Деятельность представительства ООН в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 16:51, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: определить влияние деятельности представительства ООН в Беларуси на формирование механизмов защиты прав человека.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих ключевых задач исследования:
1. На основании изучения литературы выявить общетеоретические основания концепции развития прав человека и гражданина;
2. Выявить основные проблемы действующего законодательства Республики Беларусь в области защиты прав и свобод человека.
3. Охарактеризовать общие механизмы реализации и поощрения прав человека.
4. Обозначить особенности защиты прав человека на национальных и международных уровнях.
5. Охарактеризовать деятельность представительства ООН в Беларуси по защите прав человека.

Содержание

Введение 2
Глава 1 Общетеоретические основы деятельности ООН 5
Глава 2 Права человека как ключевой объект деятельности ООН 16
2.1 Правовые рамки реализации и поощрения прав человека на национальном уровне 16
2.2 Реализация политических прав человека 19
2.2.1. Право на свободу выражения 19
2.2.2. Право на мирные собрания и свободу ассоциаций 20
2.2.3.Право на свободу и личную неприкосновенность 22
2.3. Реализация социально-экономических прав 24
2.3.1. Право на достойный жизненный уровень 24
2.3.2. Право на труд 25
2.3.3. Право на социальное обеспечение 27
2.3.4. Право на охрану здоровья 30
2.3.5. Право на образование 32
2.3.6. Права ребенка 34
2.3.6. Права женщин 36
2.4. Реализация культурных прав 38
2.4.1. Права национальных меньшинств 38
2.5. Гарантии реализации основных прав, свобод и в Республики Беларусь 42
Глава 3 Защита прав человека в Беларуси: деятельность представительства ООН 47
3.1. Принятие Республикой Беларусью международных норм в области прав человека 47
3.2. Взаимодействие международного и национального права 50
3.3. Перспективы развития механизма защиты прав человека на современном этапе 56
Заключение 65
Список использованных источников 68

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа_деятельность ООН.docx

— 114.71 Кб (Скачать файл)

Проблема возможного клонирования человека поднимает лишь новые вопросы, на которые трудно пока дать ответ. Один из них заключается в том, будет ли новая копия обладать правами человека и гражданина. Другая проблема заключается в том, способен ли клонированный человек к последующему репродуцированию естественным путем? Кто должен считаться в данном случае родителями ребенка? Достижения медицинской науки в данной области будут способствовать порождению все новых проблем в области прав человека.

В Республике Беларусь из-за относительного технического несовершенства медицинской базы вопрос о клонировании человека не столь актуален, как в странах Западной Европы и США [1, c 91].

Можно согласиться с мнением И.Ф. Демидова, что правозащитная функция уголовного процесса никак не может осуществляться путем нарушения прав человека. Именно права и свободы человека и гражданина должны определять смысл, содержание и применение законов в уголовно-процессуальной деятельности отнесена проверка жалоб граждан или их объединений конституционности закона в связи с конкретным делом [10, c 19].

Для повышения эффективности и оперативного рассмотрения поступивших обращений предусмотрено образование в Конституционном Суде России двух палат, что позволят осуществлять конституционное судопроизводство не одной коллегией, как было прежде, а тремя на пленарных заседаниях палат. Поэтому Конституционный Суд России лишь за первые полгода после возобновления своей деятельности сумел рассмотреть практически столько же жалоб, сколько за первые два года рассмотрел предыдущий состав Конституционного Суда России. При этом признание Конституционным Судом Российской Федерации положений законов, примененных в конкретных делах, не соответствующих Конституции, влечет следующие правовые последствия:

  • такое решение Конституционного Суда - основание для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на признанном неконституционным положении закона;
  • для обратившегося в Конституционный Суд гражданина его дело, в котором был применен признанный неконституционным закон, подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке. Этот порядок для судов определен в УПК, ГПК, АПК, для других органов в актах о них;
  • касающиеся других граждан решения судов и иных органов, основанные на признанных неконституционными положениях законов, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленном законом порядке;

• если признание положений закона неконституционными создали пробел в правовом регулировании, то применяется непосредственно Конституция.

Мы считаем, что такой порядок зашиты конституционных прав и свобод граждан необходимо ввести в практику работы Конституционного Суда Республики Беларусь [35, c 68].

Одним из способов обеспечения прав и свобод граждан в Республике Беларусь является прокурорский надзор, поскольку в соответствии со ст. 125 действующей Конституции на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров возлагается надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Однако Генеральный прокурор Республики Беларусь не наделен правом обращения с предложением о даче заключения в Конституционный Суд Республики Беларусь о признании и отмене неконституционного нормативного акта, нарушающего права и свободы личности.

