Шпаргалка по "Международному частному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 00:08, шпаргалка

Краткое описание

В данной работе рассматриваются все основные вопросы по курсу "Международное частное право" .

Вложенные файлы: 1 файл

1 Понятие и предмет международного частного права.docx

— 165.16 Кб (Скачать файл)

29

30  Особенности правового положения государства как участника гражданско-правовых отношений. 
Развитие международного сотрудничества в области экономики, производства, торговли, науки и культуры приводит к тому, что государство вступает в самые различные имущественные правоотношения с другими государствами, а также с международными организациями, юридическими лицами и отдельными гражданами других государств. 
При этом обычно различают два вида правоотношений, в которых участвуют государства. 
Во-первых, правоотношения, возникающие между государствами, а также между государством и международными организациями (по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, кредитные и т.д.). 
Во-вторых, правоотношения, в которых государство выступает в качестве только одной стороны; другой стороной в этих правоотношениях могут быть иностранные юридические лица, международные хозяйственные (немежгосударственные) организации и отдельные граждане. 
Отношения первого вида регулируются исключительно нормами международного публичного права и, хотя они тесно связаны с отношениями второго вида. Что касается отношении второго вида, то это могут быть отношения о поставке товаров, выполнению различных услуг и иные. 
В соответствии со ст.124 ГК Республики Беларусь административно-территориальные единицы участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных с иными участниками этих отношений - физическими и юридическими лицами. К указанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. 
Из положений этой статьи следует: 
•государство может быть субъектом гражданско-правовых отношений; 
•государство не имеет никаких преимуществ перед другими участниками гражданских отношений; 
•к государству применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в этих отношениях. 
Государство может быть участником гражданско-правовых отношений, осложненных иностранным элементом. Например, государство: 
•арендует или покупает участок земли для дипломатического представительства; 
•арендует, покупает или строит дома на территории иностранного государства; 
•фрахтует иностранное судно для перевозки своих грузов; 
•является наследником выморочного имущества; 
•выпускает облигации на территории иностранного государства; 
•заключает договоры на подрядные работы; 
•заключает концессионные соглашения с иностранными юридическими и физическими лицами, по которым государство на возмездной и срочной основе предоставляет иностранному инвестору право на освоение природных ресурсов. 
Следует строго различать случаи, когда субъектом имущественных отношений выступает государство, и когда субъектом отношений являются государственные юридические лица или любые другие юридические лица. 
Возможны и иные правоотношения подобного рода. 
Например, РБ может выступать в гражданском обороте за границей в качестве наследника выморочного имущества, оставшегося после смерти белорусских граждан, или в качестве наследника по завещанию.  
В области имущественных отношений государство выступает как особый 
субъект права, поскольку оно не является юридическим лицом.  
В юриспруденции была выдвинута теория «расщепления» государства в тех случаях, когда оно выступает в имущественных отношениях, на два лица: 
1) Если оно действует как носитель публичной власти, то это одно лицо, субъект властвования,  
2) а если оно заключает сделку, то это уже другое лицо, которое должно быть приравнено к прочим юридическим лицам. 
Государство, осуществляя гражданско-правовую деятельность на территории другого государства, пользуется особым правовым режимом, согласно которому государство, его собственность, сделки с его участием не подчиняются юрисдикции этого иностранного государства. 
В этом состоит особенность правового режима государства как участника международной гражданско-правовой деятельности, именуемая иммунитетом. 
Иммунитет - это право государства на освобождение от юрисдикции другого государства, т.е. право на неприменение к нему принудительных мер со стороны судебных, административных и иных органов другого государства.

