Деятельность представительства ООН в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 16:51, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: определить влияние деятельности представительства ООН в Беларуси на формирование механизмов защиты прав человека.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих ключевых задач исследования:
1. На основании изучения литературы выявить общетеоретические основания концепции развития прав человека и гражданина;
2. Выявить основные проблемы действующего законодательства Республики Беларусь в области защиты прав и свобод человека.
3. Охарактеризовать общие механизмы реализации и поощрения прав человека.
4. Обозначить особенности защиты прав человека на национальных и международных уровнях.
5. Охарактеризовать деятельность представительства ООН в Беларуси по защите прав человека.

Содержание

Введение 2
Глава 1 Общетеоретические основы деятельности ООН 5
Глава 2 Права человека как ключевой объект деятельности ООН 16
2.1 Правовые рамки реализации и поощрения прав человека на национальном уровне 16
2.2 Реализация политических прав человека 19
2.2.1. Право на свободу выражения 19
2.2.2. Право на мирные собрания и свободу ассоциаций 20
2.2.3.Право на свободу и личную неприкосновенность 22
2.3. Реализация социально-экономических прав 24
2.3.1. Право на достойный жизненный уровень 24
2.3.2. Право на труд 25
2.3.3. Право на социальное обеспечение 27
2.3.4. Право на охрану здоровья 30
2.3.5. Право на образование 32
2.3.6. Права ребенка 34
2.3.6. Права женщин 36
2.4. Реализация культурных прав 38
2.4.1. Права национальных меньшинств 38
2.5. Гарантии реализации основных прав, свобод и в Республики Беларусь 42
Глава 3 Защита прав человека в Беларуси: деятельность представительства ООН 47
3.1. Принятие Республикой Беларусью международных норм в области прав человека 47
3.2. Взаимодействие международного и национального права 50
3.3. Перспективы развития механизма защиты прав человека на современном этапе 56
Заключение 65
Список использованных источников 68

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа_деятельность ООН.docx

— 114.71 Кб (Скачать файл)

В Беларуси постоянно увеличивается количество зарегистрированных общественных объединений. По состоянию на 1 октября 2011 г. в Беларуси зарегистрировано  15 политических партий и 981 партийная организация, 36 профессиональных союзов и 22905 профсоюзных организаций, 2380 общественных объединений, из них 229 международных,  679 республиканских и 1472 местных.

2.2 Реализация политических прав  человека

2.2.1. Право на свободу выражения

Свобода слова, свобода средств массовой информации и запрет цензуры – базовые ценности, закрепленные в Конституции Беларуси, – стали частью правовых стандартов в стране.

Если в 1993 году в Беларуси выпускалось 627 печатных СМИ, то к 2010 году их количество увеличилось до 1377. Из них 68 процентов составляют СМИ негосударственной формы собственности. В Беларуси свободно распространяются более 6 тыс. зарубежных печатных изданий, транслируются более 90 зарубежных телеканалов.

Закон Республики Беларусь «О средствах массовой информации», который формирует правовые механизмы независимой профессиональной деятельности СМИ, разрабатывался с учетом рекомендаций ОБСЕ и Совета Европы. Указанным законом помимо прочего значительно расширен доступ граждан к различным видам информации, упрощена процедура учреждения СМИ.

Законодательно установлены категории информации, распространение которой в СМИ запрещено, включая пропаганду войны, экстремистской деятельности, насилия, жестокости, использования наркотиков.

Установлена недопустимость вмешательства в сферу профессиональной самостоятельности редакции средств массовой информации. Не допускается нарушение прав журналистов, принуждение их к распространению либо отказу от распространения информации.

Монополизация средств массовой информации государственными органами, политическими партиями, другими общественными объединениями, иными юридическими или физическими лицами не допускается.

В Беларуси законодательно зафиксированы и обеспечены на практике равные экономические условия для развития всех средств массовой информации независимо от формы собственности.

Для поддержания диалога между государственными органами и неправительственным сектором по актуальным проблемам развития белорусских масс-медиа создан и функционирует Общественный координационный совет в сфере массовой информации.

Беларусь активно взаимодействует с международными правозащитными структурами и процедурами в сфере СМИ.

В 1998 году Беларусь по приглашению правительства посетил специальный докладчик по вопросу о праве на свободу мнения и его свободное выражение. В 2007 году состоялся визит представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ. В 2008 году под эгидой ОБСЕ в Беларуси проведено два семинара по вопросам свободы СМИ с участием представителей государственных органов и гражданского общества.

