Система государственного управления в сфере социальной защиты мигрантов (на примере Тюменской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 23:03, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ миграционной политики в РФ, а также анализ миграционной политике на примере Тюменской области. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Рассмотреть сущность, виды миграции, задачи, основные направления и принципы государственной миграционной политики. Проанализировать особенности миграционной политики в современной России. Изучить правовое регулирование на примере Тюменской области. Охарактеризовать основные направления регулирования миграционных процессов в Тюменской области.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по основам гму миграция.docx

— 133.71 Кб (Скачать файл)

 

По состоянию на 1 июля 2012 года численность официально зарегистрированных безработных составила 3, 7 тыс. человек, что на 21,1% ниже аналогичного показателя на соответствующую дату прошлого года. Уровень регистрируемой безработицы - 0, 53% от численности экономически активного  населения при 0, 71% годом ранее. Заявленная работодателями потребность в работниках составила 23628 единиц, что на 12,2% больше, чем на соответствующую дату предыдущего  года.

По итогам I полугодия 2012 года коэффициент напряженности  на рынке рабочей силы с начала года снизился с 0, 3 до 0, 2 человек на 1 вакансию. На протяжении всего отчетного  периода 2012 года регион имеет самое  низкое значение данного показателя среди субъектов Российской Федерации.

 

2.3 Оценка миграционной  ситуации в Тюменской юбласти

 

За 12 месяцев 2012 года через  пункты пропуска Тюменской области  проследовало 243 378 иностранных граждан  и лиц без гражданства, что  на 47,7% больше аналогичного периода  прошлого года, из них въехало  – 124 865, выехало – 118  513.

Количество иностранных  граждан и лиц без гражданства, подвергнутых иммиграционному контролю в пунктах пропуска через Государственную  границу Российской Федерации составляет 243 378  человек.

Количество въехавших  в Тюменскую область иностранных  граждан на 6 352 человек превысило  количество выехавших из Тюменской  области.

Основную часть прибывших  иностранных граждан составляют выходцы из стран Содружества  Независимых Государств – 98,6%. Из них  большую часть составляют граждане: Республики Казахстан – 51,3%; Республики Узбекистан –19,3%, Республики Таджикистан  – 14%, Киргизии – 6,4%,  Республики Азербайджан  – 5%, Республики Армения – 2,6%, Молдовы  – 0,5%, Украины – 0,5%. Количество остальных  иностранных граждан незначительно  и составляет менее 0,5%.

Из стран, «визового режима»  на первом месте по количеству въехавших  составляют граждане Германии – 52,5%; Турции – 46,6%, Франции – 0,9%, Китая – 0,03% (1 чел.).

Основными целями въезда иностранных  граждан и лиц без гражданства  на территорию Российской Федерации  являются:

частная – 79 637 чел.; работа – 43 730 чел.; туризм - 629 чел. ; коммерческая – 164 чел. ; служебная – 200 чел.; учеба – 408 чел.; транзит - 97 чел.

 

В 2012 году поставлено на миграционный учет 132 352 иностранных гражданина и  лица без гражданства, что на 43,2% больше аналогичного периода прошлого года.

Снято с миграционного  учета 30 424 иностранных гражданина , из них по месту жительства – 754 иностранных  гражданина , по месту пребывания – 29 670 иностранных граждан.

Рисунок 2.2

За отчетный период зарегистрировано по месту жительства –  3 117 иностранных граждан,.

За истекший период иностранным гражданам и лицам без гражданства оформлено 2242  разрешения на временное проживание, выдано 2064   (рост в 2,2 раза) разрешения на временное проживание. 

По состоянию на 01.01.2013 года по разрешениям на временное  проживание проживает 4132  иностранных  гражданина , в том числе 169  лиц  без гражданства .

 

За истекший период иностранным гражданам и лицам без гражданства оформлено 723   видов на жительство, продлено 114  видов на жительство.

                                                             

По странам происхождения  приобрели гражданство Российской Федерации граждане, прибывшие из:

Азербайджана – 100 чел., Армении  – 108 чел., Белоруссии  – 8 чел., Болгарии – 1 чел., Въетнама – 1 чел, Грузии – 17 чел., Казахстана – 300 чел., Кыргызстана – 84 чел., Литвы – 3 чел., России – 7 чел., Молдовы – 17 чел., США – 1 чел., Таджикистана – 100 чел., Туркмении – 3 чел., Турции – 1 чел.,  Узбекистана – 55 чел., Украины – 98 чел., Эстонии – 2 чел.

