Шпаргалка по "Международному частному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 00:08, шпаргалка

Краткое описание

В данной работе рассматриваются все основные вопросы по курсу "Международное частное право" .

Вложенные файлы: 1 файл

1 Понятие и предмет международного частного права.docx

— 165.16 Кб (Скачать файл)

 

63 В Республике Беларусь наследование осуществляется по закону и по завещанию. Наследование по закону имеет место: 
• если наследодатель не составил завещание или если завещание признано полностью недействительным; 
• если завещана только часть имущества или завещание в определенной части признано недействительным. Тогда не охваченная завещанием часть наследственного имущества переходит в порядке наследования по закону; 
• если назначенный в завещании наследник умер ранее открытия наследства или отказался от принятия наследства. 
При наследовании по закону наследниками могут быть лица, находящиеся в живых к моменту смерти наследодателя, и которые в соответствии с законом могут быть призваны к наследованию. В данном случае имущество в пределах каждой очереди делится между наследниками поровну. Это означает, что каждый получает долю, равную доли другого (законная доля). 
Наследование по завещанию. 
Завещанием признается волеизъявление гражданина по распоряжению принадлежащим ему имуществом на случай смерти. Требования к завещанию: 
• может быть совершено только полностью дееспособным гражданином; 
• должно быть совершено лично, т. е. совершение завещания через представителя не допускается; 
• может содержать распоряжения только одного лица. Совершение завещания двумя или более лицами не допускается; 
• является односторонней сделкой, действительность которой определяется на момент составления завещания. 
Завещание должно быть составлено в письменной форме, удостоверено нотариусом и собственноручно подписано завещателем. Если завещатель в силу физических недостатков, болезни или неграмотности не может собственноручно подписать завещание, оно по его просьбе может быть подписано в присутствии нотариуса или иного лица, удостоверяющего завещание в соответствии с законом, другим гражданином с указанием причин, в силу которых завещатель не мог подписать завещание собственноручно. По желанию завещателя завещание удостоверяется нотариусом без ознакомления с его содержанием (закрытое завещание). 
В Республике Беларусь коллизионные вопросы наследования по завещанию решаются следующим образом. Способность лица к составлению и отмене завещания, а также форма завещания и акта его отмены определяются по закону той страны, где завещатель имел постоянное место жительства в момент составления акта. Однако завещание или его отмена не могут быть признаны недействительными вследствие несоблюдения формы, если форма удовлетворяет требованиям закона места составления акта или требованиям закона.

 

64 по своему разнообразию и сложности регулирования наследственные отношения в международном частном праве не уступают брачно-семейным отношениям. 
Коллизии в наследственном праве возникают по следующим вопросам: 
·           определение круга законных наследников и порядка их призвания к наследству; 
·           определение завещательной дееспособности граждан; 
·           регламентация признания завещания действительным по форме и по содержанию; 
·           регулирование внутренним законодательством наследования движимого и недвижимого имущества. 
Вопрос о круге наследников в законодательстве различных государств решается исходя из принципа гражданства наследодателя или принципа домицилия. 
Законодательство Республики Беларусь подчиняет отношения по наследованию праву страны, где наследодатель имел последнее постоянное место жительства (ст.1133 ГК Республики Беларсь). 
В соответствии со ст.1057 ГК Республики Беларусь наследниками по закону первой очереди являются дети, супруг и родители умершего. Всего ГК предусматривает 8 очередей наследников, причем наследники по закону каждой последующей очереди получают право на наследование в случае отсутствия наследников предыдущей очереди, устранения их от наследства, непринятия ими наследства либо отказа от него. 
Завещание - это волеизъявление гражданина по распоряжению принадлежащим ему имуществом на случай смерти. 
 
Как и при наследовании по закону, наследование по завещанию подчиняется в Республике Беларусь закону последнего места жительства наследодателя. Но в соответствии со ст.1133 ГК Республики Беларусь наследодателем в завещании может быть избрано право страны, гражданином которой он является. 
Завещание является односторонней сделкой, требующей совершения ее гражданином, обладающим дееспособностью в полном объеме на момент составления завещания. 
Отнесение завещаний к сделкам, предполагает, что оно должно быть совершено в предписанной законом форме, поэтому в наследственных отношениях по завещанию может появиться принцип закона места совершения акта. Однако в законодательстве другого государства при этом должна быть предусмотрена материально-правовая норма, которая признает действительным завещание, составленное по законодательству другого государства. Так, ст.1135 ГК Республики Беларусь устанавливает, что завещание или его отмена не могут быть признаны недействительными вследствие несоблюдения формы, если последняя удовлетворяет требованиям права места составления акта или требованиям права Республики Беларусь. 
Существование двух видов имущества, движимого и недвижимого, определило наличие специальной коллизионной привязки для недвижимого имущества. Согласно ст.1134 ГК Республики Беларусь наследование недвижимого имущества определяется по праву страны, где находится это имущество, а имущества, которое зарегистрировано в Республике Беларусь, - по праву Республики Беларусь.

