Система государственного управления в Латвии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 13:29, реферат

Краткое описание

Латвия впервые обрела независимость после Октябрьской революции 1917 года в России. В состав российского государства большая часть ее территории (Видземе и Рига) вошла в 1721 году после поражения Швеции, которой тогда принадлежали эти земли, в Северной войне. В 1772 году, по первому разделу Польши, к России была присоединена Латгале. Западная часть Латвии, Курземе (Курляндия) вошла в состав России по третьему разделу Польши в 1795 году
После периода независимости в 1918-1940 годах, Латвия входила в состав СССР до 1991 года. Верховным Советом Латвийской ССР 4 мая 1990 года была принята Декларация о независимости, 21 августа 1991 года – решение о выходе из состава СССР, а в сентябре 1991 года СССР признал независимость Республики Латвия, вступившей после этого в ООН.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…...3
1.Исторический контекст развития государственного управления Латвии..…4
2.Законодательная власть Латвии……………………………………………......6
3.Исполнительная власть Латвии………………………………………………..7
4.Судебная власть Латвии………………………………………………..………9
5.Местное управление и самоуправление Латвии…………………………….11
6.Рекомендации по оптимизации и модернизации системы государственного управления Латвии………………………………………………………………13
Список использованных источников…………………………………………...15

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ЛАТВИЯ.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«МОГИЛЕВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А. А. КУЛЕШОВА»

 

 

Факультет экономики и права

 

 

Кафедра политологии и социологии

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине организация государственного управления

 

 

«Система государственного управления в Латвии »

 

 

 

 

 

 

Выполнили студентки 2 курса

дневного отделения

группы П-123

Радюкевич А.А.

Клачкова К.А.

 

 

 

 

Проверил преподаватель

Синковец Антон Юрьевич.

 

 

 

 

 

 

 

 

Могилев, 2014

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…...3

1.Исторический контекст развития  государственного управления Латвии..…4

2.Законодательная власть Латвии……………………………………………......6

3.Исполнительная власть Латвии………………………………………………..7

4.Судебная власть Латвии………………………………………………..………9

5.Местное управление и самоуправление Латвии…………………………….11

6.Рекомендации по оптимизации  и модернизации системы государственного  управления Латвии………………………………………………………………13

Список использованных источников…………………………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Латвия впервые обрела независимость после Октябрьской революции 1917 года в России. В состав российского государства большая часть ее территории (Видземе и Рига) вошла в 1721 году после поражения Швеции, которой тогда принадлежали эти земли, в Северной войне. В 1772 году, по первому разделу Польши, к России была присоединена Латгале. Западная часть Латвии, Курземе (Курляндия) вошла в состав России по третьему разделу Польши в 1795 году. До Швеции и Польши этими территориями владел (вплоть до его ликвидации в 1561 году в ходе Ливонской войны) Ливонский орден, покоривший в начале XIII века племена проживавших здесь угро-финских племен ливов и балтийских племен латгалов, куршей, селов, земгалов, образовавших позднее латвийскую народность. 
После периода независимости в 1918-1940 годах, Латвия входила в состав СССР до 1991 года. Верховным Советом Латвийской ССР 4 мая 1990 года была принята Декларация о независимости, 21 августа 1991 года – решение о выходе из состава СССР, а в сентябре 1991 года СССР признал независимость Республики Латвия, вступившей после этого в ООН.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Исторический контекст  развития государственного управления  Латвии

 
             В 1918 административная система управления Российской империи была заменена институтами парламентской республики. Конституция 1922 ввела пост президента, однопалатный парламент (сейм) и кабинет, возглавляемый премьер-министром. В 1920-е и начале 1930-х годов наибольшими симпатиями избирателей пользовались левоцентристская Социал-демократическая партия и правоцентристский Крестьянский союз, хотя в парламентских выборах участвовало несколько десятков партий и политических групп. Социал-демократы регулярно получали значительное число мест в сейме, тогда как Крестьянский союз преуспевал в создании коалиций и правительственных кабинетов. Эта система была ликвидирована в мае 1934, когда премьер-министр Карлис Улманис, лидер Крестьянского союза и член многочисленных прежних кабинетов, осуществил государственный переворот. Улманис приостановил действие конституции и деятельность парламента, упразднил политические партии и ввел прямое президентское правление. Личная диктатура Улманиса сохранялась вплоть до лета 1940, когда Латвия была включена в состав Советского Союза.[3] 
             Последующая советизация латвийских государственных институтов и политики была остановлена немецким нападением на СССР и оккупацией Прибалтики (1941–1944). В этот период более 100 тыс. человек погибло в концентрационном лагере Саласпилс. Советизация возобновилась после 1945, хотя против нее вплоть до 1957 активно боролось партизанское движение «лесные братья». К концу 1940-х годов государственные институты в Латвийской ССР были такими же, как и во всех других советских республиках. Их главной функцией было исполнение решений, принимаемых руководством СССР в Москве. Единственной легальной политической партией являлась Коммунистическая партия Латвии, члены которой занимали все важные государственные посты.  
Политическая система, сложившаяся в Латвийской ССР в конце 1940-х годов, по существу не изменялась до конца 1980-х годов – периода гласности и перестройки, когда в прибалтийских республиках возникли широкие политические движения, называвшиеся «народными фронтами».[3]

