Шпаргалка по международным экономическим отношениям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:21, шпаргалка

Краткое описание

1. Современная система управления глобальными экономическими процессами, ее эффективность. Экономическая глобализация представляет собой качественно новую ступень процесса интернационализации, на которой в национальных экономиках значительно расширяются универсальные для всех стран сферы хозяйственной жизни. Формируются единые правила игры для всех нац.

Вложенные файлы: 1 файл

otvety na bilety mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya.doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

К защитным мерам, способствующим повышению стабильности в этой сфере относятся:

1. Усиление контроля  за иностранными инвестициями  и их регулирование (предоставление  им определенного режима).

2. Сокращение  присутствия зарубежных компаний  и банков

3. Ограничение  притока краткосрочного иностранного  капитала (портфельных инвестиций).

24. Внешние угрозы финансовой безопасности в кредитной сфере. К отрицательным последствиям международного кредита относится усиление экономической зависимости от кредитора, что создает проблемы и для государства и для частника. Особенную опасность представляет собой неразумная национальная кредитная политика, приводящая к долговому кризису.

Политические последствия высокого уровня внешней задолженности государства  крайней неблагоприятны.

1. Помимо усиления зависимости  от иностранного кредитора, значительно  сокращаются средства, которые могут быть использованы на развитие страны

2. Долг затрудняет для правительства  применение кардинальных мер  в период спада и ставит  барьеры на пути проведения  антикризисных мероприятий.

3. Крупный долг служит источником  значительного экономического бремени для грядущих поколений.

К конкретным мерам решения этой проблемы с привлечением кредиторов относятся:

1. Реструктуризация долга (ув  сроков платежа с отсрочкой  выплаты процентов).

2. Преобразование долговых обязательств  в ценные бумаги.

3. Десконтирование части долга  (списание части суммы под гарантии  выплаты оставшейся доли).

 

25. Воздействие  внешних факторов на национальную  валютно-финансовую и банковскую  систему. Значительную угрозу финансовой безопасности государства представляют нарушения в организации и регулировании международных валютных отношений. Современная валютная мировая система представляет собой смешанное образование, в котором сочетаются валюты с различным режимом валютного курса: от фиксированного до гибкого (плавающего) + смешанный режим (валютный коридор).

При жесткой  системе максимальные экономические  и политические риски несет государство. Центробанк вынужден поддерживать курс, используя свои резервы. При гибком курсе, несущем в себе потенциальную  возможность резких скачков валютного курса все национальные экономические субъекты, включая и бизнес структуры вынуждены прогнозировать будущее значение обменных курсов и принимать меры по защите валютного рынка.

В банковской сфере  внешнюю угрозу финансовой безопасности государства представляет неограниченное открытие нац рынка банковских слуг для иностранного капитала. Несбалансированная политика государства при его привлечении может привести к поглощению нац банковской системы мощными банками наиболее развитых стран и подчинению им в конечном итоге значительной части национального экономического потенциала.

Многие страны проводят политику постепенного и контролируемого  со стороны государства движения к либерализации национального  рынка банковских услуг. Такая финансовая политика предполагает:

1. Поэтапное  формирование достаточно эффективного  и стабильного национального  банковского сектора.

2. Создание надежного  механизма надзора и регулирования  деятельности иностранных субъектов  банковского рынка. 

3. Запрет на  учреждение филиалов зарубежных банков (имеющих 100% иностранного капитала) и предпочтение дочерних структур в качестве формы иностранного присутствия на национальном рынке банковских услуг.

26. Экономические и  политические последствия международной  трудовой миграции. Значительное сужение рынков труда в европейских странах в 70-х годах XX в. поставило проблему соотношения факторов миграции и национальной безопасности на одно из первых мест во внешней политике государств, что привело к отказу ряда стран Европы от принципа «открытых дверей». Кроме этого, культурные и религиозные различия, обострение конкуренции на рынках труда между местным населением и иммигрантами привели к росту социально-политической напряженности. масштабный приток иммигрантов представляет серьезную потенциальную угрозу национальной безопасности, поскольку приводят к определенной зависимости отдельных отраслей экономики от иностранной рабочей силы и дисбалансу рынка труда. Так, в Москве как крупнейшем ее импортере уже к настоящему времени иммигранты составляют 45% московских строителей и 35% работников столичного транспорта.