 

65 Интернационализация производства, происходящая в XX веке, усилила миграцию населения. Социально-экономические причины пользования иностранной рабочей силы в каком-либо государстве и положение труда рабочих и специалистов одной страны за ее пределами, пребывание за рубежом с целью получения образования и обучения отличаются от причин миграции населения по национальному признаку, в целях воссоединения семьей, в результате последствий военных действий, изменений в характере политического строя. Однако конечным результатом этих миграций является образование значительной прослойки иностранных граждан, постоянно или временно находящихся на территории соответствующей страны и вступающих в этой стране в трудовые отношения с местными работодателями.

Многие государства ограничивают въезд, допуск иностранца в страну зависит  от получения им разрешения на поступление  на работу. Такие разрешения требуются  по законодательству ФРГ, Франции, Великобритании, США, Австрии и других государств. Так, в Кодексе труда Франции  имеется специальный раздел, который  называется «Иностранная рабочая сила и защита интересов национальной рабочей силы». Нормы этого раздела  касаются доступа иностранцев к  работе во Франции. Согласно ст. 341-2, для въезда в страну с целью поступления на работу по найму иностранец кроме документов и виз, требующихся в соответствии с действующими международными договорами и правилами, должен представить трудовой договор, завизированный административными властями, или разрешение на работу и медицинский сертификат. В разделе также предусмотрены, охрана прав иностранца, нанятого в нарушение установленных правил, порядок взимания штрафа с нанимателя, нарушившего установленный порядок приема иностранца; запрет осуществлять незаконные взимания с иностранных работников в пользу нанимателя. Все операции во Франции, связанные с приемом на работу и въездом иностранцев, возлагаются исключительно на Национальное управление по иммиграции.

В CШA, Австрии, Швеции и в ряде других стран установлены ежегодные квоты на въезд иностранцев, в том числе и для лиц, специально приезжающих для работы в соответствующей стране. В этой связи определенное значение приобретает заключение Беларусью межправительственных соглашений о предоставлении нашим гражданам определенных квот.

В правовом регулировании международных  трудовых отношений применительно к Беларуси значительную роль продолжают играть международные договоры. Речь идет прежде всего о договорах, содержащих как материально-правовые, так и коллизионные нормы.

В Итоговом документе Венской встречи  представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (январь 1989 г.) обращено внимание на необходимость улучшения экономических, социальных, культурных и других условий жизни рабочих-мигрантов и их семей, которые на законных основаниях проживают в стране пребывания.

Согласно Всеобщей декларации прав человека, каждый человек «имеет право  на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные  условия труда и на защиту oт безработицы».

Республика Беларусь ратифицировала Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, в  котором содержатся нормы, предусматривающие право на справедливые и благоприятные условия труда. Как отмечено в этом документе, право да справедливые и благоприятные условия груда включает: а) вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, всем трудящимся справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной ценности; б) условия работы, отвечающие -требованиям безопасности и гигиены; в) одинаковую для всех возможность продвижения в работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации; г) отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни.

В правовом регулировании международных  трудовых отношений важную роль играют конвенции Международной организации груда (МОТ). Ими установлены минимальные стандарты трудовых отношений.

Конвенция МОТ № 105 «Об упразднении  принудительного труда» предложила государствам, ратифицировавшим чту конвенцию, упразднить принудительный труд и не прибегать в какой-либо его форме в качестве: а) средства политического воздействия, воспитания или наказания; б) использования рабочей силы для нужд экономического развитая; в) средства поддержания трудовой дисциплины; г) средства наказания за участие в забастовках; д) меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания.

Конвенцией МОТ № 47 «О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю» предложено сократить продолжительность рабочего времени до сорока часов в неделю без понижения жизненного уровня трудящихся.

Конвенция МОТ № 95 «Об охране заработной платы» содержит нормы, относящиеся  к упорядочению и ограничению  вычетов из заработной платы. В соответствии с данной Конвенцией вычеты из заработной платы разрешаются только при соблюдении условий и размеров, определяемых национальным законодательством или установленных коллективными договорами или арбитражными решениями.

Конвенция МОТ № 131 «Об установлении минимальной заработной платы» обязывает государства-члены МОТ ввести систему установления минимальной заработной платы При определении размера этого минимума государство должно учитывать: потребности трудящихся и их семей, платежеспособность предпринимателей, общий уровень заработной платы различных категорий трудящихся и данной стране, требования экономического развития.