Первая демонстрация протеста в Латвии состоялась 23 августа 1987. Латвийский народный фронт начал свою деятельность в октябре 1988 и вскоре по своей численности превзошел компартию. В то же время КПЛ быстро теряла своих членов. В Верховном Совете, избранном в марте 1990, преобладали члены Латвийского народного фронта (2/3 мест) и других общественных организаций, выступавших за отделение от Советского Союза. 4 мая 1990 Верховный Совет ЛССР принял Декларацию о восстановлении независимости и изменил название страны на Латвийскую Республику.  
21 августа 1991 Верховный Совет провозгласил независимость Латвии, а 23 августа была запрещена коммунистическая партия. 6 сентября 1991 Советский Союз официально признал независимость Латвии.  
После восстановления независимости Верховный Совет остался законодательным органом власти, а его председатель был официальным главой государства. Исполнительная власть возлагалась на Совет министров, возглавлявшийся премьер-министром. Эта система оставалась в силе до парламентских выборов в июне 1993, вернувших к жизни сейм. Была подтверждена Декларация о независимости, принятая в мае 1990, и восстановлена конституция 1922. В системе власти предусматривались выборный парламент (сейм), президент, избираемый сеймом, и многопартийная политическая система с пропорциональным представительством. В переходный период 1991–1993 Верховный Совет принял законы о проведении реформ, чтобы устранить остатки советской системы, и восстановил многие правовые принципы первой республики, включая те, что касались частной собственности, личных прав и свободы слова и собраний. Кроме того, Верховный Совет приступил к созданию пограничной и таможенной служб и небольших вооруженных сил. Задача завершения всей этой работы легла на новый сейм.[3]  
             К 1993 политическая структура республики стабилизировалась. Сейм реформировал государственные министерства, доставшиеся стране в наследство от советского периода, и разработал принципы гражданской службы для государственных чиновников. Была достигнута договоренность с Российской Федерацией о выводе бывших советских войск. В августе 1998 последняя российская воинская часть покинула Латвию после закрытия радиолокационной станции в Скрунде. В 1994 сейм принял новый Закон о гражданстве, который определил статус различных групп населения, а в 1995 принял Закон о натурализации. Однако по мере приближения выборов 1995 политическая ситуация становилась все более неустойчивой.[3]

Политическое положение стабилизировалось в июне 1999, когда новый состав сейма избрал нового президента Латвии.  
Латвия отказалась присоединиться к Содружеству независимых государств (СНГ) – преемнику Советского Союза, однако заключила двухсторонние соглашения с отдельными членами этого содружества, в частности с Россией, Украиной и Белоруссией.[3]

В сентябре 1991 Латвия стала членом ООН, в 1992 – членом Всемирного банка и Международного валютного фонда, а в 1995 – членом Совета Европы. В конце 1990-х годов Латвия подала заявки на членство в НАТО и ЕС. Однако Европейский союз не включил Латвию в первоочередной список кандидатов на членство в ЕС, а НАТО не дала твердых гарантий о принятии в свой состав трех прибалтийских государства в связи с отрицательной позицией России.[3] 

 

 

 

 

 

 

2.Законодательная власть  Латвии

 

Законодательная власть представлена Сеймом Латвии.

Сейм Латвии  (также Са́эйма , латыш. Saeima) — однопалатный парламент Латвии, состоит из 100 депутатов, избираемых гражданами Латвии по 5 округам — Рижскому, Видземскому, Латгальскому, Земгальскому и Курземскому. Установленная периодичность выборов — раз в 4 года (до Шестого Сейма — раз в 3 года), выборы проходят в первую субботу октября (кроме выборов Пятого Сейма и внеочередных выборов Одиннадцатого). Система выборов — пропорциональная (до 10 Сейма). Для участия в распределении мест список должен преодолеть 5 % барьер (до выборов Пятого Сейма барьера не было, при них он составлял 4 %). Председатель Сейма на октябрь 2011 г. — Солвита Аболтиня из фракции «Единство».[4]

Состав Сейма по фракциям (октябрь 2011 года).

Правоцентристская коалиция правительства премьера Валдиса Домбровскиса (Единство). Выдержало уже два мандата парламентских выборов. 56 депутатов поддерживают правительство, 44 находятся в оппозиции.[4]

Поддерживают правительство:

  • Единство (20), либеральные консерваторы
  • Партия реформ Затлерса (16), консервативные либералы
  • Национальное объединение «Всё для Латвии!» — «Отечеству и свободе/ДННЛ» (14), национальные консерваторы
  • Независимые депутаты (6 откололись от ПРЗ), неолибералы
  • Союз зелёных и крестьян (13), зеленые регионалисты и консерваторы

Находятся в оппозиции:

  • Центр Согласия (31), социал-демократы

 

