Деятельность представительства ООН в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 16:51, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: определить влияние деятельности представительства ООН в Беларуси на формирование механизмов защиты прав человека.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих ключевых задач исследования:
1. На основании изучения литературы выявить общетеоретические основания концепции развития прав человека и гражданина;
2. Выявить основные проблемы действующего законодательства Республики Беларусь в области защиты прав и свобод человека.
3. Охарактеризовать общие механизмы реализации и поощрения прав человека.
4. Обозначить особенности защиты прав человека на национальных и международных уровнях.
5. Охарактеризовать деятельность представительства ООН в Беларуси по защите прав человека.

Содержание

Введение 2
Глава 1 Общетеоретические основы деятельности ООН 5
Глава 2 Права человека как ключевой объект деятельности ООН 16
2.1 Правовые рамки реализации и поощрения прав человека на национальном уровне 16
2.2 Реализация политических прав человека 19
2.2.1. Право на свободу выражения 19
2.2.2. Право на мирные собрания и свободу ассоциаций 20
2.2.3.Право на свободу и личную неприкосновенность 22
2.3. Реализация социально-экономических прав 24
2.3.1. Право на достойный жизненный уровень 24
2.3.2. Право на труд 25
2.3.3. Право на социальное обеспечение 27
2.3.4. Право на охрану здоровья 30
2.3.5. Право на образование 32
2.3.6. Права ребенка 34
2.3.6. Права женщин 36
2.4. Реализация культурных прав 38
2.4.1. Права национальных меньшинств 38
2.5. Гарантии реализации основных прав, свобод и в Республики Беларусь 42
Глава 3 Защита прав человека в Беларуси: деятельность представительства ООН 47
3.1. Принятие Республикой Беларусью международных норм в области прав человека 47
3.2. Взаимодействие международного и национального права 50
3.3. Перспективы развития механизма защиты прав человека на современном этапе 56
Заключение 65
Список использованных источников 68

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа_деятельность ООН.docx

— 114.71 Кб (Скачать файл)

Социальные гарантии включают в себя деятельность государственных органов Республики Беларусь, направленную на создание высокого жизненного уровня в государстве и реализацию социальных прав личности (право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, поддержка института семьи, материнства, детства, отцовства и др.).

Духовные гарантии являются средством реализации духовных запросов личности (право исповедовать религию, посещать кино, театры, библиотеки и т.д.).

2 Юридические гарантии - это система взаимосвязанных механизмов, форм и средств (нормативных, институционных и процессуальных), обеспечивающих реализацию прав и свобод человека в Республике Беларусь. К ним следует отнести следующие их виды: собственно гарантии охраны прав человека, юридические гарантии квалифицированной правовой помощи и организационные гарантии.

Гарантии охраны прав человека - закрепленные в Конституции Республики Беларусь пределы прав и законных интересов физических лиц на ее территории, а также меры поощрения и стимулирования правомерной и инициативной реализации их прав.

Юридические гарантии квалифицированной правовой помощи — установленные государством возможности использования помощи адвоката в уголовном, административном и гражданском судопроизводстве, а также гарантии оказания консультационных услуг государственными органами, общественными объединениями и адвокатскими коллегиями.

Организационные гарантии - это система правовых (в том числе локальных) норм, устанавливающих сферы и содержание управленческой деятельности, осуществляемой органами государственной власти и органами местного самоуправления Республики Беларусь, а также общественными организациями и должностными лицами. Данные гарантии реализуются не через процессуальную или юрисдикционную деятельность, а через организационную работу [1, c 77].

Что касается гарантий в международном праве, то в Хартии Европейского Союза об основных правах 2000 г. личные (гражданские) права и свободы закреплены в основном в первых главах: главе I «Достоинство» и главе II «Свободы», нормы которых воспроизводят с некоторыми дополнениями положения Конвенции Совета Европы.

Важнейшей гарантией права на человеческое достоинство служит безусловный запрет пыток и бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, установленный в одноименной статье Хартии (ст. 4), а также в Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Право на жизнь — предмет следующий статьи Хартии (ст. 2). Как и право на человеческое достоинство, право на жизнь — наиболее общее право человека, содержание которого детально раскрывать в нормах права нет необходимости.