Как справедливо отмечает профессор Г.А. Василевич, «следует наделить Конституционный Суд правом возбуждать производство по делам по предложению Генерального прокурора Республики Беларусь».

Полагаем, что Генеральный прокурор Республики Беларусь является своеобразным арбитром между различными звеньями судебной системы государства, а также между органами законодательной и судебной власти. Будучи таким арбитром, Генеральный прокурор, не обладая правом отмены нормативных правовых актов, не соответствующих Конституции Республики Беларусь, должен обладать возможностью обращения в Конституционный Суд с данным предложением. В этой связи представляется целесообразным внесение изменений и дополнений в ч. 4 ст. 116 Конституции, наделив и Генерального прокурора, наряду с Президентом Республики Беларусь, Палатой представителей, Советом Республики. Верховным Судом, Высшим Хозяйственным Судом и Советом Министров Республики Беларусь, правом обращаться в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложением о даче заключения о соответствии законов, декретов, указов Президента Республики Беларусь, международных договоров и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь.

Одним из способов обеспечения прав и свобод граждан в Республике Беларусь является прокурорский надзор, поскольку в соответствии со ст. 125 действующей Конституции на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров возлагается надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Однако Генеральный прокурор Республики Беларусь не наделен правом обращения с предложением о даче заключения в Конституционный Суд Республики Беларусь о признании и отмене неконституционного нормативного акта, нарушающего права и свободы личности.

Как справедливо отмечает профессор Г.А. Василевич, «следует наделить Конституционный Суд правом возбуждать производство по делам по предложению Генерального прокурора Республики Беларусь».

Полагаем, что Генеральный прокурор Республики Беларусь является своеобразным арбитром между различными звеньями судебной системы государства, а также между органами законодательной и судебной власти. Будучи таким арбитром, Генеральный прокурор, не обладая правом отмены нормативных правовых актов, не соответствующих Конституции Республики Беларусь, должен обладать возможностью обращения в Конституционный Суд с данным предложением. В этой связи представляется целесообразным внесение изменений и дополнений в ч. 4 ст. 116 Конституции, наделив и Генерального прокурора, наряду с Президентом Республики Беларусь, Палатой представителей, Советом Республики. Верховным Судом, Высшим Хозяйственным Судом и Советом Министров Республики Беларусь, правом обращаться в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложением о даче заключения о соответствии законов, декретов, указов Президента Республики Беларусь, международных договоров и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь.

Что касается суда присяжных, то его преимущество состоит в том, что он минимизирует число судебных ошибок и защищает граждан от необоснованного осуждения [27, c 6]. А его сущность в том, что его осуществляет компетентный орган, независимый от государственной администрации и судов общей юрисдикции [37, c 26].

Суд присяжных является отнюдь не новым институтом, призванным обеспечить защиту прав личности в уголовном процессе путем вынесения вердикта о виновности либо невиновности подсудимого.

Статьей 8 Закона Республики Беларусь от 13 января 1995 г. «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» (с изм. и доп.) [14] устанавливалось, что «суд рассматривает дела по первой инстанции в составе: одного судьи и коллегии из семи присяжных заседателей — уголовные дела о преступлениях, за совершение которых предусмотрено наказание в виде смертной казни, если обвиняемый не признает себя виновным и требует назначение суда присяжных». Механизм функционирования института присяжных заседателей детально регламентировался в разделе четвертом данного Закона.

Статья 8 и раздел четвертый Закона Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» должны были вступить в силу с 1 января 2000 г., однако они были исключены Законом Республики Беларусь от 11 ноября 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь».

Представляется, что суд с участием коллегии присяжных заседателей может быть воссоздан в Республике Беларусь и рассматривать дела, для разрешения которых требуется главным образом житейский здравый смысл. Полагаем, что им должны рассматриваться дела, относимые уголовным законодательством Республики Беларусь к категории тяжких.

Немногие страны достигли решения данных и иных проблем [36, c 62].

В этой связи считаем необходимым воссоздание коллегии присяжных заседателей в государстве, внеся в Кодекс Республики Беларусь от 29 июня 2006 г. «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» (с изм. и доп.) [22] дополнение следующего содержания:

«Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях - единолично судьями. Суд рассматривает дела по первой инстанции в составе: одного судьи и коллегии из семи присяжных заседателей - уголовные дела о преступлениях, относящихся к категории особо тяжких, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двенадцати лет, пожизненного заключения или смертной казни, если обвиняемый не признает себя виновным и требует назначение суда присяжных».