В Латвии существуют Комиссии: по Внешней политике, Бюджету и финансам, Юридическим вопросам, Правам человека и общественным делам, Образованию, культуре и науке, Обороне, внутренним делам и предотвращению коррупции, Госуправлению и самоуправлениям, Народному хозяйству, среде, аграрной и региональной политике, Социальным и трудовым вопросам, Мандатам, этике и заявлениям, Запросам, Общественным расходам и ревизиям, Хозяйственным делам, Национальной безопасности, Исполнению Закона о гражданстве, а также по Европейским делам.[2]

28 мая 2011 года президент Валдис Затлерс инициировал процедуру роспуска 10-го Сейма. Референдум о роспуске 10-го Сейма состоялся 23 июля 2011 года, по результатам референдума Сейм был распущен.[4]

ЦИК ЛР назначила дату выборов в новый Сейм в субботу 17 сентября 2011 года. Начали принимать списки кандидатов. Состоялись в назначенное время 17 сентября, прошли пять партий.[4]

 

3.Исполнительная власть  Латвии

 

Исполнительная власть представлена правительством – Кабинетом министров (латыш. Ministru Kabinets), во главе которого стоит премьер-министр – президент министров (латыш. Ministru prezidents), избираемый Сеймом.[1] 

Кабинет министров (Ministru kabinets) — правительство Латвийской Республики. Согласно статье 58 Сатверсме(конституции) ему подчинены все учреждения государственного управления. Кабинет министров приступает к выполнению своих обязанностей после того, как Сейм выразил ему свое доверие. Отдельным министрам и государственным министрам, которых Президент министров назначает позднее, необходимо особое решение Сейма о доверии. Если Сейм выражает недоверие Президенту министров, в отставку должен подать весь Кабинет. Если недоверие выражено отдельному министру, он должен подать в отставку, а Президент министров должен пригласить на его место другое лицо. Недоверие Кабинету министров Сейм выражает путем принятия соответствующего решения или отклонив поданный Кабинетом министров проект очередного годового государственного бюджета.[1]

Во все кабинеты министров Латвии с 1993 г. входили президент министров (глава правительства) и собственно министры — политические руководители министерств (административными руководителями министерств — чиновниками, которые не теряют постов при смене правительств, — являются государственные секретари министерств).[5]

В некоторые кабинеты входили также:

  • товарищи президента министров (вице-премьеры)
  • министры по особым поручениям (не подчинялись собственно министрам и не возглавляли министерства, а имели секретариаты — в подчинении секретариатов не было учреждений государственного управления, и их административными руководителями являлись не государственные секретари, а руководители секретариатов министров)
  • государственные министры (подчинялись какому-либо министру)

Кабинет министров принимает решения большинством голосов членов Кабинета министров, присутствующих на заседании, также имеет право принимать решения, если в заседании принимают участие более половины членов Кабинета министров. По состоянию на январь 2011 года в состав кабинета входят президент министров и 13 министров: благосостояния, внутренних дел, здравоохранения, земледелия, иностранных дел, культуры, науки и образования, обороны, охраны среды и регионального развития, транспорта, финансов, экономики, юстиции.[2]

В случае отсутствия Президента министров, или если он не может исполнять свои должностные обязанности по другим причинам, его замещает и ведет заседания Кабинета министров тот член Кабинета министров, которого Президент министров назначил своим заместителем. Об этом должны быть извещены Президент государства и председатель Сеймы. В случае отсутствия товарища Президента министров или министра или если он не может исполнять свои должностные обязанности по другим причинам, его замещает член Кабинета министров, назначенный Президентом министров заместителем на этом месте.[2]

Президенту министров подчиняются все учреждения государственного управления. Кабинет министров имеет право предлагать законы, право назначать или утверждать на должность значительную часть чиновников гражданской службы. Кабинет министров обсуждает или принимает решения по всем делам, которые входят в его компетенцию согласно Сатверсме (Конституции) и законам. Кабинет министров может публиковать нормативные акты — правила — в следующих случаях:

    • если закон дает Кабинету министров на то особые полномочия;
    • чтобы утвердить международный договор или его проект, денонсировать или приостановить действие международного договора, если Конституция или закон не предусматривают иного порядка;
    • если это необходимо для применения правовых актов ЕС и соответствующий вопрос не урегулирован законом.

До 2007 года Кабинет министров мог издавать правила также в порядке, установленном статьей 81 Конституции, то есть между сессиями Сейма, в случае срочной необходимости. До 2008 года Кабинет министров мог издавать правила также, если соответствующий вопрос не был урегулирован законом.[5]

Правила, утвержденные Кабинетом министров, не могут вступать в противоречие с Конституцией и законами. Правила должны содержать ссылку о том, на основании какого закона они опубликованы. Кабинет министров и отдельный министр могут издавать инструкции, обязательные для подчиненных им институций:

    • если закон или правила дают особые полномочия на это Кабинету министров или отдельному министру;
    • если соответствующий вопрос не урегулирован законом или правилами.

Президент министров, товарищ Президента министров и министры имеют право издавать распоряжения в случаях, установленных законами и правилами Кабинета министров. Распоряжение — это административный акт индивидуального характера, который относится к отдельным государственным институциям и должностным лицам.[5]

Информация о работе Система государственного управления в Латвии