Деятельность представительства ООН в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 16:51, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: определить влияние деятельности представительства ООН в Беларуси на формирование механизмов защиты прав человека.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих ключевых задач исследования:
1. На основании изучения литературы выявить общетеоретические основания концепции развития прав человека и гражданина;
2. Выявить основные проблемы действующего законодательства Республики Беларусь в области защиты прав и свобод человека.
3. Охарактеризовать общие механизмы реализации и поощрения прав человека.
4. Обозначить особенности защиты прав человека на национальных и международных уровнях.
5. Охарактеризовать деятельность представительства ООН в Беларуси по защите прав человека.

Содержание

Введение 2
Глава 1 Общетеоретические основы деятельности ООН 5
Глава 2 Права человека как ключевой объект деятельности ООН 16
2.1 Правовые рамки реализации и поощрения прав человека на национальном уровне 16
2.2 Реализация политических прав человека 19
2.2.1. Право на свободу выражения 19
2.2.2. Право на мирные собрания и свободу ассоциаций 20
2.2.3.Право на свободу и личную неприкосновенность 22
2.3. Реализация социально-экономических прав 24
2.3.1. Право на достойный жизненный уровень 24
2.3.2. Право на труд 25
2.3.3. Право на социальное обеспечение 27
2.3.4. Право на охрану здоровья 30
2.3.5. Право на образование 32
2.3.6. Права ребенка 34
2.3.6. Права женщин 36
2.4. Реализация культурных прав 38
2.4.1. Права национальных меньшинств 38
2.5. Гарантии реализации основных прав, свобод и в Республики Беларусь 42
Глава 3 Защита прав человека в Беларуси: деятельность представительства ООН 47
3.1. Принятие Республикой Беларусью международных норм в области прав человека 47
3.2. Взаимодействие международного и национального права 50
3.3. Перспективы развития механизма защиты прав человека на современном этапе 56
Заключение 65
Список использованных источников 68

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа_деятельность ООН.docx

— 114.71 Кб (Скачать файл)

Показатель трудоустройства инвалидов увеличился с 26 процентов от нуждавшихся в 1995 году до 42 процентов по данным за январь-сентябрь 2011 г. За девять месяцев 2011 года в органах по труду, занятости и социальной защите было зарегистрировано 2,9 тыс. желающих трудоустроиться инвалидов. Оказано содействие в трудоустройстве 2,6 тыс. инвалидов. При этом около половины рабочих мест обеспечено за счет установленной государством брони для трудоустройства инвалидов. Всего за 2006-2011 годы установлена броня для трудоустройства 10,9 тыс. инвалидов, трудоустроено за счет брони почти 7 тыс. инвалидов. За указанный период направлено на профессиональное обучение 2,6 тыс. инвалидов.

В целях осуществления взаимодействия Правительства Республики Беларусь, республиканских объединений нанимателей и профсоюзов по реализации социально-экономической политики, защите трудовых прав, экономических и социальных интересов граждан создан и действует Национальный совет по трудовым и социальным вопросам.

2.3.3. Право на социальное обеспечение

За годы независимости в Беларуси создана и успешно развивается национальная модель государственной социальной поддержки населения.

В целях обеспечения прав и повышения качества жизни уязвимых категорий граждан, в том числе инвалидов, пожилых людей, малообеспеченных граждан, приняты законы Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь»,  
«О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов», «О ветеранах», «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан», реализован ряд специализированных государственных программ.

В настоящее время реализуются Комплексная программа развития социального обслуживания на 2011-2015 годы, Государственная программа по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2011-2015 годы.

С 2007 года в стране активно задействуется принцип адресности при осуществлении государственной поддержки населения. Эта мера, закрепленная на законодательном уровне, позволяет применять четкий и прозрачный механизм предоставления государственной адресной социальной помощи тем, кто в ней действительно нуждается.

В связи с существенным расширением критериев предоставления государственной адресной социальной помощи в 2009 и 2010 годах государственной адресной социальной помощью было охвачено около 30 процентов малообеспеченного населения.

В Беларуси действует широкая сеть бесплатных учреждений социального обслуживания населения, включая территориальные центры социального обслуживания, дома-интернаты для престарелых и инвалидов. Функционируют центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для детей-инвалидов.

Социальная поддержка семьи является одним из ключевых направлений государственной социальной политики, одной из основ демографического развития и направлена, в первую очередь, на повышение качества жизни семей с детьми, укрепление нравственных основ семьи, повышение ее престижа в обществе.

Белорусским семьям с детьми предоставляются гарантии в трудовой сфере, в сфере занятости, жилищные, налоговые, медицинские, образовательные льготы, оказывается финансовая поддержка в виде государственных пособий.

Размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет поэтапно увеличен до 100 процентов бюджета прожиточного минимума и будет повышаться в дальнейшем.

Малообеспеченные семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей, имеют право на обеспечение бесплатными продуктами питания для детей первых двух лет жизни, а также на предоставление государственной поддержки в виде государственной адресной социальной помощи.

Государство оказывает поддержку многодетным семьям в погашении задолженности по выданным льготным кредитам на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья. Размер поддержки при рождении или наличии троих детей увеличен до 50 процентов от суммы задолженности, при рождении или наличии четверых детей – до 70 процентов.

Молодым и многодетным семьям предоставляется финансовая поддержка для погашения задолженности по выданным на эти цели нельготным кредитам.

Паритетное участие обоих родителей в семейной жизни, сочетание родительских и профессиональных обязанностей обеспечивается нормами трудового законодательства.

В частности, отпуск по уходу за ребенком с сохранением рабочего места предоставляется как матери, так и отцу, либо другому родственнику ребенка до достижения ребенком возраста 3-х лет. 

Для работников с семейными обязанностями существует ряд иных трудовых гарантий, к примеру, один свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего заработка, который предоставляется матери либо отцу в многодетной семье либо при воспитании ребенка-инвалида. 

Наниматель с согласия матери (отца ребенка вместо матери, опекуна), приступившей к работе до или после окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, обязан продлить (заключить новый) контракт на срок не менее чем до достижения ребенком возраста пяти лет.

Законодательство о труде, наряду с гарантиями при приеме на работу беременных женщин, содержит положения, защищающие женщин от необоснованного увольнения по мотивам беременности. Предусмотрен перевод беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, на более легкую работу. Запрещается привлечение беременных женщин к работе в ночное время.

Конституцией Республики Беларусь гарантируется право граждан на пенсионное обеспечение в старости, инвалидности, в случае потери кормильца.

Основой государственной пенсионной системы в Беларуси является обязательное государственное социальное (пенсионное) страхование работников и самозанятых граждан (предпринимателей и других лиц). При определенных законодательством условиях назначаются трудовые пенсии по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца либо социальные пенсии (минимальные государственные гарантии). Основными правовыми требованиями для назначения пенсии по возрасту являются достижение пенсионного возраста (60 лет – для мужчин, 55 лет – для женщин) и стаж работы с уплатой взносов не менее 5 лет.

Пенсии периодически повышаются (индексируются) с учетом роста средней заработной платы и изменения бюджета прожиточного минимума.

Государственная политика в пенсионной сфере направлена на поддержание покупательной способности пенсий при сохранении устойчивости национальной пенсионной системы.

2.3.4. Право  на охрану здоровья

 

Создание условий для полноценной реализации гражданами права на охрану здоровья – первоочередная цель государственной политики в области здравоохранения. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение бесплатной медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения на основании государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения.

Для достижения показателей, соответствующих Целям развития тысячелетия ООН, белорусское государство финансирует ряд программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья, развитие здравоохранения:

Национальную программу демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы,

государственную программу профилактики ВИЧ-инфекции на 2011-2015 годы;

государственную программу «Кардиология» на 2011-2015 годы;

государственную комплексную программу профилактики, диагностики и лечения онкологических заболеваний на 2011-2014 годы;

государственную программу «Туберкулез» на 2010-2014 годы;

подпрограмму «Укрепление здоровья и повышение качества медицинских услуг» Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы;

подпрограмму «Предупреждение инвалидности и реабилитации инвалидов» Комплексной программы развития социального обслуживания на 2011-2015 годы.

В Беларуси проводится целенаправленная работа по достижению и поддержанию высоких уровней охвата населения профилактическими прививками в рамках национального календаря прививок. В 2010 году охват детей профилактическими прививками составил более 98 процентов, лиц старше 18 лет - более 97 процентов, что превышает рекомендации ВОЗ  
(95 процентов).

Показатель материнской смертности снизился до 1 на 100 тыс. родившихся живыми.

По итогам 2010 года согласно рейтингу организации Save the Children, наша страна занимает 33 место среди 160 стран и 1 место среди стран СНГ, благоприятных для рождения детей.

По показателю выживаемости детей с онкогематологическими заболеваниями Беларусь входит в десятку лучших стран мира.

На протяжении последних 5-7 лет по результатам лабораторного контроля в стране отмечается устойчивая тенденция улучшения качества питьевой воды по санитарно-химическим показателям и стабилизация на уровне менее 1 процента нестандартных проб по микробиологическим показателям.

