Система государственного управления в сфере социальной защиты мигрантов (на примере Тюменской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 23:03, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ миграционной политики в РФ, а также анализ миграционной политике на примере Тюменской области. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Рассмотреть сущность, виды миграции, задачи, основные направления и принципы государственной миграционной политики. Проанализировать особенности миграционной политики в современной России. Изучить правовое регулирование на примере Тюменской области. Охарактеризовать основные направления регулирования миграционных процессов в Тюменской области.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по основам гму миграция.docx

— 133.71 Кб (Скачать файл)

Также они должны принимать  все необходимые меры по совершенствованию  законодательства о правовом положении  иностранных граждан и лиц  без гражданства, находящихся на территории России, использовании иностранной  рабочей силы. Особое внимание будет  уделено разработке механизмов депортации лиц, незаконно находящихся на территории России.(16)

Федеральным органам власти необходимо осуществлять меры по контролю за целесообразностью привлечения  и использования иностранной  рабочей силы, направленные на защиту отечественного рынка труда, обеспечение  приоритетного права российских граждан на занятие трудовых вакансий, борьбу с нелегальной трудовой миграцией  и т.д.

Органы государственной  власти Российской Федерации должны способствовать развитию взаимовыгодного  миграционного обмена, в том числе  и в области трудовой миграции, с приграничными государствами  на основе действующего трудового законодательства Российской Федерации.

Субъекты РФ вправе регулировать социально-экономические миграции, исходя из складывающейся социально-экономической, экологической обстановки и иных обстоятельств в рамках федерального законодательства. В отдельных субъектах  приняты законы и иные нормативные  правовые акты, предоставляющие преференции  выходцам из этих регионов, лицам, переселяющимся из северных регионов России, военнослужащим и т.д. В ряде субъектов приняты  ограничительные меры, препятствующие притоку мигрантов из других субъектов  Федерации и из-за ее пределов.

«Преференции или ограничения  для отдельных категорий мигрантов  должны быть законодательно оформлены  и четко артикулированы в региональных миграционных программах, иных подзаконных  актах и не могут противоречить  федеральному законодательству». [17]

Органы государственной  власти Российской Федерации стремятся  к расширению возможностей субъектов  РФ по самостоятельному регулированию  миграционных процессов на их территории в пределах их компетенции, в том  числе путем заключения соответствующих  договоров и соглашений.

Основными направлениями  государственной миграционной политики Российской Федерации являются:

В области расширения возможностей переселения на постоянное жительство:

наличие квалифицированных специалистов;разработка программ стимулирования миграции предпринимателей; упрощение правил переселения в целях воссоединения семей; обеспечение доступа иммигрантов к социальным, медицинским и образовательным услугам.

В области разработки дифференцированных механизмов привлечения и использования  иностранной рабочей силы:

совершенствование механизма, привлечение иностранных работников;введение программ краткосрочной и долгосрочной трудовой миграции;развитие программ сезонной миграции работников;стимулирование иностранных работников;упрощение правил въезда на территорию РФ иностранных граждан.

В области образовательной  миграции в Российскую Федерацию:

создание условий поступления  иностранных абитуриентов;расширение базы студентов в российских ВУЗах; разрешение иностранным студентам работать по специальности; упрощение миграционного учета иностранных граждан; экспорт российских образовательных программ.

В области выполнения обязательств в отношении мигрантов:

создание благоприятных условий для учебы, работы; совершенствование системы предоставления убежища; создание систем обмена информацией; формирование

         взаимности между мигрантами и местным населением:

развитие межкультурного общения;создание условий для адаптации временных мигрантов; реформирование институтов социализации детей мигрантов; содействие распространению русского языка и русской культуры;

В области противодействия  незаконной миграции:

закрепление понятия «иммиграционный контроль»; противодействие организации незаконной миграции [3].

