Деятельность представительства ООН в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 16:51, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: определить влияние деятельности представительства ООН в Беларуси на формирование механизмов защиты прав человека.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих ключевых задач исследования:
1. На основании изучения литературы выявить общетеоретические основания концепции развития прав человека и гражданина;
2. Выявить основные проблемы действующего законодательства Республики Беларусь в области защиты прав и свобод человека.
3. Охарактеризовать общие механизмы реализации и поощрения прав человека.
4. Обозначить особенности защиты прав человека на национальных и международных уровнях.
5. Охарактеризовать деятельность представительства ООН в Беларуси по защите прав человека.

Содержание

Введение 2
Глава 1 Общетеоретические основы деятельности ООН 5
Глава 2 Права человека как ключевой объект деятельности ООН 16
2.1 Правовые рамки реализации и поощрения прав человека на национальном уровне 16
2.2 Реализация политических прав человека 19
2.2.1. Право на свободу выражения 19
2.2.2. Право на мирные собрания и свободу ассоциаций 20
2.2.3.Право на свободу и личную неприкосновенность 22
2.3. Реализация социально-экономических прав 24
2.3.1. Право на достойный жизненный уровень 24
2.3.2. Право на труд 25
2.3.3. Право на социальное обеспечение 27
2.3.4. Право на охрану здоровья 30
2.3.5. Право на образование 32
2.3.6. Права ребенка 34
2.3.6. Права женщин 36
2.4. Реализация культурных прав 38
2.4.1. Права национальных меньшинств 38
2.5. Гарантии реализации основных прав, свобод и в Республики Беларусь 42
Глава 3 Защита прав человека в Беларуси: деятельность представительства ООН 47
3.1. Принятие Республикой Беларусью международных норм в области прав человека 47
3.2. Взаимодействие международного и национального права 50
3.3. Перспективы развития механизма защиты прав человека на современном этапе 56
Заключение 65
Список использованных источников 68

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа_деятельность ООН.docx

— 114.71 Кб (Скачать файл)

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики» предусмотрено создание специализированных служб по консультированию молодых людей по различным аспектам прав человека, оказание им правовой помощи.

При содействии государства на базе Белорусского государственного университета создан информационный пункт Совета Европы, который занимается проведением информационных кампаний в сфере прав человека.

2.3.6. Права ребенка

Дети составляют 18,3 процента населения Беларуси.

В белорусском законодательстве закреплены основные права детей и установлена система мер по их защите. Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь и достойный уровень жизни, право на здоровое развитие.

Законодательством гарантирована неприкосновенность личности ребенка и защита от всех форм насилия и эксплуатации. Ребенок обладает правом на защиту чести и достоинства, защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь. Немаловажное значение имеет закрепленное за ребенком право на свободу мнения, убеждений и их свободное выражение. Законодательно гарантированное право на получение, хранение и распространение информации дополняется правом на защиту от информации, наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию ребенка.

Особо следует отметить признание за ребенком права самостоятельно выступать в защиту своих прав. Дети при нарушении их прав могут обращаться в комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении 14 лет – в суд, осуществлять защиту своих прав и законных интересов через своих законных представителей.

В целях соблюдения Конвенции о правах ребенка в Беларуси создана Национальная комиссия по правам ребенка, которая осуществляет контроль над соблюдением прав и законных интересов детей и уполномочена рассматривать индивидуальные сообщения (жалобы) о нарушении прав ребенка. По сути она выполняет функции национального правозащитного института по защите прав ребенка. Комиссия имеет своих уполномоченных представителей по всей стране.

Результатом последовательной государственной политики по защите прав и интересов ребенка стало сокращение числа детей, от которых отказались родители. Если в 2002 году таких детей насчитывалось 525, то в 2010 году – 117.

В последние годы в стране проводится активная работа по деинституционализации. За это время не только сократилось общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 50 процентов сократилось количество детей, находящихся в интернатных учреждениях. Более 70 процентов детей-сирот воспитываются в семьях.

Правительством утвержден график оптимизации интернатных учреждений для детей-сирот. Количество детских домов и школ-интернатов для детей-сирот сократилось  
с 75 в 2005 году до 53 в 2010 году (на 30 процентов). До конца 2015 года в стране закроется еще не менее половины действующих интернатных учреждений. Прогресс в этой области положительно отмечен в последнем докладе ЮНИСЕФ.

Дети имеют широкие возможности для самовыражения. В Беларуси действуют  
23 детских и 220 молодежных общественных объединений, которым государство оказывает организационную и финансовую поддержку.

В целях наиболее эффективной и всесторонней защиты прав детей государство активно взаимодействует с организациями гражданского общества.

