Шпаргалка по международным экономическим отношениям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:21, шпаргалка

Краткое описание

1. Современная система управления глобальными экономическими процессами, ее эффективность. Экономическая глобализация представляет собой качественно новую ступень процесса интернационализации, на которой в национальных экономиках значительно расширяются универсальные для всех стран сферы хозяйственной жизни. Формируются единые правила игры для всех нац.

Вложенные файлы: 1 файл

otvety na bilety mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya.doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

Отличительной особенностью европейской  внешнеэкономической модели является стремление к созданию единого рыночного пространства на территории, на которой сохраняются политически независимые государства. Такая политика отражает тенденции к экономической интеграции в региональном масштабе. В отличие от США, где рыночная модель охватывает отдельные штаты, входящие в единое государство, для европейской модели характерно экономическое единение при политическом многообразии. Тем не менее, хотя основные направления внешнеэкономической политики диктует общеевропейский рынок, сохраняются разновидности моделей, вызванные как особенностями развития европейских стран, так и положением в системе мирохозяйственных связей (германская, британская, французская, шведская и др.). Между этими разновидностями существует достаточно эффективное взаимодействие во внешнеэкономической сфере: валютно-денежной, внешнеторговой, в миграционной политике и т. п. Однако о появлении действительно единой европейской модели можно будет говорить, скорее всего, лишь в отдаленной перспективе.

 

38. Особенности внешнеэкономической  политики развивающихся стран. Существенно отличаются внешнеэкономические модели среди развивающихся стран, находившихся в период после обретения независимости на разных стартовых позициях, обладавших различным набором природных богатств и трудовых ресурсов, в различной степени освоивших современные методы регулирования внешнеэкономической деятельности. Причины усиливающейся дифференциации в этой группе государств кроются и в том, что местные особенности зачастую не в полной мере учитывались при разработке национальной экономической политики, формирование которой тесно связано с рекомендациями МВФ и Всемирного банка. Эти международные организации в свое время считали, что стратегическими методами ликвидации отсталости должны быть индустриализация и импортно-экспортное замещение.

три основных модели:

1.   Развитие базовых отраслей промышленности (энергетика, металлургия, химия), затем создание на их основе производства предметов потребления. Такой подход предусматривал национализацию крупных предприятий и использование методов директивного управления и планирования (Алжир, Египет, Вьетнам и др.).

2.  Замещение импорта — создание  национальной экономики с развитием  отраслей тяжелой и обрабатывающей  промышленности и ограничение притока иностранного капитала (страны Латинской Америки). Импорт предметов потребления замещался при этом импортом оборудования, необходимого для их производства.

3.  Ориентация на экспорт—  производство отдельных видов  продукции в расчете на внешние  рынки, увеличение объемов внешних  поступлений и развитие национальных  отраслей экономики, привлечение иностранных инвестиций в науко- и трудоемкие отрасли (страны АТР).

Практика показала неспособность  правительств большинства слаборазвитых  государств создать условия для развития крупных производств, даже с помощью ТНК. В интересах сбалансированного роста многие развивающиеся страны стремятся уделять внимание различным

сферам производства, однако проблемы с финансированием не позволяют  им добиться положительных результатов. В условиях катастрофической нехватки собственных средств они вынуждены прибегать к внешним источникам финансирования — иностранным инвестициям и займам, что ведет к накоплению большого внешнего долга и имеет серьезные негативные последствия для экономики развивающихся государств. Эта проблема решается пока эпизодическим списанием части задолженности развитыми странами и международными финансовыми организациями.

 

39. Особенности внешнеэкономической  политики стран с переходной  экономикой. Проблема выбора внешнеэкономической модели развития наиболее остро стоит в настоящее время перед странами с переходной экономикой, нуждающимися в режиме наибольшего благоприятствования во внешнеэкономических связях для минимизации неизбежного спада в развитии национального хозяйства на начальном этапе преобразования плановой экономики в рыночную. Выбор такой модели во многом определит в дальнейшем место и роль государства в мировой экономике, международном разделении труда.

К числу возможных основных сценариев  развития относятся технологический  и сырьевой, при которых либо высокотехнологичные, либо сырьевые отрасли становятся локомотивом экономического роста. Слабость переходной экономики, недостаток финансовых ресурсов, мировая конъюнктура не позволяют развивать одинаково оба направления. В то же время выбор, например, сырьевой модели не означает отказа от развития высокотехнологичных отраслей в национальном хозяйстве. Речь идет об определенной пропорции между отраслями, одна из которых будет доминировать в структуре и давать соответствующее название модели развития. Процесс выбора модели определяется при этом следующими основными факторами:

1. имеющейся структурой экономики;

2. традиционным местом в международном  разделении труда и в мировой торговле;

3. степенью взаимосвязанности между  сырьевыми и высокотехнологичными  отраслями;

4. конъюнктурой мирового рынка в динамике;

4. содействием или противодействием других стран и международных организаций и т. д.

