Шпаргалка по международным экономическим отношениям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:21, шпаргалка

Краткое описание

1. Современная система управления глобальными экономическими процессами, ее эффективность. Экономическая глобализация представляет собой качественно новую ступень процесса интернационализации, на которой в национальных экономиках значительно расширяются универсальные для всех стран сферы хозяйственной жизни. Формируются единые правила игры для всех нац.

Вложенные файлы: 1 файл

otvety na bilety mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya.doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

Однако при таком подходе  не учитывается специфика стран  происхождения и пребывания ТНК. В крупных развитых странах, которым принадлежит большинство корпораций, возможность воздействия на них государства неизмеримо выше, так как здесь они могут сбывать существенную часть своей продукции, проводить научные исследования, выполнять государственные заказы, получать определенные гарантии от политических рисков. Поэтому случаи прямых противоречий между корпорациями и государством в стране происхождения очень редки, а возможности влияния ТНК на государство в этих случаях существенно сократились в последние годы. По-иному дело обстоит в странах с относительно небольшим экономическим потенциалом, в том числе новоиндустриальных, развивающихся и государствах с переходной экономикой. В большинстве случаев такие страны являются местом пребывания мощных иностранных корпораций, предприятие какой-либо из них может выступать как монополист или лидер в своей отрасли и оказывать весьма результативное воздействие на правительство принимающей страны. В то же время возможность государственного воздействия на дочерние компании и филиалы ТНК в данной группе стран весьма ограничены.

Таким образом, государства в стране происхождения ТНК и в принимающей  стране по-разному вписаны в треугольник  отношений «рынок — монополия — государство». Государство в стране происхождения, как правило, не оказывает воздействия на фрагментацию и подавление рынка транснациональных корпораций, но существенно сужает его рыночное пространство. Государство, принимающее ТНК, рискует потерять баланс между развитием национального рынка и влиянием монополий.

В условиях глобализации любое государство  вынуждено искать приемлемый баланс между экономической взаимозависимостью и достижением национальных целей. Проблема такого выбора обусловлена обострением противоречий между ними и необходимостью сохранения за национальным государством суверенитета. В рамках этого противоречия экономическую глобализацию и национальные интересы следует рассматривать как взаимодополняющие друг друга структурные элементы усложняющейся мировой хозяйственной системы. При этом политическая значимость государства как субъекта международных экономических отношений безусловно сохранится в качестве единственного участника мирового рынка, способного вырабатывать и проводить собственную стратегию развития национальной экономики в современных условиях.

 

34. Содержание внешнеэкономической  политики государства и его  основные функции в этой сфере. Стратегия внешнеэкономической деятельности (ВЭД) как общий политический замысел развития этой важнейшей сферы включает определение целей развития, задач, основных путей достижения результатов и эффективности национального хозяйства. Направленная на осуществление этих целей внешнеэкономическая политика предусматривает выработку системы мероприятий по созданию для экономики данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и одновременной защите внутреннего рынка от иностранной конкуренции с учетом специфических условий внутреннего развития и международной экономической конъюнктуры.

В обязанности государства при регулировании внешнеэкономической деятельности входит выполнение следующих внешних Функций:

1. установление торгово-экономических  отношений с зарубежными странами;

2. защита государственной границы,  включая организацию таможенной  системы;

3. создание и применение мер  для защиты внутреннего рынка  при осуществлении внешнеэкономической политики;

4. участие в международных и  межгосударственных организациях, деятельность которых оказывает непосредственное воздействие на систему государственного регулирования ВЭД.

Для осуществления этих функций  существует широкий спектр экономико-политических методов, приемов и правил законодательного, исполнительного и контролирующего характера, а также норм экономического взаимодействия с внешним миром, при умелом использовании которых государство имеет возможность решать задачи хозяйственного развития. К таким основным мерам, являющимся стержнем государственной внешнеэкономической политики, относятся:

— создание условий отечественным  производственным звеньям для доступа и функционирования на мировом рынке;

—  обеспечение национальным субъектам  благоприятных условий путем формирования рациональных торговых режимов в отношениях с отдельными странами и торговыми объединениями, а также валютно-финансовых платформ, способствующих урегулированию взаимосвязей с международными финансовыми организациями, странами-кредиторами и инвесторами;

—   стабилизация   и   приспособление   внешнеэкономической  структуры страны к изменяющимся условиям международного разделения труда, мирового рынка, международного экономического посредничества.