31   Иммунитет государства и его виды. 
Иммунитет государства основывается на том, что оно обладает суверенитетом, что все государства равны. Это начало международного права 
выражено в следующем изречении: «Par in parem non habet imperium» («Равный не имеет власти над равным»). 
Юрисдикционный иммунитет государства включает в себя следующие элементы: 
•судебный иммунитет; 
•иммунитет от предварительного обеспечения иска; 
•иммунитет от принудительного исполнения судебного решения; 
•иммунитет собственности государства; 
•иммунитет сделок государства. 
Судебный иммунитет - это неподсудность одного государства суду другого государства, которая означает, что иски к иностранному государству не могут рассматриваться без его согласия в судах другого государства.  
Ни одно государство не может принудить другое государство быть в его судах ответчиком по делу: <равный над равным не имеет юрисдикции>. 
Иммунитет от предварительного обеспечения иска означает, что в порядке обеспечения иска имущество другого государства не может быть подвергнуто мерам принудительного характера со стороны другого государства. 
13 марта 1948 г. американские судебные власти наложили арест на прибывший в Нью-йоркский порт советский пароход «Россия», пытаясь объяснить эти незаконные действия судебным иском двух пассажиров, которые якобы получили ушибы во время качки судна в море. Арест был произведен в порядке обеспечения иска. Советское посольство по поручению правительства СССР обратило внимание государственного департамента США на недопустимость наложения ареста на судно, принадлежащее иностранному государству и пользующееся поэтому судебным иммунитетом, заявив протест против указанных действий американских властей. После этого представления госдепартаменту в апреле 1948 г. в федеральных судах Восточного и Южного округов Нью-Йорка были вынесены решения о снятии ареста с судна. 
В данном случае Советское государство не давало согласия на рассмотрение 
дела в суде вообще; здесь действовало общее положение об иммунитете, но и в случае, если согласие государства на рассмотрение дела имеется, оно не распространяется на предварительное обеспечение иска. 
Иммунитет от принудительного исполнения судебного решенияозначает, что нельзя в принудительном порядке исполнить судебное решение, вынесенное против иностранного государства, без его согласия. 
Иммунитет собственности государстваозначает правовой режим неприкосновенности государственной собственности, находящейся на территории другого государства. 
Собственность государства пользуется иммунитетом независимо от наличия судебного разбирательства и независимо от того, во владении какого лица (обладающего иммунитетом или нет) она находится. 
Иммунитет сделок государстваозначает, что сделки, заключаемые государством с иностранными физическими и юридическими лицами, должны регулироваться правом этого государства, если только сами стороны не договорятся о применении иностранного права. 
Государство может дать согласие на рассмотрение предъявленного к нему иска в суде другого государства или же на меры по обеспечению иска либо исполнению решения, но такое согласие должно быть явно выражено дипломатическим путем или иным образом. Согласие государства на неприменение к нему правил об иммунитете, об установлении определенных изъятий из этих правил может быть сформулировано в международных договорах, и прежде всего в торговых.

32

33 В законодательстве многих государств проводится различие между правом собственности на недвижимое имущество и правом собственности на движимое имущество. 
В отношении недвижимого имущества существует правило, что право собственности на недвижимость регулируется законом места нахождения недвижимости. Этот закон определяет содержание права собственности на недвижимость, форму и условия перехода прав на недвижимость. 
Ст.1119 ГК Республики Беларусь устанавливает: право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество определяются по праву страны, где это имущество находится, если иное не предусмотрено законодательными актами. 
Движимое имущество - это права требования, ценные бумаги, транспортные средства, личные вещи. 
В отношении этой категории имущества в различных государствах по-разному решается вопрос о значении принципа закона места нахождения вещи. 
В Республике Беларусь он имеет решающее значение, так как согласно ст.1119 ГК он признается основным коллизионным началом. Из этого вытекает: 
·           вещь, правомерно приобретенная лицом в собственность, сохраняется за собственником при изменении места нахождения вещи, т.е. признается право собственности на вещь, приобретенную за границей; 
·           объем прав собственника определяется законом места нахождения вещи, т.е. при перемещении вещи из одного государства в другое изменяется содержание прав собственника. При этом не имеет значения, какие права принадлежали собственнику вещи до ее перемещения в данное государство. 
Право собственности и иные вещные права на транспортные средства и иное имущество, подлежащее внесению в государственные реестры, определяются по праву страны, где эти транспортные средства или имущество зарегистрированы (ст.1121 ГК). 
Право собственности и другие вещные права на движимое имущество, находящееся в пути по сделке, определяются по праву страны, из которой это имущество отправлено, если иное не установлено соглашением сторон.