Право на целостность личности — новое личное право, необходимость которого вызвана развитием научно-технического прогресса, особенно в сфере медицины и биологической науки (ст. 2 Хартии):

Хартия (ст. 5) и Конвенция (ст. 4) закрепляют также перечень основных гарантий права на свободу и личную неприкосновенность:

безусловный запрет рабства, а равно содержания людей в подневольном (крепостном) состоянии; запрет принудительного или обязательного труда; запрещение торговли людьми [25].

Право на уважение частной и семейной жизни, включая неприкосновенность жилища и тайну передаваемых сообщений (почтовых, телефонных, в электронной форме и т.д.).

А также другие права и свободы, закрепленные в международных документах.

В Конституции Республики Беларусь находят свое отражение в сфере защиты прав личности многие международные документы.

Во-первых, текст действующей Конституции Республики Беларусь и текст Европейской конвенции по правам человека во многом совпадают. Статьи, посвященные правам и свободам человека и гражданина, не всегда полностью дублируют друг друга, но по сути своей эти тексты схожи как в редакционном, так и в концептуальном плане. Статья 2 Европейской конвенции по правам человека близка по своему содержанию к ст. 24 Конституции Республики Беларусь, в которой речь идет о праве на жизнь. Например, в части третьей этой статьи говорится о том, что смертная казнь существует в виде исключительной и временной меры.

И таких норм Конституции схожих с Европейской конвенцией по правам человека достаточно много.

Таким образом, выполняя предписания конституционных норм, мы тем самым выполняем и положения Европейской конвенцией по правам человека. В то же время Республика Беларусь не является членом Совета Европы, и поэтому в юридическом плане положение Европейской конвенции по правам человека для нас, строго говоря, не обязательны. Однако закрепление в Конституции Республики Беларусь верховенства права, приоритета общепризнанных принципов международного права, предполагает необходимость следования нашего законодательства этим принципам, позволяет нам, формируя позицию судов (в частности Конституционного суда), ориентироваться на эти европейские ценности реализовывать их в судебной практике. При этом отступлений от конституционных норм не будет. Наоборот, выполняя предписания Конституции Республики Беларусь и Европейскую конвенцию по правам человека, суды нашей страны будут находиться в центре правовых реформ, правовых преобразований, что будет способствовать выполнению ст.1 Конституции Республики Беларусь о становлении правового демократического государства в нашей стране [5, c 52].

Но сопоставив нормы Европейской конвенции по правам человека и нормы международных пактов, мы не сможем сделать вывод, что Европейская конвенция по правам человека содержит абсолютно все нормы о защите прав человека и гражданина, которые воплощены в вышеназванных международных документах. Нормы Европейской конвенции по правам человека получили новое содержание благодаря протоколам, которые появились в последующем, после принятия Европейской конвенции по правам человека. Понимание смысла положений конвенкции, их новое «прочтение» обеспечивается практикой Европейского Суда по правам человека.

Что же касается Конституции Республики Беларусь, то в качестве конституционных гарантий прав, свобод и обязанностей выступают положения, закрепленные статьями 58-62 Конституции. В частности подчеркивается, что никто не может быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией и ее законами, либо к отказу от своих прав. Государство обязуется принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан.

Важной гарантией реализации прав и свобод граждан выступает норма, в соответствии с которой государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, которые нарушают права и свободы граждан (ст. 60).

В целях защиты прав, свобод, чести и достоинства гражданам Беларуси гарантируется право обращаться в суд (ст. 61). В судебном порядке можно потребовать компенсацию имущественного вреда, а также и материальное возмещение морального вреда. Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органов, органов местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств.

Таким образом, предусмотренные в Конституции Республики Беларусь права и свободы достаточно полно закрепляют правовой статус личности в обществе, соответствуют международным документам о правах человека и содержат гарантийный механизм их осуществления. Главная задача государства заключается в том, чтобы создать благоприятные материальные, социально-психологические и иные условия для реализации конституционных прав и свобод граждан, декларированных в Основном Законе [3, c 52].

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Защита прав человека в Беларуси: деятельность представительства ООН

3.1. Принятие Республикой  Беларусью международных норм  в области прав человека

 

Беларусь, будучи одним из государств-основателей ООН, является участницей большинства международных инструментов по правам человека. В соответствии с Конституцией Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.

Универсально признанные права и стандарты в области прав человека нашли свое детальное закрепление в соответствующих законодательных актах, включая законы Республики Беларусь «Об общественных объединениях», «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства»,  «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства  статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь, «О свободе совести и религиозных организациях», «О правах ребенка», другие.