 

1.2 Особенности  миграционной политики в современной  России

 

Миграционные процессы в  России в минувшее десятилетие определялись влиянием отрицательных и положительных  факторов. К отрицательным факторам относят распад бывшего СССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность отдельных участков Государственной  границы РФ, ухудшение качества жизни  людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты. В то же время  к положительным факторам относятся  демократизация общественно – политической жизни, реализация конституционного принципа свободы передвижения, развитие рыночных отношений и вхождение в международный  рынок труда. Иммиграция в Россию, в том числе из стран со сложной  общественно – политической, экономической  и санитарно–эпидемиологической обстановкой, носит масштабный характер. [34]

Количество въехавших  в Россию иностранных граждан  постоянно превышает количество выехавших граждан, причем в приграничных районах интенсивно формируются  иностранные общины. Отсутствует  эффективный государственный контроль над миграционными процессами. Массовый приток вынужденных мигрантов постепенно снижается. Медленно решаются долгосрочные проблемы многих вынужденных мигрантов, которые решили остаться в Российской Федерации. Часто они сталкиваются с серьезными проблемами в плане  социальной защиты. Не уделяется должного внимания решению задач организованного  расселения вынужденных мигрантов, перехода от оказания им первой чрезвычайной помощи к созданию условий для  нормальной жизни, обеспечению занятости  и соблюдению прав человека. Сохраняются  проблемы социально-экономической  адаптации мигрантов, не имеющих  статуса вынужденных переселенцев или беженцев. [4]

Сокращается количество беженцев и лиц, получающих временное или  политическое убежище в РФ, в том  числе из-за усиливающейся угрозы проникновения на территорию России террористических организаций. [5] Террористические нападения заставили мировое  сообщество принять в последние  годы меры по ужесточению процедур иммиграционного контроля как по отношению к лицам, ходатайствующим  о признании беженцами либо ищущим временное или политическое убежище, так и к экономическим мигрантам. Ряд государств прибегнул в этих целях к беспрецедентным мерам  безопасности. Уделять должное внимание вопросам антитеррористической интеграции стремится и Россия. Продолжает сокращаться  позитивная, необходимая для развития экономики социально-экономическая  миграция населения внутри РФ. Это  вызвано несбалансированностью  между оплатой труда в легальном  секторе экономики и ночной стоимостью жилья, передачей объектов ведомственного жилищного фонда в муниципальную  собственность, отсутствием механизмов обеспечения рабочей силой производства за счет территориального перераспределения  внутренних трудовых ресурсов. Все  это создает трудности для  обеспечения рабочей силой новых  и возрождающихся производств, не способствует экономическому росту.

Развиваются процессы внешней  трудовой миграции в виде привлечения  и использования в Российской Федерации труда иностранных  граждан, выезда российских граждан  за границу с целью работы по найму. При этом среди иностранных работников, используемых в России, и российских граждан, работающих за рубежом, велика доля лиц, нелегально осуществляющих трудовую деятельность, что приводит к нарушению  их трудовых и социальных прав. В  России это создает угрозу национальному  рынку труда и благоприятствует развитию теневой экономики.

Сохраняется внутренняя миграция, связанная с неблагоприятной  экологической обстановкой и  стихийными бедствиями. Природные и  техногенные катастрофы вызывают экстренное массовое переселение людей, что  требует дополнительных усилий государства  по решению их проблем.

Сокращается прирост постоянного  населения России. За счет миграции все меньше восполняется естественная убыль населения. Во многих регионах РФ уменьшение миграционного прироста населения происходит на фоне значительного  сокращения численности населения  в результате роста смертности и  снижения рождаемости.

По прогнозу, начиная с 2006 года, ожидаются значительные изменения  в структуре населения, будет  сокращаться численность населения  трудоспособного возраста – основного  источника формирования трудовых ресурсов. [6]

Потребность экономики страны в дополнительных трудовых ресурсах вызовет необходимость регулируемого  притока иммигрантов. В этой ситуации актуальной проблемой для российского  общества является формирование установок  толерантного сознания.

В последние годы миграция населения не обеспечивает перераспределение  населения по территории страны в  целях сбалансированности спроса и  предложения на рынке труда. Оживление  национальной экономики, неизбежные при  этом территориальные и отраслевые диспропорции потребуют более активного  перераспределения населения и  трудовых ресурсов в пределах страны, что вызовет необходимость разработки механизмов стимулирования трудовой миграции граждан, в том числе за счет развития рынка жилья. Следует всемерно способствовать стремлению мигрантов к самообустройству и осуществлению трудовой деятельности.

