. Это свидетельствует о том, что на ряду с формированием региональных эк рынков идет процесс регионализации рыков политических, что выражается прежде всего в расширении круга эк субъектов, на запросы которых должны реагировать нац-е правительства. В данном случае применительно к государствам уже неправомерно говорить об исключительной национальной или территориальной принадлежности эк субъектов, поскольку круг субъектов, в чьих интересах формируется экономическая политика правительства, выходит за рамки территориальных границ гос-ва.

Правительства и гос структуры  стран-участниц рег объединения  помимо своих собственных интересов  вынуждены считаться с интересами другого основного субъекта  - национальных компаний и ТНК, которые  вкладывают средства или планируют осуществление инвестиционных проектов на территории этих стран. При этом ТНК, производственные, финансовые объединения, национальные компании могут иметь собственные рычаги влияния на те или иные органы принятия решений, содействуя иногда нац правительствам в борьбе за выгодное им решение, а иногда конкурируя с ними. Еще одной категорией субъектов, которые оказывают существенное влияние на состояние эк-х и полит-х рынков суверенных гос-в в рамках рег-го объединения.

Информация о работе Шпаргалка по международным экономическим отношениям