Таким образом, приведение в действие института присяжных заседателей будет способствовать изменению не только качества прокурорского надзора за законностью деятельности органов предварительного следствия, но и подготовке государственных обвинителей к судебному разбирательству и повышению престижа адвокатуры.

Представляется, что наказание призвано быть не столько жестоким, сколько неотвратимым, так как жестокость наказания является показателем низкого уровня правосознания общества.

Оценивая в целом конституцию, можно сказать, что несмотря на некоторые минусы, она создает условия для формирования сильного государственно-правового механизма. Поэтому очень важно, что мерилом деятельности государственных органов было их стремление к демократии, обеспечении прав и свобод граждан [6, c 40].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

ООН – международная организация государств, создана в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами. Устав ООН, предварительно разработанный на конференции в Думбартон-Оксе в 1944 представителями СССР, США, Великобритании и Китая, подписан 26 июня 1945 государствами – участниками учредительной Сан-Францисской конференции 1945 и вступил в силу 24 октября 1945. На 1 сентября 1994 в состав ООН входило 184 государства (в т. ч. Российская Федерация). Главные органы ООН: Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности, Экономический и Социальный совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. Штаб-квартира в Нью-Йорке. Официальными языками ООН являются английский, испанский, китайский, русский и французский; в Генеральной Ассамблее, Совете Безопасности, Экономическом и Социальном советах официальным является также арабский язык. Предшественником ООН была Лига Наций, организация, задуманная при схожих обстоятельствах во время Первой мировой войны и учрежденная в 1919 году в соответствии с Версальским договором «для развития сотрудничества между народами и для обеспечения им мира и безопасности».

Название Объединенные Нации, предложенное президентом Соединенных Штатов Франклином Д. Рузвельтом, было впервые использовано в Декларации Объединенных Наций 1 января 1942 года, когда во время Второй мировой войны представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран оси. В ООН в настоящее время входит 192 государства. Из международно признанных независимых государств в ООН не входит лишь Ватикан. Устав ООН явился первым в истории международных отношений договором, который закрепил обязанность государств соблюдать и уважать основные права и свободы человека.

ООН – лауреат Нобелевской премии мира. Ранее, в 1988 году, Нобелевскую премию мира получили Миротворческие силы ООН. К первоначальным членам ООН относятся 50 государств, подписавших Устав ООН на конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945, а также Польша. В течение 1946–2006 в ООН было принято ещё 141 государство реально в этот период входило в состав ООН больше государств, но цифра меньше за счет выхода из состава ряда государств, таких как Югославия, Чехословакия вследствие их раздела на независимые государства.

Предусмотренные в Конституции Республики Беларусь права и свободы достаточно полно закрепляют правовой статус личности в обществе, соответствуют международным документам о правах человека и содержат гарантийный механизм их осуществления. Главная задача государства заключается в том, чтобы создать благоприятные материальные, социально-психологические и иные условия для реализации конституционных прав и свобод граждан, декларированных в Основном Законе.

Судебная власть при защите прав граждан осуществляется общими судами в пределах, урегулированных гражданским процессуальным законодательством. Оно, согласно ст.3 ГПК, регулирует порядок рассмотрения и разрешения судами гражданских, семейных, трудовых, других исковых дел, дел, возникают, из административно-правовых отношений, дел производства, дел приказного производства, а также иных дел и порядок исполнительного производства, рассмотрении гражданских дел и исполнении юрисдикционных актов осуществляется защита прав, вытекающих практически из всех отраслей права. Гражданская процессуальная судебная форма защиты в силу этого носит универсальный характер.

В нашей республике действует определенный механизм судебного контроля за органами администрации в целях защиты прав человека и гражданина. Вместе с тем следует отметить, что данный механизм нуждается в более четком правовом регулировании в части установления специфических процессуальных правил рассмотрения дал, вытекающих из административно-правовых отношений.

Конституция Республики Беларусь является правовой основой и для обеспечения оптимального доступа граждан к конституционному правосудию. Конституционный Суд Республики Беларусь занимает высокое место в судебной системе. Его деятельность по обеспечению конституционного права граждан на судебную защиту предопределяется компетенцией, установленной ст. 116 Конституции, а также обязанностью как государственного органа рассматривать обращения граждан, предусмотренной ст. 40 Конституции. Именно сочетание этих двух норм Конституции, а также соответствующих положений Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» является достаточным основанием развития и совершенствования права граждан на доступ к конституционному правосудию.

Информация о работе Деятельность представительства ООН в Беларуси