Таким образом, трудовая миграция как  широкомасштабное явление в международных  экономических отношениях приобретает все больший политический акцент, поскольку затрагивает государственные структуры и национальную безопасность. Как элемент социально-экономической среды, воздействующей на политическую систему, миграция рабочей силы нередко становится источником социальной и межнациональной напряженности. Разнообразность и разнонаправленность миграционных потоков, огромный объем перемещающихся трудовых ресурсов приводит к тому, что в современных условиях миграционные процессы выходят за рамки саморегулирующейся системы, а их стихийное развитие неизбежно приводит к серьезным негативным последствиям. Все это возводит проблему их управления в разряд политически актуальных задач, стоящих перед национальными государствами.

Экономико-политические последствия  международной миграции рабочей силы носят двойственный характер. С одной стороны, она обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями стран, делает возможным освоение новых регионов, концентрирует огромные массы наиболее активного и энергичного населения в экономических центрах, способствует изменению социально-политической ситуации в странах и регионах. С другой стороны, миграция трудовых ресурсов приводит к их перетоку из сельской местности в быстро растущие крупные города, обострению экологической ситуации, порождает проблемы, связанные со сложностью приспособления мигрантов к новым социально-политическим условиям. Таким образом, международная миграция рабочей силы оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на экономическое и социально-политическое развитие стран, экспортирующих и импортирующих трудовые ресурсы.

 

27. Влияние процессов  иммиграции рабочей силы на  национальную безопасность. Даже отказ развитых стран от крупномасштабного импорта рабочей силы, их усилия по репатриации и ассимиляции иммигрантов не сокращают численности иностранцев. На труде иммигрантов держатся целые отрасли промышленности: во Франции 25% занятых в строительстве и 33% в автомобилестроении, в Бельгии 50% горняков, а в Швейцарии 40% строительных рабочих — иммигранты. Наибольшее влияние миграционные процессы оказывают на страны, импортирующие рабочую силу. Положительное для них экономико-политическое воздействие оказывает приток иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, что облегчает структурные, отраслевые и другие изменения в национальной экономике. Иммигранты улучшают демографическую ситуацию, особенно в развитых странах Европы и в России, где это положение характеризуется старением коренного населения. Иностранные рабочие часто играют роль определенного амортизатора в случае кризисов и безработицы, так как их первыми могут уволить с работы. Они не учитываются при реализации национальных социальных программ.

Однако в контексте национальной безопасности процессы трудовой миграции несут для принимающего рабочую  силу государства серьезные угрозы как экономического, так и политического характера. Целые отрасли экономики (сфера услуг, торговля, строительство) при длительном использовании иностранных рабочих попадают в зависимость от их труда. Это ведет к сокращению количества рабочих мест среди коренного населения, увеличивает безработицу, ухудшает ситуацию на национальном рынке труда в целом. Негативные социально-политические последствия иммиграции состоят в том, что при импорте рабочей силы провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами, возрастает социально-политическая напряженность, усиливается межнациональная неприязнь. Такая ситуация периодически возникает в последние годы во Франции.

Серьезной иммиграционной проблемой, создающей угрозу национальной безопасности, является существование в ряде стран большого числа нелегальных мигрантов. При этом создаются значительные потоки нелегальной иммиграции из государств с нестабильной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой. Нелегальные рабочие не только сами не могут пользоваться предоставляемыми иммигрантам правами, но и не могут быть привлечены к выполнению обязанностей, установленных государством. В то же время становится все более очевидной связь незаконной миграции с терроризмом и организованной преступностью.

 

28. Влияние процессов  эмиграции рабочей силы на  национальную безопасность. Позитивные политические воздействия для стран — экспортеров рабочей силы заключаются в том, что эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда, так как экспорт рабочей силы уменьшает давление избыточных трудовых ресурсов. В наибольшей степени положительное воздействие этого фактора отмечается для перенаселенных стран (Китай, Мексика, Пакистан, Турция и др.), в которых сокращаются таким образом масштабы безработицы. К положительным последствиям этих процессов относится также «выведение» за пределы страны неустроенных в жизни людей, которые потенциально могли бы являться источником эскалации социально-политической напряженности, а также продуктивное использование накопленного опыта вернувшихся мигрантов.

