Основные формы международных экономических отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 10:13, реферат

Краткое описание

К основным формам МЭО относят:
• мировая торговля (см. пункт 2.1);
• международный рынок капиталов (см. пункт 2.2);
• международная миграция рабочей силы (см. пункт 2.3);
• мировая валютная система (см. пункт 2.4).

Содержание

10. Современные формы, концепции и направления развития международных экономических отношений.
20. Международная торговля и внешнеторговая политика.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 46.42 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

10. Современные формы,  концепции и направления развития  международных экономических отношений.

 

20. Международная торговля  и внешнеторговая политика.

 

Список литературы.

 


 

 

 

10. Современные  формы, концепции и направления  развития международных экономических  отношений.

Введение

Мировая экономика и отношения  между государствами планеты  очень динамичны и объективно развиваются в направлении мирохозяйственного созидания. Можно предположить, что  в ближайшем будущем международные  экономические отношения на основе мирового разделения труда также  станут решающим фактором достижения материального благополучия и духовного  роста людей во всех странах.

Ни одна современная страна не может обойтись без развития внешнеэкономических  связей. Чтобы достаточно полно удовлетворять  общественные потребности, необходимо целесообразно опираться на международное  разделение труда и активно осуществлять обмен товарами и различного рода услугами между странами.

 

Международные экономические  отношения (МЭО) представляют собой связи многочисленных хозяйствующих субъектов отдельных стран или их групп по поводу производства и обмена в международном масштабе разного рода объектами – товарами, услугами, капиталами и рабочей силой. Эти отношения осуществляются в процессе участия национальных предприятий и компаний в международном разделении труда (МРТ). На реализацию МЭО влияют также политические, социально-экономические, правовые и иные факторы.

Механизм реализации МЭО на макроуровне  включает организационные, правовые нормы  и инструменты по их реализации (международные  экономические договоры и соглашения, организации международной торговли и т.д.), соответствующую деятельность международных экономических организаций, направленную на достижение целей по координируемому развитию международных  экономических отношений.

Международная практика свидетельствует, что современные МЭО требуют  существенного, постоянного наднационального, межгосударственного регулирования.

Механизм осуществления МЭО  на микроуровне включает систему  международного маркетинга и организации  и техники внешнеэкономической  деятельности. При всем внешнем сходстве с общим (внутренним) маркетингом  международный маркетинг представляет собой специфический инструмент управления предпринимательством на международном  уровне. Его специфика проявляется, прежде всего, в методах изучения особенностей национальных рынков, а  также мировых рынков тех или  иных товаров и услуг.

Международное разделение труда —  объективная основа международного обмена товарами, услугами, знаниями, развития производственного, научно-технического, торгового и иного сотрудничества между всеми странами мира независимо от их экономической развитости и  характера общественного строя. Суть МРТ заключается в снижении издержек производства и максимальном удовлетворении потребностей потребителей. Именно МРТ является важнейшей материальной предпосылкой налаживания плодотворного  экономического взаимодействия государств в масштабах всей планеты.

Международное разделение труда  можно определить как важную ступень  развития общественного территориального разделения труда между странами, которое опирается на экономически выгодную специализацию производства отдельных стран на тех или  иных видах продукции и ведет  к взаимному обмену результатами производства между ними в определенных количественных и качественных соотношениях. МРТ играет возрастающую роль в осуществлении  процессов расширенного производства в странах мира, обеспечивает взаимосвязь  этих процессов, формирует соответствующие  международные пропорции в отраслевом и территориально-страновом аспектах.

В любых социально-экономических  условиях стоимость образуется из затрат средств производства, оплаты необходимого труда и прибавочной стоимости, то все товары, поступающие на рынок, независимо от их происхождения участвуют  в формировании интернациональной  стоимости, мировых цен. Товары обмениваются в пропорциях, подчиняющихся законам  мирового рынка, в том числе и  закону стоимости. Реализация преимуществ  МРТ в ходе международного обмена товарами и услугами обеспечивает любой  стране при благоприятных условиях получение разности между интернациональной  и национальной стоимостью экспортируемых товаров и услуг. К числу общечеловеческих побудительных мотивов к участию  в МРТ, использованию его возможностей относится необходимость решения  глобальных проблем человечества совместными  усилиями всех стран мира.

 

2. Основные формы  международных экономических отношений

 

К основным формам МЭО относят:

  • мировая торговля (см. пункт 2.1);
  • международный рынок капиталов (см. пункт 2.2);
  • международная миграция рабочей силы (см. пункт 2.3);
  • мировая валютная система (см. пункт 2.4).

 

2.1 Мировая торговля (М.Т)

 

Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических  отношений является мировая торговля. На долю торговли приходится около 80 % всего объема международных экономических  отношений.

Для любой страны роль М.Т. трудно переоценить. В современных условиях активное участие страны в М.Т. связано  со значительными преимуществами: оно  позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться  к мировым достижениям науки  и техники, в более сжатые сроки  осуществить структурную перестройку  своей экономики, а также более  полно и разнообразно удовлетворять  потребности населения.

В этой связи значительный интерес  представляет изучение как теорий, раскрывающих принципы оптимального участия  национальных экономик в мировом  товарообмене, факторы конкурентоспособности  отдельных стран на мировом рынке, так и объективных закономерностей  развития М.Т. М.Т является формой связи  между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе МРТ, и  выражает их взаимную экономическую  зависимость. В литературе часто  дается следующее определение: “Мировая торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах”. М.Т включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом. В статистических справочниках ООН приводятся данные об объеме и динамике М.Т. как сумм стоимости экспорта всех стран мира.