 

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации  от 04.10.2007г.  № 635 за 12 месяцев 2012 года сотрудниками УФМС  России по Тюменской  области оформлено 4 239  виз (+69,3%), в том числе  многократных – 4 205 (+71 %). Из оформленных многократных виз  с целью учеба  оформлено 363 визы (+40%), с целью «работа» оформлено  3 805  виз  (+76%).

Продолжают обращаться за постановкой на учет в качестве юридических  лиц, приглашающих иностранных граждан  дальнего зарубежья, организации. Всего  в текущем году на 01.01.2013 г.  на учете состоит 61 юридическое  лицо,  в качестве приглашающей организации (аппг-66), оформлено 2686  приглашений (-26,3%), из них приглашений на трудовую деятельность – 973 .

Квота разрешений на работу в 2012 году составляет 16 549 (2011 г. – 13 269).

В течение 12 месяцев 2012 года оформлено 17 636 разрешений на работу, увеличение на 58,6% по сравнению с аналогичным  периодом прошлого года. В рамках установленной  квоты оформлено – 15 999 разрешений на работу (+54,2%).

Поступило 9 207 уведомлений  от работодателей о расторжении  трудовых отношений с иностранными гражданами, что на 72,6% больше аналогичного периода прошлого года.

На 31 декабря 2012 года на территории области легально осуществляют трудовую деятельность – 10 563 иностранных граждан (СНГ – 6 030 и ДЗ – 4 533).

Основными государствами  – поставщиками рабочей силы на Тюменский рынок труда из стран Дальнего зарубежья являются: Корея (КНДР) – 624 (13,7%);  Турция – 2 938 (64,8%); Германия – 63 (1,3%); Босния и Герцеговина – 48 (1,0%); Сербия – 185 (4,0%);  Китай – 38 (0,8%); Индия – 45 (0,9%); из других стран, таких как Великобритания, Алжир, Венгрия, Польша, Румыния, Хорватия, Чехия, Черногория и т.д. количество привлекаемых иностранных работников не значительно (менее 3-х человек) и общее количество составляет - 589 (12,9 %).

Из  стран Ближнего зарубежья: Таджикистан – 1790 (26,9 %); Узбекистан – 2068 (34,2%); Кыргызстан – 660 (10,9 %); Азербайджан – 719 (11,9%); Армения – 503 (8,3%);  Украина – 257 (8,71 %);  Молдова – 33 (0,5%).

Рисунок 2.3

Следует отметить, что, основная масса иностранных работников дальнего зарубежья занимает высококвалифицированные  должности (директора, инженеры, менеджеры  и специалисты узкого профиля), но они используются в незначительной степени и не оказывают негативного  влияния на рынок труда Тюменской  области.

На территории Тюменской  области отсутствуют предприятия, организации, привлекающие исключительно  иностранных работников. Иностранных  работников, осуществляющих трудовую деятельность на предприятиях, входящих в перечень системообразующих организаций, утвержденных Правительственной комиссией  Российской Федерации в регионе, нет.

Информации о фактах невыплат заработной платы иностранным работникам на территории Тюменской области  в УФМС России по Тюменской области  не зафиксировано, также на территории Тюменской области не наблюдаются  факты проведения митингов, забастовок с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

На отчетный период в связи  с истечением срока действия статуса  вынужденного переселенца снято  с учета 38/100 сем./чел.

В соответствие с законодательством  статус вынужденного переселенца продлили 122/242 сем./чел.

Совместно  с Департаментом  социального  развития  Тюменской  области согласован и утвержден  Сводный список граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем некоторых  категорий граждан, установленных  федеральным законодательством», по Тюменской области на 2013 год.  По состоянию на 31 декабря 2012 года в  Сводном списке состоит 86/217 семей/человек.

В 2012 году зарегистрировано 419 преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства (+19,2%).

Зарегистрировано 388 преступлений общеуголовной направленности, что  на 15,5% больше аналогичного периода  прошлого года, по линии экономической  направленности – 21 преступление (рост в 3 раза).