34 Правовой режим иностранной собственности определяется внутренним законодательством. Нормы этого законодательства непосредственно регулируют отношения между иностранными частными инвесторами и государством, принимающим инвестиции, т.е. применяется прямой метод регулирования. 
Инвестиционный кодекс Республики Беларусь устанавливает 3 режима для иностранных инвестиций: 
1)      ограничивающий. Иностранным инвесторам на территории Республики Беларусь запрещаются инвестиции в сферах обеспечения обороны и безопасности Республики Беларусь без специального решения Президента Республики Беларусь, изготовления и реализации наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ (ст.78 ИК); 
2)      национальный (ст.79 ИК); 
3)      льготирующий (ст. 91, 92 ИК). 
Правовое регулирование иностранных инвестиций осуществляется на международно-правовом и национальном уровне. В марте 1965 года была подписана Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами. Международным Банком Реконструкции и Развития был создан Международный центр по разрешению инвестиционных споров между государствами и физическими и юридическими лицами, выступающими в качестве иностранных инвесторов. 
Инвестиционные споры разрешаются путем проведения примирительной процедуры или путем арбитражного производства. 
В сентябре 1985 года в Сеуле была подписана Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвесторам. В зависимости от видов некоммерческих рисков, покрываемых Агентством, Конвенция устанавливает четыре вида страхования: 
1)      перевод валюты; 
2)      экспроприация или аналогичные меры; 
3)      война и гражданские беспорядки; 
4)      нарушение условий договора (контракта). 
Соглашение стран СНГ <О сотрудничестве в области инвестиционной деятельности> от 24.12.1993 г. предусматривает обязательства сторон сотрудничать в области разработки и осуществления инвестиционной политики 
В развитие этого Соглашения 28.03.1997 г. принята Конвенция СНГ <О защите прав инвестора>, которая определила правовые основы осуществления различных видов инвестиций и гарантии прав инвесторов на осуществление инвестиций и получаемые от них доходы. 
Наиболее гибким инструментом регулирования межгосударственных инвестиционных отношений являются Соглашения о взаимном поощрении и взаимной защите иностранных капиталовложений. Эти Соглашения включат в себя: 
1)      определение понятия инвестиций; 
2)      обязанность договаривающихся сторон создать благоприятный режим для капиталовложений инвесторов; 
3)      гарантии по защите интересов иностранных инвесторов; 
4)      правила о порядке разрешения споров. 
Почти с 30-ю государствами заключила Республика Беларусь такие соглашения. 
Инвестированию иностранного капитала в экономику принимающего государства способствуют и соглашения об избежании двойного налогообложения, целью которых является установление налогового режима, приемлемого для обоих государств. 
В настоящее время Республикой Беларусь заключено почти 60 двухсторонних договоров в этой области.

35  Создание СЭЗ - не новое явление в международном сотрудничестве. В мировой практике активный процесс начался в 1957 году с создания зоны Шеннон в Ирландии. Цель создания СЭЗ состоит в стимулировании развития определенного региона или в обеспечении быстрого роста отдельных сфер экономики. Главная сущность СЭЗ заключается в том, что в них задействованы в комплексе все виды внешнеэкономических связей: торговля, кредиты, совместное предпринимательство, разные формы научно-производственной кооперации. 
Мировая практика свидетельствует, что создание СЭЗ позволяет правительствам многих стран смягчать кризисные явления в национальной экономике. 
Их назначение состоит в том, что СЭЗ способствуют: 
1)      созданию благоприятных условий для экономического развития региона, оживлению в нем внешнеэкономической деятельности; 
2)      привлечению в народное хозяйство дополнительных иностранных инвестиций, тем самым уменьшая потребность в кредитах; 
3)      развитию экспортной базы за счет создания иностранными партнерами производств на основе новейших технологий, что дает возможность сократить валютные расходы по импорту; 
4)      активному внедрению в производство отечественных и зарубежных научно-технических разработок и изобретений; 
5)      совершенствованию отраслевой структуры производства и ускорению социально-экономического развития территории; 
6)      увеличению валютных поступлений за счет более интенсивного включения в международную, хозяйственную жизнь уже функционирующих предприятий и коммуникаций; 
7)      решению проблем занятости населения. 
Процесс создания СЭЗ в Республике Беларусь начался в 1996 году с Указа Президента Республики Беларусь ©114 <О свободных экономических зонах в Республике Беларусь>. На сегодня в республике действуют 6 СЭЗ, принят пакет нормативных актов, регулирующих правовые аспекты организации и осуществления деятельности СЭЗ. 
В декабре 1998 года принят Закон Республики Беларусь <О свободных экономических зонах>. Согласно закону, СЭЗ - часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. 
В СЭЗ действует специальный правовой режим, который представляет собой совокупность правовых норм, устанавливающих особый порядок и условия налогообложения, валютного, таможенного и иного регулирования в СЭЗ. 
СЭЗ имеют свою администрацию, которая создается СМ Республики Беларусь и является юридическим лицом. 
Для осуществления деятельности в СЭЗ нужно быть ее резидентом. 
Резидент СЭЗ - зарегистрированное администрацией СЭЗ юридическое лицо или физическое лицо в качестве предпринимателя без образования юридического лица, на которое распространяется правовой режим, действующий в СЭЗ. 
Решение о регистрации резидента СЭЗ принимается администрацией СЭЗ. Резидент СЭЗ вправе заниматься предпринимательской деятельностью за пределами СЭЗ на территории Республики Беларусь с соблюдением общих правил, установленных законодательством Республики Беларусь. 
В СЭЗ не допускается деятельность, запрещенная законодательством Республики Беларусь, а также: 
·           хозяйственно-коммерческая деятельность, связанная с обеспечением охраны и обороны государства, производством, переработкой, хранением и продажей оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ; 
·           производство, переработка, хранение, обеззараживание, продажа опасных и радиоактивных материалов; 
·           производство, переработка, хранение, продажа наркотиков, наркотических и иных сильнодействующих веществ; 
·           производство, переработка, хранение, продажа культур, содержащих наркотические, сильнодействующие и ядовитые вещества; 
·           производство водки, ликера и других алкогольных напитков, за исключением шампанских, игристых, сухих, полусухих, виноградных крепленых вин, пива; 
·           производство табачных изделий; 
·           производство ценных бумаг, денежных знаков и монет, почтовых марок; 
·           организация лотерей; 
·           подготовка и трансляция радио- и телепередач, за исключением технического обслуживания типографий, радио и телевидения; 
·           лечение больных, страдающих опасными и особо опасными инфекциями; 
·           лечение животных с особо опасными болезнями; 
·           деятельность, связанная с вопросами внешней трудовой миграции.