 

2.3.6. Права женщин 

Беларусь добилась значительного прогресса в урегулировании правовых, политических, экономических и культурных аспектов проблемы равенства между мужчинами и женщинами. Одним из приоритетов государственной политики, закрепленных в Конституции и иных нормативных правовых актах, является обеспечение равных возможностей для реализации мужчинами и женщинами принадлежащих им равных прав и свобод.

Для координации деятельности, связанной с выполнением положений Конвенции о ликвидации всем форм дискриминации в отношении женщин, в 2000 году создан Национальный совет по гендерной политике, в состав которого входят представители государственных органов и гражданского общества (состав Национального совета обновлен в 2010 году).

В целях создания условий для обеспечения равных возможностей для представителей обоих полов в Беларуси принят Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства на 2011-2015 годы, четвертый по счету программный документ в данной сфере.

Действует более 30 женских общественных объединений, которые являются активным элементом гражданского общества. Диапазон деятельности этих организаций включает правовое просвещение, содействие женщинам в профессиональном становлении, формировании навыков здорового образа жизни, оказание помощи лицам, пострадавшим от насилия, профилактику насилия и торговли женщинами, помощь детям-сиротам.

Стабильно расширяется участие женщин в органах законодательной, исполнительной и судебной власти. С середины 90-х годов прошлого века более чем в семь раз – с 4,5 до 32,8 процентов – увеличилась численность женщин-депутатов. По данным Межпарламентского союза (МПС) Беларусь находится на 19 месте среди 188 государств-членов МПС по степени представленности женщин в парламенте. Женщины составляют 19,6 процента руководителей государственных органов. Среди судей женщин 46,4 процента. Доля женщин среди студентов высших учебных заведений на 18 процентов выше, чем мужчин.

Особое внимание государство уделяет защите прав женщин-матерей. Закон гарантирует предоставление оплачиваемого отпуска по беременности и родам, уходу за ребенком в возрасте до трех лет. На время социального отпуска сохраняется рабочее место. Родителю, воспитывающему троих и более детей в возрасте до шестнадцати лет (ребенка-инвалида – в возрасте до восемнадцати лет), предоставляется один дополнительный свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка.

В рейтинге стран по индексу развития с учетом гендерного фактора Беларусь занимает 57-е место среди 182 стран и первое место в СНГ.

2.4. Реализация культурных  прав 

2.4.1. Права национальных  меньшинств

На территории Беларуси проживают представители около 140 национальностей.

В стране исторически отсутствуют столкновения и конфликты на этнической, расовой, культурной, лингвистической, конфессиональной основе. Важным фактором межнациональной стабильности является последовательная политика белорусского государства, направленная на свободное развитие и поощрение многообразия культур, языков, традиций, религий.

Вопросы межнациональных и межрелигиозных отношений регулируются законами «О национальных меньшинствах», «О свободе совести и религиозных организациях».

Обеспечение права на свободу совести и вероисповедания, поддержки этнической, культурной, языковой самобытности проживающих в Беларуси национальных меньшинств находятся в компетенции специально созданного для этих целей государственного органа – Уполномоченного по делам религий и национальностей.

В Беларуси функционируют 110 общественных организаций представителей  
24 национально-культурных общностей, из которых 32 организации имеют международный и общенациональный статус. Культурно-просветительные мероприятия национально-культурных объединений, деятельность учреждений культуры, созданных национальными общественными объединениями, финансируются из государственного бюджета.

В целях обеспечения права национальных меньшинств пользоваться родным языком в государственных учебных учреждениях организовано обучение на языках национальных меньшинств, изучение истории и культуры национальных общностей. Действуют школы с польским и литовским языком обучения. На базе государственных учреждений образования и культуры функционирует 66 школ выходного дня, в которых свой родной язык изучают около 5 тыс. представителей национальных общностей, в том числе азербайджанцы, армяне, афганцы, грузины, греки, евреи, корейцы, латыши, литовцы, молдаване, немцы, поляки, украинцы, татары, турки, цыгане. Во взаимодействии со странами исторического происхождения образовательные структуры с этнокультурным компонентом обеспечиваются соответствующими учебными материалами. В Беларуси издаются газеты и транслируются теле- и радио передачи на польском, украинском, литовском языках.

В целях укрепления религиозно-культурного плюрализма и терпимости в белорусском обществе реализуется государственная Программа развития конфессиональной сферы, национальных отношений и сотрудничества с соотечественниками за рубежом на 2011-2015 годы.

Для выработки рекомендаций по вопросам формирования государственной политики в сфере поддержки национальных меньшинств при Уполномоченном по делам религий и национальностей создан Консультативный межэтнический совет, в состав которого входят представители более 20 представленных в Беларуси национальностей.

