Страхование ответственности автомобильных перевозчиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 12:15, контрольная работа

Краткое описание

Деятельность каждого предприятия связана с рисками. Одним из рисков является риск наступления гражданской ответственности предприятия за причинение вреда жизни, здоровью или имущества иных лиц вследствие какого-либо действия или бездействия сотрудника предприятия или вследствие иных обстоятельств, предусмотренных законодательством или договором. Страхование гражданской ответственности является одним из наиболее эффективных, надежных и недорогих способов защиты Ваших имущественных интересов и интересов Ваших клиентов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….
СТРАХОВОЙ РЫНОК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ………………………….
Страховой рынок Республики Беларусь…………………………………….
1.2 Основные показатели деятельности страховых организаций в Республике Беларусь……………………………………………………………..
СТРАХОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ…………………………………………………………………
Транспортное страхование. CMR страхование……………………………
Транспортное страхование грузов (страхование карго)………………….
Обязанности страхователя и страховщика грузов………………………..
Обзор состояния, тенденций и перспектив развития информационных технологий в страховании………………………………….
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………….
Список использованных источников………

Вложенные файлы: 1 файл

контр Ивуть 111111.docx

— 311.54 Кб (Скачать файл)

 

Белорусский национальный технический  университет

Автотракторный факультет

Кафедра : «Экономика и управление на транспорте»

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Международные перевозки»

 

Тема: «Страхование ответственности автомобильных перевозчиков»

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:_____________________________________ Шатилова А.В.

Студент _5_ курса __301917_ группы

 

Руководитель: ____________________________________ Ивуть Р.Б.

Д.э.н., профессор

 

 

Минск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………….

  1. СТРАХОВОЙ РЫНОК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ………………………….
    1. Страховой рынок Республики Беларусь…………………………………….

1.2   Основные показатели деятельности страховых организаций в Республике Беларусь……………………………………………………………..

  1. СТРАХОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ…………………………………………………………………
    1. Транспортное страхование. CMR страхование……………………………
    2. Транспортное страхование грузов (страхование карго)………………….
    3. Обязанности страхователя и страховщика грузов………………………..
    4. Обзор состояния, тенденций и перспектив развития информационных технологий в страховании………………………………….
  2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………………….

Список использованных источников……………………………………………….

      

3

 

5

 

6

 

 

10

14

19

 

22

 

33

37

39


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Рынок страхования играет важную роль в экономическом развитии и является особенно значимым для стран с переходной экономикой по ряду причин. Во-первых, страхование представляет собой наиболее оптимальный способ сокращения убытков посредством управления рисками. С его помощью неопределенно большие финансовые потери в будущем можно заместить на заранее определенные и невысокие расходы сегодня в виде страховой премии. Можно выделить две основные характеристики, присущие страхованию: а) передача личного риска группе; б) распределение потерь на некоторой справедливой основе. Во-вторых, страхование - неотъемлемая часть финансового рынка. Уровень капитализации и концентрации страховых организаций сравним с аналогичными показателями финансовых корпораций в развитых странах. Их высокий инвестиционный потенциал служит постоянным источником внутренних инвестиций. Как правило, именно страховой сектор является одной из главных предпосылок для формирования финансового рынка в странах с переходной экономикой, который в долгосрочной перспективе обеспечивает устойчивый экономический рост.

Деятельность каждого предприятия связана с рисками. Одним из рисков является риск наступления гражданской ответственности предприятия за причинение вреда жизни, здоровью или имущества иных лиц вследствие какого-либо действия или бездействия сотрудника предприятия или вследствие иных обстоятельств, предусмотренных законодательством или договором. Страхование гражданской ответственности является одним из наиболее эффективных, надежных и недорогих способов защиты Ваших имущественных интересов и интересов Ваших клиентов.

В рамках страхования гражданской  ответственности перевозчика (CMR-страхование) предоставляется страховая защита юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки  грузов по территории Республики Беларусь и иностранных государств в соответствии с:

- Международной Конвенцией "О договоре международной  перевозки грузов" 1956 года (КДПГ);

- требованиями "Европейского  соглашения о международной дорожной  перевозке опасных грузов" (ДОПОГ,1957 года);

- законодательством Республики  Беларусь о перевозке грузов  автомобильным транспортом, а  также законодательством иностранных  государств, по территории которых  осуществляются перевозки.

Страхование перевозок достаточно важная операция для грузовладельца. Смысл ее - предотвратить финансовые убытки вследствие случайных событий, неподвластных контролю со стороны грузовладельца.