2.2.2. Право на мирные собрания и  свободу ассоциаций

Конституция гарантирует свободу собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан. Основополагающим принципом проведения публичных мероприятий является обеспечение общественной безопасности и порядка при их проведении.

Законодательство, основанное на принципах Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирует право на свободу ассоциаций и объединений. Политическим партиям и иным общественным объединениям гарантирована свобода деятельности в соответствии с их уставами и программами. Законодательство запрещает ликвидацию политических партий и общественных объединений по политическим мотивам. Запрещается создание и деятельность НПО и политических партий, имеющих целью осуществление пропаганды войны или экстремистской деятельности, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

В настоящее время в Беларуси действуют 15 политических партий и 981 партийная организация, а также около 2,5 тыс. общественных объединений различной направленности, включая 220 молодежных общественных объединений, 110 объединений национальных меньшинств, 83 общественных объединения инвалидов войны и труда, ветеранов, 80 - научно-технических, 49 творческих и 31 женское общественное объединение.

При этом количество общественных объединений стабильно увеличивается, что свидетельствует о гражданской активности населения и наличии возможностей для ее проявления.

Вступивший в силу в 2009 году Закон Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики» создает дополнительные гарантии свободы ассоциации для молодых людей.

Национальное законодательство о профсоюзах учитывает положения ратифицированных Конвенций МОТ, касающихся свободы объединений.

Граждане Республики Беларусь имеют право создавать по своему выбору профсоюзы, а также вступать в профсоюзы при условии соблюдения их уставов.

Профсоюзы могут создавать на добровольной основе республиканские союзы (ассоциации) и иные объединения, обладающие правами профсоюзов, а также вступать в них.

Профсоюзы самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, определяют структуру, избирают руководящие органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, пленумы, съезды.

Профсоюзы в соответствии со своими уставными целями и задачами имеют право сотрудничать с профсоюзами других стран, по своему выбору вступать в международные и другие профсоюзные объединения и организации.

Одной из приоритетных задач социально-экономической политики Республики Беларусь являются совершенствование и развитие системы социального партнерства, форм и методов взаимодействия профсоюзов (объединений профсоюзов), нанимателей (их объединений) и органов государственного управления.

Профсоюзы участвуют в разработке и реализации социально-экономической политики государства, вправе вносить в органы государственного управления предложения о совершенствовании законодательства по трудовым и социально-экономическим вопросам, осуществлять общественный контроль за соблюдением нанимателями законодательства о труде, охране труда, о профсоюзах, за выполнением коллективных договоров и соглашений.

Профсоюзы в целях осуществления своих уставных задач имеют право организовывать и проводить в соответствии с законодательством митинги, уличные шествия, демонстрации и другие коллективные действия по защите интересов своих членов.

По состоянию на 1 октября 2011 г. в Беларуси зарегистрировано  
36 профессиональных союзов, из них 33 республиканских профессиональных союза,  
1 - территориальный и 1 профсоюз в организации, 2 объединения профсоюзов.

Постоянно действующими органами системы социального партнерства на отраслевом и местном уровнях являются советы по трудовым и социальным вопросам. В настоящее время в стране действует 19 отраслевых и  277 территориальных советов.

Одной из форм социального партнерства является ведение коллективных переговоров по заключению соглашений, коллективных договоров. Соглашения заключаются на республиканском (генеральное соглашение), отраслевом (тарифное соглашение) и местном (местное соглашение) уровнях.

По данным за девять месяцев 2011 г. в Республике Беларусь действует  
1 Генеральное соглашение, 44 отраслевых тарифных соглашения, 488 местных соглашений и 18319 коллективных договоров.

2.2.3.Право  на свободу и личную неприкосновенность

Законодательством Беларуси закреплен ряд гарантий от произвольного задержания.

Заключение под стражу как мера пресечения применяется только в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 2 лет. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть применена в отношении подозреваемого или обвиняемого по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, если они не имеют постоянного места жительства на территории Республики Беларусь, или не установлена их личность.

Административное задержание может производиться в случае совершения гражданином административного правонарушения. При этом гражданину гарантируется право на уведомление в течение трех часов членов семьи, близких родственников, адвоката о месте его нахождения. Физическое лицо, в отношении которого применено административное задержание, срок которого длится свыше трех часов, содержится в местах, определяемых органами, ведущими административный процесс.

Задержанный имеет право на приглашение адвоката. Иностранные граждане или лица без гражданства, задержанные за совершение административного правонарушения, без промедления должны быть информированы на понятном им языке о причинах их задержания и правах, которые они имеют.