Белорусское законодательство позволяет гражданам в полной мере осуществлять право на свободу совести и вероисповедания и полноценно функционировать религиозным организациям. Все конфессии равны перед законом.

С 1988 по 2011 год количество религиозных организаций увеличилось с 765 общин 8 конфессий до 3321 религиозных общин и 159 религиозных организаций общенационального и общеконфессионального значения, которые представляют 25 конфессий и религиозных направлений, включая православие, католицизм, протестантизм, ислам, иудаизм, другие.

Зарегистрированные религиозные организации освобождены от взимания налога на прибыль, от обложения земельным налогом и налогом на недвижимость, в том числе в отношении строящихся культовых зданий. В Беларуси насчитывается 2291 действующих и около 200 строящихся культовых зданий. Государство оказывает помощь религиозным организациям в реставрации культовых зданий, иных предметов, представляющих историко-культурную ценность.

Деятельность религиозных организаций рассматривается государством в качестве существенного вклада в сохранение гражданского мира и общественного согласия в стране, повышение уровня нравственности граждан.

Государство поддерживает инициативы религиозных организаций, направленные на поддержку и обеспечение диалога между конфессиями на основе уважения к правам человека. Под эгидой государства в Беларуси на регулярной основе проводятся международные конференции, посвященные поддержанию конструктивного диалога между религиями и конфессиями.

Беларусь участвует в ряде многосторонних инициатив в рамках ООН по вопросам межрелигиозного, межкультурного диалога и сотрудничества за мир. В 2009 году Беларусь стала членом авторитетной международной инициативы в рамках ООН «Альянс цивилизаций».

Законодательство Беларуси постоянно совершенствуется в целях выполнения страной принятых международных обязательств в отношении беженцев и мигрантов. С 2009 года действует Закон Республики Беларусь «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь», в 2010 году вступил в силу Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь».

Разработанные при активном участии УВКБ ООН, указанные нормативные акты закрепляют права и свободы иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Беларуси.

Беларусь присоединилась к Конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников СНГ, которая содержит основные положения Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей.

Сформирована эффективная национальная система убежища, созданы условия для интеграции в общество лиц, которым предоставлен статус беженца, возвращение им уважения и человеческого достоинства.

До настоящего времени с ходатайствами о предоставлении статуса беженца в Беларусь обратилось более 3,3 тыс. иностранцев из 48 государств мира. Статус беженца предоставлен 808 иностранцам, проживающим в Беларуси, 97 беженцам предоставлено белорусское гражданство.

Иностранцы, которым предоставлена дополнительная защита в Республике Беларусь, пользуются правами наравне с иностранцами, временно проживающими в Республике Беларусь. Они имеют право на медицинское обслуживание, трудоустройство, им также предоставлено право на воссоединение семьи, проживание в специально оборудованных местах, судебную защиту. Несовершеннолетние иностранцы, которым предоставлены статус беженца или дополнительная защита, имеют право на обучение в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного и общего среднего образования, медицинское обслуживание наравне с белорусскими сверстниками.

Иностранцы, не подлежащие высылке в соответствии с международными обязательствами Беларуси, имеют право на получение разрешения на временное проживание в стране и, соответственно, права, которые предоставляются указанной категории иностранцев.

Ежегодно около 400 иностранцев получают адресную гуманитарную, финансовую, медицинскую, социальную и правовую помощь. Более 50 беженцев при содействии УВКБ ООН обеспечены местами временного проживания. Во всех областных городах созданы и успешно функционируют пункты временного размещения для лиц, ходатайствующих о признании беженцами и признанных беженцами.

Таким образом, можно отметить тот факт, что реализация прав человека в Республики Беларусь направленна в основном на реализация соципльно-экономических прав, что определяет государственную политику в области их защиты. 

2.5. Гарантии реализации основных прав, свобод и в Республики Беларусь

Общая система гарантий прав человека в Республике Беларусь включает в себя две группы:

1 Общие гарантии - это объективные материальные и духовные условия реализации основных прав и законных интересов физических лиц в Республике Беларусь. К ним следует отнести следующие их виды: экономические, политические, социальные и духовные.

Экономические гарантии должны создавать объективные условия, в которых индивид должен получать материальные возможности для реального осуществления своих прав и законных интересов. Основными составляющими данного вида гарантий должны являться право собственности и право на труд.

Политические гарантии обеспечивают возможность реализации гражданами Республики Беларусь своих политических прав и свобод, установленных в Конституции и иных нормативных правовых актах государства.

Информация о работе Деятельность представительства ООН в Беларуси