Такими событиями могут  стать повреждение груза (умышленное или неумышленное) или его полная утрата. Условия страхования грузов, как правило, основываются на международных  стандартах: на условиях Лондонского  института страховщиков, реже на немецких условиях АОС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 СТРАХОВОЙ РЫНОК РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

 

    1. Страховой рынок Республики Беларусь

 

На сегодняшний день страхование  является неотъемлемой частью деятельности любого хозяйствующего субъекта. Предприятия  и организации постоянно подвергаются рискам, которых сегодня существует огромное множество. Схематически риски  можно разделить на внутренние и внешние. Внешние - связаны с неопределенностью, то есть их нельзя точно знать, но можно предугадать и защититься от них. Наиболее приемлемым способом снижения риска является страхование, которое, по сути, представляет собой согласие инвестора заплатить за снижение риска, то есть свести его к нулю.

На данный момент в Беларуси действуют 25 страховых организаций, 12 создано с участием иностранного капитала (новая страховая компания зарегистрирована Министерством финансов 8 августа 2011 года, специальное разрешение (лицензия) на осуществление страховой  деятельности выдано 19.09.2011 г. [3]). При  установленной Правительством квоте  участия иностранного капитала в  совокупном уставном фонде страховых  организаций на уровне 30% фактически доля иностранного капитала составляет 2,4%. Притоку иностранного капитала в нашу страну препятствует действующее  законодательство, регулирующее деятельность страховых организаций.

Последние годы лидирующее место по объему страховых премий занимает компания «Белгосстрах», её доля в общей сумме страховых взносов с учетом принятых и переданных в перестрахование составила 2 317 289 097.1 тыс. руб. по итогам 2011 года. За ней следует ЗАСО «ТАСК» и ЗАСО "Промтрансинвест" с поступлениями взносов в 422 164 163,8 тыс. руб. и 296 855 515,5 тыс.руб по итогам 2011 год [3].

 

 

 

1.2 Основные показатели  деятельности страховых организаций  Республики Беларусь

 

За 2011 год действующими страховыми организациями республики получено страховых взносов по прямому  страхованию и сострахованию на сумму 2 365,6 млрд. рублей. Прирост поступлений за 2011 год по сравнению с 2010 годом в действующих ценах составил 1 023,6 млрд. рублей, или 76,3 %.

По добровольным видам  страхования получено страховых  взносов на сумму 1142,9 млрд. рублей. Удельный вес добровольных видов страхования  в общей сумме полученных страховых  взносов составил 48,3 % (за 2010 год – 49,9 %). В структуре поступления  страховых взносов по добровольным видам страхования на долю каждого  вида страхования приходится: личное страхование – 24,0 % от суммы взносов  по добровольным видам страхования, имущественное страхование – 67,6 %, страхование ответственности – 8,4 %.

По обязательным видам  страхования получено страховых  взносов 1 222,7 млрд. рублей. Удельный вес  обязательных видов страхования  в общей сумме поступлений  составляет 51,7 % (за 2010 год – 50,1 %), из них личное страхование – 36,6 % от суммы собранных страховых взносов  по обязательным видам страхования, имущественное – 5,4 %, страхование  ответственности – 58,0 %.

Выплаты страхового возмещения и страхового обеспечения в целом  по республике за 2011 год составили 1 338,7 млрд. рублей. В структуре страховых  выплат на долю добровольных видов  страхования приходится 44,5 %, обязательных видов страхования – 55,5 %.

Уровень страховых выплат в сумме собранных страховых  взносов за 2011 год составил 56,6 % (за 2010 год – 59,9 %).

Общая сумма страховых  резервов, сформированных страховыми организациями республики, по состоянию  на 01.01.2012 составила 1 735,0 млрд. рублей и  увеличилась по сравнению с 01.01.2011 на 704,7 млрд. рублей или на 68,4 %. Страховые  резервы по видам страхования  иным, чем страхование жизни, составляют 1 368,9 млрд. рублей, по видам страхования, относящимся к страхованию жизни, – 366,1 млрд. рублей (на 01.01.2011 – 764,2 млрд. рублей и 266,1 млрд. рублей соответственно).

Сумма полученного дохода от размещения средств страховых резервов за 2011 год составила 204,2 млрд. рублей.

По состоянию на 01.01.2012 собственный капитал страховых  организаций республики составил 2 701,5 млрд. рублей и увеличился по сравнению  с 2010 годом в действующих ценах  на 722,4 млрд. рублей, или на 36,5 %. Уставный фонд составляет 1790,2 млрд. рублей, или 66,3 % от величины собственного капитала.

За январь-март 2012 года действующими страховыми организациями республики получено страховых взносов по прямому  страхованию и сострахованию на сумму 893,2 млрд. рублей. Прирост поступлений за январь-март 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года составил 514,4 млрд. рублей, или 135,8 % в текущих ценах.

По добровольным видам  страхования за январь-март 2012 года получено страховых взносов в  размере 437,6 млрд. рублей, что на 242,3 млрд. рублей больше по сравнению с  аналогичным периодом 2011 года.