В то же время эмиграция существенно  ухудшает условия обеспечения национальной безопасности и преобразовательный потенциал стран— экспортеров рабочей  силы, которые теряют часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, что ведет их к постепенному старению. Отток квалифицированных кадров, выезд ученых и специалистов приводит к «утечке умов» и общему снижению экономического, научно-технического и общеобразовательного потенциала страны. Например, Россия с начала 1990-х годов ежегодно теряет, по различным оценкам, до 60 млрд. долл. в результате того, что около трети российских ученых работает за рубежом. Кроме того, существенно изменяется национальная структура населения, ухудшается демографическая ситуация в связи с выездом, прежде всего, трудоспособного населения, молодых рабочих и специалистов.

 

29. Миграционная политика  государства и используемые им  защитные меры в этой сфере. Государственная миграционная политика подразделяется на два вида — эмиграционную и иммиграционную, которые имеют различные цели и методы регулирования. При этом во многих аспектах интересы стран — экспортеров и импортеров рабочей силы оказываются не совпадающими. Если импортер трудовых ресурсов в большей степени отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции экспортера рабочей силы в большей степени входит регулирование оттока и защита интересов мигрантов за рубежом. Каждая страна имеет свои приоритеты и вырабатывает собственные меры по регулированию этих процессов в зависимости от внутренней и внешней экономико-политической ситуации.

В сфере международной трудовой миграции различными государствами в настоящее время определены три основные направления иммиграционной политики, отвечающие их интересам с точки зрения обеспечения национальной безопасности: ограничение пребывания иммигрантов в стране, о чем они сразу же предупреждаются; разрешение постоянного проживания без определенного срока («вид на жительство»); постоянное проживание иммигрантов с предоставлением права на получение гражданства после определенного срока. Большинство принимающих стран используют выборочный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным.

 Стратегия стран — импортеров  трудовых ресурсов включает следующие  основные компоненты: определение приоритетных отраслей хозяйства, особо нуждающихся в рабочей силе; выделение соответствующих профессий и вакантных должностей, на которые можно пригласить квалифицированных иностранных специалистов; выстраивание единой системы миграционного контроля — от прибытия и размещения иностранцев до их выезда на родину; системная работа по их социально-экономической адаптации; проведение мониторинга законности получения гражданства иностранными работниками, особенно попавшими в поле зрения правоохранительных органов за противоправную деятельность.

Реализация иммиграционной политики основывается прежде всего на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих трудящихся-мигрантов. В качестве инструмента регулирования численности используется показатель иммиграционной квоты, который в развитых странах-импортерах ежегодно рассчитывается и утверждается. Регулирование качественного состава иностранных работников осуществляется в принимающих странах, прежде всего исходя из таких критериев, как возрастной ценз, наличие трудового сертификата, обладание определенной профессиональной подготовкой и т. п. При этом в ряде стран существуют профессионально-отраслевые ограничения в виде прямых или косвенных запретов на определенные профессии. Во многих странах для иммигрантов устанавливаются ограничения по сроку пребывания и работы в принимающей стране. В частности, в Норвегии Разрешения на работу выдаются только на один год.

Важным элементом для сохранения социально-политической Стабильности и обеспечения национальной безопасности страны-импортера в некоторых государствах считаются ограничения личного характера. Так, в США лимитируется въезд членов зарубежных коммунистических партий, некоторых радикальных и националистических политических объединений. Качественным признаком является также и национальность иммигранта. В контексте национальной безопасности одной из важных целей иммиграционной политики является защита внутреннего рынка труда от неконтролируемого притока рабочей силы. Для осуществления этой цели государства-импортеры применяют меры, направленные на сокращение иностранной рабочей силы в стране пребывания. Во многих государствах — импортерах рабочей силы действует система санкций за нарушение установленного порядка трудовой миграции. Эмиграционная политика государства включает как Косвенные методы регулирования, призванные создать благоприятный эмиграционный климат, так и прямые способы, нацеленные на регулирование объемов и структуры эмиграционных потоков. Для усиления своих позиций в этой сфере промышленно развитые страны нередко проводят экспансионистскую политику, направленную на завоевание рабочих мест на рынке зарубежных стран. Для достижения этих целей используется поощрение выезда из страны таких специалистов, работа которых за рубежом потребует экспорта отечественной продукции.

Информация о работе Шпаргалка по международным экономическим отношениям