Преступлений, связанных  с незаконным оборотом наркотиков, иностранцами совершено 42 (+20,0%). Преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия – 1 (-83,3%).

Отмечается снижение на 3,9% количества преступлений, совершенных  в отношении иностранных граждан  и лиц без гражданства (с 232 до 223).

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие  выводы. Главной целью реализации государственной миграционной политики является поддержание экономического развития регионов, которое обеспечивает занятость необходимой численности  населения. Наиболее тесная взаимозависимость  и взаимосвязь существует между  миграционной и экономической политикой, а с точки зрения территориального перераспределения населения, с  ее региональной составляющей. Первая глава посвящена теоретическим  аспектам рассматриваемого вопроса. Раскрыт  смысл основных понятий “миграционная  политика”, рассмотрены виды миграции, принципы, цели и задачи государственной  миграционной политики. Во второй главе  собраны и рассмотрены материалы  по реализации государственной миграционной политики на территории Тюменской области. Рассмотрены направления данной политике. Изучена работа УФМС по Тюменской  области, а также общественного - консультативного Совета при УФМС.

Рассмотрен объект курсовой работы - миграционная политика РФ,а  также предмет курсовой работы - проблемы регулирования миграционной политики (на примере Тюменской области).

В настоящее время миграционные потоки носят стихийный характер. В результате не учитываются реальные возможности социальной инфраструктуры, увеличиваются диспропорции региональных рынков труда, растет социальная напряженность, создаются условия для распространения  среди населения Тюменской области  идей национальной нетерпимости и ксенофобии. Создание условий для привлечения  в Тюменскую область квалифицированных  легальных трудовых ресурсов, совершенствование  миграционного учета иностранных  граждан, противодействие нелегальной  миграции, а также комплекс мер  по поддержке внутренней трудовой миграции нельзя осуществить без сбора  и анализа качественной и подробной  информации о миграции. Активизация  деятельности правительства РФ в  сфере государственной миграционной политики отражает понимание того, что без решения региональных проблем нельзя достигнуть провозглашаемых  правительствами большинства развитых стран национальных целей: эффективной  занятости, улучшения качества жизни, социально справедливого распределения  доходов, а также стабильного  экономического роста. [29]

Россия продемонстрировала политический интерес к мигрантам, она, действительно, готова обеспечивать их легитимность и защищать их права. Такая доброжелательная, открытая позиция  государства по отношению к мигрантам, безусловно, будет способствовать сокращению ксенофобии и рабства, преодолению  трудового дефицита, прогрессирующему росту экономики области как  области, так и страны в целом. [30]

Необходимо предоставить Тюменской области полномочия по регулированию миграционных потоков  через систему квотирования рабочих  мест по отраслям экономики, через систему  профессионального отбора или профессионального  обучения мигрантов из разных стран, и из числа желающих приехать на заработки в Россию. [31]

Требуется порядок первичной  проверки и дальнейшего регулярного  подтверждения задекларированных  мигрантами сведений о себе. Нужен  обязательный учет мигрантов не только миграционными властями, но и социальной защиты, а также правоохранительным органам. Необходимо поставить вопрос о законодательном закреплении  за главами исполнительной власти субъектов  Федерации координирующих функций  в сфере контроля за иммиграцией  и внутренней миграцией.

Все происходящее в миграционной сфере должно быть под контролем  органов государственной власти по Тюменской области. В рамках министерства внутренних дел создать специальную  иммиграционную полицию двойного подчинения - федерального и регионального, что  должно быть отражено в Федеральном  законе «О милиции». [32]

В 2015 г. ФМС России намерена рассматривать вопросы миграции в качестве одних из основных.

«Рабочие руки», которые  нужны на производственных мощностях - это часто люди из Молдовы, Украины  и среднеазиатских государств.