Последний фактор обусловлен весьма активным и жестким процессом  конкурентной борьбы между странами на мировом рынке. Развитые страны стремятся навязать государствам с переходной экономикой то место, которое устраивает лидеров. Партнерам, как правило, предлагается выступить в роли поставщика Дешевого сырья, рабочей силы или продуктов низкой степени обработки. Для достижения этих целей используются различные способы: политическое давление, финансовая помощь в обмен на конкретные обязательства, экономические санкции и т. п.

ВВП России упал в 2 раза в начале 90х  г. Интенсивность развития внешнеэкономических  отношений и степень открытости внутреннего рынка в этот период должны соизмеряться с потенциалом, возможностями страны. Проблемы РФ: - системные перекосы и разбалансировка  в экономики в соотношении видов промышленности. - излишняя открытость национального хозяйства в ущерб национальному рынку

 

40. Основные направления  внешнеэкономической политики России. Узловая проблема внешнеэкономической стратегии развития России предполагает определение ее роли и места в системе приоритетов развития внешнеэкономических связей, для достижения оптимальной сбалансированности внутреннего и внешнего секторов хозяйства. для РФ на данном этапе развития характерны существенные особенности, осложняющие решение этой важной задачи.

1. существующие системные перекосы  и разбалансирование в структуре  российской экономики делают  ее ослабленным партнером в жесткой международной конкурентной борьбе.

2. собственный внутренний рынок  развит еще недостаточно. При этом в развитии экономики РФ наблюдается несоответствие общемировым пропорциям и тенденциям, что выражается в излишней открытости национального хозяйства в ущерб еще не окрепшему внутреннему рынку.

3. период застоя и упадка в  1990-х годах привел к существенному обострению геополитических и геоэкономических рисков. На западном направлении основной проблемой является экономическое отставание России от стран Евросоюза, что приводит к оттоку квалифицированных трудовых ресурсов и потерям в торговых потоках. На востоке серьезной угрозой является экономический и демографический спад в дальневосточных регионах, отставание в их развитии от Японии и Китая.

направления национальной внешнеэкономической политики

1.диверсификация внешнеэкономических связей, соблюдение определенных пространственно-политических ориентации. Особое значение для РФ приобретают перспективы региональной интеграции на евразийском и европейском пространствах, имеющие для РФ наиболее серьезные последствия и затрагивающие ее жизненно важные интересы. Срок действия Соглашения о партнерстве России с ЕС истек в 2007 г. Из других возможных форм дальнейшего взаимодействия с Евросоюзом «Стратегией развития отношений РФ с ЕС на среднесрочную перспективу» наиболее перспективными признаны: создание зоны свободной торговли (ЗСТ), формирование Общего европейского экономического пространства (ОЕЭП), а также вариант расширения и углубления хозяйственных связей со странами ЕС на правовой базе ВТО после вступления РФ в эту международную организацию. Объективно Россия заинтересована в создании с помощью ЗСТ благоприятных условий для увеличения экспорта в Европу и привлечения инвестиций. Конкурентные позиции РФ в отношении возможных европейских партнеров по ЗСТ являются уязвимыми, а соотношение выгод и потерь от ее создания может сложиться, особенно в краткосрочной перспективе, не в пользу России. целью ОЕЭП является установление привилегированных отношений, ориентированных на сближение систем экономического регулирования и законодательства, а также на содействие росту торговли и инвестиций. Вступление РФ в ВТО позволит использовать принципиально новую схему расширения и углубления экономических связей с ЕС на международной правовой основе, создаст более прочную основу для последующей реализации концепции Общего европейского экономического пространства и зоны свободной торговли.