 
Инициаторами создания СЭЗ выступают  местные исполнительные и распорядительные органы, которые вносят в СМ Республики Беларусь предложение о создании СЭЗ. Решение о создании СЭЗ принимается  Президентом Республики Беларусь в форме указа. 
СЭЗ имеет самостоятельный бюджет, входящий в состав республиканского бюджета отдельной строкой. 
Государственный контроль за СЭЗ осуществляется Комитетом государственного контроля Республики Беларусь и республиканским органом государственного управления. 
На территории СЭЗ гарантируются закрепленные законодательством Республики Беларусь права и свободы личности, не допускаются дискриминация, принудительные национализация, реквизиция, за исключением временного прекращения вывоза инвестируемой собственности с территории СЭЗ, до погашения инвестором задолженности по обязательствам.  
СЭЗ считается ликвидированной по окончании срока, на который она была создана, если он не будет продлен указом Президента Республики Беларусь. 
Общими нормативными актами, регулирующими отдельные аспекты деятельности СЭЗ, являются: 
1.         Правила создания и регулирования деятельности банков на территории СЭЗ Республики Беларусь от 21.12.2001 г.; 
2.         Положение о порядке проведения валютных операций на территории СЭЗ в Республике Беларусь от 24.02.2000 г.; 
3.         Положение о порядке таможенного оформления товаров, ввозимых на территорию СЭЗ и вывозимых с ее территории от 03.09.1998 г.; 
4.         Положение об исчислении и уплате налога на добавленную стоимость резидентами СЭЗ от 31.05.2001 г. и др.

 

36   Сделки могут быть дву– или многосторонними (договоры) и односторонними. Односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны. Односторонняя сделка создает обязанности для лица, совершившего сделку. Она может создавать обязанности для других лиц лишь в случаях, установленных законом либо соглашением с этими лицами. Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка).

В международном частном праве  особую роль играют внешнеэкономические сделки, под которыми следует понимать договоры, совершаемые в ходе осуществления предпринимательской деятельности между лицами, коммерческие предприятия которых находятся в разных странах.

В зависимости от предмета договора их можно разделить на следующие  виды: договоры купли-продажи; договоры перевозки (морской железнодорожной, воздушной, автомобильной); договоры финансовой аренды (лизинга); договоры коммерческой концессии (франчайзинга); договоры под уступку денежного требования (факторинга); договоры подряда; договоры поручения и т. д.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному частному праву"