Но доля высококвалифицированных  работников сегодня на российском рынке  труда не очень велика. Основная масса работников - низкоквалифицированная рабочая сила.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Труд и занятость Тюменской области (1997-2006 гг.). // Статистический сборник. Тюмень: Издательство Тюменского областного комитета государственной статистики, 2007. – 203 с.
  2. Большой толковый социологический словарь. - М.: Вече, АСТ, 1999. - Т.2. - с. 528.
  3. "Вопросы Федеральной миграционной службы". Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года N 928 (с изменениями на 2 сентября 2008 года).
  4. Население России 2007: Пятнадцатый ежегодный демографический доклад / отв. ред. А.Г. Вишневский; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2009. -- с.240.
  5. Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998 №130-ФЗ (ред. от 30.06.2003) СЗ РФ №28 ст. 2642.
  6. Якобсон А.Я., Максимов И.М. Лекции по мировой экономике: Учебное пособие. Иркутск: ИрГУПС, 2006. - 87 с.
  7. Зверев Ю.М. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие / Калинингр. ун-т. - Калининград, 2007.- 124 с.
  8. Рязанцев С.В. Влияние миграции на социально-экономическое развитие Европы: современные тенденции.- Ставрополь, 2009 – c.145.
  9. Некипелов А. Уровень общественного благосостояния: подходы к оценке.// Российский экономический журнал. - 2010. - №7 - С. 37.
  10. Рыбаковский Л.Л. Миграционные процессы: понятие, формы, виды и стадии // Миграция населения. - Вып. 1: Теория и практика исследования. Приложение к журналу «Миграция в России». - М., 2007. - С. 5 – 17.
  11. Куценко Т.И. Нелегальная миграция и незаконная занятость иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ //Нелегальная иммиграция / Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир. - 2009. - №9. - С.78.
  12. Регент Т.М. Миграция в России. Проблемы государственного регулирования.- М., 2009. c – 39.
  13. РФ Денисенко М.Б., Хараева О. А., Чудиновских О.С. Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада.- М., 2009. c – 135.
  14. Якобсон А.Я., Максимов И.М. Лекции по мировой экономике: Учебное пособие. Иркутск: ИрГУПС, 2006. - С.52.
  15. "О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики". Указ Президента Российской Федерации от 23.02.2002 №232 (с изменениями от 19.07.2004 N 928).
  16. "Вопросы Федеральной миграционной службы". Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года N 928 (с изменениями на 2 сентября 2008 года).
  17. http://www.ufms72.ru/index.php?catalog=1&ctl=1&sub=7.
  18. http://www.ufms72.ru/index.php?catalog=1&ctl=1&sub=8.
  19. http://www.ufms72.ru/index.php?catalog=189&ctl=189&sub=224.
  20. http://www.ufms72.ru/index.php?catalog=225&ctl=225&sub=226.
  21. Указ Президента РФ «О федеральной миграционной программе» от 09.08.1994 1668 (ред. от 13.06.1996).
  22. http://www.region72.ru/population.shtml.
  23. Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029.
  24. Труд и занятость Тюменской области (1997-2006 гг.). // Статистический сборник. Тюмень, 2007. С.41.
  25. Миграционный поток и русло закона // Закон №11/2007. - 105-107 с.
  26. Великое переселение продолжается. А.Егоров // Миграция и гражданство №1(4)/2003. - 4-5 с.
  27. Современные миграционные процессы: проблемы интеграции и повышения уровня толерантности. Материалы региональной научно-практической конференции (29 - 30 мая 2002 г.) / Под общ. Ред. Ефимова Ю.Г. и Вабелина В.М. Ставрополь: СГАУ, 2002. - 266 с.
  28. Законодательство о миграции: плюсы и минусы // Закон №11/2007. - 107-110 с.
  29. Переведенцев В.И., Миграция населения и трудовые проблемы Сибири. Наука, Новосибирск, 1966. С.118.
  30. Конституция Российской федерации – 1993 г.
  31. Ж.А. Зайончковская. Новая миграционная политика России: впечатляющие результаты и новые проблемы.
  32. Миграционный режим: нарушения и санкции // Миграция и гражданство №2(5)/2008. - 21-23 с.
  33. Плисецкий Е.Л., Современные миграционные процессы в России http://migrant.ru/news.php?id=363.
  34. Аберкрамби Н. Социологический словарь. - М.: ЗАО "Изд-во "Экономика", 2004. - с. 620.
  35. Законодательство о миграции: плюсы и минусы // Закон №11/2007. - 107-110 с.

Информация о работе Система государственного управления в сфере социальной защиты мигрантов (на примере Тюменской области)