Рыночный механизм предопределяет необходимость осуществления государственного управления миграционными процессами на основе обеспечения прав граждан  на свободу передвижения и создания с этой целью системы экономических  стимулов. Указанная миграционная ситуация требует новых подходов, с тем  чтобы миграционные процессы в России стали фактором, способствующим позитивному  развитию российского общества, исходили из потребностей экономики, интересов  национальной безопасности, охраны общественного  порядка и здоровья населения  при строгом соблюдении международных  обязательств Российской Федерации. Во многом обусловленные рядом объективных  и субъективных внешних и внутренних факторов, взаимосвязанных с динамично  развивающимися политическими и  социально-экономическими процессами.

Наиболее значимыми факторами, оказывающими влияние на развитие как  позитивных, так и негативных миграционных тенденций, являются:

процессы глобализации в  мире, вовлекающие колоссальные трудовые ресурсы;

увеличивающиеся темпы роста  народонаселения стран Азии, является основным поставщиком незаконной миграции в Россию;

экономическая привлекательность  Российской Федерации.

Важными и достаточно опасными особенностями миграционного процесса, сложившимися в последние годы, являются:

1. Активное проникновение  и закрепление иммигрантов в  приграничные регионы РФ.

2. Снижающийся уровень  коренного населения РФ.

3. Возрастающая внутренняя  и внешняя миграционная активность  коренного населения Российской  Федерации.

В ближайшей перспективе  будет возрастать угроза «миграционного давления» и на Сибирский регион с его убывающим 30-миллионным населением, из которого 76% сосредоточено в Красноярском и Алтайском краях, Тюменской, Кемеровской, Иркутской и Новосибирской областях. Необходимо учитывать, что Тюменская, Иркутская, Кемеровская области  и Красноярский край дают более 70% общей  прибыли России. [7]

Необходимо также отметить, что на негативные миграционные и  социально-политические тенденции  влияют и будут в перспективе  влиять ряд субъективных факторов, наиболее важными из которых являются:

рост преступности иностранных  граждан, значительную долю которых  составляют незаконные иммигранты; формирование в России нелегального «миграционного бизнеса».

Поэтому, выстраивая экономическую  политику развития регионов важно развивать  средние и малые города, в которых  концентрировать предприятия малого и среднего бизнеса, внедряющие в  свою деятельность инновационные ресурсосберегающие технологии в сферах добычи и производства сырья, строительства, транспорта и  транспортной инфраструктуры, энергетики, жилищно-коммунального сектора.

Необходимо разобраться, так ли привлекательна либеральная  миграционная политика.

В этой связи необходимо обратить особое внимание на две основные проблемы:

1. Такой подход не решает  полностью задачу предотвращения  нелегальной миграции.

2. Возникнет стихийное  движение иммигрантов в регионы  с благоприятными природно-климатическими, социально-экономическими и политическими  условиями.

Вышеизложенные проблемы предполагают реализацию следующих  возможных направлений миграционной политики, среди которых:

определение приоритетных отраслей хозяйства, особо нуждающихся в  рабочей силе;

выстраивание единой системы  миграционного контроля от прибытия и размещения иностранцев до их выезда на родину;

привлечение широкой научной  общественности и специалистов к  обсуждению концептуальных основ миграционной политики.

Возрастающая мобильность  населения в эпоху глобализации значительно повысила значение фактора  миграции в мировой экономике  и международных отношениях. В  современных условиях миграция порождает  множество проблем, требующих согласования усилий практически всех государств и выработки глобальных подходов к их решению.

Заметная в последний  период интенсификация международного диалога по миграции отражает попытки  усилить глобальный вектор в ее регулировании  и объединить усилия по противостоянию негативным тенденциям в развитии миграционных процессов. Миграции населения, особенно трудовая, роль которой в мировом  развитии неуклонно возрастает, становятся одним из основных факторов международной  экономики.

Информация о работе Система государственного управления в сфере социальной защиты мигрантов (на примере Тюменской области)