В Республике Беларусь на 1 января 2011 г. зарегистрировано 11759 случаев ВИЧ-инфекции (показатель распространенности составил 100,4 на 100 тыс. населения). Удельный вес молодежи в возрасте 15-19 лет в структуре ВИЧ-инфицированных уменьшился с 24,5 процентов в 1996 году до 2,1 процента в 2010 году. Оказание медицинской помощи людям, живущим с ВИЧ, осуществляется с соблюдением принципа конфиденциальности и уважения прав и свобод человека.

По данным «Обзора ЮНЭЙДС/201 о ситуации с ВИЧ/СПИД в мире», Беларусь опережает все страны СНГ и некоторые страны Западной и Центральной Европы по ряду показателей в рамках основных критериев борьбы с ВИЧ/СПИД.

По оценке ЮНИСЕФ, Беларусь выполнит в срок сформулированные в Декларации тысячелетия цели, связанные с сокращением детской смертности, охраной материнства, борьбой с ВИЧ/СПИД.

 

2.3.5. Право на образование

 

Право граждан Беларуси на получение бесплатного общего среднего образования гарантировано Конституцией. Беларусь ежегодно направляет около 6 процентов своего ВВП на финансирование этой сферы.

Показатель уровня грамотности населения в Беларуси один из самых высоких в мире и составляет 99,7 процента среди взрослого населения и 99,8 процента – среди молодежи.

В целях дальнейшего развития общественных отношений в сфере образования принят Кодекс Республики Беларусь об образовании. Принятием этого документа Республика Беларусь фактически первой в мире решила не только практическую, но и теоретическую задачу кодификации образовательного права.

Система дошкольного образования позволяет обеспечить практически всех нуждающихся услугами дошкольного образования. Процент охвата детей дошкольными учреждениями в возрасте с 3 до 6 лет составляет 93,2 процента (в сельской местности 72,7 процента) – один из высоких показателей среди стран СНГ. Обеспечен 100 процентный охват детей пятилетнего возраста подготовкой к школе. Дошкольное образование в стране бесплатное, включающее образовательные услуги по уходу, медицинскому обслуживанию и психологическому сопровождению детей.

В Республике Беларусь решена задача получения всеми гражданами обязательного базового образования и перехода к обязательному получению общего среднего образования с 11-летним сроком обучения.

В стране функционируют 3654 учреждения общего среднего образования, в которых обучается более 940 тыс. учащихся. У одаренной и талантливой школьной молодежи есть возможность осваивать учебные программы на повышенном уровне. В этих целях создана и развивается сеть гимназий и лицеев (всего 214 гимназий и 29 лицеев).

Обеспечены права граждан, которые относятся к национальным меньшинствам, изучать родной язык, культуру и традиции своего народа (представители польской, литовской, украинской, других национальностей).

Созданы условия для обучения детей с нарушениями в развитии, более  
62 процентов детей с особенностями психофизического развития обучаются в условиях образовательной интеграции в учреждениях общего среднего образования.

В системе профессионального образования Республики Беларусь все уровни образования интегрированы между собой. Первое рабочее место предоставляется выпускникам, обучающимся по бюджетной форме получения образования, а также выпускникам, по их желанию, обучающимся на платной форме обучения.

Высшая школа в стране - в основном университетского типа. В Беларуси действуют 45 государственных и 10 частных университетов.

Показатель количества студентов на 10 тыс. населения составляет 467 человек. При этом особое внимание уделяется обеспечению равенства образовательных возможностей городской и сельской молодежи.

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании право граждан на образование обеспечивается развитием системы кредитования граждан, получающих образование на платной основе.

Учащаяся молодежь имеет широкие возможности для развития творческих способностей, занятия различными видами спорта. Каждый второй учащийся посещает учреждения дополнительного образования детейи молодежи.

В стране действуют 381 учреждение дополнительного образования детей и молодежи в сфере образования, 522 – в сфере культуры.

Иностранные граждане, лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Беларуси, граждане, имеющие статус беженца, пользуются равными с белорусскими гражданами правами на получение образования на всех уровнях.

В Беларуси в соответствии с Концепцией и Программой воспитания детей и учащейся молодежи сформирована целостная система изучения учащимися вопросов прав человека, в том числе вопросов по правам ребенка, правам человека, международного гуманитарного права.

Обеспечен широкий доступ к основополагающим документам ООН в сфере прав человека. Публикуется информационный бюллетень «Защита и справедливость», посвященный защите прав ребенка. Создан Детский правовой сайт (www.mir.pravo.by). При участии государства и в рамках проектов международной технической помощи издаются учебные пособия для учащихся, студентов и преподавателей по правозащитной тематике. Темака прав человека регулярно освещается в государственных СМИ.

Информация о работе Деятельность представительства ООН в Беларуси