По обязательным видам  страхования за январь-март 2012 года получено страховых взносов в  размере 455,6 млрд. рублей, что на 272,1 млрд. рублей больше по сравнению с  аналогичным периодом 2011 года.

Удельный вес добровольных видов страхования в общей  сумме поступлений составляет 49,0 % (за январь-март 2011 года – 51,6 %).

За январь-март 2012 года выплаты  страхового возмещения и страхового обеспечения в целом по республике составили 457,2 млрд. рублей и превысили  данный показатель за аналогичный период 2011 года на 239,2 млрд. рублей. Уровень  страховых выплат в общей сумме  полученных страховых взносов за январь-март 2012 года составил 51,2 % (за аналогичный  период 2011 года – 57,6 %).

За январь-март 2012 года страховыми организациями перечислено в  бюджет и внебюджетные фонды 119,1 млрд. рублей (за январь-март 2011 года – 33,3 млрд. рублей), из них 76,7 млрд. рублей – налоги и неналоговые платежи в бюджет, 42,4 млрд. рублей – платежи во внебюджетные фонды (за январь-март 2011 года 12,7 млрд. рублей и 20,6 млрд. рублей соответственно).

Среднесписочная численность  штатных работников страховых организаций  республики по состоянию на 01.04.2012 составила 9 035 человек (на 01.04.2011 года – 8 801 человек).

Среднесписочная численность  работников страховых организаций  республики за анализируемый период составила 16 557 человек, в том числе  штатных – 8 914 (за 2010 год – 16 091 и 8 738 человек соответственно).

Полномочия по проведению обязательных видов страхования  предоставлены только государственным  страховым организациям или тем  компаниям, в чьих уставных фондах доля собственности государства более 50 процентов [1]. Такие условия не способствуют развитию страхового рынка  в правильном направлении, так как  государственные страховые компании остаются вне конкуренции.


 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.1 - Удельный вес обязательного/добровольного страхования в общей сумме страховых взносов, %

 

В развитых странах такие  виды личного страхования как  страхование жизни и страхование  дополнительной пенсии занимают ведущие  позиции в структуре страховых взносов. В Беларуси, вследствие неравных возможностей государственных и частных компаний, доля этих видов страхования в 2010 году в структуре полученных премий составила 11,79 процентов [3].

Сейчас страховому рынку  присуща тенденция снижения доли обязательного страхования в  общем объеме страховых премий, так  в 2010 году доля обязательного страхования  составила 49,9 %, а в 2011 году – 48,3 %. В 2012 году доля обязательного страхования  остается примерно на уровне прошлого года, так удельный вес обязательных видов страхования в общей  сумме поступлений за январь - март 2012 года составляет 49,0 % в соответствии с рисунком 1.1 [3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 СТРАХОВАНИЕ ОТВЕТСВЕННОСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ

 

2.1 Транспортное страхование. CMR страхование.

 

Страхование перевозок достаточно важная операция для грузовладельца. Смысл ее - предотвратить финансовые убытки вследствие случайных событий, неподвластных контролю со стороны грузовладельца.

Такими событиями могут  стать повреждение груза (умышленное или неумышленное) или его полная утрата. Условия страхования грузов, как правило, основываются на международных  стандартах: на условиях Лондонского  института страховщиков, реже на немецких условиях АОС.

 Страховая сумма обычно  устанавливается на уровне 110% от  заявленной стоимости груза, чтобы  в случае полной утраты груза  10% компенсировали необходимость  быстрого приобретения того же товара.

 Стоимость страхования  груза зависит от стоимости  груза, его характера, вида  транспорта, расстояния и направления  перевозки, количества перегрузок  и набора рисков, от которых  страхуется груз. Разница в тарифах  по характеру груза основана  на подверженности различных  его типов страхуемым рискам. Например, при страховании груза  от кражи железнодорожный полувагон  с песком менее привлекателен  для похитителей, чем автомобиль  с открытым кузовом, груженый  бытовой электроникой. При страховании  от частичного повреждения (например, в случае удара контейнера  о причал во время разгрузки)  важное значение имеет подверженность груза механическим повреждениям и характер его упаковки.

Вид транспорта (автомобильный, железнодорожный, морской или воздушный) также влияет на тариф страхования, но в меньшей мере.

Расстояние и направление  перевозки влияют на стоимость страхования, однако здесь используются в основном укрупненные показатели: Европа (за исключением СНГ), Азия. Америка или  какой-либо другой континент. Такое  деление расстояний и направлений  перевозки довольно условное и варьируется  в различных страховых компаниях. Как правило, западноевропейские компании предпочитают не страховать груз, идущий в страны СНГ, из-за предполагаемого повышенного риска.

Информация о работе Страхование ответственности автомобильных перевозчиков