На постсоветском пространстве перед Россией и другими странами СНГ сегодня стоит двуединая  задача преодоления угрозы его разобщения и одновременного использования преимуществ пока небольшой, но эффективно действующей интеграционной группировки, которая смогла бы ускорить решение практических вопросов многостороннего сотрудничества и усилить привлекательность продвинутых форм интеграции. Наиболее оптимальной и эффективной моделью взаимодействия России с партнерами по СНГ представляется рациональное сочетание собственно межгосударственного интеграционного строительства с активизацией многостороннего и двустороннего сотрудничества вне рамок интеграции. Реальной базовой интеграционной группировкой и центром притяжения на пространстве СНГ могут служить Россия, Белоруссия и Казахстан, завершающие формирование зоны свободной торговли на взаимоприемлемых условиях, готовые в то же время к созданию Таможенного союза с последующей поэтапной, синхронной передачей определенных полномочий на наднациональный уровень и гармонизацией законодательной базы при интеграционном взаимодействии. Быстрый рост российско-китайских экономических связей в последние годы стал серьезной основой для нормализации и развития отношений политического характера. Межгосударственные связи РФ с Японией в экономике и политике также развиваются в позитивном поле, но в гораздо меньших масштабах. Торгово-экономические отношения с Индией серьезно мотивированы политически, но не имеют пока более масштабного развития по объективным причинам экономического характера. В долгосрочной перспективе российским интересам в целом соответствует сбалансированное соотношение связей с тремя основными мировыми центрами экономической силы: ЕС — США — Канада, СНГ — ШОС, 2. формирование рационально ориентированных торгово-экономических связей в рамках мирового рынка и оптимизация товарной структуры внешнеторгового оборота. Увеличение вывоза за рубеж природных ресурсов оказывает негативное влияние на экономическую безопасность России, все больше закрепляет за ней статус сырьевого придатка промышленно развитых стран. Первостепенное значение имеет расширение и наращивание экспортного потенциала РФ как основного фактора приобретения реального статуса мировой державы по экономико-политическим критериям. Резервы для движения в этом направлении имеются по ряду товаров более глубокой переработки (например, алюминиевые сплавы и полуфабрикаты), по оборудованию для атомной промышленности, авиакосмическому и энергетическому оборудованию, различным плавсредствам, некоторым видам услуг (ГЛОНАСС, космический мониторинг окружающей среды, новые средства транспорта), техническому содействию развивающимся странам в поиске, разведке и создании мощностей по добыче и переработке природных ресурсов и др. Важную роль в обеспечении перехода российской экономики на новый уровень призвано сыграть более эффективное использование импорта. В настоящее время его структура отражает в основном текущий спрос потребительского рынка страны.

3. стабилизация финансового положения России в отношениях со всеми субъектами мирового хозяйства, обеспечение ее финансовой безопасности и усиление позиций российского капитала в мировой экономике. При решении проблемы финансовой стабилизации действия правительства РФ в последние годы можно признать достаточно четкими и целенаправленными, хотя и несколько противоречивыми. Используя выгодную конъюнктуру, сложившуюся на мировом рынке с ценами на энергоносители, Россия резко сократила свои внешние государственные долги, однако допустила значительное увеличение корпоративных внешних заимствований российскими компаниями и банками. К числу основных источников долгосрочного экономического роста РФ можно отнести ее успешное включение в мировые инвестиционные потоки. В стране сложился значительный дисбаланс между валовыми сбережениями и инвестициями. Не находящий применения внутри государства капитал вывозится за рубеж с малой прибылью, в то время как большинство отраслей российской экономики испытывают нехватку средств для инвестиций. При этом отсутствует четкая стратегическая линия на взаимодействие государства и предпринимательских структур, как в отношении вывоза, так и привлечения капитала. Представляется целесообразным, учитывая слабость российских банков к настоящему времени, вести совместную работу на основе государственно-частного партнерства по привлечению синдицированных кредитов для реализации приоритетных проектов на территории РФ. При опоре на объединение средств ведущих российских компаний возможен процесс и в обратном направлении, когда их средства вкладываются не столько точечно в отдельные предприятия, сколько в конкретные отрасли стран-партнеров или их групп с целью получения высокой прибыли и необходимых для российской экономики товаров и услуг.

Недостаточная конкурентоспособность  отечественной экономики не позволяет пока эффективно задействовать многие широко и успешно используемые в мировой практике активные механизмы и инструменты внешнеэкономической политики и экономической дипломатии. Это относится к мерам стимулирования внешнеэкономической деятельности, к методам политико-дипломатической поддержки национального бизнеса, и к применению инструментов торговой политики.

Среди конкретных задач, стоящих сегодня перед отечественной экономической дипломатией в условиях глобализации, наиболее важными являются:

1. усиление позиций РФ в динамичных  и перспективных сегментах рынка  товаров, услуг, капитала и  рабочей силы;

2. обеспечение эффективного геоэкономического и торгово-политического позиционирования России на международной арене, не допускающего дискриминации, изоляции и иных способов ущемления национальных интересов;

Информация о работе Шпаргалка по международным экономическим отношениям