Законодательство обеспечивает дополнительные гарантии прав ребенка при решении вопросов о применении меры пресечения в отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, предусматривая возможность надзора за несовершеннолетним со стороны родителей, опекунов, попечителей.

В 2004 году Беларусь посетила Рабочая группа по произвольным задержаниям, которая положительно отметила усилия правительства по совершенствованию судебной и правовой системы. За прошедшее после визита время Беларусь дважды представляла в адрес Рабочей группы информацию о ходе выполнения ее рекомендаций.

 

2.3. Реализация социально-экономических  прав

2.3.1. Право на достойный жизненный  уровень

В течение последних 25 лет дополнительная нагрузка на государство в плане обеспечения всех категорий прав человека лежит в связи с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС. Расходы на преодоление социальных, экономических, культурных и других негативных последствий аварии ежедневно составляют 1 млн. долл. США или 730 долл. США на каждого жителя загрязненных территорий. Всего с момента аварии на чернобыльские нужды государством затрачено более 18 млрд. долл. США.

В настоящее время в зонах радиоактивного загрязнения расположено  
2367 населенных пунктов, в которых проживает более 1 млн. 100 тыс. человек или 12 процентов населения страны.

Правительством осуществляется социально-экономическая и радиационно-экологическая реабилитация радиоактивно загрязненных территорий, создание условий для экономической деятельности без ограничений по радиационному фактору и дальнейшего снижения риска для здоровья пострадавшего населения.

Несмотря на долгосрочные сдерживающие факторы, связанные с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, государство проводит последовательную политику по обеспечению достойного уровня жизни населения.

В январе-августе 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010 года в Беларуси валовой внутренний продукт вырос на 9,1 процента, реальные располагаемые денежные доходы населения выросли на 5,8 процента.

В мировом рейтинге по показателю «валовый доход на душу населения», определяющему уровень жизни, в 2011 году Беларусь занимает 57-ю позицию, среди стран СНГ – второе место.

Созданы необходимые условия для всестороннего культурного и творческого развития личности, доступа к культурным ценностям. В Беларуси действуют 27 государственных театров, около 2 тыс. музеев, проводится множество фестивалей  международного и национального  уровня. Инвалидам, ветеранам войны, детям-сиротам, детям с особенностями психофизического развития предоставлено право бесплатного посещения государственных экспозиций, выставок, музеев. Почти каждый второй житель Беларуси является пользователем публичных библиотек. На одну государственную публичную библиотеку приходится 2,5 тыс. жителей, что соответствует нормам ЮНЕСКО.

По данным выборочного обследования домашних хозяйств, на начало 2011 года 31,2 процента домашних хозяйств имели доступ в Интернет с домашнего компьютера. Доступом в Интернет обеспечено 87 процентов школ в стране.

2.3.2. Право на труд

Конституция Беларуси гарантирует право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека. В стране трудовые отношения между работником и нанимателем регулируются Трудовым кодексом Республики Беларусь.

Действующая в Беларуси система оплаты труда работников позволяет обеспечить адекватную оплату их труда в зависимости от сложности, количества, качества, условий работы, уровня квалификации и занимаемой должности (профессии).

Законодательством о труде Республики Беларусь в качестве государственного минимального социального стандарта в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленной (месячной или часовой) нормы труда определена минимальная заработная плата.

Перечни организаций и должностей, а также категорий работников с продолжительностью основного отпуска более 24 календарных дней, условия предоставления и конкретная продолжительность этого отпуска устанавливаются Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Продолжительность основного отпуска обязательна для всех нанимателей.

Для воспрепятствования злоупотреблениям со стороны работодателя в разработанном с привлечением иностранных экспертов Трудовом кодексе предусмотрены гарантии для работников от необоснованных отказа в приеме на работу и увольнения, в том числе по причине дискриминации, обеспечение безопасности условий труда.

Меры, направленные на дополнительную защиту трудовых прав работников, предусматривают предоставление профсоюзам права осуществлять общественный контроль за соблюдением нанимателями законодательства о труде, охране труда, о профсоюзах, за выполнением коллективных договоров и соглашений.

При Совете Министров Республики Беларусь действует Комиссия по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом по выработке предложений и обеспечению взаимодействия республиканских органов государственного управления, государственных организаций, подчиненных Правительству, местных исполнительных и распорядительных органов, а также профессиональных союзов по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Аналогичные комиссии функционируют на региональном уровне.

Государство обеспечивает дополнительные гарантии в реализации права на труд социально уязвимым категориям граждан, в том числе инвалидам, реализует программы содействия занятости населения, стимулирует трудоустройство молодежи.

Информация о работе Деятельность представительства ООН в Беларуси