Структурные сдвиги, происходящие в  экономике стран под влиянием НТР, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают  взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации М.Т. Мировая торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям  внешнеторгового оборота, на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема М.Т. Тем самым  создаются более благоприятные  условия для его развития. Когда  же в торговле происходят сбои, замедляется  и развитие производствам Под  термином “внешняя торговля” понимается торговля какой-либо страны с другими  странами, состоящая из оплачиваемого  ввоза (импорта) и оплачиваемого  вывоза (экспорта) товаров.

Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации  на торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.

Мировой торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми  странами мира. Однако понятие мировая  торговля употребляется и в более  узком значении: например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона, например, стран Восточной Европы и т.п.

В интересах каждой страны специализироваться на производстве, в котором она  имеет наибольшее преимущество или  наименьшую слабость и для которого относительная выгода является наибольшей.

На стабильный, устойчивый рост международной  торговли оказали влияний ряд  факторов:

    1. развитие международного разделения труда и интернационализация производства;
    2. НТР, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструирование старых;
    3. активная деятельность транснациональных корпораций на мировом рынке;
    4. регулирование (либерализация) международной торговли посредством мероприятий Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ);
    5. либерализация международной торговли.
    6. развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли;
    7. получение политической независимости бывших колониальных стран. Выделение из их числа “новых индустриальных стран” с моделью экономики, ориентированной на внешний рынок.

По имеющимся прогнозам, высокие  темпы мировой торговли сохранятся и в дальнейшем: к 2003 г. объем мировой  торговли увеличивался на 50% и превышал 7 трлн. долл.

Со второй половины XX века заметно  проявилась неравномерность динамики внешней торговли. Это повлияло на соотношение сил между странами на мировом рынке. Доминирующее положение  США было поколеблено. Помимо Германии заметными темпами рос экспорт  и других западноевропейских стран. В 80-е годы значительный рывок в  сфере международной торговли сделала  Япония. К концу 80-х годов Япония стала выбиваться в лидеры по факторам конкурентоспособности. В тот же период к ней присоединились “новые индустриальные страны” Азии - Сингапур, Гонконг, Тайвань. Однако к середине 90-х годов США вновь выходят на лидирующие позиции в мире по конкурентоспособности. За ними вплотную идут Сингапур, Гонконг, а также Япония, которая ранее на протяжении шести лет занимала первое место.

Темпы роста торговли сырьем заметно  отстают от общих темпов роста  мировой торговли. Такое отставание обуславливается выработкой заменителей  сырья, более экономным, углублением  его переработки. Промышленно развитые страны практически полностью захватили  рынок наукоемкой продукции. Доля промышленного  экспорта развивающихся стран в  общем мировом объеме в начале 90-х годов составила 16.3%.

Виды мировой торговли.

1. Оптовая торговля.

2. Товарные биржи. 

3. Фьючерские биржи.

4. Фондовые биржи.

5. Ярмарка.

6. Валютная торговля.

1.Основная организационная форма  в оптовой торговле стран с  развитой рыночной экономикой - независимые  фирмы, занятые собственно торговлей.  Но с проникновением в оптовую  торговлю промышленных фирм ими  создавался собственный торговый  аппарат. Таковы в США оптовые  филиалы промышленных фирм: оптовые  конторы, занятые информационным  обслуживанием различных клиентов, и оптовые базы. У крупных фирм  ФРГ имеются собственные отделы  поставок, специальные бюро или  отделения сбыта, оптовые склады. Промышленные компании создают  дочерние общества для сбыта  своей продукции фирмам и могут  иметь свою оптовую сеть. Используются  прямые связи производства с  розничной торговлей, минуя специализированные  оптовые фирмы. Организационная  структура оптовой торговли Японии  имеет свои отличия. Ее основу  составляют торговые дома, обеспечивающие  все стадии не только торговли, но и производства товаров. Они снабжают промышленные предприятия сырьем, материалами, сбывают их готовую продукцию, полуфабрикаты, координируют деятельность смежных предприятий, участвуют в разработке новых товаров и т.д.

Важный параметр в оптовой торговле - соотношение универсальных и  специализированных оптовых фирм. Всеобщей можно считать тенденцию к  специализации (в специализированных фирмах производительность труда значительно  выше, чем в универсальных). Специализация  идет к предметному (товарному) и  функциональному (т.е. ограничение функций, выполняемых оптовой фирмой) признаку.

2. Существует несколько основных видов товарных бирж:

    1. Открытые - доступные для всех. На них торгуют реальными товарами, поэтому в сделках непосредственно участвуют продавцы и покупатели. Посредники между ними возможны, но не обязательны. Деятельность таких бирж регламентируется слабо.
    2. Открытые биржи смешанного типа, уже с посредниками - брокерами, действующими за счет клиента, и дилерами, действующими за свой счет.
    3. Закрытые - торгующие реальным товаром. На них продавцы и покупатели не вправе входить в “биржевое кольцо” и тем непосредственно контактировать друг с другом.

В настоящее время биржи реального  товара сохранились лишь в некоторых  странах и имеют незначительные обороты. Они являются, как правило, одной из форм оптовой торговли товарами местного значения, рынки которых  отличаются низкой концентрацией производства, сбыта и потребления, или создаются  в развитых странах в попытке  защитить национальные интересы при  экспорте важнейших для этих стран  товаров. В развитых капиталистических  странах бирж реального товара почти  не осталось. Но в отдельные периоды при отсутствии других форм организации рынка биржи реального товара могут играть заметную роль.

Информация о работе Основные формы международных экономических отношений