Государственное управление внешнеэкономической  деятельностью обладает своей спецификой по сравнению с регулированием других сфер национальной экономики. Эта специфика обусловлена необходимостью учета каждой страной международных норм и принципов взаимодействия на мировом рынке. Любое государство при проведении своей внешнеэкономической политики, направленной на развитие и повышение эффективности экономики, реализацию своих национальных интересов, вынуждено считаться с позициями других стран и обязано действовать в рамках правил, выработанных международными экономическими организациями.

 

35. Основные внешние  факторы, определяющие национальную  внешнеэкономическую политику. —   тенденции   глобализации   экономики,   сопровождаемые стремлением наиболее развитых стран к лидерству;

— вынужденное использование рядом  стран стратегии сдерживания (изолированного развития), обусловленной ограниченными реальными возможностями страны по выходу на мировой рынок;

— определение динамики развития национальной экономики, исходя из состояния мирового рынка, наиболее значимые сегменты которого ориентированы сегодня на высокие технологии;

— высокая степень монополизированности мирового рынка с доминированием на его многих сегментах отдельных транснациональных корпораций, превышающих по своей мощи не только местные компании, но и многие национальные экономики;

— активизация процессов региональной экономической интеграции, когда консолидированные интересы становятся нередко выше общегосударственных, а некоторые страны претендуют на лидирующее положение в регионе;

— стремление развитых государств к изменению системы международной торговли, что сужает возможности развивающихся стран и государств с переходной экономикой по активизации экономической политики и затрудняет их вхождение в мировое рыночное пространство;

— географическое положение того или иного государства, которое в силу качественных характеристик может служить фактором повышения преимуществ одной страны по отношению к другим (интенсивность использования сухопутного и морского пространства и т. п.), а также благоприятные природно-климатические условия, масштаб территории и др.

Быстрый рост мирохозяйственных связей во второй половине XX в. привел к существенному расширению и повышению роли внешнеэкономической сферы, значительно возросли масштабы воздействия внешнеэкономической сферы на национальные рынки. Для многих государств эти связи из подчиненных переросли в определяющие, когда решающим фактором стала конкурентоспособность страны, ее возможность улучшить свое положение в мировом хозяйстве и завоевать новые позиции. Внешнеэкономическая деятельность стала важнейшей составной частью внешней политики в целом.

 

36. Внешнеэкономическая стратегия развитых стран и ее влияние на развивающиеся экономики. После пережитых промышленно развитыми государствами в 1970-1980-х годах циклических и структурных экономических кризисов они, не отказываясь от курса на либерализацию внешнеэкономических отношений, автономно вводили системы скрытых средств защиты внутреннего рынка от отрицательных последствий стихийных процессов в мирохозяйственной сфере. Снизившиеся в прошлом веке таможенные пошлины, количественные торговые ограничения дополнялись многочисленными барьерами в виде технических, экологических и других норм и стандартов. Во внешнеэкономических отношениях отчетливо проявлялись две тенденции — дерегулирование и рост протекционизма. При этом дерегулирование наиболее активно применялось в валютной и кредитной сферах, а рост барьеров давал о себе знать прежде всего в области торговли. В результате во внешнеэкономической политике возросла двойственность, проявившаяся в провозглашенных целях и осуществляемых мерах.

Важное место во внешнеэкономической стратегии стран Запада 1990-х годов занимало геостратегическое направление последовательного содействия разрушению постсоциалистического пространства. В этих целях, активно используя экономические инструменты, они всячески поддерживали демонтаж государственных образований в Центральной и Восточной Европе. Распад СССР привел к политической и экономической дезинтеграции постсоветского пространства, что создало условия для транснациональной деятельности, направленной на включение вновь созданных государств в мировой рынок. Дробление пространства бывшего Советского Союза оказалось при этом выгодным для наиболее мощных экономик в системе иерархической организации мирового хозяйства.