Согласно Конвенции МОТ № 132 «Об оплачиваемых отпусках», ежегодные  оплачиваемые отпуска должны быть не менее трех рабочих недель. Конвенцией предусмотрено, что соглашение об отказе права на отпуск следует считать недействительным.

Республика Беларусь признает приоритет  общепризнанных принципов международного права в сфере (рудовых отношений. Согласно ст. 8 Трудового кодекса Республики Беларусь, если международным договором Республики Беларусь или конвенцией МОТ, участницей которой является Республика Беларусь, установлены иные правила, чем это предусмотрено белорусским законодательством о труде, то применяются правила соответствующего международного договора или конвенции.

 

66 Определение объема трудовых прав иностранцев входит в компетенцию каждого государства.

В Республике Беларусь нормы, относящиеся к регулированию  трудовых прав иностранцев, содержатся в Законе 2010 г. «О правовом положении  иностранных граждан и лиц  без гражданства в Республике Беларусь», Трудовом кодексе Республики Беларусь 1999 г. и в других нормативных правовых актах.

В соответствии с белорусским  законодательством иностранцы постоянно проживающие в Республике Беларусь, могут заниматься трудовой, хозяйственной или иной деятельностью, если эта деятельность не запрещена в Республике Беларусь либо для занятия такой деятельностью не предусматривается обязательное условие, связанное с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь.

Постоянно проживающие  в Республике Беларусь иностранцы, заключившие трудовой договор с  белорусской организацией, пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с гражданами Республики Беларусь. На них распространяются общие положения белорусского законодательства о труде, касающиеся заработной платы, рабочего времени, времени отдыха и т.д. Работающие на белорусских предприятиях иностранцы подчиняются тем же правилам трудового распорядка, что и граждане Беларуси.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 1994 г. (с изм. от 01.09.2004 г. ) № 474 «О полномочных органах Республики Беларусь по реализации Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов» ведение учета трудящихся-мигрантов возложено на территориальные органы Министерства внутренних дел и Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Осуществление трудящимися-иммигрантами трудовой деятельности в Республике Беларусь допускается в соответствии с положениями актов законодательства Республики Беларусь, если занятие  свободных рабочих мест (вакансий) не может быть обеспечено гражданами и иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь.

Для использования труда иностранцев, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, в количестве, превышающем 10 человек, наниматель Республики Беларусь обязан получить разрешение на привлечение  иностранной рабочей силы (ст. 21, разрешение выдается Департаментом  по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь). По ходатайству нанимателя Республики Беларусь иностранцу, не имеющему разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь  выдается специальное разрешение (ст. 29 Закона Республики Беларусь от 30.12.2010 г. «О внешней трудовой миграции»).

При осуществлении трудовой деятельности у нескольких нанимателей Республики Беларусь иностранцы, не имеющие разрешений на постоянное проживание в Беларуси, обязаны получить специальное разрешение для работы у каждого из них.

По белорусскому законодательству не допускается какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение  трудовых прав граждан по расовым  и национальным признакам, полу, происхождению, отношению к религии и т.п. Ограничения, установленные национальным законодательством иностранца, не признаются на территории Республики Беларусь. Так, женщина-иностранка в Республике Беларусь может поступить на работу без согласия мужа, даже если в ее национальном законодательстве предусмотрены такого рода ограничения.

Постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранцы имеют право  заниматься трудовой и предпринимательской  деятельностью наравне с гражданами Республики Беларусь в порядке, установленном  законодательными актами Республики Беларусь, с учетом ограничений, связанных  с принадлежностью к гражданству  Республики Беларусь1.

Вместе с тем, белорусское законодательство содержит нормы, запрещающие иностранцам  занимать отдельные должности либо заниматься определенной трудовой деятельностью. Например, ст. 40 Закона от 8 мая 2007 г. «О прокуратуре Республики Беларусь», предусмотрено, что прокурорами и следователями могут назначаться только граждане Республики Беларусь. Иностранцы также не могут быть государственным служащим, судьей, нотариусом, входить в состав экипажей гражданских воздушных судов Республики Беларусь и т.д.

Таким образом, общее правило  о предоставлении иностранцам в  Республике Беларусь, национального  режима в области трудовых прав содержит несколько исключений. В белорусском  законодательстве эти исключения немногочисленны. Они соответствуют требованиям  Конвенции МОТ № 142, согласно которой  ограничения должны касаться небольшой  категории работ и вправе вводиться  только в интересах государства.

В Республике Беларусь право  на труд, в том числе и для  гражданина-мигранта, реализуется путем работы по найму, а также путем самостоятельного обеспечения себя работой.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному частному праву"