Система государственного управления в сфере социальной защиты мигрантов (на примере Тюменской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 23:03, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ миграционной политики в РФ, а также анализ миграционной политике на примере Тюменской области. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Рассмотреть сущность, виды миграции, задачи, основные направления и принципы государственной миграционной политики. Проанализировать особенности миграционной политики в современной России. Изучить правовое регулирование на примере Тюменской области. Охарактеризовать основные направления регулирования миграционных процессов в Тюменской области.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по основам гму миграция.docx

— 133.71 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Правильная продуманная миграционная политика государства способствует социально-экономическому развитию страны. Вопросы миграционной политики входят в число наиболее значимых для обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, сохранения устойчивого экономического роста.

В условиях стремительного сокращения численности населения  Российской Федерации и трудоспособного  населения, совершенствование миграционной политики, приобретает особую актуальность. Миграция участвует в формировании рисунка расселения и структуры  населения, трудового потенциала территории, изменении состава населения, способствует социально-экономическому развитию страны, а также разностороннему развитию личности. Все это подтверждает необходимость  всестороннего изучения данного  процесса не только в теоретическом, но и практическом плане. [35]

Миграция - это явление  стихийное, и его процессы подчас не зависят от волеизъявления государственных  структур, они лишь вынуждены подстраивать правовое поле под возникающие реалии жизни. [36]

Структура и направления  миграции обусловливались политическими, экономическими и культурными факторами  и характеризовались вытеснением  населения из той социальной ниши, которую оно занимало ранее; эмиграцией из перенаселенных районов и увеличением  эмиграции в дальнее зарубежье  за пределами государственно-правового  регулирования данного процесса. В настоящее время Россия переживает острый демографический кризис. Учитывая современные миграционные тенденции, население России, согласно оценкам, сократится к 2050 г. на 20% и составит 112–119 млн. человек. В ближайшем будущем  Россия столкнётся также с проблемой  нехватки населения в трудоспособном возрасте, которая требует немедленного решения на государственном уровне. Привлечение квалифицированных  работников из-за рубежа и эффективное  перемещение рабочей силы внутри страны - наиболее очевидный выход  из сложившейся ситуации.

Миграционная политика - комплекс правил, мер и ограничений, направленных на упорядочение гражданских  и общественных отношений в области  перемещения лиц через границу  Российской Федерации (как внутрь, так  и за её пределы). За прошедший год  россиян стало на 23 тыс. больше - по словам экспертов-демографов, впервые  за последние 15 лет можно всерьез  говорить о приросте народонаселения. Однако особых надежд на дальнейший рост рождаемости и снижение смертности возлагать не следует, ибо после 2012 года страну неминуемо ожидает  очередной демографический спад. Затормозить снижение численности  населения может лишь миграция. В  рамках программы по переселению  соотечественников в Россию переселилось более 17 тыс. человек, еще около 5 тыс. соотечественников планируют переезд  в ближайшее время [1].

Создание условий для  привлечения в РФ квалифицированных  легальных трудовых ресурсов, совершенствование  миграционного учета иностранных  граждан, противодействие нелегальной  миграции, а также комплекс мер  по поддержке внутренней трудовой миграции нельзя осуществить без сбора  и анализа качественной и подробной  информации о миграции. Источниками  информации по миграции служит административная статистика, перепись и обследования населения. Однако все эти источники  не в полной мере охватывают мигрантов, в первую очередь нелегальных, что  затрудняет принятие точных экономических  и политических решений. Для получения  более обоснованного и четкого  представления о трудовых мигрантах, работающих нелегально, необходимо провести единовременное обследование мест компактного  проживания мигрантов. Анализ результатов  указанного обследования даст возможность  расширить представление о составе  и структуре трудовой миграции. [37]

Целью данной работы является анализ миграционной политики в РФ, а также анализ миграционной политике на примере Тюменской области.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 

Рассмотреть сущность, виды миграции, задачи, основные направления  и принципы государственной миграционной политики.

Проанализировать особенности  миграционной политики в современной  России.

Изучить правовое регулирование  на примере Тюменской области.

Охарактеризовать основные направления регулирования миграционных процессов в Тюменской области.

Объектом курсовой изучения данной работы - миграционная политика РФ.

Предметом курсовой работы являются проблемы регулирования миграционной политики (на примере Тюменской области).

 

ГЛАВА 1. Миграционная политика РФ

 

1.1 Сущность, виды, принципы, задачи, основные направления  миграционной политике

 

Одним из важнейших источников формирования населения в Росси  и в ее отдельных регионах стала  миграция населения. В понятие “миграция  населения” различные исследователи  вкладывают самый разнообразный  смысл. Под миграцией населения (от лат. migratio - переселение) принято понимать территориальную подвижность (механическое движение) населения. Она связана  с перемещением по территории страны, обусловлена влиянием разнообразных  факторов - социально-экономических, военно-политических, религиозных, природных, экологических; особенностями исторического и  хозяйственного развития отдельных  регионов [2].

Территориальный признак  является главным в миграционной подвижности населения. Примером этого  могут служить ежедневные поездки  на работу и домой, из пригородов в  города и обратно. Данные поездки  носят локальный характер и не сказываются на географическом рисунке  расселения, но оказывая при этом существенное влияние на формирование местных  систем расселения.

Также существует функциональный признак, по которому миграцию можно  подразделить на трудовую, культурно-бытовую, рекреационную (туризм, отдых).

По временному признаку выделяются:

1) временная, или возвратная,

2) постоянная, или безвозвратная. 

По направлению миграционных потоков их делят:

1. внешние (межконтинентальные  и межгосударственные). К внешней  миграции относятся эмиграция  (выезд из страны проживания) и  иммиграция (въезд в страну), а  также репатриация (возвращение,  выехавших на родину).