Общие направления внешнеэкономической  стратегии стран Запада по отношению к государствам с переходной экономикой состояли в обеспечении воспроизводства отношений, основанных на частной собственности. В 1990-е годы в связи с резкими изменениями в политической и экономической структурах бывших социалистических стран, их переходом на рыночную экономику цель политики западных стран была переориентирована на закрепление необратимости как экономических, так и политических процессов. В 1993 году ими была выдвинута «стратегия расширения мирового сообщества рыночных демократий», которая заменила стратегию сдерживания и стала распространяться как на развивающиеся страны, так и на государства с переходной экономикой. Политика «экспорта демократии» проводится при этом выборочно, в соответствии с политическими интересами ведущих западных стран, в первую очередь США. В качестве инструментов воздействия используются: экономическая помощь, допуск товаров на западные рынки, экономическая поддержка определенных политических структур и хозяйственных объединений, а иногда и военное давление.

В качестве основного метода поддержания  доминирующей роли развитых стран в  мировой экономике избрана линия  на усиление либерализации внешнеэкономической политики развивающихся стран и государств с переходной экономикой.

Основные преимущества стратегии:

1.облегчается перемещение товаров, которые отсутствуют или дефицитны в развитых странах (в основном топливно-энергетических и сырьевых);

2. снижаются барьеры для перетекания  западных капиталов из одних стран в другие;

3. упрощается проникновение ТНК на рынки развивающихся стран и государств с переходной экономикой.

Такая политика таит для этих групп  государств серьезные опасности:

1. консервируется отсталое состояние  национальной промышленности,

2. не развивается внутренний  рынок из-за экспортной ориентации размещенных на их территориях ТНК,

3. усиливается вероятность разбалансированности национальной экономики вследствие перекоса в структуре экспорта.

 

37. Основные модели  внешнеэкономической политики развитых  стран, их сходства и отличия. Несмотря на существующую однородность промышленно развитых стран по отношению к другим государствам— субъектам мирового хозяйства, они обладают значительной разнородностью по отношению друг к другу, что проявляется в наличии трех моделей функционирования экономики: американской, европейской и японской. Каждая из них обладает набором определенных единых свойств, характерных для всех стран с развитой рыночной экономикой: отношения собственности, тенденции предпринимательства, формы и методы взаимодействия государства и бизнеса, механизмы регулирования экономических процессов и согласования интересов различных групп, обеспечение социальной стабильности и т. п. Однако конкретно-исторические условия возникновения, развития и функционирования рыночных отношений в этих странах обусловливают выбор той или иной модели экономического развития и особенности внешнеэкономической политики.

Опыт установления форм международного экономического сотрудничества Соединенными Штатами традиционно основан на практике взаимодействия с более слабыми государствами. Победа в войне над Германией и Японией обусловила перераспределение финансового бремени в пользу союзников и безусловное лидерство США. Поэтому партнерство, в американском понимании, не предполагает наличия равноправия в политике и экономике. Занимая на протяжении нескольких десятков лет ведущее положение в мировом хозяйстве, США продолжают вести борьбу за сохранение своих позиций: поощряется ввоз наукоемких товаров производственного назначения, стимулируется приток иностранных капиталов, которые используются главным образом для технической модернизации экономики. Решающую роль во внешнеэкономических связях страны играют ТНК, имеющие во всем мире сеть предприятий, объединенных кооперационными связями. В последние годы американское правительство активизировало поддержку внешнеэкономической деятельности малых и средних предприятий.

Характерной особенностью внешнеэкономической  политики США является стремление к  защите своих интересов на любом  континенте и попытки перевоплотить их в ранг интернациональных проблем.

Япония в силу крайней бедности природных ресурсов традиционно ориентируется во внешнеэкономической политике на импорт необходимых топливных и сырьевых материалов, отказавшись от размещения энергоемких отраслей. За счет активного внедрения ресурсе- и энергосберегающих технологий, использования электроники быстрыми темпами развиваются высокотехнологичные и низкоемкие секторы обрабатывающей промышленности, продукция которой ориентирована на экспорт. Одновременно проводится финансовая политика экспорта капитала для увеличения производства за рубежом готовой продукции менее технологичных отраслей. Для японской модели характерна высокая конкурентоспособность товаров и услуг на мировом рынке, что позволяет национальной экономике оставаться безусловным лидером в АТР и занимать ведущее место среди развитых стран.

Информация о работе Шпаргалка по международным экономическим отношениям