Принимаемые в государстве законодательные акты подлежат обязательной юридической экспертизе на предмет соответствия Конституции и международным договорам, участницей которых является Беларусь. Конституционный Суд осуществляет контроль над конституционностью проектов законов до их принятия.

 

Основные международные договоры о правах человека и протоколы к ним

Дата ратификации

Заявления/оговорки

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, 1966 год

Ратифицирован

12 ноября 1973 г

Нет

Международный пакт о гражданских и политических правах, 1966 год

Ратифицирован

12 ноября 1973 г.

Нет

Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах

Присоединение

30 сентября 1992 г.

Нет

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, 1965 год

Ратифицирована

8 апреля 1969 г.

Оговорка к статье 17 п.1

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин,  1979 год

Ратифицирована

4 февраля 1981 г.

Нет

Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, касающийся индивидуальных жалоб и процедур расследования, 1999 год

Ратифицирован

3 февраля 2004 г.

Нет

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, 1984 год

Ратифицирована

13 марта 1987 г.

Сняты оговорки по пункту 1 статьи 30

и статье 20 Конвенции

Конвенция о правах ребенка, 1989 год

Ратифицирована

1 октября 1990 г.

Нет

Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах, 2000 год

Присоединение

25 января 2006 году

Заявление по статье 3

Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, 2000 год

Присоединение

23 января 2002 г.

Нет


 

Республика Беларусь ратифицировала 49 Конвенций Международной организации труда (в силе – 42 Конвенции), в том числе и все восемь основополагающих. Страна также является участницей Женевских конвенций по международному гуманитарному праву, Женевских конвенций о защите жертв войны и Дополнительных протоколов к ним.

Беларусь активно участвует в процессе заключения  международных договоров по правам человека на региональном уровне, в частности в рамках Содружества Независимых Государств, являясь участницей Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека, Конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств - участников СНГ.

Республика Беларусь стремится к выполнению в полном объеме своих обязательств перед международными договорными органами, в том числе представляя периодические доклады о реализации основных международных договоров в сфере прав человека.

Координацию выполнения обязательств Республики Беларусь перед международными договорными органами осуществляет Министерство иностранных дел Республики Беларусь.

Республика Беларусь в 2010 году прошла Универсальный периодический обзор в Совете ООН по правам человека (A/HRC/WG.6/8/BLR/1).

В 2011 году Республикой Беларусь представлены в соответствующих международных договорных органах периодические доклады о выполнении Конвенции о правах ребенка (CRC/C/BLR/3-4) и двух Факультативных протоколов к ней (CRC/C/OPSC/BLR/1, CRC/C/OPAC/BLR/1), Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW/C/BLR/7), Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания (CAT/C/BLR/4).

На рассмотрение Комитета по экономическим, социальным и культурным правам представлен периодический доклад Республики Беларусь по выполнению положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (E/C.12/BLR/4-6).

Периодические доклады готовятся на основании материалов министерств труда и социальной защиты, образования, здравоохранения, внутренних дел, юстиции, информации, по чрезвычайным ситуациям, обороны; Национального статистического комитета, Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, Национального центра законодательства и правовых исследований, общественных объединений.

Проект доклада проходит процедуру согласования со всеми заинтересованными министерствами и общественными организациями, в рамках компетенции - с Национальной комиссией по правам ребенка, Национальным советом по гендерной политике. Окончательное согласование осуществляется на уровне Правительства. После утверждения доклад размещается на русском языке на сайте профильного министерства.

Утвержденный периодический доклад Республики Беларусь направляется на рассмотрение в соответствующий договорной орган по правам человека.

3.2. Взаимодействие  международного и национального  права

Вопрос о взаимодействии международных и национальных правовых норм актуализируется прямопропорционально увеличению степени глобализированности международных сообществ, рынка и иных структур. Глобализация по-иному расставляет приоритеты и требует ответов на абсолютно новые вопросы, связанные с проблемами, которые не могут быть решены отдельно взятым государством, но требует рефлексии всего мирового сообщества или же большой группы государств. В этой связи бесспорным видится необходимость установления таких правил игры, которые могли бы выполняться всеми государствами на транснациональном уровне, когда границы национального неизбежно подвергаются сомнению и стиранию.

Информация о работе Деятельность представительства ООН в Беларуси