2. внутренние (межрайонные,  внутрирайонные). Примерами внутренних  миграций могут, служить переезды  жителей из одного города в  другой, из села в город и  т.д. Внутренние сезонные миграции  усиливаются в период активизации  сельскохозяйственных работ (весна,  лето, осень) или во время летних  отпусков.

По форме организации  миграция населения делится на два  вида:

1. Организованную, осуществляемую  при участии и с помощью  государства.

2. Неорганизованную (самодеятельную).

Иммиграционная политика регламентирует правила и нормы  принятия иностранных граждан. Эмиграционная  политика - выезд граждан за рубеж.

Экзистенциальная миграция - концепт, возникший в результате феноменологических исследований жизни добровольных мигрантов, оставивших свои дома исключительно из желания жить в чужой стране.

Целью такой миграции являются в сущности познание неких аспектов человеческого бытия, которые не могут быть познаны другим путем.

Существует ряд мотивов  для такой миграции:

стремление более полно  реализовать свой потенциал,

стремление к свободе  и независимости, открытость новому опыту, восприятие чего-то, как стимула  к расширению самосознание.

Также существует еще один вид миграции это этническая миграция - совокупность миграционных потоков, в которых численно преобладают  лица с общей этнической принадлежностью, перемещающиеся из одного крупного этнокультурного  ареала в другой.

По причинам переезда на новое место жительства можно  разделить:

1. экономические (трудовые), связанные с поиском мест с  более высокооплачиваемой работой  и более высоким уровнем жизни.

2. политические, вызванные  изменением границ государства,  дискриминацией отдельных групп  населения.

Государственная миграционная политика РФ – совокупность, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров  РФ, а также положениями Конституции  РФ, в результате чего выражаются в  федеральных законов и нормативно - правовых актов, федеральных органов  исполнительной власти.

Целью миграционной политики является оптимизация миграционного  движения населения, обеспечивающая соответствие трудовых ресурсов рабочим местам. Миграционная политика определяется государством на основе законодательства, учитывающего интересы общества и отдельных его  членов. «Международная миграционная политика в отличие от внутренней применяет более жесткие требования к регулированию потоков мигрантов  по объему, национальному и профессиональному  составу. Международная миграционная политика осуществляется Международной  организацией труда, региональными  экономическими сообществами и другими  организациями». [14]

Миграционная политика осуществляется государством в области миграции населения и трудовых ресурсов, а  также международными организациями.

При реализации миграционной политики перед федеральными органами государственной власти, федеральными органами исполнительной власти, а  также общественными объединениями  стоят следующие задачи:

В политической и государственно-правовой сфере:

выработка государственных  мер, связанных с притоком мигрантов;

достижение согласия между  государственными органами власти по вопросам регулирования миграционных процессов;

принятие федеральных  законов и правовых актов РФ для  ликвидации свободы передвижения, пребывание иностранных граждан без гражданства  и использования иностранной  рабочей силы;

согласование интересов  государства при разработке и  реализации миграционных программ, затрагивающих  интересы мигрантов;

защита и обеспечение  законных прав и интересов мигрантов.

В социально - экономической  сфере:

регулирование ситуации на рынках труда, жилья и т.д.; формирование федерального бюджета; разработка и реализация региональных и межрегиональных программ; развитие систем коммуникации в целях информирования; содействие общественным организациям мигрантов.

в области внешней политики:

мирное разрешение этнополитических и региональных конфликтов; присоединение к соглашениям о правах трудящихся - мигрантов;упрощение приграничной торговли, бытовых или иных контактов; полноправное развитие и обеспечение духовных связей с Россией; реализация соглашений о защите национальных меньшинств.

В духовной сфере:

информирование населения  о специфике психологии мигрантов; распространение идей дружбы народов и чувства патриотизма;распространение знаний об истории и культуре народов - мигрантов; учет национальных обычаев, традиций и обрядов мигрантов.

Миграционная политика РФ основывается на следующих принципах:

согласования государственных  интересов России и ее субъектов;применения федеральных законов в области защиты прав мигрантов;недопустимость дискриминации.

Направлениями государственной  миграционной политики Российской Федерации  являются: предупреждение, предотвращение и минимизация негативных последствий  стимулированных миграционных потоков.

Важнейшим направлением предупреждения вынужденных миграций из-за пределов России и незаконной иммиграции является учет правового и социально-экономического положения соотечественников в  установлении Россией двусторонних отношений с государствами нового зарубежья. [15]

Органы государственной  власти Российской Федерации будут  содействовать скорейшему заключению и практической реализации межгосударственных соглашений, регулирующих процессы переселения  граждан, гарантирующих их права  и обязанности органов государственной  власти по содействию добровольному  переселению. Нарушение прав и свобод человека и гражданина является важнейшей  причиной возникновения потоков  перемещенных лиц на территории России.

Органы государственной  власти субъектов РФ вправе разрабатывать  и принимать соответствующие  законы и иные нормативные правовые акты с учетом разграничения предметов  ведения в этой сфере, установленной  Конституцией Российской Федерации  и имеющихся международных обязательств России по защите прав национальных меньшинств.

В Российской Федерации есть регионы, нуждающиеся в определенных мерах государственной помощи для  поддержания основ жизнедеятельности  проживающего в них населения. Это  относится к большинству регионов Крайнего Севера, прежде всего к  тем населенным пунктам, в которых  в результате действий государственных  и негосударственных структур произошла  невосполнимая ликвидация рабочих  мест и сокращение учреждений социальной сферы.

Информация о работе Система государственного управления в сфере социальной защиты мигрантов (на примере Тюменской области)